в 11:00 МСК
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
скачать бесплатноАвтором метода схема-терапия является Джеффри Янг, который кроме когнитивных техник использовал элементы гештальт и психодинамического подходов, а также теории привязанности Джона Боулби. В России развитие данного направления активно поддерживает МИСТ (Московский институт схема-терапии).
Основной идеей Джеффри Янга было то, что у каждого человека есть эмоциональные потребности, заложенные в раннем детстве. От того, удовлетворялись они или игнорировались, зависит формирование схем или особенностей восприятия окружающего мира. Если потребности в значительной степени игнорировались, то схемы будут дезадаптивными, если удовлетворялись — адаптивными.
Дальше разбираемся, о каких схемах идет речь, какие техники используются при схема-терапии и в чем ее преимущество перед классической КПТ.
В схема-терапии когнитивные схемы — это глубинные устоявшиеся убеждения человека об окружающем мире, о себе самом, других людях и взаимоотношениях с ними. Формируются эти схемы в раннем детстве, как правило, под влиянием значимых взрослых и социума.
Рассмотрим простой пример. Чтобы организм ребенка гармонично развивался физически, ему требуется сбалансированное питание и удовлетворение других физических потребностей. Чтобы психика ребенка развивалась гармонично, также необходимо удовлетворять определенные эмоциональные потребности. Если происходит их постоянное игнорирование, у ребенка формируются дисфункциональные схемы, которые остаются с ним во взрослой жизни.
В схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей у ребенка:
Безопасность и привязанность.
Независимость, идентичность, компетентность.
Свобода выражения своих чувств и заявления о потребностях.
Спонтанность и веселье.
Разумные границы, самодисциплина.
Исследуя схемы конкретного клиента, терапевту важно учесть даже незначительные на первый взгляд моменты. К примеру, как часто в детстве его брали на руки? Его чаще ругали или хвалили? Поощряли ли его и, если да, то как? Обсуждение таких вопросов поможет психологу понять, какие когнитивные схемы есть у человека и являются ли они дисфункциональными.
Часто мы можем не осознавать того, что все наши схемы родом из нашего детства. Признаем мы это или нет, но они оказывают сильное влияние на наши чувства, реакции и отношение к окружающему миру сегодня.
Обида, тревога, боль, вина, страх, которые появились в травмирующем моменте из детства, в виде схемы закрепляются внутри и уже во взрослом возрасте влияют на поведение человека. Деструктивные схемы мешают заботиться о себе, обозначать свои границы и выстраивать здоровые отношения с другими. Если схема регулярно активируется и находит «подтверждение», со временем это может привести к серьезным психологическим нарушениям.
Например, ребенка часто оставляли дома одного, а в какой-то момент один из родителей просто ушел из семьи. Было одиноко, ничего непонятно и страшно. Есть риск, что во взрослом возрасте человек будет жить в согласии с убеждением, что близкий человек в любой момент может его бросить. Если такие опасения подтверждаются, убеждение еще больше активируется, а тревога и неуверенность растут.
В современной схема-терапии выделяют 18 деструктивных схем и каждую из них определяют в один из пяти доменов. Рассмотрим каждый домен более детально.
В детстве ребенку не обеспечили чувство поддержки, безопасности, принятия. Как правило, отсутствовало чуткое руководство и стабильность.
Схемы этого домена:
Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.
Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!
Гайд по профессии Психолог-консультант
все, что необходимо знать о работе специалиста
Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»
ценности, ориентиры и установки консультанта
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
не совершайте их никогда
Инструкция «Первая консультация с клиентом»
простые, рабочие и эффективные советы
Гайд «Этапы консультирования»
задачи, техники, типичные ошибки
В детстве, скорее всего, присутствовала тирания или гиперопека со стороны родителей. За ребенка решали, что ему нравится, чем он будет заниматься, куда пойдет учиться, с кем будет дружить. Теперь даже в бытовых задачах взрослый человек ощущает беспомощность и некомпетентность.
Схемы этого домена:
Вероятно, ребенок жил в атмосфере вседозволенности. Не имея чуткого руководства и определенных границ, ребенок начинает воспринимать окружающих, а особенно, родителей как свои игрушки.
Схемы этого домена:
Основная проблема людей со схемами из этого домена — стремление быть удобным для всех, о себе думать в последнюю очередь или не думать совсем.
Схемы:
Развивается, если родители часто подавляли фантазию, спонтанность ребенка. Постепенно умение проявлять эмоции сокращается до минимума, а вот потребность соответствовать чьему-то идеалу, наоборот, растет.
Схемы здесь:
Когда во взрослой жизни человек сталкивается с ситуацией, которая выступает как триггер и активирует дезадаптивную схему, он может ощущать себя одиноким, покинутым, уязвимым или униженным. Все зависит от того, какие эмоции преобладают в моменте.
Сиюминутное состояние, возникающее при активации когнитивной схемы любым триггером, называют режимом. В схема-терапии определяют такие виды режимов: детские, критикующие, копинговые, здоровые.
Здоровые режимы связаны с адаптивными мыслями и поведением. Детские режимы включаются в ситуациях, когда человек ощущает ущемление базовых эмоциональных потребностей (безопасность, возможность свободно выражать свои эмоции, действовать спонтанно и другие, которые мы разобрали в самом начале статьи).
Критикующие или «родительские» режимы отражают негативные послания, полученные в детстве от авторитетных взрослых. Пример критикующего режима: «Меня никто не любит», «Я навсегда останусь один».
Кроме критикующих выделяют дисфункциональные копинги — это режимы или стратегии поведения, снижающие внутреннее напряжение, но никак не решающие проблему, а иногда даже мешающие поиску решения. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Всего выделяют три вида копингов:
Капитулирующие. Например, человек хочет переехать в другую страну, но испытывает стресс, который выступает триггером и активирует схему «неуспешность». Начинают приходить мысли: «Я не справлюсь, ничего не получится, не стоит и начинать, а то будет еще больше проблем». Кажется, что схема правильная и от задумки с переездом лучше отказаться.
Избегающие. Представим, что человек не совсем согласен с мыслью о том, что у него ничего не получится и он неудачник, но рисковать и проверять, насколько правильна или ошибочна эта схема, он не хочет. Поэтому решает все же отказаться от нового опыта, так как есть риск, что действительно что-то пойдет не так.
Гиперкомпенсирующие. Человек все же решается опровергнуть свою «неуспешность», но доходит до крайностей лишь бы доказать, что схема ошибочна. Например, пытаясь доказать самому себе, что он успешный на работе, а не неудачник, как ему говорили в детстве, он начинает браться буквально за все проекты. Результат — трудоголизм и постоянное чувство тревоги.
Копинговые режимы представляют собой стратегии защиты от активации дисфункциональных схем. Проблема в том, что они зачастую только усугубляют состояние.
Структурно КПТ и схема-терапия очень похожи. В обоих вариантах на старте работы нужно составить дорожную карту — зафиксировать проблемы и запросы клиента, предположить, как и когда они сформировались, какие факторы послужили их подкреплению.
Но есть и колоссальное отличие — это отношения клиент-терапевт. В КПТ терапевт и клиент выступают партнерами, в схема-терапии действует ограниченное родительство и больше внимания уделяется эмоциональным потребностям, которые не были удовлетворены в детстве.
Психолог в направлении схема-терапия использует методики и техники, направленные на работу с травматическими переживаниями и эмоциями из прошлого, которые негативно сказываются на жизни уже взрослого человека.
Каждое направление в психотерапии имеет свои преимущества и особенности. Например, схема-терапия изначально разрабатывалась как методика для работы с людьми, у которых диагностированы расстройства личности (избегающие или пограничные).
Но сегодня этот подход применяют для работы с клиентами, которые сталкиваются с одними и теми же жизненными паттернами из-за устоявшихся дисфункциональных схем. Например, человек, который в детстве подвергался насилию со стороны значимых взрослых, может постоянно выбирать партнеров агрессоров. В таких случаях только КПТ будет недостаточно, так как преобладающим является влияние дисфункциональных схем, сформировавшихся в детстве. Благодаря проработке травматического детского опыта можно достичь куда больших результатов.
Согласно последним исследованиям, схема-терапия также показывает высокую эффективность при лечении депрессии, ОКР и тревожных расстройств, РПП и ПТСР, особенно если лечение КПТ не дало особых результатов.
Алгоритм психологической консультации в направлении схема-терапия выглядит таким образом:
Обнаружение дисфункциональных схем и режимов. Психолог может использовать методику возрастной регрессии или «аффективный мост», когда клиент проходит от последней негативной эмоциональной реакции до начальной, произошедшей в далеком прошлом.
Обращение к детскому опыту, размышление и поиск моментов, когда схемы сформировались.
Проработка болезненного опыта с применением психологических техник, предложенных терапевтом. Примером такой техники может служить рескриптинг. Суть в том, что в своем воображении клиент восстанавливает событие из детства, которое оказалось травмирующим для его психики.
Например, в детстве ребенка жестко критиковали за плохую отметку, запугивали и убеждали, что в будущем он будет нищим и никогда не сможет найти хорошую работу. Задача терапевта — помочь клиенту исправить ход воспоминания в воображении. С этой целью в воображаемую ситуацию добавляется новая фигура — заботливый взрослый, например, терапевт, который выступает на стороне ребенка, валидирует его чувства и объясняет, что получить плохую отметку — это неприятно, но не смертельно и не является приговором. В свою очередь отцу он также объясняет, что оценки — не смысл жизни, что зачастую в построении карьеры и достижении успеха во взрослом возрасте они никак не влияют.
Также заботливый взрослый может обратить внимание на то, что для достижения успеха намного важнее не бояться ошибок, пробовать что-то новое, учиться на своем опыте и искать более подходящее решение. Благодаря такой проработке травмы страх, вина и стыд уступают место уверенности и спокойствию.
Подведем итоги. Схема-терапия — направление, эффективное при работе с комплексными травмами, устойчивыми видами поведения, расстройствами личности. Благодаря упорной проработке дисфункциональных схем можно достичь заметного устойчивого улучшения. Главное — обратиться к опытному квалифицированному психологу и помнить, что в психотерапии ответственность делится 50/50 — усилия должен приложить как терапевт, так и клиент. Только в таком случае можно будет увидеть изменения к лучшему.
Если вы увлечены психологией и хотите получить больше актуальных знаний о современных методиках и приемах психотерапии, приходите на курс «Психолог-консультант». Мы подготовили насыщенную программу, пригласили топовых практикующих психологов в качестве спикеров, предусмотрели много часов практики и обсуждения реальных кейсов с менторами. В завершении обучения наши студенты получают диплом по профессиональной переквалификации государственного образца и два международных диплома.