в 11:00 МСК
Попытки изучить фантазию предпринимались даже в Древней Греции, но результаты исследований были обнародованы лишь в 19 – 20 вв., после появления новых способов исследования мозга. За эту когнитивную функцию отвечает правое полушарие мозга.
Наличие подобной способности доказано только у людей, т. к. это продукт высшей нервной деятельности. Чем более развит у человека мозг, тем более сформированными и сложными будут его образы и идеи.
Фантазия – это импровизация на заданную тему, которая не относится к существующей реальности.
Она бывает 2 типов:
Направлена на переосмысление, переработку, трансформацию старых образов, их совмещение.
Характеризуется созданием новых идей.
В то же время подобное разделение на типы считается условным. Фантазия на протяжении всего периода развития человечества использовалась для объяснения тех или иных явлений, встречавшихся в жизни, когда не было научных методов их изучения. Хорошим примером выступает представление планеты в виде плоской тарелки, стоящей на слонах, вокруг которой вращается солнце.
Благодаря современным возможностям кинематографии, моделирования и графики сейчас можно визуализировать любые образы и идеи и даже создавать отдельные миры, вселенные (в жанре фэнтези). К реальности они не имеют отношения.
Значение слова вносит некоторую путаницу. Оно происходит от греческого слова «фантазия» φαντασία, что переводится как «воображение». Однако исследователи отмечают, что эти термины нетождественны.
Воображение – более широкий и сложный инструмент.
Оно является основой для построения научных гипотез, служит для разработки методов их доказательства. Помогает выстроить путь от идеи до ее реализации. Можно планировать, не основываясь на опыте, решать сложные задачи и т. д.
Фантазия считается продуктом воображения. Она может не основываться на реальности. При любой свободной минуте мозг, не занятый обдумыванием события, решением задачи или восприятием новой информации, начинает мечтать.
Мечтание позволяет переживать в уме разные ситуации, искать новые приключения, получать впечатления, пробовать на себе любую социальную роль. Так, нередко после просмотра той или иной программы стоит отключить телевизор, чтобы обдумать поступки, слова увиденных персонажей.
Фантазирование позволяет соприкоснуться с творчеством даже тем людям, которые умеют рисовать, играть на музыкальных инструментах или осуществлять другую креативную деятельность.
Фантазию нельзя в полной мере считать враньем. Ложь – преднамеренное искажение информации. Чаще ее применяют для получения личной выгоды. Мечтание – свободный полет воображения, который чаще задействуют для получения эмоционального удовлетворения.
Реальность, в т. ч. все события и предметы, которые в ней есть, влияют на умственную деятельность. Она во многом выступает основой для выдуманных идей, образов.
Увиденное и услышанное в дальнейшем подвергается повторной переработке, переосмыслению. Фантазия помогает рассматривать те или иные ситуации с разных ракурсов, лучше воспринимать, визуализировать полученную информацию. При этом она может быть не связана с событиями из реальности.
Только благодаря современным методам исследования мозга, тестам, часто используемым в психологии, было получено много новой информации о когнитивных функциях.
Установлено, что нейроны выступают своеобразной библиотекой, в которой хранятся знания, опыт и даже образы. К одним из них доступ сознательный, а к другим – спонтанный и неочевидный.
В процессе мышления постоянно происходит обращение к имеющейся информации. Благодаря этому человек может понимать происходящее, нормально реагировать на реальность.
Мечтание позволяет бросить вызов существующим триггерам, нарративам. Благодаря ему происходит переработка уже существующего опыта и образов для получения новых идей.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Мечтание необходимо для многих видов креативной, творческой деятельности. Без него невозможны создание художественных произведений, написание картин и т. д.
Мечты помогают обустраивать быт. С их помощью легко планировать и наилучшим образом оформлять жизненное пространство, находить нестандартные решения проблем, переосмыслять опыт и т. д.
Фантазирование развивает эмоциональную сферу. Из-за этого человек теряется, испытывает сильнейший стресс, страх в ситуациях, когда нужно сохранять хладнокровие и твердость.
Совмещение созданных в уме образов и переживаний с реальностью нередко становится причиной развития депрессивных расстройств. Подобные проблемы возникают из-за критического различия между вымышленным миром и реальностью.
Восприятие может притупиться. В таких случаях происходящие в жизни события и полученные впечатления становятся малозначительными и бледными.
Со временем мозгу свойственно менять действительные воспоминания на образы, созданные во время мечтания.
Может развиться эскапизм. Для состояния характерны пребывание в мире выдумок, отвлечение от реальности. Человек утрачивает способность своевременно, адекватно реагировать на текущие проблемы.
Существует много видов этой когнитивной способности. Характер, углубленность и особенности фантазии зависят от возраста, социального статуса, сферы деятельности и многих других факторов.
Все люди способны продуцировать образы в уме, проигрывать разные ситуации в нереалистичном контексте. Однако далеко не всегда удается мечтать на заданную тему.
Образы могут изначально формироваться или быть вытеснены в бессознательное поле, проявляясь спонтанно или под действием триггера.
В этом случае психологические тесты позволяют человеку много узнать о своих мотивах. Бессознательные идеи способны создавать условия для развития психосоматических и психических проблем.
У ребенка с 3 – 3,5 лет начинает быстро развиваться воображение. Это нормальный процесс формирования когнитивных функций. Мозг быстро растет, что увеличивает его возможности. Детям свойственно выдумывать сюжеты игр, воображаемых друзей, события и т. д.
Вымышленные образы постепенно усложняются. С их помощью ребенок активно познает мир, прорабатывает модели поведения в разных ситуациях из реальности.
Происходит закладка творческих способностей. Крайне важно объяснить ребенку разницу между мечтами и реальностью. Это снизит риск появления необоснованных воззрений и убеждений, патологической лживости.
Инновации являются результатом мечтаний. Переработка уже имеющегося опыта и знаний для решения той или иной задачи может приводить к нахождению крайне нестандартных способов преодоления имеющейся проблемы.
Все современные технологии являются результатом научных мечтаний. Альберт Энштейн ставил воображение и фантазии на более высокий уровень, чем знания. Он говорил: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение, охватывая целый мир, стимулируя прогресс».
Книги дают возможность окунаться в детально прописанные выдуманные миры, ощущать новые эмоции, получать знания. У писателей образы многогранные.
Кроме того, отмечается способность усложнять, дополнять, реконструировать изначальную идею. Часто писатели много времени продумывают свои сюжеты, чтобы добиться связанности и лучшей детализации. После этого их переносят на бумагу.
Мечтания на эту тему случаются у всех взрослых людей. Их появление не связано с имеющейся сексуальной жизнью. Человек может представлять разных партнеров, условия контакта и т. д.
Эротические образы часто позволяют снять внутренние запреты.
Человек может определить, чего он хочет, и в дальнейшем найти способ реализовать вытесненные желания. В то же время мечты эротического содержания способны стать основой для развития сексуальных извращений.
Часто возникают фантазии с негативной смысловой нагрузкой, часто касающиеся придуманного будущего, здоровья, семейного или финансового положения.
На их фоне может появляться сильный страх, повышаться тревожность, преследовать навязчивое желание. Также они приводят к зацикленности на несуществующих проблемах.
Любые когнитивные способности человека нуждаются в регулярном использовании. Если они не применяются, то постепенно угасают. Фантазию следует развивать с самого раннего возраста.
Это облегчит в дальнейшем генерацию творческих идей, поиск нестандартных решений. Умение фантазировать позволяет легче переносить, переосмыслять сложные ситуации. Оно помогает познавать реальность, создавать ранее не существовавшие предметы.
Некоторые считают, что создание в уме удивительных образов, нетривиальных идей доступно только отдельным творческим людям. Однако это не так.
При желании можно развить способность создавать произведения искусства. Креативное мышление имеет приобретенный характер. Люди не рождаются с ним. Оно возникает на фоне часто непреднамеренной тренировки способности мечтать.
Определение видов деятельности, ослабляющих воображение, и их исключение, а также усилия, направленные на усложнение идей, позволяют быстро приобрести способность к нестандартному мышлению.
Чтобы развить фантазию, включайте телевизор как можно реже. Просмотренные программы задают вектор работы воображения, заставляя обдумать увиденные события.
Лучше читать, представляя описанное. Можно изучать не только художественные книги, общую информацию о том или ином событии, животном или предмете из «Википедии».
Для развития воображения стоит слушать музыку без слов. Она не создает дополнительную информационную нагрузку, не задает вектор мышления, не требует осмысления.
Стоит вести дневник. Начать с описания дня, эмоций, а затем вымышленных образов, идей. Представлять себя в ситуациях, вызывающих эмоции, переживать этот опыт.
Сначала стоит определить, насколько вымышленная идея реализуема. Фантазии стоит воплощать в жизнь. Часто только это способствует получению признания, а также дальнейшему развитию. Образы аморального или противозаконного свойства лучше оставлять без реализации.