Ассертивностью называют умение прямо сообщать о личных интересах, потребностях. При этом человек не ведет себя агрессивно, сохраняет чувство такта.
Он вежлив, уважительно относится к другим людям и их чувствам. Данная черта личности повышает способность приспосабливаться к разным внешним условиям, обстоятельствам. Индивиду проще строить отношения с друзьями, романтическими партнерами или коллегами.
Человек, обладающий ассертивностью, несет ответственность за свои действия или их отсутствие.
Он не обвиняет окружающих за их эмоциональные реакции. Вместо ожидания, что другие люди сами догадаются, предпринимает активные попытки, чтобы добиться физического и эмоционального комфорта.
Манипулятивное поведение направлено на подавление другого человека, собеседника, его воли. Вы вынуждаете оппонента действовать так, как нужно вам. Это скрытое проявление агрессии.
Ассертивное поведение не предполагает подавления других людей. Вы озвучиваете, чего хотите, обозначаете, что какие-либо действия причиняют вам дискомфорт.
При этом не стремитесь заставить другого человека измениться, вызывая у него негативные переживания, а ищете то решение, которое устроит каждую сторону.
Ассертивность обладает рядом преимуществ:
Выбирая себя в конфликтной ситуации, вы чаще удовлетворены результатом. Реже возникают сожаления, сомнения в себе, самобичевание.
Удается соблюдать баланс между работой и жизнью. Вы не соглашаетесь на переработки или требуете за это доплату. Вас не беспокоят в нерабочее время. Если такая необходимость все же случается, то ответа не ожидают сразу.
Вы опираетесь на себя, не зависите от решения окружающих. Это позволяет планировать ближайшее будущее, снижает уровень тревожности.
Имеется и недостаток. Если прежде человек общался иначе, то его знакомые могут негативно воспринять перемены. Попытки обозначить границы могут быть встречены непониманием, даже обидой.
Существует специальный тест из 24 вопросов. Ответить на каждый из них можно «да» либо «нет». Все вопросы делят на 3 группы. Для интерпретации результатов человек подсчитывает количество положительных ответов в каждой.
Если в 1-й группе много баллов, человек понимает, что представляет собой ассертивность. При этом на практике ее не применяет, использует другие модели поведения. Это приводит к неудовлетворенности собой и прочими людьми.
Высокие баллы во 2-й группе указывают на то, что вы движетесь в верном направлении. Чаще всего в ваших коммуникациях наблюдается ассертивность. Но иногда можете общаться агрессивно.
Высокие баллы в 3-й группе демонстрируют хорошие шансы освоить ассертивность. Индивид корректно оценивает себя, осознает особенности своего поведения.
Способен признать не только позитивные, но и негативные проявления. Проблема возникает, если в этой группе будет получен низкий балл. Это указывает на склонность переоценивать себя, попытки представляться окружающим лучше, чем на деле.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Ассертивности не может быть чрезмерно много. Это умение подстраиваться под ситуацию, адаптироваться, при этом не соглашаясь на то, что вас притесняет, унижает.
Проблемы могут возникать в случае, когда человек неверно понимает ассертивность. Тогда его поведение может становиться манипулятивным, неуважительным по отношению к третьим лицам.
Лица с низкой ассертивностью чаще всего страдают от заниженной самооценки. Они не уверены в себе, личных способностях. Отличаются повышенной чувствительностью к критике, замечаниям.
Страдают от высокой тревожности. Из-за этого становятся пассивными. Индивиду проще промолчать, чем попасть в ситуацию, где его могут отвергнуть, не принять.
Свои интересы человек скрывает, поскольку не осмеливается открыто о них объявлять.
Возможно и противоположное поведение. Личный комфорт человек ставит на первое место, при этом не учитывая чувств, потребностей, желаний окружающих. Действует агрессивно, неуважительно и пренебрежительно относится к другим людям.
Причин может быть несколько:
Если в анамнезе было физическое или сексуальное насилие, индивид может считать себя хуже остальных. Так работает психологическая защита: возникает необходимость объяснить себе, оправдать жестокость других людей. При этом развивается уверенность в том, что отстаивать свои права бесполезно. Проще подстроиться под требования другого лица. Иногда человек считает себя совсем бесправным.
Если у родителей не было навыков ассертивной коммуникации, то они не способны научить таковой ребенка. Он усваивает те модели поведения, которые видел у важных взрослых. Например, ведет себя агрессивно или, наоборот, становится пассивным.
В обществе устоялось мнение, что лица с нестатусной, низкооплачиваемой работой должны подстраиваться под требования более богатых, добившихся больших высот в карьере. Им следует оставаться пассивными, отказаться от защиты своих прав. В традиционных обществах аналогичным способом должны себя вести девушки. В сложных ситуациях им следует подчиняться мужчинам, не проявлять агрессии в целях защиты личных интересов.
Когда человек напряжен, пребывает в стрессе, ему непросто контролировать эмоциональные реакции. Не всегда в этот момент он способен подумать о чувствах окружающих или грамотно выразить собственные.
Выделяют ряд правил ассертивного поведения:
Человек сообщает прямо о том, что его беспокоит, высказывает негативные эмоции открыто. При этом он не перестает быть вежливым и тактичным. Если с чем-то не согласен, скажет об этом спокойно, но твердо.
Индивид не вступает в конфликты. Он не ввязывается в спор, если на то его провоцируют другие люди. Не стремится переубеждать окружающих, но и не отступает от своего мнения, решений.
Человек говорит я-языком. Сообщает о своих чувствах, мыслях, ощущениях. При этом не требует чего-либо от других, не обвиняет.
Личность стремится найти компромисс. Цель контакта не в подавлении собеседника, подчинении его своей воле, а в поиске решения, которое устроит обе стороны.
Человек не действует под влиянием негативных эмоций. Его поступки продуманные и логичные, а не импульсивные, вызванные кратковременными ощущениями.
Индивид благодарит, когда его услышали и пошли навстречу. Если сам нанесет кому-то обиду, причинит дискомфорт, извинится за свое поведение.
Ассертивность – умение, навык, который можно развить. Придется приложить усилия для его формирования, усердно работать над мышлением.
Попробуйте следующие техники:
Прислушивайтесь к себе, вспомните недавнее прошлое. Проанализируйте свое привычное поведение. Поможет аудит вашего дня. Так вы поймете, насколько часто отстаиваете личные интересы, когда идете против себя, чтобы угодить другим.
Иногда заявление о потребностях и желаниях неуместно, может быть воспринято как грубость, недостаток воспитания. Чтобы получать то, чего хотите, не обижать при этом других людей, необходимо корректно оценивать происходящее, обстоятельства. Старайтесь сначала успокоиться: так будет проще подобрать рациональные доводы. На эмоциях рискуете выразиться резко, что испортит отношения.
Если пока не выработали навык ассертивности, проведите с собой тренинг перед диалогом. Проведите анализ коммуникаций, состоявшихся в недалеком прошлом. Придумайте для каждой ситуации ответ, который одновременно был бы вежливым, но при этом прямо указывал на то, чего вы хотите добиться. Стоит продумать также пассивную и агрессивную реплики. Так вы будете четче понимать разницу между подходами, сможете выбирать более эффективные фразы.
Для этого можете воспользоваться личным опытом, разобрать рассказы друзей или придумать эффективные ответы для персонажей книг, фильмов. Для каждого случая продумайте хороший ответ. Чем больше сделаете разборов, тем быстрее усвоите эффективную модель поведения.
Большую часть информации собеседники получают не из сказанных слов. Человек анализирует язык тела окружающих, часто сам этого не осознавая. Выводы остаются на уровне подсознания. Чтобы улучшить коммуникацию с окружающими, учитесь демонстрировать уверенность: сидите прямо, не скрещивая конечности, поддерживайте зрительный контакт, слегка наклоняйтесь к собеседнику во время беседы.
Отрабатывайте желаемые модели поведения в безопасной обстановке. Например, вежливо отказывайте друзьям или родственникам, которые точно примут отрицательный ответ. В будущем вам будет легче сказать «нет» другому человеку (начальнику, преподавателю, клиенту).
Так коммуникация будет комфортной не только для вас, но и для собеседника. Риск, что отношения испортятся, при этом минимален.
Поддерживайте себя в процессе. Отмечайте даже небольшие достижения, хвалите себя за них. Можете награждать небольшими приятными подарками. Так в мозгу сформируется позитивная ассоциация, в будущем будет проще придерживаться выбранной модели поведения.
Чтобы развить ассертивность, ознакомьтесь со следующими книгами:
Регулярно появляется новая психологическая литература, помогающая развить в себе нужный навык.