в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листСознание – многогранное понятие. Его можно потерять, изменить, расширить, в нем случается сдвиг, а еще оно бывает высшим и спутанным, и да, бытие определяет его. В общем, давайте разбираться.
Определения понятия формировались лучшими умами разных эпох. Удивительно, но до сих пор вокруг данного термина не утихают горячие споры. Философы, психологи, нейробиологи занимаются тем, что изучают его феномены.
В этой статье расскажем, к какому общему знаменателю пришли лучшие умы, пытаясь понять, что такое сознание, а также, о чем ведутся споры и по сей день.
За время исследования учеными разных эпох и профессиональных подходов определились основные постулаты.
Сознание – это:
Популярное закрепившееся в обществе понятие «подсознание» уводит от реального понимания явления и в профессиональном сообществе считается дилетантским.
Расхожее понимание феномена айсберга, где видимая часть – это сознание, а все, что скрыто от глаз наблюдателя – бессознательное, закрепилось со времен Зигмунда Фрейда. Его представление: бессознательное – место вытесненных воспоминаний, чувств, противоречивых желаний. Однако в таком понимании появляется иерархия: сознание выше и «благороднее», бессознательное ниже и «порочнее».
Заслуга Фрейда в том, что он показал обществу и научному миру, что кроме сознания есть огромный пласт неизученного. Сейчас мы пониманием, что айсберг – ничтожный образ, который меркнет в сравнении с личным, а тем более коллективным бессознательным. На самом деле все, окружающее айсберг и есть бессознательное. Оно «везде», обширно, включает в себя все.
Итак, что же прячет в себе наше бессознательное, недоступное нашему сознанию?
Прежде всего, психические процессы, которые сформировались без сознательного участия человека, но при этом влияют на его способы принятия решения и привычки.
Они могут быть расшифрованы только специальными методами.
Бессознательное определяется как совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании которых и их влиянии на себя человек не отдает отчета.
Операции эти непрерывны, и, пока человек жив, за кулисами всегда крутятся многочисленные шестеренки сложных физиологических процессов.
На сегодняшний день в узком смысле это понятие изучает психология, в более широком – оно становится предметом изучения науки гносеологии.
Можно выделить следующие подходы к человеческому сознанию и психофизиологической проблеме:
Все эти теорию отражают субъективный взгляд их авторов на данную проблему. Материализму и идеализму в этой попытке осмысления отведены разные чаши весов. На одной материализм, с его утверждением о первичности материи, на другой – дух, в качестве основы всего.
Считается, что концепцию сознания на западе ввел еще философ Анаксагор в V веке до н.э. Он рассматривал его как «бесконечную, самоуправляемую, ни с чем не смешанную субстанцию, источник движения, необходимую часть всего живого».
Также проблема сознания и материи была представлена в работах Платона. Философия Платона основывается на делении на мир идей (мир истины) и мир вещей (мир иллюзий). Мыслитель исходил из того, что органы чувств разных людей могут искажать объективное знание о предмете, но существует истина, отражения объективной реальности, которое неизменно и существует в плоскости разума. Благодаря разуму человек способен прийти к истине, а не к ее бледной тени.
В Средневековье определение сознания зиждется на понятиях: дух, душа и духовность. В теоцентризме Сознательное трактуется как «Бог»: то, что существует до природы и творит ее из ничего. Можно сказать, что Вера в эти времена указывала направление Разуму.
В XVII веке Рене Декарт, философ Нового времени, разделил сущее в своих работах на мир духовный и материальный, чем породил изобилие концепций, в рамках которых велись дискуссии о сознании. При этом сам термин «сознание» Декарт не употреблял.
Немецкий философ ХIX века Георг Гегель рассматривал сознание как динамический процесс. В его философии сознание не является статичным состоянием, а представляет собой развитие духа (или разума) к более высокому уровню самосознания и понимания.
На первой стадии чувственного сознания человек воспринимает мир через чувства, не осознавая их глубинной сущности. На следующем этапе сознание понимает отдельность «Я» и своего места в мире. Это приводит к конфликту между индивидуальным «Я» и другими «Я», что Гегель описывает через концепцию «господства и подчинения». На стадии разума сознание начинает интегрировать свои знания и опыт, пытается осмыслить не только отдельные вещи, но и их взаимосвязи и законы, управляющие ими. Индивидуальное и универсальное соединяются в высшей стадии абсолютного духа. Здесь происходит полное осознание единства всего сущего, что ведет к пониманию истории, искусства, религии и философии как проявлений абсолютного духа.
В начале XX века возникла феноменология. Основатель Эдмунд Гуссерль и его последователи рассматривают сознание как динамическую и активную сущность, которая не только воспринимает мир, но и активно конструирует его смысл через опыт и отношения. Феноменология предлагает глубокий анализ сознания как активного процесса взаимодействия с миром, акцентируя внимание на субъективном опыте и его структуре.
Это философское направление вошло в основу некоторых психологических подходов. Например, гештальт-терапия, экзистенциальная психология, психоанализ, феноменологическая психология используют ее как базис в понимании категорий опыта, сознания, восприятия, смысла жизни, свободы.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Природа функционирования сознания широко изучалась и на Востоке. В ведических учениях личность вторична по отношению к вневременному сознанию, Абсолюту.
Создатель интегральной йоги, индийский философ Шри Ауробиндо рассматривал сознание как многоуровневую структуру, состоящую из различных аспектов — от физического до духовного. Он развивал метод интегральной йоги, направленный на гармонизацию всех уровней сознания и эволюцию к более высокому состоянию. Высшего сознания, по его мнению, можно достичь через глубокую медитацию и внутреннюю практику.
Тукдам – слово, которое согласно буддизму используют, говоря о феномене посмертной медитации некоторых практикующих монахов, когда тело умершего не разлагается после смерти. Сами буддисты объясняют это явление сохранением высокого уровня сознания («ума ясного света»). Даже в скептически настроенном научном мире нет трактовки этого явления, поэтому даже западные ученые считают это многообещающей темой для научных исследований.
Даже самые далекие от психологии люди слышали про оговорки по Фрейду и точно знают имя этого выдающегося невролога. Фрейд – неоднозначная, но, безусловно важная фигура, внесшая вклад в понимание того, что такое сознательное и бессознательное.
Зигмунд Фрейд – австрийский ученый, основоположник психоанализа, теории, которая описывает, как неосознаваемые переживания и мотивы влияют на жизнь человека. Фрейд утверждал, что человек с высоким уровнем осознанности своей внутренней жизни менее подвержен неврозам, но все же полностью освободиться от них не может.
В своей клинической практике Фрейд наблюдал, как протекают бессознательные процессы. Исследуя людей с нервно-психическими заболеваниями, он формировал свои теоретические предположения и гипотезы.
В результате наблюдений и экспериментов Зигмунд Фрейд сформулировал следующие выводы.
Это область психики, вмещающая вытесненные влечения, воспоминания и внутренние конфликты.
Человек вынужден подавлять свои агрессивные и сексуальные импульсы, вытесняя их из сознания. Именно эти вытесненные части оказывают наибольшее влияние на поведение и эмоции человека.
«Эдипов комплекс» – этап развития (обычно в период с 3 до 5 лет), в котором у мальчика возникает неосознанное влечение к собственной матери, что определяет его отношение к отцу как к сопернику. Царь Эдип – один из персонажей древнегреческой трагедии Софокла, сюжет которой рифмуется с теорией Фрейда о предопределенности человеческих мотивов и действий.
«Я» в этой классификации – это сознание, посредник между окружающим миром и «Оно» (бессознательным). «Сверх-Я» – культурные нормы и предписания общества.
В них скрыты вытесненные желания, которые цензурирует «Я» и «Сверх–Я» во время бодрствования.
Все предшественники Фрейда основывались на том, что сознательность это первично. Заслуга ученого в том, что уделил должное внимание силе бессознательных процессов. Выявленные им механизмы легли в основу современных исследований сна, гипнотического транса, проявлений автоматизма, благодаря его вкладу изучаются возможности кибернетического моделирования бессознательного.
Теорию Фрейда развивали многие его ученики, их яркий представитель швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, который ввел понятие «коллективное бессознательное».
Простыми словами суть понятия в том, что помимо личного опыта, на человека оказывают влияние родовые, расовые, семейные и другие общности.
Бессознательное по Юнгу – устоявшиеся модели поведения, которые являются врожденными. Архетипы – центральное понятие аналитической психологии Юнга. Этим словом ученый именовал универсальные образы и идеи, которые близки всему человечеству. Они узнаваемы, считываются на уровне так называемого подсознания и проявляются в различных культурах и эпохах.
В своей работе «Архетипы и коллективное бессознательное» (1919) известный психолог Карл Густав Юнг, которая до сих пор широко применяется не только в произведениях искусства, но и в работе психологов, маркетологов, сценаристов, стилистов и многих других специалистов.
Изучая символизм, которым пронизаны религии, мифы, традиции, Юнг вывел 12 архетипов. Сегодня каждый из нас способен интуитивно определить, к какому архетипу относится персонаж фильма, певец или, к примеру, бренд.
При этом, по Юнгу, каждый человек – носитель комбинации архетипов, которые определяют его индивидуальное поведение в процессе взаимодействия с окружающей средой. Исследователь полагал, что передающиеся из поколения в поколения архетипические образы оказывают значительное влияние на формирование личности.
Помимо сознательного уровня, Юнг в своих работах выделял три других уровня психических процессов: скрытые (латентные), преконсциентные (временно неосознаваемые) и вытесненные (подавленные). В качестве материала для анализа К. Юнг использовал рассказы своих клиентов о снах, а также изучал другие формы проявления бессознательного: рисунки, танцы, скульптуры.
Некоторые современные исследователи подвергают критике работы Юнга, считая, что они больше связаны с оккультизмом и эзотерикой, чем с доказательной наукой.
Французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан – также одна из ключевых фигур в истории психоанализа. Его имя не так популярно, как Фрейда и Юнга. Возможно, это объясняется тем, что его труды, по мнению некоторых экспертов, являются одними из самых сложных для понимания в истории человечества.
Лакан сформулировал ряд интересных гипотез. Например, о том, что структура бессознательного напоминает языковую. Одна из описанных ученым методик, названная «клиника означающего», основана на работе со словом. В описании методологии Лакана содержатся математические схемы, а сам процесс исцеления может опираться на метафоры, что делает его подход весьма специфичным и интригующим.
Приведем пример. Описан такой случай из практики Лакана. К нему обратилась за помощью клиентка, которая мучилась воспоминаниями, связанными с полицией гестапо.
Слово гестапо на французском можно разделить на два слова – geste à peau («жест на коже»). Используя эту лингвистическую связь, Лакан дотронулся до лица больной на сеансе, и это, согласно сохранившимся записям, оказало целительный эффект. Через символический акт клиентка увидела, что ее тревога не имеет значения перед тем, что происходит в настоящем, будто она оказалась в пространстве, выходящем за рамки привычных смыслов.
Это, безусловно, один из самых нетривиальных подходов изучения проявления бессознательного, который требует особого погружения в методологию. В России можно найти лишь несколько специалистов, получивших европейское образование, практикующих в данном подходе.
Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли в 20-х годах XX века создал свое психотерапевтическое направление, опираясь на работы Фрейда – психосинтез.
Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли – получили известность как «Овальная схема» или «Диаграмма в форме яйца».
Психосинтез Ассаджиоли призван помочь человеку постичь его истинное (высшее Я). Именно так, считал исследователь, каждый индивид может наладить отношения с внешним миром и обрести гармонию. Главный тезис этого подхода: «Не зная и не понимая себя, человек не управляет собой».
Психосинтез подразумевает формирование или перестройку вокруг нового личностного центра. Для этого применяют два основных метода: разотождествления и работу над субличностями.
Человек учится отделять себя от своих мыслей, чувств, идентификаций, которые часто ограничивают его свободу.
Ассаджиоли выделял различные «субличности» – части личности, каждая из которых имеет свои мотивации, ценности и поведения. Психосинтез помогает человеку осознать эти субличности, интегрировать их и создать гармоничную целостность.
Психосинтез – это не просто метод психотерапии, а путь к духовному росту и самореализации. Он предлагает человеку взять на себя ответственность за свою жизнь, построить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.
Научная психология в России связана со становлением русской нейрофизиологической школы. В XIX веке была опубликована работа русского физиолога И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В ней ученый исследует такие понятия как: чувствование и рефлекс.
Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов, развивая идеи Сеченова, впоследствии концептуализировал это в учении о высшей нервной деятельности. Оба ученых углубленно исследовали феномены бессознательного, анализируя состояния сна, гипноза, автоматизированные действия в сфере труда и спорта, а также особенности работы корковых и подкорковых структур мозга.
Выдающийся В. М. Бехтерев (1857–1927) про которого говорили, что только он и Господь Бог знают анатомию мозга, также внес свой существенный вклад в изучение вопросов бессознательного. Благодаря своим многочисленным ипостасям: ученый, психиатр, невропатолог, психолог, физиолог, морфолог, гипнотизер и философ – он смог рассказать современникам что такое бессознательное максимально полно.
По мере углубления исследований внутреннего функционирования животных, ученые признают их когнитивные способности в качестве потенциально значимого вклада в понимание сознания.
Современные исследователи постоянно делают новые открытия, которые способны удивлять. Например, рыбы способны узнавать себя в зеркале, улитки обучаемы и хорошо запоминают многие вещи, а пчелы, по результатам исследований ученых Ларса Читтки и Мартина Джурфы, имеют свою языковую систему и обладают способностями «считать до пяти».
Если когда-нибудь будет доказано, что у животных действительно есть сознание, человеку придется пересмотреть концепцию собственной исключительности. А пока остаются открытыми вопросы: принадлежит мозг организму или наоборот – организм мозгу, где грань между сознанием и бессознательностью, а также природе чувствительности у разных форм жизни.
Функция сознания тесно связана с непрерывной фильтрацией новой информации через призму приобретенного опыта. Наш мозг, как уникальная вычислительная машина, поражает своей адаптивностью. Даже переживая когнитивный диссонанс, когда наша привычная картина мира рушится, на ее месте тут же возникает новая. Это важнейшее эволюционное преимущество человека – способность постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью, что позволяет прогнозировать и адаптироваться к будущему.
В конце XX века появление аппаратов функциональной магнитно-резонансной томографии создало надежду, что мы узнаем, где находится сознание. Однако, эти ожидания не оправдались. Скорее всего, если кому-то удастся сделать такое открытие, он тут же войдет в ряды выдающихся научных деятелей.
На данный момент, известно, что память состоит из:
Зрительный нерв, связанный с сетчаткой, получает от 12 выходных каналов информацию об окружающих объектах. Причем каждый канал посылает лишь определенного типа информацию: контуры предметов, информацию про фон, данные об участках окружающей среды одинакового цвета и так далее. По параллельным каналам поступает другой массив данных.
Барабанная перепонка — врата для звуковой информации. По сути это мембрана, натянутая на ткани и кости. Звуки передаются молекулами, колеблющимися на определенных частотах, а сети нейронов дифференцируют звуки по признакам. И уже на стадии высокоуровневой обработки данных наш разум получает целостную звуковую картину.
Что касается вкусовых впечатлений, за них отвечают рецепторы, которые отправляют в мозг импульс об обнаружении одного из пяти всем известных вкусов. Вся остальная вкусовая картина достраивается уже за счет запахов и структуры пищи.
Также информация от внутренних органов поступает в мозг через нейроны за миллисекунды. Таким образом в нашем мозгу обрабатывается сотни мегабит информации в секунду, затем соединяясь в единое целое, чтобы мы могли совершать, кажущиеся простыми и привычными действия.
Искусственный интеллект также ориентируется на обработку информации по иерархическому принципу.
Сейчас представители разных областей науки активно пытаются понять природу сознательных процессов и нашу память. Ни психологи, ни физики, ни нейробиологи, ни философы не способны сделать это открытие по отдельности, здесь необходим интегративный подход, чтобы проверять и дополнять результаты друг друга.
Для качественной жизни важно применять техники самосознания, которые уже зарекомендовали себя. Они способствуют личностному развитию и позитивным изменениям в жизни: бросать вредные привычки, обнаруживать деструктивные паттерны поведения, понимать язык собственного тела, разбираться в эмоциях и многое другое.