5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листПростыми словами, в психологии самооценкой называют понимание человеком самого себя с достоинствами, недостатками, чертами характера и способностями.
Споры о ее природе между учеными не утихают и сегодня. Складывается на основе личных убеждений, мнения о своей персоне.
Можно выделить:
Демонстрирует уровень самоуважения, принятия себя (либо отсутствие такового).
Показывает отношение индивида к отдельным частям собственной личности, поступкам, результатам в некоторых видах деятельности.
Теория самооценки была впервые представлена в 1890 г. Уильямом Джеймсом, психологом из Америки. Он использовал для определения показателя простую формулу: делил успех на цели, ценности, мысли о потенциале. Позднее термин использовали многие другие ученые-психологи: Карл Роджерс, Абрахам Маслоу.
Самооценка выполняет различные функции:
Отражает степень удовлетворения собой, самоуважения. Помогает воспринимать реалистично свой успех или неудачу, ставить цели.
Обеспечивает независимость, наличие личного мнения, суждений, которые человек открыто способен озвучить, отстаивать.
Позволяет выстраивать отношения с социумом, комфортное взаимодействие.
Человек может сделать выводы из ситуации, личного опыта.
Появляется стимул расти, совершенствоваться, работать над собой.
Нежелательное поведение пресекается, благодаря чему удается предотвратить наступление его последствий.
Основы оценки себя закладываются еще в детстве, во время взаимодействия с родителями. Если мать и отец транслируют ребенку, что тот недостаточно хорош, он начинает оценивать себя негативно, замечать недостатки, игнорировать сильные стороны.
Влияет и школа. От преподавателей ученик получает первые социальные оценки. Они более дифференцированы, связаны с отдельными разновидностями деятельности.
Если в детстве был получен негативный опыт (издевательства, насмешки, жесткая критика), то во взрослом возрасте индивид сомневается в личных способностях, считает себя хуже окружающих.
Это мешает ему проявить инициативу при построении романтических отношений, не позволяет прямо высказывать свое мнение или просить повышения на работе.
Вредит и чрезмерное восхваление ребенка. Девочка или мальчик не умеет видеть свои слабые стороны, недостатки. Это затрудняет самосовершенствование, портит отношения с окружающими.
Во взрослом возрасте повлиять на самооценку могут:
Чем важнее для человека отдельная область жизни, тем сильнее влияние успехов в ней на самовосприятие. Например, добиваясь высот в профессиональной сфере, человек улучшает мнение о себе. При этом его может не беспокоить отсутствие семьи или романтических отношений. Для другого важнее будет наличие постоянного партнера. Даже руководящая должность не избавит от чувства неполноценности, если в личных отношениях возникнут проблемы.
В детстве самооценка часто нестабильна. В подростковом возрасте колебания выражены особенно сильно. У взрослого восприятие себя становится более устойчивым, меньше зависит от влияния внешних факторов.
Повлиять на мнение о себе могут его колебания. Но даже человек, добившийся успеха и материального благополучия, может страдать от неуверенности в себе и самокритики. При этом люди с меньшим доходом или даже безработные способны относиться к себе позитивно.
Некоторые заболевания заставляют людей относиться к себе отрицательно. Особенно если болезнь влияет на способность достигать целей, зарабатывать деньги или на сексуальную активность. Наличие увечий, инвалидности вызывает у многих чувство неполноценности.
Чем сильнее человек отличается от заданных параметров, например типом телосложения, тем сильнее будет беспокоиться. Может считать себя непривлекательным для противоположного пола, опасаться измены партнера или страдать от страха одиночества.
Если близкие люди, кумиры или учителя систематически резко критикуют, у индивида может падать самооценка. Он считает, что не заслуживает чужой любви, поскольку обладает недостатками, вызывающими неудовольствие окружающих.
Могут повлиять раса и этническая принадлежность. Например, если человек попадает в общество, настроенное к представителям его народа враждебно.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Выделяют 3 вида самооценки.
Индивид реалистично воспринимает свои способности, черты характера, достоинства и недостатки. Понимает, какими возможностями, потенциалом обладает. Может оценить, сколько усилий придется приложить для реализации задуманного. Способен принимать решения на основе логического анализа.
Человек неверно воспринимает собственный образ. Он либо считает себя менее способным, привлекательным, умным, чем на деле, либо, наоборот, преувеличивает личные таланты.
Он не может правильно оценивать возможности, которыми обладает. Это мешает достигать успеха в карьере, выстраивать эффективные коммуникации с романтическим партнером, коллегами, приятелями.
В разные периоды жизни восприятие себя сильно меняется. Человек может иногда проявлять уверенность. Но через некоторое время становится тревожным, думает о себе негативно, принижает личные достоинства. Или адекватно оценивает одни элементы, но нереалистично воспринимает другие.
Выделяют 4 уровня самооценки.
Часто приводит к психическим расстройствам (в частности, тревожным или депрессивным). У человека могут даже появляться суицидальные фантазии, попытки претворить свои мысли в жизнь.
Возможно развитие зависимостей. Он начинает злоупотреблять алкоголем или принимать наркотические вещества, чтобы избавиться от тревоги, ощутить облегчение.
Кроме того, индивид:
Человек относится к себе без теплоты. Чаще ругает, чем хвалит. Жизнью не удовлетворен, но считает себя глупым, слабым, не способным преодолеть преграды.
Старается угодить окружающим, заискивает перед ними, личные интересы и потребности ставит ниже чужих. Регулярно испытывает чувство вины, стыд. Часто играет роль жертвы.
Сильно боится ошибок, а если совершает их, то жестоко себя критикует, ругает, даже наказывает. При этом обладает неплохим потенциалом, способности средние или выше.
Человек корректно воспринимает личные качества. Относится к себе позитивно, при этом не отрицает наличие негативных качеств. Принимает решения, опираясь на личные представления, несет за них ответственность. Умеет отстаивать собственное мнение, границы. Устойчив к стрессам, готов браться за трудные задачи.
Отличается реалистичными ожиданиями. Стороннюю критику воспринимает спокойно, может извлекать из нее пользу, делать выводы, способствующие саморазвитию, самосовершенствованию.
Часто становится способом компенсации внутренней неуверенности. Человек верит, что ни с чем не справляется, недостаточно хорош. Но на публике ведет себя иначе, демонстрирует уверенность в своих талантах и умениях, превозносит личные качества.
Таким способом старается скрыть от окружающих слабость и сомнения. Зависим от сложившегося имиджа, боится совершить ошибку, старается доказывать всем свою правоту.
Есть и другой вариант. Если родители только хвалили ребенка, восхищались каждым его действием и никогда не критиковали, человек не умеет оценивать себя адекватно.
Любые свои действия воспринимает как талантливые, прекрасные, важные. К себе относится позитивно. Даже если результаты плохи, свои низкие успехи будет оправдывать тем, что это окружающие не ценят его стараний, а не он сам не справляется с заданием.
Общая самооценка должна быть высокой. При этом частные – адекватными. Человек в норме считает себя хорошим, но осознает наличие недостатков, слабых сторон и отрицательных черт характера. Свою деятельность, ее процесс и результаты может отделить от всей личности.
Используется несколько методов диагностики:
Разработана в 1965 г., но до сих пор применяется чаще прочих методик.
Человек отмечает счастливую личность на предложенных ему шкалах. Затем показывает, как оценивает себя по каждой из них. В норме значения должны быть приближены друг к другу.
Методика позволяет проследить отношение человека к его достижениям или провалам. Самодиагностику по ряду показателей осуществляют по 10-бальной шкале. Легко проводится в домашних условиях.
Состоит из 20 утверждений. На каждое можно дать ответы «редко», «иногда» или «часто». Интерпретация осуществляется на основе суммы баллов.
Чтобы повысить самооценку, воспользуйтесь простыми рекомендациями:
Не увлекайтесь самокритикой, вместо этого отмечайте положительные качества. Заведите специальный дневник, где кратко описывайте любые достижения, даже небольшие. Сначала может быть непросто их заметить, но с практикой начнет получаться лучше.
Если вокруг вас токсичные, жестокие люди, думать о себе позитивно будет затруднительно. Постарайтесь исключить контакты с теми лицами, которые заставляют почувствовать себя хуже. Если совсем отказаться от взаимодействия невозможно, сократите его до необходимого минимума. Стройте позитивные отношения с единомышленниками, готовыми оказать поддержку и помощь друзьями.
Сначала будет непросто отказывать. Резкое изменение в вашем поведении даже может стать причиной обид, быть воспринято как бунт. Поэтому начинать лучше с тех людей, с кем чувствуете себя более комфортно: романтического партнера, близкого друга или сестры. Отказывайте хотя бы в мелочах. Постепенно переходите к задачам посложнее. Например, скажите «нет» начальнику, попросившему задержаться после работы без доплаты.
Это поможет ощутить себя более сильным, амбициозным, способным. Начните с малого. Например, поставьте задачу похудеть не на 20 кг, а на 3 кг. Достигнув результата, определите новую цель. По шагам достичь желаемого будет проще.
Поддержка единомышленников, честный интерес к самому занятию, стремление развиваться и расти в этой сфере станут важными элементами в борьбе с чувством недостойности.
Этот инструмент поможет оценить ваши убеждения, выявить повторяющиеся часто идеи, провести работу с ними.