Онлайн-конференция для психологов и интересующихся
«Где потерялось счастье?»
16 ноября в 11:00 МСК
16 ноября
в 11:00 МСК
Участвовать

Что изучает психология в педагогике

На образование и становление человека как личности большое влияние оказывает педагогическая психология. Без исследований, наблюдений и экспериментов в этой области родителям и преподавателям было бы сложно понимать ребенка, помогать ему развиваться, выявлять детскую одаренность в раннем возрасте.
Педагогическая психология
🔥 Бесплатный курс из 4 видеоуроков: самое важное в нескучном формате о воспитании ребенка
Смотреть

Что за наука педагогическая психология

Когда человек обучается и воспитывается, его психика и характер качественно меняются. Работа педагога состоит в содействии личностному развитию и самореализации.

Первые шаги к этому делают в детском саду, проводя тестирования и определяя готовность детей к обучению в школе.

Далее ребенок достигает зрелости, получая навыки, даваемые многоступенчатой системой образования:

  • в начальной и средней школах;
  • в среднем специальном учебном заведении;
  • в вузе.

На образованность не влияют время, потраченное на получение знаний, количество полученных дипломов и возраст. Она зависит от соотношения обучения и воспитания. Эта совокупность меняет сознание и мировоззрение индивида.

Под определением педагогической психологии ученые понимают 2 ветви науки:

  • базовую, для которой первостепенной является проблема природы и закономерностей процессов обучения и воспитания;
  • прикладную, направленную на интеграцию психологических и педагогических знаний для практического применения.

Психология в педагогике изучает:

  • принципы обучения, освоения навыков и умений;
  • особенности становления у школьников самостоятельности в творчестве;
  • зависимость обучения и воспитания от психического развития;
  • психологию личности и деятельности преподавателя;
  • условия появления новых течений в сознании обучаемого.

Центральной темой является поиск решения, как соотносятся задачи педагогической психологии с современным уровнем развития этой науки.

История становления педагогической психологии

В истории становления педпсихологии исследователи выделяют 3 этапа:

1
Первый начался с выхода «Великой дидактики» (этот фундаментальный труд создал Я. А. Коменский в 1957 г.) и продолжался до окончания ХIХ в.

Основы педпсихологии сформировались в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Ж.-Ж. Руссо, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега. В них основное внимание уделялось роли преподавателя в становлении личности ученика, психологическим аспектам образования, связи обучения с воспитанием и творческим потенциалом индивида.

2
Второй характеризуется оформлением психологии в педагогике в самостоятельную науку

Начинается с выхода книги П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877) и заканчивается в середине ХХ в. В это время появились работы А. П. Нечаева, А. Бинэ, Б. Анри, Г. Эббингауза и др., а также новое направление – педология. Она отличается комплексным подходом к изучению особенностей поведения детей, основывается на анатомических, физиологических, психофизических, социологических исследованиях.

3
Третий оформился с идеи Б. Скиннера и Дж. Уотсона об использовании современных технологий, в т.ч. программирования, в обучении

Алгоритмизацию образования разработал Л. Н. Ланда в 60-е гг. Он опирался на труды Дж. Дьюи о познании через преодоление проблем, и С. Л. Рубинштейна о природе мышления в неординарной ситуации.

Педпсихология  раскрывает одаренных детей
Педпсихология для полного раскрытия одаренных детей
Фото: Prostock studio / Сайт shutterstock.com

Главные задачи педагогической психологии

В число главных повседневных задач педпсихологии входят:

  • выяснение, как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие;
  • обнаружение механизмов и закономерностей воздействия на личность и разум подопечного воспитывающих и образовательных программ;
  • раскрытие алгоритмов социализации человека, сохранения навыков в сознании и применения их в разных ситуациях;
  • поиск и учет сенситивных периодов развития в обучении;
  • выявление связи между интеллектом ученика и воспитательно-образовательными методиками;
  • формулирование организационных и обучающих принципов, их влияние на развитие интеллекта и индивидуума, познавательную активность;
  • обнаружение соотношения обучения и развития;
  • разработка основ для дальнейшего прогресса на любом уровне системы образования;
  • содействие в воспитании одаренных детей;
  • поддержка психического здоровья объекта обучения.

Связь педагогической психологии с другими науками

Психология педагогики связана с философией темами исследований:

  • выявлением повседневных кризисных явлений между учителем и учеником;
  • поиском смысла жизни и стремлением личности к самопознанию;
  • становлением своего мировоззрения;
  • изучением принципов воспитательно-образовательной работы.

Педпсихология пересекается с другими науками, познающими внутренний мир:

  • психогенетикой (за счет общих способов исследования);
  • общей психологией (изучением проблемы авторитета учителя или лидера);
  • генетической психологией (через параллельное изучение значения окружающего мира в становлении личности);
  • социальной психологией (через исследование связи образования и культуры в определенной среде).

Чем отличается от педагогики

Несмотря на связь, а также взаимное дополнение педпсихологии и педагогики, между ними имеется разница. Она состоит в том, что вторая объединяет знания, умения, навыки в воспитании и обучении, рассматривает эффективные способы передачи накопленного опыта детям.

Первая посвящает исследования изучению механизмов и закономерностей в овладении этими ЗУН, разнице способов достижения цели.

Педпсихология и педагогика различаются
Педпсихология и педагогика имеет различия
Фото: Billion Photos / Сайт shutterstock.com
fire
author

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

6 бесплатных способов глубже понять себя и окружающих

Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.

Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.

Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!

material

5 шагов к здоровой самооценке

чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой

material

Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи

найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее

material

Как найти себя и свое место в мире за 4 шага

авторский метод профориентирования

material

Время не лечит: как справиться с душевной болью

2 эффективных упражнения

material

Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах

взгляните на свою жизнь со стороны

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1289 раз

Категории педагогической психологии

В педпсихологии существуют следующие категории:

1

Обучение, представляющее собой передачу знаний при активном содействии ученика. Важны понятность материала, восприимчивость индивида, закрепление и практическое применение полученных навыков.

2

Воспитание, заключающееся в формировании общественно-полезных ценностей. Основано на понимании, что нормы поведения мало изучить, нужно соотносить их со своими поступками и действиями.

3

Знания, состоящие из набора социокультурного опыта, зафиксированного записями, символами, картинами. Обладают характеристиками полноты, оперативности, глубины, обобщенности, системности и т.д.

4

Умения, определяющие эффективность действий индивида для достижения нужного результата. Тесно взаимосвязаны со знаниями и применяются на их основе.

5

Навыки или какие-либо другие действия, доведенные до автоматизма. Бывают сенсорными (чувственными), интеллектуальными (умственными), моторными (действенными).

Основные принципы педагогической психологии

Согласно принципу детерминации, между объектом исследования и окружающей обстановкой, а также отношениями, предыдущими и будущими событиями формируется взаимосвязь.

На ее основе прогнозируется поведение ребенка и планируется процесс его воспитания.

Существует 2 типа детерминации:

  • казуальная, изучающая перспективы обучения в связи с прошлым;
  • целевая, когда под направляющей силой прогресса подразумевается стремление к идеалу и исполнению замыслов.

Принцип системности позволяет изучить объект как одно целое на 3 уровнях:

  • индивидуальном, выделяющем личностные, когнитивные, эмоционально-волевые, мотивационные, генотипические и другие особенности индивида;
  • социальном, объединяющем коммуникативные навыки, общественные роли, схемы взаимодействия в коллективе;
  • духовном, определяющем субъектность человека в виде баланса между личными и общественными правилами поведения.

В соответствии с принципами развития человек должен пройти 3 стадии эволюции:

1

Последовательного роста и созревания без содействия преподавателей. Эта ступень рассматривается как основная в теориях школы Монтессори и Вальдорфской, основанной Рудольфом Штайнером.

2

Формирования новых психических характеров в результате освоения общественных законов поведения и обучения. Их демонстрируют и передают взрослые участники образовательного процесса.

3

Преобразования, или получения новых психологических черт в специально созданных для саморазвития условиях. Ребенок совершенствуется при неявной поддержке преподавателей.

С помощью принципа единства теории и практики находят ответы на вопросы:

1
«Как?» для оценки эффективности психологических методов, целесообразности их применения

Определяется степень зависимости краткосрочных и долгосрочных результатов обучения и самонаблюдения от работы педагога.

2
«Что?» для постановки целей психического воздействия

Детям прививаются понятие природы человека, принципы его развития.

3
«Зачем?» в оценке ценностно-смысловой базы применяемых знаний психологии

Ребенка привлекают к работе с педагогом для нахождения смысла в личностном познании, потенциала для саморазвития, основы будущего познания.

По принципу социальной целесообразности определяют степень социального привыкания себя и общества друг к другу.

Основной точкой онтогенеза педпсихологии принимают установившуюся в социуме систему ценностей и ожиданий.

В соответствии с ними устанавливают адекватность применяемой теории и практики воспитания и обучения.

Воспитание по принципу детерминации
Воспитание ребенка согласно принципу детерминации
Фото: SunKids / Сайт shutterstock.com

Методы исследования педагогической психологии

Сейчас ученые выясняют, как соотносятся задачи рассматриваемой науки с современным уровнем развития этой отрасли.

В изучении они пользуются следующими методами:

1
Анализом продуктов деятельности и творчества.

Исследователь интерпретирует технику выполнения и содержание духовных и вещественных предметов, создаваемых индивидом. По стилю выполнения и содержанию психолог судит о сенсомоторном, интеллектуальном, личностном уровнях развития творца, его переживаниях, духовном состоянии, волнующих в процессе созидания жизненных вопросах.

2
Опросами в виде беседы или анкетирования

Первая представляет собой интервью, в котором исследуемый отвечает на заранее подготовленные вопросы. Полученной информацией пользуются для дальнейшего изучения испытуемого в комплексе с другими методами. Анкета более оперативно характеризует состояние психики подопечного. Самые важные вопросы содержит основной раздел опросника.

3
Наблюдением как основным способом сбора информации

Во время процедуры учащийся не должен заметить, что его изучают. С другой стороны, исследователь не может вмешиваться в творческий процесс. Надзор проходит по заранее составленному плану. Все активности фиксируются для последующего анализа. Иногда исследователь входит в группу испытуемых для изучения их изнутри.

4
Экспериментом, в рамках которого ученый сам создает условия для наблюдения за подопечным

Психофизические функции исследуют в лаборатории. Естественное поведение испытуемых проверяют в повседневных условиях. Преобразование объекта проводят в формирующем обследовании, а установление отдельных фактов – в констатирующем.

5
Тестированием, позволяющим оценить поведение испытуемого в искусственно созданной ситуации

Его предметом является оценка реакции подопечного на появившиеся развивающие стимулы. В итоге дается заключение о способностях индивида достигать результата в настоящем времени.

6
Социометрией как эмпирическим методом исследования разнообразных возрастных групп

Всех членов коллектива или одноклассников расспрашивают об учебе, внешкольных занятиях, личных отношениях. На основе ответов определяют статус индивида в группе, выявляют лидеров для повышения педагогического и воспитательного воздействия.

Развитие и практическое применение педагогической психологии

Совершенствование психологии в образовательных процессах продолжается.

Ученые ищут способы решить имеющиеся и заново возникающие проблемы.

На практике результаты исследований применяют в таких ситуациях, как:

  • выработка индивидуального подхода в личностно-ориентированной подготовке детей к школе;
  • подбор средств обучения с применением современных информационных технологий;
  • выбор концепции обучения с учетом психологического развития ребенка на каждом этапе становления;
  • выявление востребованности школьных знаний во взрослой жизни выпускника.

Это лишь малый список вероятного применения педпсихологии в становлении подрастающего поколения. Сфер, в которые проникает наука, становится больше в связи с изменениями, происходящими в окружающем мире.

Педпсихология - помощь в профориентации
Педпсихология помогает определиться с дальнейшей профессией
Фото: BearFotos / Сайт shutterstock.com
Бесплатный вводный курс
в профессию Детский психолог
Первый шаг для тех, кто хочет стабильную профессию в сложное время
  • 4 урока и практические упражнения, которые помогут в воспитании ребенка и улучшении ваших отношений
  • обратная связь - возможность задать вопрос профессиональному психологу
  • бонусы и подарки стоимостью 20 000₽, которые вы получите совершенно бесплатно
  • электронный сертификат в конце обучения

Проблемы в развитии педагогической психологии

Основные затруднения в прогрессе педпсихологии связаны с такими аспектами:

1
Сенситивным развитием

Вопросы вызывают индивидуальность и своеобразие периодов становления личности. Их изучили почти все, но у каждой фазы эволюционирования психики детей одного возраста разная продолжительность формирования одних и тех же свойств. Решение проблемы пока не найдено.

2
Соотношением биологического созревания детей с фактическим развитием

Сложность преодолевается путем длительного подбора индивидуальной системы воспитания и образования.

3
Расстановкой приоритетов в общем и возрастном развитии

Определением возраста, в котором начинается гармоничное объединение педагогических и воспитательных программ, занимается психолог персонально.

4
Педагогической запущенностью, вызывающей отставание ребенка в развитии и освоении учебной программы

Психолог устанавливает, какие дефекты устранимы, а какие нет.

5
Взаимосвязью биологического взросления с обучаемостью детей

На нее оказывают воздействие генетическая и групповая предрасположенность, поведение ученика, психоневрологические факторы.

6
Обеспеченностью подхода к обучению с определением персонального темпа, ритма освоения программы в общей группе

Психологи уделяют особое внимание инклюзивному образованию, учитывающему состояние здоровья, инвалидность, с целью создания условий для таких детей на занятиях в общеобразовательных школах.

Книги по педагогической психологии

За 300 лет исследований в области педагогической психологии накоплены большие массивы обучающей литературы. Перечислить всю невозможно. В краткий список полезных работ входят:

1

«Нейропсихологическое консультирования в практике психолога образования» Любовь Цветкова

2

«Психология личности» Артур Реан

3

«Лингвистика между психологией и психотерапией: мост над пропастью» Марина Новикова-Грунд

4

«Одарённые дети» Франц Монкс

Педагоги и психологи могут найти и другие произведения коллег и исследователей.