5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листЗначение слова можно определить как «анализ, детальный разбор всего происходящего вокруг». Дословный перевод с латыни – «отражение». Это внутреннее обращение к себе, оценка личности.
Человек переосмысливает свои поступки, действия, может избежать повторения ошибок в будущем, действовать иначе. Термин обозначает процесс глубокого познания, осуществляемый в отношении своих внутренних психоэмоциональных состояний, особенностей их протекания. О рефлексии говорили еще античные философы. Сейчас понятие используют психологи, педагоги.
У детей дошкольного возраста способность рефлексировать отсутствует. Они еще слишком малы, не имеют опыта, чтобы заниматься самоанализом, выстраивать сложные причинно-следственные связи. Эти умения у них только начинают развиваться.
К подросткам понятие уже применимо. Взрослеющий человек начинает оценивать свою деятельность, ощущения, мысли. Но навык не нарабатывается автоматически.
Его развитие – это систематический труд, внутренняя работа. Без усилий даже взрослый или пожилой человек не сможет достичь высокого уровня рефлексии.
Животные не способны к подобному анализу. Такая возможность имеется лишь у людей.
Рефлексия выполняет ряд функций:
Регулярно рефлексируя, человек избегает бесполезного самокопания, самообвинений. Вместо бесплодных пережевываний, обид, прокручивания в мыслях неприятных ситуаций он способен сделать выводы, найти более эффективные модели поведения. Это позволяет избегать вреда для психики, падения самооценки, снижает риск развития депрессивных состояний.
Навредить рефлексия может, если человек только задает вопросы, но не дает на них развернутых ответов. Начинается самокопание, бесполезные продолжительные сожаления о прошлом, что приводит к ухудшению психоэмоционального состояния.
Не нужно также прокручивать постоянно негативные мысли.
Это лишь приведет к боли, расстройству или гневу. Долгое время совершая подобную ошибку, человек может даже впасть в тяжелую депрессию.
Выделяют 5 видов рефлексии:
Относится к осмыслению содержания самой личности. Анализируются мотивы, потребности, цели, склонности и возможности.
Самая рациональная разновидность. Человек сосредоточен на осмыслении познавательных процессов, выявлении особенностей мышления, памяти, внимания. Эта форма особенно полезна в учебе.
Относится к сфере обучения. Изучаются содержание и качество знаний, их соответствие внешним требованиям (например, заданным преподавателем). Способствует расширению кругозора, определения путей карьерного роста, профессионального развития.
Помогает оценить отношения с другими людьми: партнером, друзьями, родственниками, коллегами. Человек обдумывает свое поведение, поступки в отношении других людей или животных, их последствия. Это помогает повысить эффективность общения, сделать его более приятным для обеих сторон.
Направлена на осознание отношения других людей к индивиду. Понимая, как его оценивают, он может изменить свое поведение, чтобы стать более привлекательным для общества.
Есть и другая классификация. По временному аспекту можно выделить 2 разновидности рефлексии:
Направлена на осмысление тех событий, которые уже произошли в жизни человека. С ее помощью удается определить, где были проявлены сильные стороны, а где он поддался своим слабостям. Выявляются причины, которые повлекли некоторые результаты (позитивные или негативные). Этот вид рефлексии помогает закрепить эффективные модели поведения, избегать деструктивных действий.
Ее целью является обнаружение более вероятных исходов развития событий, оценка своих возможностей в зависимости от особенностей ситуации. Применяется в планировании, поиске лучшего способа решения возникающих перед человеком задач.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Выделяют несколько этапов развития рефлексии:
Начинается с 3 лет и продолжается до 6–7. Дети начинают осознавать себя отдельными субъектами. Они стараются понять, что делать разрешено, какие действия под запретом. Но одновременно стремятся доказывать окружающим, что сами уже взрослые, могут принимать самостоятельные решения. Из-за этого упрямятся, отказываются прислушиваться к родителям. На этом этапе усваиваются нормы поведения в обществе. Самоанализ, самокритика еще недоступны.
Приходится на возраст от 6 до 10 лет. Развивается способность рефлексировать относительно обучения, изучаемых концепций. Отмечаются первые попытки анализировать свои действия.
С 11 до 15 лет происходит становление личности. Рефлексия отличается повышенной активностью, может причинять сильную боль взрослеющей личности. Подрастающий ребенок изучает себя, ищет достоинства и недостатки. Обнаруживая последние, испытывает сильные негативные эмоции. На этом этапе характерна гипертрофированность переживаний. Самостоятельно подростку трудно их регулировать, требуется поддержка со стороны взрослых.
Приходится на 16–20 лет. Если личность формировалась правильно, то полноценно проявляет способности к рефлексии. В более старшем возрасте происходит углубление способностей к самоанализу, самокритике.
Выделяют 2 уровня саморефлексии:
Человек больше сосредоточен на стандартных бытовых вопросах, решении встающих перед ним повседневных задач. Например, выбором блюд на ужин, мыслями о покупке новой зимней куртки или новогодних подарков для родственников и друзей. При этом он мало анализирует, не склонен погружаться в проблему.
Человек чрезмерно сосредоточен на возникающих проблемах. Он глубоко анализирует причины и возможные исходы, свои чувства и переживания на эту тему. Но не предпринимает действий, остается пассивным.
Желательно соблюдать баланс, поскольку оба этих уровня не позволяют человеку делать верные выводы о ситуации, находить оптимальные решения.
Чтобы рефлексировать, необходимо задавать себе верные вопросы. Например, следующие:
Какое событие произошло? Какие ощущения оно у меня вызывает?
Что хорошего я могу найти в сложившейся ситуации? Что, наоборот, плохо? Могу ли я это исправить, каким способом?
Почему я расстраиваюсь, чувствую разочарование или раздражение из-за сложившейся ситуации? Как я поступил? Что я чувствую по этому поводу?
Мог ли я поступить иначе? Была ли необходимость действовать так, как я выбрал? Что я могу сделать, чтобы в будущем не попадать в подобные ситуации?
Отвечать желательно письменно. Если нет желания тратить время на записи ручкой на бумаге, подойдет текстовый документ на компьютере. Это позволит более подробно, детально описать чувства, мысли, дать развернутые ответы.
Следуйте простым рекомендациям:
Наблюдайте за собой. Так вы научитесь замечать, что приводит к появлению негативных или, наоборот, позитивных мыслей.
Давайте точные краткие определения эфемерным понятиям (например, «любви» или «принятию»). Так вы найдете личные главные ценности.
Анализируйте не только собственные поступки, но и действия других людей. Например, персонажей книг и кино. Но избегайте предвзятого отношения: роль судьи не дает быть объективным.
Воспринимайте каждое событие как опыт, возможность его приобрести. Старайтесь извлекать пользу даже из неприятных ситуаций.
В качестве примера рефлексии можно привести наблюдение родителей за детьми. Ребенок часто копирует поведение взрослого.
Замечая у несовершеннолетнего некоторые модели поведения, мама или папа могут затем избавиться от тех же проявлений у себя.
Другой пример – чтение книг, просмотр фильмов и сериалов. Человек анализирует поступки героев, может сделать из них выводы.
Нередко человек, пытающийся рефлексировать, задает вопрос «почему?». Такой подход неэффективен, поскольку приводит к прокручиванию негативного сценария, ощущению себя жертвой обстоятельств. Лучше заменить его на вопрос «что?». Это поможет избежать повторения неприятной ситуации, найти более действенную модель поведения.