в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листСДВГ – это расстройство, при котором нарушается работа центральной нервной системы (ЦНС). Из-за неправильного функционирования ретикулярной формации человеку сложно сосредоточиться и удерживать на чем-либо внимание. Одновременно страдают память и способность к логическому, аналитическому мышлению.
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности. В названии расстройства отражены его главные симптомы.
Впервые нарушения поведения, которые затем получили название СДВГ, описал в 1845 г. доктор Генрик Хоффман. Он описал мальчика с симптоматикой расстройства в книге о детях. Его прототипом стал сын автора.
В 1902 г. британский врач Джордж Ф. Стилл описал группу из 20 детей с симптоматикой СДВГ. Особенности поведения он назвал «моральным дефектом», а в качестве причины указал неврологические нарушения.
Термин «расстройство дефицита внимания» появился в 1970-е гг. Гиперактивность начали упоминать с 1980-х гг.
В России данное расстройство диагностируют у 7–16% детей. По миру его распространенность составляет 2,2–18%. У мальчиков СДВГ встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.
Синдром чаще наблюдают у детей, но если он не был своевременно выявлен и излечен, то будет проявляться и во взрослом возрасте.
Распространенность отличается в зависимости от страны. В Соединенных Штатах Америки патология обнаруживается у 1 ребенка из 5, в Великобритании – лишь у 1–3% населения. На это влияют в т.ч. отличия в методах диагностики.
СДВГ делят на детский и взрослый. Причины заболевания одинаковы, но симптоматика зависит от возраста человека. Есть и другая классификация, делящая синдром по главным признакам, сильнее прочих проявляющимся в поведении индивида.
На этот тип приходится до 30% от общего числа заболевших. Диагноз чаще ставят подросткам. Возникают трудности при попытках сосредоточиться на задаче, внимание легко переключается, что мешает доводить дела до конца.
Ребенок отвлекается от работы, может переключиться на другое действие либо фантазии.
Патология чаще встречается у женщин. При этом гиперактивность проявляется слабо. Например, девушка может быть разговорчивой, суетливой, активно жестикулировать во время монолога.
На этот тип приходится до 15% от всех случаев. Диагноз чаще ставят дошкольникам или ученикам начальной школы. Синдром проявляется в отсутствии страхов, которое нередко приводит к травмам, попаданию в опасную ситуацию. Иногда дети становятся агрессивными, нетерпимыми, раздражительными.
Этот тип встречается чаще прочих, на него приходится более 50% (по некоторым данным – до 75%) от всех случаев. Одновременно проявляются повышенная активность, импульсивность, сниженное внимание. Первые 2 симптома постепенно становятся менее выраженными, но концентрироваться на задачах человеку трудно и во взрослом возрасте.
Появление расстройства обусловлено дисфункциями головного мозга, проявляющимися на стадии перинатального развития. Патологии при беременности, родах, инфекции и поражения, полученные младенцем в первые 2–3 года жизни, играют немалую роль в манифестации заболевания.
Неврологи утверждают, что болезнь появляется из-за мелких остаточных повреждений головного мозга, возникших из-за кислородного голодания.
Предполагается, что расстройство вызывает комплекс факторов.
Повлиять на развитие синдрома могут:
СДВГ относят к наследуемым расстройствам. Риск развития патологии у ребенка возрастает в 8 раз, если ранее она была диагностирована у отца. У лиц с синдромом чаще встречаются мутации в генах дофаминовых рецепторов, серотониновых транспортеров.
Риск развития заболевания возрастает, если мать во время беременности была младше 18 либо старше 35 лет, имела хронические патологии или вредные привычки, страдала от гестоза. Повлиять могут и перинатальные факторы. В их число входят осложненные роды, кислородное голодание плода, недоношенность либо переношенность. В младенческом периоде риск развития СДВГ повышают прием лекарственных средств, отравление химическими веществами, нейроинфекции.
Частые ссоры между родителями, алкогольная или наркотическая зависимость у отца или матери, гиперопека, пренебрежение воспитанием ребенка и применение физических наказаний по отношению к нему повышают вероятность возникновения синдрома. Если взрослые развелись, когда дети были не старше 2–3 лет, патология может проявиться в качестве психосоматики, реакции на сильный стресс.
Негативно повлиять могут избыток железа, магния, повышенное содержание свинца или ароматизаторов в организме. Отрицательное воздействие оказывает и злоупотребление быстрыми углеводами на фоне дефицита белка.
При болезни возникает ряд симптомов, степень выраженности которых может сильно отличаться. Часть из них может совсем отсутствовать, но другие при этом будут проявляться в тяжелой форме.
Человеку трудно сидеть спокойно. Он постоянно двигается, совершает какие-либо действия.
Дошкольник подвижен, постоянно бегает, скачет. Его движения хаотичны, неуклюжи, неловки. Младенец неспособен лежать спокойно, постоянно шевелит конечностями, при этом мало спит и часто плачет.
Усидеть на одном месте для человека с гиперактивностью – нелегкая задача. Люди с данным расстройством постоянно перемещаются в пространстве, испытывают потребность в движении.
Это может создавать проблемы в школьном возрасте, когда требуется долгое время сидеть за партой. Любое промедление, преграда вызывают всплеск негативных эмоций. Терпеть в таких ситуациях сложно, почти невозможно.
Чаще проявляется у младших дошкольников. Так ребенок сбрасывает двигательное напряжение и одновременно привлекает внимание взрослых.
Сконцентрироваться на одном деле дошкольнику трудно. Его внимание быстро переключается. Долго оставаться сосредоточенным он не способен, из-за чего время, требуемое даже на простую работу, может сильно увеличиваться.
Сложно выполнять стереотипные, однообразные действия во время игр. Из-за того что ребенок постоянно отвлекается на внешние стимулы, он допускает ошибки при выполнении упражнений, домашних заданий.
Стирка, готовка или уборка представляются скучными, однообразными. Человеку трудно довести начатое до конца, в процессе он постоянно отвлекается и нередко бросает домашние дела. В быту дезорганизован, нередко опаздывает на встречи.
Люди с СДВГ не умеют экономить, рационально тратить деньги. Накопить на крупную цель для них тоже проблематично. Из-за неспособности контролировать бюджет у них возникают сложности со своевременной оплатой счетов, уплатой штрафов, налогов. Это нередко приводит к появлению долгов, многочисленных кредитов.
Выслушать собеседника человеку с СДВГ трудно. Он либо переключается на другие дела, либо стремится поскорее высказаться.
Во время диалога лица с СДВГ часто перебивают собеседников. Слушают невнимательно, могут не улавливать смысла произнесенного другим человеком.
Часто резко переключаются на посторонние действия или внезапно меняют тему. Это может раздражать и обижать собеседников. Сложности появляются и со сдерживанием спонтанных высказываний. В словах и действиях прослеживается импульсивность.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
При СДВГ индивид забывает о данных обещаниях, личных делах и планах. Может не прийти на встречу или прием к врачу просто из-за того, что не вспомнил о договоренности. Если человеку пропишут прием медикаментов, он с высокой вероятностью будет забывать пить препараты вовремя.
Заниматься одним видом деятельности долго не получается. Из-за этого постоянных увлечений, хобби у человека нет. Если он что-то пробует, то вскоре бросает и переключается на новую сферу. Результатов при этом чаще всего ни в одной не добивается.
При рассматриваемом синдроме человеку трудно планировать дела даже на ближайшее время. Затруднения появляются и с воплощением задуманного на практике. Долгосрочные планы отсутствуют почти всегда; лишь в редких случаях они могут появиться, но с высокой степенью вероятности не будут реализованы.
Составлять отчеты, резюме, делать выводы затруднительно. Проблема проявляется и в личной жизни. Человек не учится ни на чужих ошибках, ни на собственных. Анализировать поведение, его последствия, ему трудно. Это приводит к частому повторению ошибок, попаданию в неприятные ситуации повторно.
Самостоятельно ставить диагноз или подбирать схему терапии нельзя. Самолечение лишь навредит больному. Нужно обратиться к психиатру, если возникают подозрения, что у вас или ребенка СДВГ.
Заподозрить наличие расстройства можно по ряду признаков:
Часто они появляются с первого дня жизни ребенка, но могут возникать и позже. Днем появляется сонливость, при этом по ночам младенец предпочитает бодрствовать. У подростков сон характеризуется поздним засыпанием, сложностями с подъемом по утрам.
Например, ребенок школьного возраста может сосать палец или обкусывать ногти. Возможны стереотипные движения: специфические кивки или покачивания головой, сжимание пальцев, наклоны корпуса. Такие проявления указывают на напряжение.
Человек быстро устает от умственной деятельности, страдает от головных болей.
Ребенок легко пугается, может вздрагивать, неохотно отпускать родителей.
Чаще всего непроизвольно сокращаются мышцы лица. Несколько реже подергиваются мускулы на шее или туловище.
Дети с СДВГ могут есть меньше, чем необходимо им по возрасту. Нередко они подолгу не испытывают интереса к еде, а при сильном голоде, наоборот, переедают.
Может проявиться уже в 2–3 года, когда ребенок только учится разговаривать.
Даже если у вас есть знания в области психологии, не стоит пытаться поставить диагноз самостоятельно. Симптоматика может объясняться возрастными особенностями, стадией развития или наличием другой патологии, требующей иных методов терапии. Не стоит и игнорировать возникающие опасения. Чем быстрее ребенок окажется на приеме у врача, тем быстрее получит подходящую помощь.
Из-за СДВГ в жизни у человека возникают трудности и проблемы. На работе сложно продвигаться по карьерной лестнице. Если сотрудник часто отвлекается, выполняет свои обязанности неудовлетворительно, его увольняют. Это приводит к частой смене рабочих мест, низкому доходу.
Импульсивность и несдержанность создают трудности в общении с коллегами. Ссоры возможны также с родственниками, друзьями. Непросто создавать романтические отношения.
Вождение автомобиля или мотоцикла становится опасным. Если человек с СДВГ отвлечется на дороге, то может создать аварийную обстановку, пострадать или навредить другим людям.
Оценить сложившуюся ситуацию, расположенные рядом дорожные знаки, разметку он не способен. По этой причине не может предпринять необходимых действий.
В интимной жизни тоже возможны проблемы, особенно у женщин. Сложности появляются при попытке достичь оргазма. В процессе полового акта человек не концентрируется на собственных ощущениях или партнере, остается рассеянным, отвлекается.
Читать книгу, смотреть фильм или сериал становится трудно. Даже если сюжет захватит с первых минут, высока вероятность не завершить начатое. Интерес к истории быстро пропадает.
Во время школьных занятий ребенку необходимо сосредоточиться на объяснениях учителя или выполнении упражнений. Если он не способен это сделать, то успеваемость начинает снижаться.
При СДВГ учиться в обычной школе становится труднее. Если своевременно не начать лечить расстройство, ребенок может не усвоить большую часть материала.
При стабильно низких оценках после 9-го класса будет исключен из учебного заведения, что создаст сложности с профессиональной реализацией в будущем.
Отсутствие успехов в учебе или иной деятельности, сложности при построении дружеских и романтических отношений приводят к снижению самооценки. Ребенок, подросток начинает воспринимать себя дефектным.
Ситуация усугубляется, если ровесники дразнят, унижают. Неуверенность в себе, травля в школе приводят к развитию депрессивных состояний, а в тяжелых случаях даже к попыткам самоубийства.
Лица с СДВГ чаще проявляют девиантное поведение. Они могут портить чужое имущество, в порывах ярости причинять вред другим людям или животным. Часто воруют, дерутся, имеют приводы в полицию.
Могут отрицать нормы морали, открыто противодействовать взрослым, демонстративно вести себя неуважительно, нахально. Отсутствие своевременно принятых мер может привести к совершению уголовного преступления, тюремному сроку.
Антисоциальное поведение может проявиться и в форме бродяжничества, особенно в подростковом возрасте. Подросток может сбежать из дома спонтанно, без каких-либо прямых поводов (например, ссор с родителями). Эпизоды многократно повторяются. Повзрослев, человек не прекращает бродяжничать, может совсем отказаться от проживания в домашних условиях.
Люди, страдающие СДВГ, чаще пробуют наркотики и другие психоактивные вещества. Они больше склонны к зависимости и от алкоголя, который могут использовать, чтобы расслабиться, успокоиться, снизить уровень напряжения. Лечить такие состояния затруднительно.
Одновременно с СДВГ диагностируют:
Его распространенность доходит до 20–40% случаев. Дети с этим заболеванием несговорчивы, дерзки, склонны к вспышкам агрессии. Спорят со взрослыми, слушаться не желают. При кондуктивном расстройстве проблема усугубляется, поведение становится антисоциальным. Ребенок ворует, дерется, может проявлять агрессию к окружающим или животным, вторгаться в частную собственность.
Встречаются у 20–30% детей с СДВГ. Дошкольникам сложно понимать отдельные звуки и слова. Становясь старше, они испытывают затруднения с выражением в словесной форме своего мнения. Нередко наблюдается дислексия. В начальной школе у 8% детей отмечаются затруднения с обучением чтению. Дисграфия или дискалькулия тоже возможны, но встречаются нечасто.
Для людей с этим заболеванием характерны тики, стереотипные движения, гримасничанье. Иногда они постоянно покашливают или спонтанно выкрикивают ругательные, нецензурные слова. Контролировать поведение ребенка возможно с помощью медикаментов.
У ребенка сменяются периоды плохого и хорошего настроения. Вторые характеризуются демонстративностью, сниженной потребностью во сне, стойкостью положительных эмоций. При одновременном развитии БАР и СДВГ терапия затрудняется.
Часто проявляется во взрослом возрасте, но может возникать и у детей, подростков. Лечение тревожности положительно влияет и на симптоматику СДВГ. Ребенок начинает лучше справляться со школьными заданиями, а взрослый – с работой. Проще становится контактировать с окружающими.
Развивается на фоне неуверенности в себе, сниженного настроения, проблем с самооценкой. Может привести к попыткам самоубийства, если вовремя не будут приняты меры. Лечение одного расстройства снижает выраженность и второго тоже.
Диагностируются у 5–10% детей, чаще при преимущественно гиперактивно-импульсивном типе. Приступы могут происходить с потерей сознания либо без таковой. Иногда проявляются лишь на неклиническом уровне, обнаруживаются на электроэнцефалограмме (ЭЭГ).
Диагностику проводит врач-психиатр. Сначала он беседует с пациентом и его родителями, чтобы выяснить, какие наблюдаются симптомы, как давно они появились, насколько интенсивны.
К критериям дефицита внимания относятся:
Гиперактивность диагностируют по таким критериям, как:
Чтобы был поставлен диагноз, на протяжении не менее 6 месяцев должно проявляться от 6 признаков расстройства (отмечаться постоянно, в любой ситуации).
Для психологического тестирования применяются специальные шкалы и тесты (Векслера, Струпа) и прочие методики. Врач исследует когнитивные функции пациента, речевое развитие, двигательную сферу, особенности учебной деятельности, поведенческие реакции.
Кроме того, психиатр проводит анализ школьных тетрадей ребенка, анализирует рисунки, оценивает качество выполнения заданий. Тесты проходят не только дети, но и их родители, а иногда – учителя.
Важной частью работы является дифференциальная диагностика. Нередко за СДВГ принимают другие заболевания из-за похожей симптоматики. Человеку придется пройти не только опрос у психиатра, но и посетить ряд узких специалистов: невролога, эндокринолога.
Необходима для оценки активности отдельных частей головного мозга. С помощью исследования выявляют, какие ритмы преобладают. Показатели сопоставляют с нормами с учетом возраста пациента.
При СДВГ наблюдается повышенная судорожная готовность. Одновременно глубинные церебральные структуры остаются незрелыми. Если ЭЭГ проводится с интеллектуальной нагрузкой, то результаты получаются точнее.
Помогает комплексное лечение. Полностью избавиться от расстройства невозможно, но симптоматика при своевременно начатой терапии становится менее выраженной, сглаживается.
Часть проявлений ослабевает с возрастом из-за развития головного мозга, компенсации нарушений в медиаторной системе. Другие симптомы сохраняются у 30–70% взрослых (например, вспыльчивость, нетерпеливость, частые смены настроения).
Вовремя начатая терапия позволит человеку жить полноценно, добиваться успехов в карьере, профессиональной реализации, построить семью, найти друзей.
Если лечение синдрома было начато во взрослом возрасте, прогноз менее благоприятный. Тогда развиваются осложнения, снижающие качество жизни, появляются комплексы, неуверенность в себе, клиническая депрессия. Эти состояния тоже требуют коррекции.
Ребенку необходимо придерживаться постоянного режима дня. Приемы пищи, подъем, отбой, занятия должны происходить в одно время каждый день. Так проще привыкнуть к порядку.
Правильно организуйте рабочее место ребенка. Ограничьте ему доступ к посторонним предметам, на которые можно отвлечься.
Важно обеспечить здоровую атмосферу дома. Родители не должны применять физическое или психологическое насилие в адрес детей или друг друга.
Если ссоритесь, старайтесь делать это тогда, когда детей нет дома, они не могут увидеть или услышать происходящее. При необходимости запишитесь с партнером на парную психотерапию, чтобы наладить взаимопонимание.
Подберите подходящий вид спорта. Активные игры, борьба, соревнования, состязания, силовые дисциплины не рекомендованы. Пользу принесут монотонные действия, кардиотренировки: езда на велосипеде, плавание, лыжи. Детей постарше полезно брать в походы.
Создавайте ситуации успеха. Хвалите ребенка, если он справился с заданием. Заведите доску и наклеивайте на нее медали, звезды или другие знаки отличия. Это придаст уверенности, повысит самооценку, предотвратит развитие тревожности и депрессивных состояний. Одновременно достижение цели вызывает выброс дофамина.
По возможности сообщите учителям о диагнозе. Так они смогут учесть индивидуальные особенности и потребности вашего ребенка, что сделает процесс обучения более эффективным, результативным.
Важно подобрать подходящую продолжительность выполнения заданий, насколько это возможно, контролировать шум и наличие визуальных раздражителей.
Важно следить, чтобы ребенок не переутомлялся. Усталость приводит к ухудшению состояния, повышению интенсивности патологических проявлений.
Следить нужно и за питанием ребенка. Оно должно быть сбалансированным. При необходимости подберите комплекс витаминов, минералов с врачом, чтобы закрыть дефициты. В меню ребенка не должны входить продукты и напитки, содержащие кофеин. Он оказывает стимулирующее воздействие, усугубляет состояние.
Хорошие результаты получают с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). С ребенком проводят терапевтические беседы, его обучают самоконтролю, целеполаганию и новым, эффективным моделям поведения.
КПТ помогает адаптироваться к жизни в социуме, улучшить навыки коммуникации. Занятия проводятся в игровой форме. Для лечения взрослых подбирают специальные упражнения.
При семейной терапии психиатр проводит беседы с родителями, обучает их взаимодействовать с ребенком, объясняет им, как помочь сыну или дочери с контролем эмоций и импульсивных действий. Например, матерям и отцам советуют вводить систему наград. Если ребенок справляется с заданием, то получает похвалу либо иное поощрение.
Лекарства назначают, если немедикаментозные методы лечения оказались недостаточно эффективными.
Врач может прописать:
Из них чаще всего выбирают «Риталин» (метилфенидат). Его прием провоцирует выброс в кровь дофамина, норадреналина. В префронтальной коре повышается активность. При этом человек становится менее импульсивным. Медикамент в России относится к запрещенным, но активно применяется на территории США, Канады, ряда европейских государств.
К таким относится «Страттера», неселективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Лекарство помогает избавиться от симптомов гиперактивности, но часто провоцирует развитие побочных эффектов: тошноты, приступов гнева, сонливости. Изредка возникают токсические поражения печени или мысли о самоубийстве.
Используются, если побочные эффекты от приема стимуляторов превышают пользу. В качестве препаратов первой линии не рекомендованы, поскольку не слишком эффективны в борьбе с СДВГ. Необходимы, если вместе с синдромом лечат развившуюся на его фоне депрессию.
Стимулируют когнитивную деятельность, работу головного мозга. Стабилизируют мыслительные процессы.
Из аппаратных методик используются:
Ребенок обучается контролировать активность, свои действия, выполняя специальные задания в игре.
В процессе устраняются мышечные зажимы, нормализуются кровообращение, снабжение головного мозга кислородом.
Показаны занятия лечебной физкультурой с инструктором и самостоятельно. Рекомендованы упражнения в воде: они могут быть рефлекторными, активными или пассивными.
Травы врач подбирает индивидуально. Принимать ванну нужно в течение 15–20 минут.
Используются кинезиотерапия, электрофорез шейного отдела, тепловые процедуры, электросон. Для повышения эффективности прочих методов применяется акупунктура (иглоукалывание).
Возможно ли предотвратить СДВГ, не доказано. Рекомендуется снизить количество факторов, приводящих к развитию расстройства.
При беременности избегайте осложнений, соблюдайте рекомендации врача, регулярно наблюдайтесь, чтобы при необходимости своевременно принять меры.
Воздерживайтесь от употребления спиртного, создайте здоровую атмосферу дома. Если ссоритесь с супругом, старайтесь, чтобы ребенок не был свидетелем (в т.ч. не слышал конфликта).
Полностью исключить вероятность, что синдром проявится, при этом не получится, но риск снизится.