В конце XIX – начале ХХ века Зигмунд Фрейд разработал теорию, которая стала мощным толчком к развитию психологии как прикладной науки, направленной на практическую психологическую помощь. Именно ему обязан своим появлением столь популярный сегодня психодинамический подход в психологии и психотерапии.
Психодинамическая психотерапия – одно из самых известных направлений, в котором работают психотерапевты во всем мире. Это разговорная форма терапии, задача которой – помочь человеку осознать, каким образом прошлый опыт влияет на особенности поведения и восприятия реальности в настоящем. Некоторые психодинамические подходы (например, юнгианский, о котором мы будем подробнее говорить дальше) также фокусируются на всестороннем развитии личности и самореализации.
В основе динамической психотерапии лежит психоаналитическая теория Фрейда, а также теории его учеников и последователей. Согласно им, прошлый опыт, глубинные убеждения, семейные и социальные нормы оказывают прямое влияние практически на все процессы, происходящие в психике человека. Влияние бессознательных психических элементов и неразрешенных эмоциональных конфликтов не динамично.Бессознательное, как главный объект исследования в подходе, оказывает решающее влияние на поведение и мышление, даже если мы его не осознаем. Целью психологического анализа будет выявление и осознание нежелательных установок для последующей работы над ними.
Большое влияние на развитие современной психотерапии оказали классический и юнгианский подходы. Рассмотрим подробнее суть, теорию и особенности каждого из них.
Базовые принципы психодинамической терапии основаны на классическом психоанализе. Его основатель – австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Ключевые положения психоанализа Зигмунда Фрейда следующие:
Для понимания принципов психоаналитической терапии Фрейда нужно знать базовые определения. Изначально модель психики включала три ключевых понятия.
Область психики, в которую вытесняются тайные и тревожащие человека переживания. Процессы в бессознательном конфликтуют с сознательными представлениями. Для бессознательного характерны особые законы. В частности, здесь не существует понятия времени, а также разницы между реальностью и фантазией.
Структурная часть психики, процессы в которой осознаются человеком. Антагонист бессознательного. По убеждению Фрейда, они находятся в постоянной борьбе, в которой всегда побеждает бессознательное.
Область психики и разновидность бессознательного, которую потенциально можно осознать, направив на нее внимание. В качестве примера можно привести воспоминания и свободные ассоциации.
Позже Фрейд предложил другую структурную модель психики.
Бессознательная область, которая стремится удовлетворить желания и получить удовольствие (или устранить неприятные ощущения). При этом она не принимает в расчет условия реальности и моральные принципы.
Сознательная часть. Принимает решения и держит под контролем Оно, выступая посредником между его желаниями и социальными нормами.
Структурный компонент психики, который объединяет нормы морали, усвоенные человеком под влиянием семьи и общества.
По Фрейду, гармоничное взаимодействие между тремя перечисленными компонентами – главное условие психического здоровья и благополучия. В свою очередь, дисбаланс и неразрешенные конфликты между ними – основная причина неврозов.
Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.
Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!
Гайд по профессии Психолог-консультант
все, что необходимо знать о работе специалиста
Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»
ценности, ориентиры и установки консультанта
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
не совершайте их никогда
Инструкция «Первая консультация с клиентом»
простые, рабочие и эффективные советы
Гайд «Этапы консультирования»
задачи, техники, типичные ошибки
Еще одно понятие, которое использовал в описании своей теории Фрейд – защитные механизмы психики (ЗМП). Это неосознаваемые психические процессы, которые минимизируют боль и дискомфорт от нежелательных переживаний. Они лежат в основе уже упомянутого сопротивления, которое препятствует возвращению вытесненного материала из сферы бессознательного. Зигмунд Фрейд описал в своих работах несколько основных защитных механизмов.
В современной психологии и психотерапии защитные механизмы психики принято разделять на первичные и вторичные. Первичные (примитивные) ЗМП обычно возникают в раннем детстве. Их цель – установление границы между ребенком и окружающим миром. Для них нет различия между когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферой. Они воздействуют сразу на все сферы.
Вторичные механизмы защиты (ЗМП высшего порядка) возникают позже. Это более зрелая и развитая группа механизмов защиты, которая работает с внутренними границами личности. Вторичные ЗМП налаживают отношение между желаниями и социальными ролями человека, а также требованиями общества.
Психодинамическая терапия, построенная на классическом психоаналитическом подходе, направлена на проработку травм (в первую очередь детских) и разрешение внутренних бессознательных конфликтов. Выявив и проработав психотравмы, корни которых часто уходят в раннее детство, человек обретает свободу от многих психологических проблем. Психотерапевт помогает осознать и проработать конфликт для его успешного разрешения.
Во время терапевтической сессии клиент произвольно выражает мысли в свободной форме, не обращая внимания на социальные установки и правила приличия. Это может быть спонтанный монолог, состоящий из не связанных между собой, на первый взгляд, ассоциаций и воспоминаний. Важно, чтобы терапевт создал атмосферу полного доверия, в которой клиент будет чувствовать, что его ни за что не осудят.
Один из основных методов, используемых Зигмундом Фрейдом в психоаналитической психотерапии. Австрийский психоаналитик полагал, что у сновидений есть явное и скрытое содержание. Под явным содержанием он понимал ту часть сна, которую человек непосредственно озвучивает, вспоминая его. В свою очередь скрытое содержание – это образ определенного желания человека (подавляемого областью Супер-Эго), которое исполняется в галлюцинаторном виде через сновидение. На сессиях терапевт помогает расшифровать и интерпретировать такую информацию. Для этого клиенту предлагается применять к деталям сна уже упомянутый метод свободных ассоциаций.
Третий метод классического психодинамического подхода заключается в том, что психоаналитик предлагает клиенту свою версию того, о чем может сигнализировать его бессознательное. Этот метод включает три этапа: выявление внутреннего конфликта, его разъяснение, применение клиентом нового знания в жизни.
Автор этого подхода – швейцарский психиатр и основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. В 1907-1912 гг. Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом, будучи его учеником, другом и соратником. В 1914-м прекратил практику по классическому (фрейдистскому) психоанализу, поскольку не разделял несколько ключевых концепций своего учителя.
Согласно Юнгу, каждый человек – носитель специфической структуры психики, формируемой у людей коллективно на протяжении тысячелетий. В сочетании с индивидуальным опытом и проявлениями (индивидуальностью) она формирует личность и определяет особенности ее психики.
Таким образом, к классической модели трехкомпонентной модели психики Фрейда («Я» – «Эго» – «Супер-Эго») Карл Юнг добавляет четвертый ключевой компонент. Это область коллективного бессознательного – общая для всех людей система личностных метафор, которая передается из поколения в поколение.
В свою очередь, структуру коллективного бессознательного составляют общечеловеческие элементы-первообразы, которые Юнг называл архетипами. Изначально он выделял четыре базовых архетипа коллективного бессознательного.
Социальная маска, под которой человек являет себя социуму. Часто скрывает истинную природу личности, но при этом помогает достичь определенных жизненных целей. Например: «хорошая мать», «заботливая жена», «успешный бизнесмен» и т.д.
Скрытые от сознания и подавленные «темные» аспекты личности. Как правило, они не одобряются в обществе и считаются нежелательными, либо становятся таковыми вследствие индивидуального опыта.
Архетипы гендера. Первый – женская часть психики мужчины. Второй – мужская часть психики женщины. Противоположный гендерный аспект может проявляться как в положительных, так и в отрицательных качествах.
Глубинный центр, ядро личности. Объединяет сознание и бессознательное, при этом вычленяя индивидуума из окружающего мира. Сам Юнг характеризовал этот архетип как «Бог внутри человека».
Позже были описаны десятки архетипических образов. Например: «мать», «отец», «мудрец», «герой», «правитель», «ребенок» и другие.
Коллективному Юнг противопоставлял индивидуальное. Индивидуальность в его понимании – это любая особенность, своеобразие индивида. При этом он подвергал сомнению существование индивидуальности в виде отдельных психологических элементов в структуре психики человека. Под индивидуальностью в этом случае понимаются скорее уникальные сочетания и комбинации таких элементов.
Юнгианский подход в психодинамической терапии направлен на развитие и интеграцию разных аспектов личности, ее самореализацию. Главная цель терапии – индивидуация. Этим термином Карл Юнг называл природное спонтанное движение личности к объединению сознательного опыта и материала, хранящегося в бессознательном. Это естественный процесс созревания личности, и психотерапия помогает ускорить его.
На индивидуальных терапевтических сеансах используют следующие методы.
Как и классический психоанализ, юнгианская аналитическая психология активно использует метод интерпретации сновидений с помощью свободных ассоциаций. В отличие от классического, в юнгианском подходе считается, что сны ничего не маскируют и не искажают. Они лишь используют другой язык, не доступный или не понятный сознанию.
В этой методике работают с символами и образами. Психотерапевт просит клиента сосредоточиться на какой-либо мысли или воспоминании, после чего создать основанную на них фантазию, «грезу наяву». Клиент развивает сюжет в спонтанной форме, не обращая внимания на слушателя. Это позволяет терапевту вывести на поверхность глубинные символы и архетипические образы.
Карл Юнг описывал амплификацию как работу со сновидениями в бодрствующем состоянии. Содержание снов рассматривается с помощью свободных ассоциаций и их интерпретации через призму мифологии, искусства, литературы. Отдельные детали сна сравнивают с аналогичными по смыслу мифами, сказками, произведениями искусства, традиционными символами.
При необходимости юнгианский психоаналитический метод может использоваться для краткосрочной психотерапии.
Оба психодинамических подхода направлены на понимание бессознательного и осознание важности раннего опыта. Классический и юнгианский подходы используются в психотерапии для работы со следующими запросами и состояниями.
Различия между подходами мы представили в виде таблицы.
Подход | Классический | Юнгианский |
---|---|---|
На чем фокусируется | Детские травмы, неразрешенные внутренние конфликты | Развитие личности, интеграция всех ее частей, индивидуация, саморазвитие |
Методы и техники | — Свободные ассоциации — Анализ сновидений — Интерпретация сопротивления | — Амплификация — Техника активного воображения — Анализ сновидений |
Несмотря на то, что базовые принципы психодинамической терапии были сформированы более ста лет назад, они актуальны и сегодня. В ее основе лежат два подхода: классический психоанализ Фрейда и юнгианский анализ. Психодинамический подход фокусируется на изучении прошлого (в первую очередь раннего) опыта человека, а также индивидуальной динамике развития личности. Большая роль в психодинамической психотерапии уделяется изучению бессознательного. Ее методы позволяют получить новый опыт для выявления и преодоления неосознаваемых и неразрешенных конфликтных ситуаций.
Курс психодинамической терапии, основанной на психоанализе, может быть краткосрочным (несколько сессий) или более длительным. Это одно из самых популярных направлений психотерапии, которое помогает проработать травмы и внутренние конфликты для того, чтобы жить полноценной осознанной жизнью.