Онлайн-конференция для психологов и интересующихся
«Где потерялось счастье?»
16 ноября в 11:00 МСК
16 ноября
в 11:00 МСК
Участвовать

Что такое схема-терапия, чем отличается от КПТ и как работает?

Как самостоятельный подход схема-терапия начала формироваться в 1990-х годах. Это одно из направлений, зародившееся на базе когнитивно-поведенческой терапии. В схема-терапии стали работать с запросами, которые не поддавались коррекции в КПТ.
Схема-терапия
🔥 Концентрат информации о профессии Психолог-консультант: бесплатный вводный курс из 4 уроков
Смотреть

Автором метода схема-терапия является Джеффри Янг, который кроме когнитивных техник использовал элементы гештальт и психодинамического подходов, а также теории привязанности Джона Боулби. В России развитие данного направления активно поддерживает МИСТ (Московский институт схема-терапии).

Основной идеей Джеффри Янга было то, что у каждого человека есть эмоциональные потребности, заложенные в раннем детстве. От того, удовлетворялись они или игнорировались, зависит формирование схем или особенностей восприятия окружающего мира. Если потребности в значительной степени игнорировались, то схемы будут дезадаптивными, если удовлетворялись — адаптивными.

Дальше разбираемся, о каких схемах идет речь, какие техники используются при схема-терапии и в чем ее преимущество перед классической КПТ.

Что такое когнитивные схемы и почему это важно?

В схема-терапии когнитивные схемы — это глубинные устоявшиеся убеждения человека об окружающем мире, о себе самом, других людях и взаимоотношениях с ними. Формируются эти схемы в раннем детстве, как правило, под влиянием значимых взрослых и социума.

Рассмотрим простой пример. Чтобы организм ребенка гармонично развивался физически, ему требуется сбалансированное питание и удовлетворение других физических потребностей. Чтобы психика ребенка развивалась гармонично, также необходимо удовлетворять определенные эмоциональные потребности. Если происходит их постоянное игнорирование, у ребенка формируются дисфункциональные схемы, которые остаются с ним во взрослой жизни.

В схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей у ребенка:

1

Безопасность и привязанность.

2

Независимость, идентичность, компетентность.

3

Свобода выражения своих чувств и заявления о потребностях.

4

Спонтанность и веселье.

5

Разумные границы, самодисциплина.

Игнорирование эмоциональных потребностей ребенка
Игнорирование эмоциональных потребностей ребенка влияет на формирование дисфункциональных схем
Фото: DimaBerlin / Сайт shutterstock.com

Исследуя схемы конкретного клиента, терапевту важно учесть даже незначительные на первый взгляд моменты. К примеру, как часто в детстве его брали на руки? Его чаще ругали или хвалили? Поощряли ли его и, если да, то как? Обсуждение таких вопросов поможет психологу понять, какие когнитивные схемы есть у человека и являются ли они дисфункциональными.

Часто мы можем не осознавать того, что все наши схемы родом из нашего детства. Признаем мы это или нет, но они оказывают сильное влияние на наши чувства, реакции и отношение к окружающему миру сегодня.

Как работают схемы во взрослой жизни?

Обида, тревога, боль, вина, страх, которые появились в травмирующем моменте из детства, в виде схемы закрепляются внутри и уже во взрослом возрасте влияют на поведение человека. Деструктивные схемы мешают заботиться о себе, обозначать свои границы и выстраивать здоровые отношения с другими. Если схема регулярно активируется и находит «подтверждение», со временем это может привести к серьезным психологическим нарушениям.

Например, ребенка часто оставляли дома одного, а в какой-то момент один из родителей просто ушел из семьи. Было одиноко, ничего непонятно и страшно. Есть риск, что во взрослом возрасте человек будет жить в согласии с убеждением, что близкий человек в любой момент может его бросить. Если такие опасения подтверждаются, убеждение еще больше активируется, а тревога и неуверенность растут.

Какие дисфункциональные схемы существуют?

В современной схема-терапии выделяют 18 деструктивных схем и каждую из них определяют в один из пяти доменов. Рассмотрим каждый домен более детально.

Домен нарушения связи и отвержения

В детстве ребенку не обеспечили чувство поддержки, безопасности, принятия. Как правило, отсутствовало чуткое руководство и стабильность.

Схемы этого домена:

  • Недоверие. Человек постоянно ожидает подвоха от других, ему кажется, что никому нельзя доверять, что ему изменяет партнер, врет друг, а на работе вообще скоро уволят.
  • Стыд. Эта схема часто сопровождается ощущением дефективности. Например, человек может думать, что он неудачник, глупый, слабый, у всех все хорошо, а он один ничего не достиг.
  • Социальная отчужденность. Человек ощущает себя белой вороной, думает, что его никто не замечает, что с ним дружат ради массовки или ради выгоды, что даже в своей семье он чужак.
  • Покинутость. Ощущение нестабильности во всем — в отношениях, дружбе, карьере.
  • Эмоциональная депривация. Человеку кажется, что его никто не замечает, он одинок, ему постоянно не хватает поддержки и внимания, кажется, что всем наплевать.
Формирование страха быть покинутым
Как формируется страх быть покинутым
Фото: NDAB Creativity / Сайт shutterstock.com
fire
author

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

Трамплин для начинающих психологов: подборка экспертных материалов

Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.

Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!

material

Гайд по профессии Психолог-консультант

все, что необходимо знать о работе специалиста

material

Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»

ценности, ориентиры и установки консультанта

material

ТОП-15 ошибок начинающего психолога

не совершайте их никогда

material

Инструкция «Первая консультация с клиентом»

простые, рабочие и эффективные советы

material

Гайд «Этапы консультирования»

задачи, техники, типичные ошибки

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1289 раз

Домен нарушенной автономии

В детстве, скорее всего, присутствовала тирания или гиперопека со стороны родителей. За ребенка решали, что ему нравится, чем он будет заниматься, куда пойдет учиться, с кем будет дружить. Теперь даже в бытовых задачах взрослый человек ощущает беспомощность и некомпетентность.

Схемы этого домена:

  • Зависимость. Человек уверен, что если партнер уйдет, он не сможет о себе позаботиться, ему трудно принимать решения за себя, начиная от поиска работы и заканчивая выбором блюда в ресторане.
  • Уязвимость. Постоянно присутствует страх чего-либо: попасть в аварию, разбиться на самолете, заболеть страшной болезнью, умереть от инфаркта. Хотя никаких предпосылок для этого нет.
  • Неразвитая идентичность. Человеку сложно понять, кто он и чего хочет, что ему нравится и чего он хочет от жизни. Иногда такие люди заявляют, что их жизнь бессмысленна.
  • Неуспешность. От таких людей можно услышать, что они бездарны, некомпетентны, не имеют никаких талантов. Им кажется, что они никогда не добьются успеха.

Домен нарушенных границ

Вероятно, ребенок жил в атмосфере вседозволенности. Не имея чуткого руководства и определенных границ, ребенок начинает воспринимать окружающих, а особенно, родителей как свои игрушки.

Схемы этого домена:

  • Недостаток самоконтроля. Люди не умеют контролировать свои эмоции и не видят в этом никакой проблемы. Если они не получают желаемое по первому требованию, опускают руки или начинают злиться, вымещая агрессию на других.
  • Привилегированность. Эти люди уверены, что всегда правы, стремятся к тому, чтобы все им подчинялись, уверены, что вокруг одни соперники, которых нужно обойти любой ценой.

Домен направленности на других

Основная проблема людей со схемами из этого домена — стремление быть удобным для всех, о себе думать в последнюю очередь или не думать совсем.

Схемы:

  • Самопожертвование. Ради кого-то и в угоду кому-то жертвовать своими интересами. Например, имея желание переехать в другую страну, не делать этого, так как родители будут против, и их это травмирует.
  • Покорность. Человек не обращает внимания на свои чувства и считает их не такими уж важными. Намного важнее — не обидеть других. Начальник, мама, муж, друг — важно угодить всем любой ценой.
  • Поиск одобрения. Самоценность человека определяется тем, что о нем думают и говорят другие. Например, будут довольны своим внешним видом только, если получат достаточно лайков на фото в социальных сетях.

Домен сверхбдительности и подавления эмоций

Развивается, если родители часто подавляли фантазию, спонтанность ребенка. Постепенно умение проявлять эмоции сокращается до минимума, а вот потребность соответствовать чьему-то идеалу, наоборот, растет.

Схемы здесь:

  • Пессимизм. Человек не видит в жизни ничего хорошего, он уверен, что постоянно случается только плохое. Кажется, что если сильно радоваться, дальше произойдет что-то нехорошее.
  • Подавление эмоций. Есть убеждение, что слезы — слабость, эмоции нужно подавлять, а злятся только невоспитанные люди.
  • Придирчивость. У человека слишком завышенные требования и стандарты. Чтобы быть счастливым, нужно больше зарабатывать, похудеть, в общем, достигнуть совершенства.
  • Пунитивность. Слишком высокие требования к другим, но уверенность в собственной непогрешимости.

Активация дисфункциональных схем

Когда во взрослой жизни человек сталкивается с ситуацией, которая выступает как триггер и активирует дезадаптивную схему, он может ощущать себя одиноким, покинутым, уязвимым или униженным. Все зависит от того, какие эмоции преобладают в моменте.

Сиюминутное состояние, возникающее при активации когнитивной схемы любым триггером, называют режимом. В схема-терапии определяют такие виды режимов: детские, критикующие, копинговые, здоровые.

Здоровые режимы связаны с адаптивными мыслями и поведением. Детские режимы включаются в ситуациях, когда человек ощущает ущемление базовых эмоциональных потребностей (безопасность, возможность свободно выражать свои эмоции, действовать спонтанно и другие, которые мы разобрали в самом начале статьи).

Критикующие или «родительские» режимы отражают негативные послания, полученные в детстве от авторитетных взрослых. Пример критикующего режима: «Меня никто не любит», «Я навсегда останусь один».

Кроме критикующих выделяют дисфункциональные копинги — это режимы или стратегии поведения, снижающие внутреннее напряжение, но никак не решающие проблему, а иногда даже мешающие поиску решения. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Активация дисфункциональных схем
Активация дисфункциональных схем
Фото: Olena Yakobchuk / Сайт shutterstock.com

Дисфункциональные копинги — что это и как работает?

Всего выделяют три вида копингов:

Капитулирующие. Например, человек хочет переехать в другую страну, но испытывает стресс, который выступает триггером и активирует схему «неуспешность». Начинают приходить мысли: «Я не справлюсь, ничего не получится, не стоит и начинать, а то будет еще больше проблем». Кажется, что схема правильная и от задумки с переездом лучше отказаться.

Избегающие. Представим, что человек не совсем согласен с мыслью о том, что у него ничего не получится и он неудачник, но рисковать и проверять, насколько правильна или ошибочна эта схема, он не хочет. Поэтому решает все же отказаться от нового опыта, так как есть риск, что действительно что-то пойдет не так.

Гиперкомпенсирующие. Человек все же решается опровергнуть свою «неуспешность», но доходит до крайностей лишь бы доказать, что схема ошибочна. Например, пытаясь доказать самому себе, что он успешный на работе, а не неудачник, как ему говорили в детстве, он начинает браться буквально за все проекты. Результат — трудоголизм и постоянное чувство тревоги.

Копинговые режимы представляют собой стратегии защиты от активации дисфункциональных схем. Проблема в том, что они зачастую только усугубляют состояние.

Копинговые режимы в схема-терапии
Копинговые режимы в схема-терапии
Фото: TeodorLazarev / Сайт shutterstock.com

Чем сеанс схема-терапии отличается от сессии КПТ?

Структурно КПТ и схема-терапия очень похожи. В обоих вариантах на старте работы нужно составить дорожную карту — зафиксировать проблемы и запросы клиента, предположить, как и когда они сформировались, какие факторы послужили их подкреплению.

Но есть и колоссальное отличие — это отношения клиент-терапевт. В КПТ терапевт и клиент выступают партнерами, в схема-терапии действует ограниченное родительство и больше внимания уделяется эмоциональным потребностям, которые не были удовлетворены в детстве.

Что такое схема-терапия, чем отличается от КПТ и как работает?
Елена Новоселова
Психолог

Психолог в направлении схема-терапия использует методики и техники, направленные на работу с травматическими переживаниями и эмоциями из прошлого, которые негативно сказываются на жизни уже взрослого человека.

В чем преимущество схема-терапии перед КПТ?

Каждое направление в психотерапии имеет свои преимущества и особенности. Например, схема-терапия изначально разрабатывалась как методика для работы с людьми, у которых диагностированы расстройства личности (избегающие или пограничные).

Но сегодня этот подход применяют для работы с клиентами, которые сталкиваются с одними и теми же жизненными паттернами из-за устоявшихся дисфункциональных схем. Например, человек, который в детстве подвергался насилию со стороны значимых взрослых, может постоянно выбирать партнеров агрессоров. В таких случаях только КПТ будет недостаточно, так как преобладающим является влияние дисфункциональных схем, сформировавшихся в детстве. Благодаря проработке травматического детского опыта можно достичь куда больших результатов.

Согласно последним исследованиям, схема-терапия также показывает высокую эффективность при лечении депрессии, ОКР и тревожных расстройств, РПП и ПТСР, особенно если лечение КПТ не дало особых результатов.

Как наладить своё душевное состояние
и начать зарабатывать с помощью психологии
Бесплатный вводный курс для лёгкого старта в профессии Психолог-консультант
о важном в нескучном формате
обратная связь
сертификат в конце обучения
бонусы до 25 000 ₽

Как помогает схема-терапия?

Алгоритм психологической консультации в направлении схема-терапия выглядит таким образом:

1

Обнаружение дисфункциональных схем и режимов. Психолог может использовать методику возрастной регрессии или «аффективный мост», когда клиент проходит от последней негативной эмоциональной реакции до начальной, произошедшей в далеком прошлом.

2

Обращение к детскому опыту, размышление и поиск моментов, когда схемы сформировались.

3

Проработка болезненного опыта с применением психологических техник, предложенных терапевтом. Примером такой техники может служить рескриптинг. Суть в том, что в своем воображении клиент восстанавливает событие из детства, которое оказалось травмирующим для его психики.

Помощь людям с травмирующим опытом в детстве
Помощь людям с травмирующим опытом в детстве. Эффективность схема-терапии
Фото: Drazen Zigic / Сайт shutterstock.com

Например, в детстве ребенка жестко критиковали за плохую отметку, запугивали и убеждали, что в будущем он будет нищим и никогда не сможет найти хорошую работу. Задача терапевта — помочь клиенту исправить ход воспоминания в воображении. С этой целью в воображаемую ситуацию добавляется новая фигура — заботливый взрослый, например, терапевт, который выступает на стороне ребенка, валидирует его чувства и объясняет, что получить плохую отметку — это неприятно, но не смертельно и не является приговором. В свою очередь отцу он также объясняет, что оценки — не смысл жизни, что зачастую в построении карьеры и достижении успеха во взрослом возрасте они никак не влияют.

Также заботливый взрослый может обратить внимание на то, что для достижения успеха намного важнее не бояться ошибок, пробовать что-то новое, учиться на своем опыте и искать более подходящее решение. Благодаря такой проработке травмы страх, вина и стыд уступают место уверенности и спокойствию.

Подведем итоги. Схема-терапия — направление, эффективное при работе с комплексными травмами, устойчивыми видами поведения, расстройствами личности. Благодаря упорной проработке дисфункциональных схем можно достичь заметного устойчивого улучшения. Главное — обратиться к опытному квалифицированному психологу и помнить, что в психотерапии ответственность делится 50/50 — усилия должен приложить как терапевт, так и клиент. Только в таком случае можно будет увидеть изменения к лучшему.

Если вы увлечены психологией и хотите получить больше актуальных знаний о современных методиках и приемах психотерапии, приходите на курс «Психолог-консультант». Мы подготовили насыщенную программу, пригласили топовых практикующих психологов в качестве спикеров, предусмотрели много часов практики и обсуждения реальных кейсов с менторами. В завершении обучения наши студенты получают диплом по профессиональной переквалификации государственного образца и два международных диплома.