в 11:00 МСК
З. Фрейд известен как родоначальник психоанализа и один из наиболее влиятельных мыслителей в истории психологии. Его работы о бессознательном, психических конфликтах, сексуальности и развитии личности оказали огромное влияние на современную психологию, психиатрию и культуру в целом.
З. Фрейд появился на свет 6 мая 1856 г. в маленьком городке Фрайберг в Моравии, на тот момент входившем в состав Австрийской империи. Сегодня это место известно как Пршибор, Чехия.
Его отец, Якоб Фрейд, был торговцем шерстью, а мать, Амалия Натансон, происходила из зажиточной семьи. У Фрейда было 2 старших сводных братьев от первого брака отца, Эммануэль и Филипп, а также 7 младших братьев и сестер.
Когда мальчику исполнилось 3 года, его отец потерял работу. Семье пришлось переехать в Лейпциг, а затем в 1860 г. в Вену, которая оставалась домом для З. Фрейда на протяжении большей части его жизни.
Получив образование в гимназии Лейбница, в 1873 г. З. Фрейд начал свое обучение на медицинском факультете Венского университета. Интерес к нервным расстройствам и психическим болезням у него начал формироваться еще в студенческие годы под влиянием работ физиолога Эрнста Брюке и невролога Жана-Мартена Шарко.
После окончания университета З. Фрейд приступил к работе в госпитале, специализируясь на неврологии и психиатрии. Его первоначальный интерес к гипнозу и терапии исторических воспоминаний привел к разработке метода психоанализа.
В 1886 г. З. Фрейд открыл свою частную практику и стал применять психоанализ для лечения невротических расстройств. Он активно изучал работы Чарльза Дарвина, Густава Флобера, Артура Шопенгауэра и др. мыслителей, развивая теории о бессознательном, психических конфликтах и развитии личности.
В начале XX в. З. Фрейд начал публиковать свои работы, привлекая внимание и критику со стороны как медицинского сообщества, так и широкой публики. Его работы «Интерпретация сновидений» (1900) и «Введение в психоанализ» (1917) стали мировыми бестселлерами.
Несмотря на признание, идеи ученого вызывали ожесточенные споры и контроверсии, особенно среди коллег-психиатров и психологов. Тем не менее З. Фрейд продолжал развивать собственные теории и методы, привлекая к своей школе психоанализа множество последователей.
В 1886 г. З. Фрейд женился на Марте Бернейс, дочери друга и коллеги, с которой у него в дальнейшем родилось 6 детей. Их брак был сложным, но Фрейд, несмотря на собственные внутренние конфликты, придавал большое значение семейной жизни.
Всю жизнь ученый был окружен близкими друзьями и коллегами, среди которых были известные личности, такие как Карл Юнг, Альфред Адлер и Анна Фрейд, его дочь, которая тоже стала известным психоаналитиком. Их отношения, иногда омрачаемые конкуренцией и спорами, нередко отражались в его личной жизни и работе.
В 1923 г. у Фрейда был диагностирован рак челюсти. Он перенес более 30 операций в стремлении справиться с этим заболеванием. Несмотря на мучительные боли и физические страдания, он продолжал работать до последних дней своей жизни.
В 1938 г., после аннексии Австрии в состав Германии, З. Фрейд был вынужден эмигрировать в Лондон из-за своего еврейского происхождения и антисемитской политики нацистов.
23 сентября 1939 г. по просьбе Фрейда доктор Макс Шур ввел ему большую дозу морфия, что привело того к смерти. Этот акт эвтаназии был выполнен с целью избавить ученого от мучительных болей и обеспечить ему мирный уход.
З. Фрейд заложил основы для понимания глубинных процессов, влияющих на поведение человека. Его идеи продолжают развиваться и интерпретироваться в различных направлениях психотерапии, таких как юнгианский анализ, эго-психология, объектные отношения и др. Многие термины, введенные ученым, вошли в повседневный язык.
Такие понятия, как «эдипов комплекс», «бессознательное», «психоанализ», стали неотъемлемой частью не только психологии, но и культурной лексики.
По мнению З. Фрейда, модель человеческой личности состоит из 3 элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии и определяют поведение и психическую деятельность человека.
Оно (Ид). Примитивная и инстинктивная часть личности, функционирующая на бессознательном уровне. Включает врожденные биологические инстинкты и потребности, такие как жажда, голод, агрессия и либидо (сексуальное желание). Руководствуется принципом удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению своих желаний и избеганию боли.
Я (Эго). Рациональная, сознательная часть личности, которая взаимодействует с реальностью. Развивается из Оно, чтобы адаптироваться к потребностям внешнего мира. Функционирует на основе принципа реальности, стремясь к удовлетворению желаний Оно, но с учетом реальных обстоятельств и последствий.
Сверх-Я (Супер-Эго). Моральная часть личности, сформированная под влиянием внешних социальных факторов, таких как родители, воспитатели и культура. Содержит усвоенные нормы, ценности и запреты, выступая как внутренний судья, контролирующий и направляющий поведение.
Эти 3 компонента личности находятся в постоянном взаимодействии и конфликте. Оно стремится к немедленному удовлетворению желаний, Я пытается найти реалистичные способы их удовлетворить, а Сверх-Я контролирует моральные и социальные аспекты поведения.
Правильное функционирование личности зависит от способности «Я» балансировать между требованиями «Оно» и «Сверх-Я».
З. Фрейд считал, что психические расстройства возникают из-за дисбаланса между этими компонентами, когда, например, Сверх-Я становится слишком строгим или Оно берет верх над Я, нарушая социальные нормы и реальность.
Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.
Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!
Гайд по профессии Психолог-консультант
все, что необходимо знать о работе специалиста
Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»
ценности, ориентиры и установки консультанта
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
не совершайте их никогда
Инструкция «Первая консультация с клиентом»
простые, рабочие и эффективные советы
Гайд «Этапы консультирования»
задачи, техники, типичные ошибки
Это центральная концепция психоаналитической теории З. Фрейда, представляющая собой часть психики, в которой скрыты подавленные мысли, желания, воспоминания и инстинкты, оказывающие влияние на поведение и сознательные процессы человека.
Вытеснение же – процесс, с помощью которого сознание удаляет нежелательные или тревожные мысли и воспоминания в бессознательное. Это происходит автоматически и вне контроля индивида.
З. Фрейд выделил 5 психосексуальных фаз развития личности, каждая из которых характеризуется фокусом на эрогенной зоне.
Ниже представлена таблица, описывающая основные характеристики каждой фазы.
Фаза | Возрастной период | Эрогенная зона | Основные характеристики | Возможные фиксации и последствия |
Оральная | 0 – 1 год | Рот | Потребность в сосании, жевании и глотании. Формируется доверие | Пассивность, зависимость, курение, переедание, потребность в комфорте |
Анальная | 1 – 3 года | Анус | Обучение контролю над испражнениями. Формируется автономия | Упрямство, чрезмерная аккуратность, склонность к накопительству или, наоборот, беспорядочность |
Фаллическая | 3 – 6 лет | Гениталии | Осознание гендерных различий, развитие эдипова комплекса | Завышенная или заниженная самооценка, проблемы с идентификацией |
Латентная | 6 – 12 лет | — | Сексуальные интересы подавлены, развитие социальных навыков | Социальные проблемы, застенчивость, неспособность к коммуникации |
Генитальная | С подросткового возраста и старше | Гениталии | Возобновление сексуальных интересов, стремление к зрелой сексуальности | Здоровая сексуальность, способность к любви и работе или, напротив, фрустрация и сексуальные проблемы |
Это бессознательные стратегии, которые использует Я для уменьшения тревоги и стресса, вызванных конфликтами между Оно и Сверх-Я.
Зигмунд и Анна Фрейд разработали концепцию этих механизмов, выявив множество способов, с помощью которых человек защищает себя от негативных эмоций и мыслей:
Отрицание. Отказ признавать реальность тревожной информации или ситуации, что помогает временно избежать стресса.
Проекцию. Перенос собственных неприемлемых чувств, мыслей или мотивов на другого человека.
Рационализацию. Создание ложных, но правдоподобных объяснений или оправданий для поведения или мыслей, которые вызывают тревогу.
Сублимацию. Перенаправление неприемлемых импульсов в социально приемлемые действия или достижения.
Регрессию. Возвращение к более раннему уровню психического развития в ответ на стресс или тревогу.
Идентификацию. Усвоение черт, поведения или атрибутов другого человека для уменьшения тревоги.
Компенсацию. Попытку восполнить реальные или воображаемые недостатки путем развития др. качеств или через успех в иных областях.
Интеллектуализацию. Фокусировку на логических аспектах и абстрактных идеях с избеганием эмоциональных моментов ситуации.
Замещение. Перенос эмоций или импульсов с одного объекта на другой, менее опасный или угрожающий.
Реактивное образование. Преобразование неприемлемых импульсов в их противоположность.
Метод исследования и терапии психических расстройств, разработанный З. Фрейдом в конце XIX – начале XX вв. Ученый создал эту теорию для понимания человеческой психики, механизма развития личности и причин психических расстройств.
Законы, на которых основан принцип психоанализа:
З. Фрейд был известен не только своими основными трудами, такими как «Интерпретация сновидений» и «Введение в психоанализ», но и множеством др. достижений в области психоанализа и психологии.
Несколько из них:
З. Фрейд часто встречается как персонаж в литературных произведениях.
В перечисленных романах он описывается как ученый, например:
Ученый также изображен во множестве кинофильмов и телесериалов. По данным каталога IMDb на 2012 г., их количество достигло 71. В 2020 г. вышел одноименный сериал «Фрейд».
Он представляет собой драматическую интерпретацию ранних лет жизни и карьеры З. Фрейда, основателя психоанализа. Сериал сочетает элементы исторической драмы, детективного триллера и фантастики, создавая загадочную атмосферу.
Жизнь и работа З. Фрейда полны интересных и порой удивительных фактов.
Некоторые из них:
З. Фрейд, основатель психоанализа, оставил достаточный след в истории психологии и культуры. Его идеи о бессознательном, детском развитии, сновидениях и механизмах защиты существенно расширили понимание человеческой психики.