Особенности и состояния человеческой психики
Что такое психика в психологии
Под этим термином воспринимается сложное и многогранное понятие, изучением которого занимается психология. Простыми словами, она представляет собой совокупность всех психических процессов, явлений и свойств человека, которые обуславливают его внутренний мир и взаимодействие с окружающей средой.
Разница с нервной системой состоит в следующих компонентах:
Критерий | Психика | Нервная система |
Определение | Отражение объективного мира | Биологическая система |
Функции | Ориентация в среде, регуляция деятельности, познание мира, формирование личности | Передача сигналов, управление поведением, регуляция работы органов |
Сознание | Включает в себя сознание | Не обладает сознанием |
Связь | Тесно связана с нервной системой | Является материальным субстратом психики |
Мозг и психика неразрывно связаны. Мозг – это материальный субстрат психики, которая является функцией мозга. Психика и сознание – это два взаимосвязанных явления, т. к. сознание является частью психики.
Древняя философская трактовка
В античной философии не существовало единого, общепринятого определения психики. Однако можно выделить несколько основных подходов к ее пониманию:
- платонизм;
- аристотелизм;
- стоицизм;
- эпикуреизм.
По мнению Платона (427–347 гг. до н.э.), психика – это нематериальная сущность, отличная от тела. Она разделена на 3 части: разумную (стремление к познанию истины и благу), вожделеющую (желания и страсти) и яростную (эмоции). Афинский философ считал психику, которая переводится с древнегреческого языка как душа или жизнь, бессмертной.
Аристотель же считал, что это совокупность способностей, которые позволяют человеку познавать мир, действовать и испытывать чувства. При этом она не может существовать отдельно от тела.
Аристотель также выделял 3 вида души: растительную (питание и размножение), животную (чувства и движение) и разумную (мысли).
В стоицизме психика – это материальный субстрат, который пронизывает все тело, «внутренний огонь», дарующий жизнь и разум. В нем душа делилась на руководящую (мысли и действия), чувствующую (чувства и эмоции) и вожделеющую (желания и инстинкты).
В эпикуреизме, основанном на учении афинского философа Эпикура, психика означает совокупность атомов, которые находятся в постоянном движении. Она не бессмертна и распадается вместе с телом. Его классификация души совпадает с платоновской.
Научное определение
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность в виде субъективного образа, на основе которого происходит регуляция поведения и деятельности человека.
Существует несколько подходов к ее изучению:
- биологический (нейробиологические основы, такие как структура и функции мозга);
- психологический (закономерности развития и функционирования психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции);
- социальный (влияние социальных факторов на человека).
Стадии развития психики человека
Психика развивалась в процессе эволюции от простых форм до сложных, кульминацией чего является человеческий разум.
Формирование психики проходит такие ступени, как:
- 1
Элементарная сенсорная ступень. Начальный этап развития. Присуща простейшим животным (реакция дождевого червя на раздражитель).
- 2
Перцептивная ступень. Второй уровень психического отражения, на котором происходят анализ и синтез информации. Например, восприятие кошкой мыши.
- 3
Ступень сознания. Высший уровень психического отражения среди животных. Доступна только человеческому виду.
- 4
Интеллектуальная ступень. Высший уровень психического отражения, присущий только человеку. Позволяет решать задачи, творчески мыслить и адаптироваться к новым условиям.
Функции психики человека
Борис Федорович Ломов – советский психолог и специалист в области теории и методологии психологии – выявил 3 основные функции психики:
- Познавательную. Реализуется через такие процессы, как ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.
- Регулятивную. Реализуется через постановку целей, планирование действий, контроль и коррекцию их выполнения.
- Коммуникативную. Реализуется через речь, мимику, жесты, другие формы невербального общения.
Со временем ученые определили дополнительные виды ролей:
- Саморегулятивную. Реализуется через постановку целей самосовершенствования, развитие своих способностей, коррекцию недостатков.
- Адаптационную. Реализуется через выработку условных рефлексов, формирование стереотипов поведения, поиск новых способов решения задач.
6 бесплатных способов глубже понять себя и окружающих
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Психические процессы
Это динамические явления, которые отражают различные стороны взаимодействия человека с окружающей средой. Они являются результатом работы ЦНС.
Когнитивная способность – это совокупность психических процессов, которые позволяют человеку воспринимать, обрабатывать и использовать информацию. Она включает в себя мышление, память, язык, воображение и т. д.
Те в свою очередь могут быть познавательными (ощущения, память, воображение), эмоциональными (чувства, настроение) и волевыми (принятие решений, целеполагание, регуляция действий).
Отражательная способность – это умение человека и животных отражать объективную реальность в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и волевых действий.
Регулятивная способность – это навык человека и животных управлять своим поведением и деятельностью.
Какие бывают состояния психики
Состояния психики – это краткие, временные изменения психической деятельности человека, которые обусловлены его взаимодействием с окружающей средой.
Они классифицируются по следующим критериям:
- 1
Уровню активности: активность или пассивность.
- 2
Направленности: сконцентрированность или рассеянность.
- 3
Устойчивости: устойчивые или неустойчивые.
- 4
Степени осознанности: осознанные или неосознанные.
- 5
Функциональному значению: оптимальные или неоптимальные.
Особенности психики взрослого человека
Психика взрослого человека – это сложное образование, которое формируется на протяжении всей жизни.
Для нее характерны:
- эмоциональная стабильность;
- развитое самосознание;
- сформированная система взглядов;
- гибкость мышления;
- способность к самоконтролю;
- стрессоустойчивость;
- ответственность за свои поступки и решения;
- самостоятельность.
Взрослая психика включает в себя:
Когнитивные функции: память, внимание, мышление, интеллект.
Эмоционально-волевую сферу: чувства, настроения, волю, самоконтроль.
Личность: ценности, цели, установки, мотивацию.
Межличностные отношения: способность к общению, построению отношений, эмпатию.
У женщин
Главными особенностями женской психики являются эмпатия и тяга к заботе о других. Женщины более склонны к многозадачности. Они могут одновременно выполнять несколько дел, что обусловлено их нейропсихологией.
Женский пол может испытывать ряд специфических психических расстройств, таких как предродовая депрессия (и послеродовая), предменструальное дисфорическое расстройство (ПМДР) и климактерический синдром.
Психика и поведение мужчин
Исследования показывают, что специфика поведения у мужчин отличается от таковой у женщин. Мужчины часто демонстрируют более агрессивные и конкурентные черты, связанные с проявлением своего статуса и силы в обществе, различные формы зависимости. Они склонны скрывать свои эмоции и проявлять сильный, железный характер.
Детская психика
Изучение детской психики – это задача, требующая междисциплинарного подхода. Понимание особенностей ее развития, факторов, влияющих на нее, проблем в этой области, необходимо для благополучия детей и их гармоничного развития.
Ее особенности:
- 1
- Высокая пластичность
Детский мозг обладает феноменальной способностью к обучению и адаптации. В первые годы жизни нейронные связи формируются с высокой скоростью, что обуславливает быстрый темп развития когнитивных, социальных и эмоциональных навыков.
- 2
- Эгоцентризм
Дети до 7–8 лет неспособны полностью понять чужую точку зрения. Они склонны интерпретировать мир с позиции собственных потребностей и желаний, что может приводить к сложностям в общении и понимании социальных норм.
- 3
- Непостоянство
Детская психика подвержена частым сменам настроения, поведения и интересов. Это связано с незрелостью нейронных связей и гормональной системы.
- 4
- Конкретность мышления
Дети до 11–12 лет оперируют преимущественно четкими образами и представлениями. Им сложно делать абстрактные выводы, понимать причинно-следственные связи и формулировать гипотезы.
- 5
- Сила воображения
Детское воображение не ограничено рамками реальности. Дети легко придумывают игры, истории и миры, что является важным фактором развития креативности и творческого потенциала.
- 6
- Подражание
Дети склонны подражать поведению взрослых и других детей. Это важный механизм социализации, который позволяет им усваивать модели взаимодействия с окружающим миром.
- 7
- Игровая деятельность
Игра является ведущим видом деятельности для детей. В процессе игры они развивают различные навыки, познают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми.
- 8
- Сензитивность
Дети более чувствительны к сенсорным стимулам (свету, звукам, запахам), по сравнению со взрослыми. Это может приводить к повышенной возбудимости, утомляемости или, наоборот, апатии.
Какие факторы оказывают влияние на психическое состояние
Психическое состояние человека – это комплексная и динамичная система, на которую влияют такие типы факторов:
- биологические– это генетика, в т. ч. предрасположенность к заболеваниям, нейрохимия, возраст и пол;
- психологические – жизненный опыт человека, его черты характера и когнитивные функции;
- социальные – состоят из межличностных отношений (семейных, дружеских), культуры и норм общества, стигматизации тем.
Также на человека может оказывать влияние окружающая среда, т. е. избыточный шум в больших городах, изменения климата. Исследования, опубликованные в таких журналах, как Environmental Health Perspectives и Psychopharmacology, доказали, что загрязнение воздуха приводит к суицидальным мыслям и депрессии.
Важно отметить, что эти факторы могут взаимодействовать друг с другом. Например, человек с генетической предрасположенностью к депрессии более уязвим к ней, если он испытывает стресс или имеет негативные мысли.
Психические отклонения и нарушения
Психические отклонения и нарушения – это широкий спектр состояний, которые могут влиять на мысли, чувства и поведение человека и быть вызваны различными факторами, включая генетику, биологию, окружение и жизненный опыт.
Классическая классификация расстройств психики:
- 1
Аффективные расстройства: биполярное, депрессивное.
- 2
Психотические расстройства: бред, галлюцинации и дезорганизованная речь.
- 3
Тревожные расстройства: паника, агорафобия, ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство).
- 4
Расстройства пищевого поведения: аномальное отношение к еде и весу.
- 5
Расстройства личности: устойчивые паттерны мышления и эмоций, которые мешают социальным и межличностным отношениям.
В Международной классификации болезней (МКБ), разработанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержится более 200 категорий в разделе «Психические расстройства, расстройства поведения и нейроразвития».
Симптомы психических отклонений и нарушений могут сильно разниться, но некоторые из наиболее распространенных включают изменения настроения и мышления, проблемы с концентрацией внимания и обучаемостью.
Диагностика психических отклонений и нарушений проводится психиатром или психологом. Процесс включает в себя сбор информации о симптомах, истории болезни, генетических данных и результатах тестов. Наблюдается рост применения МРТ и 3D-сканирования головного мозга для выявления психологических расстройств.
Как сделать психику устойчивее
Наука в поиске универсального способа предотвращения психических нарушений. Чтобы уменьшить риск их развития, можно, например:
- снизить уровень стресса;
- вести здоровый образ жизни;
- заботиться о себе;
- принять социальную поддержку;
- иметь позитивное мышление.
Помните, что психическая устойчивость – это навык, который можно развить. Не бойтесь пробовать разные методы и способы.