в 11:00 МСК
Вы склонны считать себя хуже других и думаете, что так будет всегда и во всем? Это может свидетельствовать о наличии комплекса неполноценности – психологического расстройства, чреватого весьма неприятными последствиями. Разбираемся, что такое комплекс неполноценности, какова его природа, и как с ним бороться.
Под комплексом неполноценности понимают расстройство, при котором человек иррационально верит в свою ущербность и превосходство окружающих над собой. Это совокупность эмоциональных, когнитивных и телесных переживаний, которые крайне негативно влияют на восприятие, поведение и физическое самочувствие человека.
Впервые комплекс неполноценности был описан австрийским психологом Альфредом Адлером, автором концепции индивидуальной теории личности. Согласно ему, практически все дети ощущают себя неполноценными по отношению к взрослым. Это первичная неполноценность, которую Адлер считал естественной и необходимой для развития личности.
Здоровой реакцией на нее он называл компенсацию – стремление личности преодолеть реальную или воображаемую неполноценность путем развития тех или иных способностей. Если этого по каким-либо причинам не происходит, развивается вторичная неполноценность, которая постепенно формируется в устойчивый комплекс.
Альфред Адлер выделял несколько причин, по которым дети начинают чувствовать собственную ущербность перед мнимым превосходством окружающих. По его мнению, комплексы неполноценности формируются по причине недостатка родительского внимания или, наоборот, чрезмерной гиперопеки со стороны взрослых. В числе других причин, которые упоминал Адлер – физические недостатки и ограничения, связанные со здоровьем.
Несмотря на то, что комплекс неполноценности обычно упоминают в негативном контексте, иногда он становится мощным стимулом к развитию. Сам Адлер неоднократно заявлял, что всему в своей жизни обязан детским комплексам и страхам. Однако, «обуздать» свои страхи и комплексы, сформированные в детстве, удается далеко не всем.
Под влиянием хронического ощущения несостоятельности или ущербности может развиться еще одно расстройство – комплекс превосходства. Это защитный механизм психики, называемый Адлером обратной стороной комплекса неполноценности. Страдающие им люди стремятся к обретению власти над окружающими и ошибочно верят в то, что наделены особой силой, талантами, способностями.
Достигаемый успех в этом случае компенсирует глубокое состояние неполноценности, с которым человек подсознательно не может смириться. Ему свойственна враждебность по отношению к окружающим, чрезмерная самоуверенность, подозрительность, зависть. Такие люди – типичные манипуляторы.
Адлер считал комплекс превосходства невротическим симптомом, развивающимся в результате сильного чувства ущербности, беспомощности и отсутствия социального интереса.
Люди, ощущающие себя неполноценными, склонны занижать свою ценность и значимость. Они постоянно сравнивают себя с окружающими (не в свою пользу), нуждаются в одобрении, зависимы от чужого мнения.
Низкая самооценка и ощущение неполноценности часто приводят к тому, что человек избегает социальных контактов. Ситуация существенно осложняется, если он не получает одобрения, понимания и/или поддержки со стороны окружающих.
Даже малейшее замечание вызывает отторжение, в результате чего человек лишний раз зацикливается на своих неудачах и недостатках (часто вымышленных). Попытки критики могут вызывать у них целый ряд негативных эмоций: от растерянности и сильного чувства вины, до злости и открытой агрессии.
Люди с комплексом неполноценности часто не верят, что их хвалят искренне, принимая комплименты за скрытую насмешку или издевательство. Они склонны обесценивать свои успехи, объясняя их скорее везением, чем результатом своих стараний.
Страдающие им люди имеют склонность к перфекционизму. Любая ошибка воспринимается ими как личная трагедия, которая лишь подтверждает несостоятельность «неудачника».
Это когнитивное искажение, которое заключается в том, что человек видит вещи и события в полностью положительном или отрицательном свете. Люди с черно-белым мышлением воспринимают окружающих как «абсолютно плохих» или «абсолютно хороших». В их эмоциональной сфере практически отсутствуют полутона.
Человек, который ощущает себя неполноценным, видит свое будущее в темных тонах и уверен, что дальше будет только хуже. Часто это не позволяет полноценно радоваться реальным успехам и достижениям.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Переживание собственной ущербности может иметь плохие последствия для психического здоровья, а также эмоционального состояния. Хроническое ощущение неуверенности в своих силах – частая причина, по которой развиваются депрессии и другие психические расстройства. Ощущение собственной несостоятельности негативно влияет на социальную жизнь, карьеру. Даже малейшие неудачи вызывают острую стрессовую реакцию. Под влиянием этого могут развиваться различные формы невроза, бессонница, психосоматические заболевания. В особо тяжелых случаях ощущение неполноценности приводит к появлению у человека суицидальных мыслей, алкогольной или наркотической зависимости.
Еще одна опасность кроется в том, что человек с комплексом неполноценности не способен строить здоровые отношения. При этом он может быть как «жертвой», так и абьюзером по отношению к партнеру, детям и другим близким.
Согласно теории Альфреда Адлера, формирование комплекса неполноценности начинается в детстве под воздействием двух факторов – воспитания/взаимодействия с родителями и физического состояния. На формирование самооценки у ребенка также влияют другие факторы: в частности, демографические, социальные, религиозные.
В числе причин, по которым у ребенка возникает ощущение собственной ущербности, стоит упомянуть следующие.
Рассмотрим подробнее две основные причины.
Существует несколько типов неблагоприятных семейных сценариев, в результате которых у ребенка может сформироваться низкая самооценка, а затем комплекс неполноценности. Вот некоторые из них.
Согласно теории Альфреда Адлера, комплекс неполноценности может иметь не только приобретенные, но и генетические причины. Под ними австрийский психолог и психиатр понимал набор определенных врожденных качеств, а также физических особенностей человека. По его мнению, ощущение себя неполноценной личностью становится явной патологией, если человек не может преодолеть его, уже будучи взрослым.
Первым толчком к формированию комплекса неполноценности у ребенка становится осознание, что он не сможет удовлетворить свои желания. Сначала такие ограничения связаны с физическими навыками, которые еще недостаточно развиты. Взрослея, маленькая личность понимает, что существуют также определенные психологические границы. Их задают правила поведения, воспитание, отношения с окружающими.
Своеобразным переломным моментом становится поступление в школу. Вчерашний дошкольник попадает в систему требований, ограничений и оценок. Для части детей новая среда становится стимулом к развитию, они успешно адаптируются. Другим сложно преодолеть первые трудности, их адаптация затруднена. Ситуация осложняется, если ребенок не получает поддержки со стороны близких. Ощущая себя одиноким и отвергнутым, он испытывает еще большую неуверенность. В результате комплекс неполноценности прочно «прорастает» и укрепляется внутри системы личности.
Комплекс неполноценности – это серьезная проблема, сформировавшаяся годами, коррекция требует длительной и кропотливой работы. Первый шаг – это осознание проблемы и принятие твердого решения измениться.
Ключевой этап – поиск источника комплекса неполноценности. Самым эффективным решением будет когнитивно-поведенческая терапия. В ходе сессий терапевт решает с клиентом несколько основных задач:
Для лечения комплекса неполноценности в большинстве случаев используют индивидуальную схему терапии. Психотерапевт составляет ее с учетом запроса и особенностей клиента. Важная роль уделяется самоанализу, ведь значительная часть работы лежит на пациенте.
В числе эффективных методов самостоятельной работы стоит отдельно выделить ведение дневника, в котором пациент фиксирует достижения, и рассуждает над неудачами, которые учится воспринимать как ценный опыт.
Комплекс неполноценности – это устойчивое негативное представление о себе иррациональная вера в собственную ущербность и превосходство других людей.
Характеризуется низкой самооценкой, неуверенностью, непереносимостью критики и неудач, неудовлетворенностью собой и своими достижениями. Люди с комплексом неполноценности часто испытывают психологический дискомфорт, проблемы с социализацией, а также построением здоровых отношений.
В числе возможных последствий – высокий риск развития депрессии, неврозов, деструктивных моделей поведения. Самый эффективный метод преодоления комплекса – когнитивно-поведенческая терапия, которая работает и с искаженным когнитивным компонентом, и с негативным эмоциональным фоном, и с поведенческими паттернами.