в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листКогда человек обучается и воспитывается, его психика и характер качественно меняются. Работа педагога состоит в содействии личностному развитию и самореализации.
Первые шаги к этому делают в детском саду, проводя тестирования и определяя готовность детей к обучению в школе.
Далее ребенок достигает зрелости, получая навыки, даваемые многоступенчатой системой образования:
На образованность не влияют время, потраченное на получение знаний, количество полученных дипломов и возраст. Она зависит от соотношения обучения и воспитания. Эта совокупность меняет сознание и мировоззрение индивида.
Под определением педагогической психологии ученые понимают 2 ветви науки:
Психология в педагогике изучает:
Центральной темой является поиск решения, как соотносятся задачи педагогической психологии с современным уровнем развития этой науки.
В истории становления педпсихологии исследователи выделяют 3 этапа:
Основы педпсихологии сформировались в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Ж.-Ж. Руссо, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега. В них основное внимание уделялось роли преподавателя в становлении личности ученика, психологическим аспектам образования, связи обучения с воспитанием и творческим потенциалом индивида.
Начинается с выхода книги П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877) и заканчивается в середине ХХ в. В это время появились работы А. П. Нечаева, А. Бинэ, Б. Анри, Г. Эббингауза и др., а также новое направление – педология. Она отличается комплексным подходом к изучению особенностей поведения детей, основывается на анатомических, физиологических, психофизических, социологических исследованиях.
Алгоритмизацию образования разработал Л. Н. Ланда в 60-е гг. Он опирался на труды Дж. Дьюи о познании через преодоление проблем, и С. Л. Рубинштейна о природе мышления в неординарной ситуации.
В число главных повседневных задач педпсихологии входят:
Психология педагогики связана с философией темами исследований:
Педпсихология пересекается с другими науками, познающими внутренний мир:
Несмотря на связь, а также взаимное дополнение педпсихологии и педагогики, между ними имеется разница. Она состоит в том, что вторая объединяет знания, умения, навыки в воспитании и обучении, рассматривает эффективные способы передачи накопленного опыта детям.
Первая посвящает исследования изучению механизмов и закономерностей в овладении этими ЗУН, разнице способов достижения цели.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
В педпсихологии существуют следующие категории:
Обучение, представляющее собой передачу знаний при активном содействии ученика. Важны понятность материала, восприимчивость индивида, закрепление и практическое применение полученных навыков.
Воспитание, заключающееся в формировании общественно-полезных ценностей. Основано на понимании, что нормы поведения мало изучить, нужно соотносить их со своими поступками и действиями.
Знания, состоящие из набора социокультурного опыта, зафиксированного записями, символами, картинами. Обладают характеристиками полноты, оперативности, глубины, обобщенности, системности и т.д.
Умения, определяющие эффективность действий индивида для достижения нужного результата. Тесно взаимосвязаны со знаниями и применяются на их основе.
Навыки или какие-либо другие действия, доведенные до автоматизма. Бывают сенсорными (чувственными), интеллектуальными (умственными), моторными (действенными).
Согласно принципу детерминации, между объектом исследования и окружающей обстановкой, а также отношениями, предыдущими и будущими событиями формируется взаимосвязь.
На ее основе прогнозируется поведение ребенка и планируется процесс его воспитания.
Существует 2 типа детерминации:
Принцип системности позволяет изучить объект как одно целое на 3 уровнях:
В соответствии с принципами развития человек должен пройти 3 стадии эволюции:
Последовательного роста и созревания без содействия преподавателей. Эта ступень рассматривается как основная в теориях школы Монтессори и Вальдорфской, основанной Рудольфом Штайнером.
Формирования новых психических характеров в результате освоения общественных законов поведения и обучения. Их демонстрируют и передают взрослые участники образовательного процесса.
Преобразования, или получения новых психологических черт в специально созданных для саморазвития условиях. Ребенок совершенствуется при неявной поддержке преподавателей.
С помощью принципа единства теории и практики находят ответы на вопросы:
Определяется степень зависимости краткосрочных и долгосрочных результатов обучения и самонаблюдения от работы педагога.
Детям прививаются понятие природы человека, принципы его развития.
Ребенка привлекают к работе с педагогом для нахождения смысла в личностном познании, потенциала для саморазвития, основы будущего познания.
По принципу социальной целесообразности определяют степень социального привыкания себя и общества друг к другу.
Основной точкой онтогенеза педпсихологии принимают установившуюся в социуме систему ценностей и ожиданий.
В соответствии с ними устанавливают адекватность применяемой теории и практики воспитания и обучения.
Сейчас ученые выясняют, как соотносятся задачи рассматриваемой науки с современным уровнем развития этой отрасли.
В изучении они пользуются следующими методами:
Исследователь интерпретирует технику выполнения и содержание духовных и вещественных предметов, создаваемых индивидом. По стилю выполнения и содержанию психолог судит о сенсомоторном, интеллектуальном, личностном уровнях развития творца, его переживаниях, духовном состоянии, волнующих в процессе созидания жизненных вопросах.
Первая представляет собой интервью, в котором исследуемый отвечает на заранее подготовленные вопросы. Полученной информацией пользуются для дальнейшего изучения испытуемого в комплексе с другими методами. Анкета более оперативно характеризует состояние психики подопечного. Самые важные вопросы содержит основной раздел опросника.
Во время процедуры учащийся не должен заметить, что его изучают. С другой стороны, исследователь не может вмешиваться в творческий процесс. Надзор проходит по заранее составленному плану. Все активности фиксируются для последующего анализа. Иногда исследователь входит в группу испытуемых для изучения их изнутри.
Психофизические функции исследуют в лаборатории. Естественное поведение испытуемых проверяют в повседневных условиях. Преобразование объекта проводят в формирующем обследовании, а установление отдельных фактов – в констатирующем.
Его предметом является оценка реакции подопечного на появившиеся развивающие стимулы. В итоге дается заключение о способностях индивида достигать результата в настоящем времени.
Всех членов коллектива или одноклассников расспрашивают об учебе, внешкольных занятиях, личных отношениях. На основе ответов определяют статус индивида в группе, выявляют лидеров для повышения педагогического и воспитательного воздействия.
Совершенствование психологии в образовательных процессах продолжается.
Ученые ищут способы решить имеющиеся и заново возникающие проблемы.
На практике результаты исследований применяют в таких ситуациях, как:
Это лишь малый список вероятного применения педпсихологии в становлении подрастающего поколения. Сфер, в которые проникает наука, становится больше в связи с изменениями, происходящими в окружающем мире.
Основные затруднения в прогрессе педпсихологии связаны с такими аспектами:
Вопросы вызывают индивидуальность и своеобразие периодов становления личности. Их изучили почти все, но у каждой фазы эволюционирования психики детей одного возраста разная продолжительность формирования одних и тех же свойств. Решение проблемы пока не найдено.
Сложность преодолевается путем длительного подбора индивидуальной системы воспитания и образования.
Определением возраста, в котором начинается гармоничное объединение педагогических и воспитательных программ, занимается психолог персонально.
Психолог устанавливает, какие дефекты устранимы, а какие нет.
На нее оказывают воздействие генетическая и групповая предрасположенность, поведение ученика, психоневрологические факторы.
Психологи уделяют особое внимание инклюзивному образованию, учитывающему состояние здоровья, инвалидность, с целью создания условий для таких детей на занятиях в общеобразовательных школах.
За 300 лет исследований в области педагогической психологии накоплены большие массивы обучающей литературы. Перечислить всю невозможно. В краткий список полезных работ входят:
«Нейропсихологическое консультирования в практике психолога образования» Любовь Цветкова
«Психология личности» Артур Реан
«Лингвистика между психологией и психотерапией: мост над пропастью» Марина Новикова-Грунд
«Одарённые дети» Франц Монкс
Педагоги и психологи могут найти и другие произведения коллег и исследователей.