Детектор личности
следите
за анонсами
Увидеть скрытое под
масками и личинами
следите
за анонсами
Подробнее
Назад

Психосексуальные стадии развития по Фрейду

Первым, кто выделил стадии психосексуального развития, стал австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он перечислил 5 главных этапов, которые затем активно изучали, описывали в психологической литературе другие ученые-исследователи.
Психосексуальные стадии развития по Фрейду
🔥 Бесплатный курс из 4 видео уроков: самое важное в нескучном формате о сексологии и работе сексологов
Смотреть

Теория развития личности и уровни сознания по Фрейду

Психику Фрейд делил на 3 части:

1
Сознание

Психоаналитик называл эту часть «органом чувств для восприятия психических качеств». Сюда относят то, что человек активно осознает. Например, увиденные образы, услышанные мелодии.

2
Предсознание

На данном уровне информация может быть воспринята при сосредоточении внимания. Относится к пороговому восприятию. Сюда можно причислить, например, воспоминания. Человек не сосредоточен на них постоянно, но при желании легко сможет визуализировать.

3
Бессознательное

Часть, сильнее прочих интересовавшая Фрейда. Сюда вмещаются природные потребности организма: сексуальная энергия, агрессия. К этой части относятся эмоциональные реакции, доставшиеся от далеких предков установки и убеждения.

Авторству ученого принадлежит разделение на 3 компонента:

1
Оно («Ид»)

Самая простая, примитивная часть. Расположена в бессознательном. Опирается на принцип удовольствия. К этому компоненту относятся влечения, стремление к жизни или смерти.

2
Я («Эго»)

Эта часть развивается у ребенка позже. Опирается на реальность. Соотносит поведение с происходящим вокруг, выбирает способ удовлетворения потребностей, который не будет осуждаем социумом.

3
Сверх-Я («Супер-Эго»)

Появляется при достижении возраста 3–6 лет. К этой части относятся совесть, идеалы, ориентиры. Данная часть следит, чтобы не нарушались принятые в обществе нормы.

Поскольку Оно и Сверх-Я имеют противоположные функции, у человека возникают внутренние конфликты. Эго создает психологические защиты, чтобы скрыть их.

Но у детей есть риск застрять на некоторой стадии развития, поскольку их Я еще слишком слабо, не всегда способно справиться с конфликтами. Тогда происходит фиксация. Личность начинает развиваться неправильно.

Пять стадий психосексуального развития, которые выделил Зигмунд Фрейд

Фрейд утверждал, что личностное развитие определяется движением либидо в организме. По мере взросления оно будет переходить с одной части тела на другую.

Данные стадии проходит каждый человек, к какому бы народу, культурному или социальному слою он ни принадлежал. Этапы развития имеют свои сроки. Задержка в любом из них влияет на характер человека, приводит к различным отклонениям.

Оральная (с рождения до 18 месяцев)

На этом этапе ребенок получает удовольствие по большей части через рот. Одну из основных потребностей (получение пищи) малыш удовлетворяет посредством сосания материнской груди либо бутылочки с молоком.

Тем же способом дети пользуются для установления контакта с мамой, успокоения. Для младенца главный интерес сосредоточен на языке, губах, в ротовой полости. Здесь он чувствует удовольствие.

Сосание и глотание, согласно Фрейду, представляют собой упрощенный аналог будущего полового акта. Психоаналитик утверждал, что его остаточные проявления у многих людей можно заметить и во взрослом, даже пожилом возрасте.

К таковым он причислял курение, поцелуи, постоянную потребность что-либо жевать (причем, не всегда съедобное; человек может, например, грызть ногти).

Сначала человек получает удовольствие с помощью материнской груди либо бутылочки, пустышки. Но затем переключается на другие объекты. Например, дети могут сосать собственные пальцы, когда нуждаются в успокоении. Завершение грудного вскармливания становится для ребенка стрессом.

Особенно если произошло рано, резко, сопровождалось другими болезненными событиями (например, мама легла в больницу и отсутствовала). Чем сильнее было пережитое напряжение, тем больше либидо сосредоточится в области рта.

Ребёнок в оральной стадии
Оральная стадия с рождения до 18 месяцев
Фото: Zurijeta / Сайт shutterstock.com

Фиксация приводит к инфантильности, зависимости от других людей. Человек постоянно ищет поддержки, одобрения, сомневается в собственных решениях. В своих неудачах склонен обвинять других, обстоятельства, но не себя. Он несколько пассивен, легко доверяет людям.

Младенец проходит также орально-агрессивную фазу. В этот период у него уже появились первые зубы. Малыш кусает, жует, когда мать отсутствует поблизости либо нет возможности получить желаемое (случается депривация).

Если фиксация произойдет в этот период, человек вырастет циничным, конфликтным, будет относиться потребительски к окружающим. Может проявлять жадность, часто браниться, злоупотреблять алкоголем или переедать.

fire
author

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

6 бесплатных способов глубже понять себя и окружающих

Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.

Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.

Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!

material

5 шагов к здоровой самооценке

чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой

material

Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи

найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее

material

Как найти себя и свое место в мире за 4 шага

авторский метод профориентирования

material

Время не лечит: как справиться с душевной болью

2 эффективных упражнения

material

Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах

взгляните на свою жизнь со стороны

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 577 раз

Анальная (от полутора до 3 лет)

Сексуальная энергия во время данной фазы фокусируется на мочеиспускании, дефекации. Дети начинают контролировать работу своих сфинктеров, обучаются самоконтролю, начинают пользоваться горшком. На данном этапе закладываются творческие способности.

Прохождение этого этапа зависит от того, как мать с отцом организуют обучение ребенка. Похвалы и поощрения за пользование горшком вызывают у него ощущение собственной важности, одаренности.

Если мама демонстрирует радость, увидев результат старания малыша, тот испытывает гордость. Он научился контролировать организм, справился с непростой задачей.

Избыточная строгость со стороны родителей спровоцирует фиксацию. Развиваться она будет по удерживающему типу. Ребенок стремится сдерживаться, избегать дефекации, что провоцирует развитие запоров. У повзрослевшего индивида развивается скупость. Человек упрям, не гибок, слишком пунктуален. Он не переносит неопределенности, беспорядка.

Другой вариант фиксации – выталкивающий. Возможен при слишком позднем приучении к горшку. Человек склонен к необдуманным тратам, живет не по средствам. Он тревожен, часто переживает. Импульсивен, не думает долго перед совершением поступка. Может даже в некоторой степени проявлять жестокость к себе или окружающим.

Ребёнок в анальной стадии
Анальная стадия от полутора до 3 лет
Фото: Tomsickova Tatyana / Сайт shutterstock.com

Фаллическая (от 3 до 6 лет)

У детей этого возраста появляется первый интерес к противоположному полу. Их волнует также вопрос появления на свет. Ребенок начинает обращать внимание на собственные гениталии, отмечает, что у других людей они либо похожи, либо сильно отличаются. На этой же стадии развивается Эдипов комплекс.

Мальчик желает жениться на собственной матери, занять место отца. Но испытывает страх наказания от родителя, который старше и сильнее. У девочек аналогом является комплекс Электры.

К 6 годам, согласно концепции Фрейда, внутренний конфликт исчерпывается. Любовь к родителю противоположного пола вытесняется из детского сознания.

Мальчики вместо этого начинают ассоциировать себя с папой, а девочки – с мамой. Они начинают копировать поведение родителя своего пола даже в мелочах.

Например, используют в речи те же слова или стараются повторять жесты, мимику. Противоречивые переживания вытесняются, ребенок прекращает их осознавать.

Подражание матери или отцу способствует развитию «Сверх-Я». При этом формируются идеалы, совесть.

Если мама будет слишком опекать сына, демонстрировать чрезмерную любовь к нему, у мальчика появятся психологические проблемы. Он будет зависим от родительницы эмоционально, испытает сложности с сепарацией. Иногда повзрослевший мужчина не может встретить партнершу, так и не создает семью, остается жить с мамой.

Возможно и ненормальное поведение, девиации. Мальчик может стать гомосексуалистом, приобрести склонность к инцесту либо беспорядочным половым связям.

У девочек при фиксации на фаллической стадии проявляется стремление флиртовать с мужчинами, соблазнять их. Девушка стремится занимать доминирующую позицию в паре, часто вступает в беспорядочные половые связи.

Она напористая, самоуверенная. При частом сексе с разными мужчинами может страдать от неспособности достичь оргазма, сложностей с получением удовольствия от интимной близости.

Латентная (6–12 лет)

В начальной школе половой интерес угасает. Дети заняты обучением, активно усваивают модель поведения, характерную для представителей их пола.

Кроме того, они устанавливают связи с людьми, не являющимися их родственниками: сверстниками, учителями. Догенитальная сексуальность направлена на весь мир, культурное наследие, а не на отдельный объект.

Источником удовольствия становятся достижения в разных сферах. Например, в учебе, спорте или хобби. При чрезмерной фиксации индивид становится честолюбивым.

Большое значение придает достижениям, стремится добиться успеха. Старается продвинуться по карьерной лестнице, при этом полагает, что цель оправдывает средства.

Дети в латентной стадии
Латентная стадия наступает с 6–12 лет
Фото: Frau aus UA / Сайт shutterstock.com

Генитальная (12–18 лет)

В период полового созревания человек ощущает усиление влечения, сексуального интереса. Концентрируется при этом на отдельных представителях противоположного пола.

В раннем подростковом возрасте люди проходят гомосексуальный период. Они отдают предпочтение обществу лиц того же пола. Возможны даже гомосексуальные игры. Но затем либидо вновь направляется на противоположный пол.

Бывшие эрогенные зоны объединяются. Человек стремится реализовать потребность в сексе, разрядке. Юноша или девушка получает первый опыт.

Возможны беспорядочные половые связи, мастурбация, петтинг. Но реализация желания может быть затруднена у подростков, что приводит к регрессиям, возврату к агрессии, гомосексуальным побуждениям или Эдипову комплексу.

По этой причине родителям и учителям не следует подавлять молодое поколение. Вместо этого стоит донести детям важную информацию о сексе и возможных последствиях.

В норме, согласно Фрейду, развитие происходит через сублимацию. Но если подросток вытесняет появляющиеся желания, возникает откат. Он может быть вызван различными причинами.

Например, подростку приходится подавлять усиливающееся влечение из-за принадлежности к религиозной общине или строгого семейного воспитания. В подобных ситуациях развиваются патологические характеры: нарциссизм или психический гомосексуализм.

Первый характеризуется направленностью влечения на себя. Внимание концентрируется на личных переживаниях, поступках. На первый план выходят самодовольство, самоудовлетворенность.

Дети в генитальной стадии
Генитальная стадия от 12 до 18 лет
Фото: VH-studio / Сайт shutterstock.com

При психическом гомосексуализме половое влечение к своему полу отсутствует. Вместо этого человек строит жизнь, предпочитая проводить время в компаниях своего пола. Семья и романтические отношения становятся второстепенными. На первое место индивид ставит дружбу.

У генитальной стадии есть еще 1 важная функция. Во время ее прохождения подростки обретают независимость от отца и матери. Они взрослеют, превращаются в автономные личности. Человек находит партнера, при этом переживает Эдипов комплекс и включается во взаимоотношения с возлюбленным.

Бесплатный вводный курс в профессию
Консультант по сексуальным отношениям
Первый шаг для тех, кто хочет стать сексологом с нуля
  • самое важное в нескучном формате видео-уроков о сексологии и работе сексологов
  • обратная связь - возможность задать вопрос профессиональному сексологу
  • бонусы и подарки стоимостью 25 000₽, которые вы получите совершенно бесплатно
  • электронный сертификат в конце обучения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с условиями оферты и политики обработки персональных данных

Критика теории Фрейда

В психологии теории австрийского психоаналитика нередко критикуют. Их называют устаревшими и недостаточно проработанными. Некоторые авторы утверждают, что Фрейд начал работу, но не завершил, его учение имеет немало неточностей или даже грубых ошибок.

Критики указывают, что ученый чрезмерно много важности придавал сексуальной сфере как в человеческой психике, так и в жизни в целом.

Нередко люди просто не хотят признавать, что застряли на некоторой стадии развития, поскольку само осознание этого факта для них болезненно. Но сам психоаналитик говорил, что лишь разрушает существующие в обществе иллюзии, прерывает сон.

Оппоненты указывают и на то, что у взрослых людей Фрейд никаких фаз не выделял. Сам психоаналитик считал, что развитие происходит в детстве и затем останавливается. Но многие ученые не соглашаются с этой теорией. Они указывают, что психосексуальная сфера может развиваться, меняться и в более позднем возрасте.