в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листПод ЭИ подразумевают способность к пониманию собственных чувств, а также эмоций других людей. На основании сделанных наблюдений, выводов человек выбирает оптимальную модель поведения, решает, какие действия сейчас будут более уместны.
Раньше главным считался академический интеллект. Было важно, сколько всего человек знает и умеет. От ребенка требовали хорошо делать уроки, получать только положительные оценки.
Но по мере того как менялся мир, развивалась система образования, знания стали более доступными. Большую важность приобретала способность выстраивать коммуникацию, эмпатия.
Первыми про ЭИ в 1990 г. заговорили Питер Сэловей и Джон Майер, авторы одноименной статьи.
Позже к их изысканиям присоединился Дэвид Карузо. Он затем создал единственное признанное научным сообществом тестирование для определения уровня ЭИ.
Авторы писали о 4 составляющих этого понятия:
В России об ЭИ узнали от автора одноименной книги, Дэниэла Гоулмана. Работа была опубликована в 1995 г. Журналист взял за основу статью Майера и Сэловея, дополнил ее личными представлениями. Он же ввел новый термин – эмоциональный коэффициент.
Воспитание ЭИ необходимо по ряду причин:
Для диагностики ЭИ используются специальные технологии, методики:
Содержит 33 утверждения. Каждое нужно оценить по 5-бальной шкале, насколько оно соответствует вашему поведению. Показывает не только общий уровень ЭИ, но и отдельные его составляющие: способность к саморегулированию, выражению эмоций, их использованию для решения затруднительных ситуаций.
Состоит из 30 утверждений, каждое из которых оценивается от -3 до 3. Результат считают по шкалам.
Тест из 40 вопросов. Ответ нужно выбирать из 4 предложенных. Опросник демонстрирует межличностный и внутриличностный ЭИ.
Дети младшего школьного возраста:
Подростки:
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Понять, что ЭИ ребенка низок, можно по ряду признаков:
Занятия будут различаться в зависимости от возраста.
Когда ребенок только родился, он наблюдает за взрослыми, их мимикой, жестами, слушает голоса. При этом он обучается распознавать настроение родителя.
На 3-й неделе появляется комплекс оживления. Это особая реакция младенца, при которой тот сначала всматривается в лицо родителя, затем улыбается, начинает активно гулить, двигать конечностями.
Заботу, любовь, счастье дети изучают во взаимодействии с мамой и папой. Боль, страх, грусть познают, когда начинают резаться зубы или родители долго не обращают на них внимания.
В дошкольном возрасте дети уже знают названия эмоций. Они учатся распознавать чувства других людей, преодолевать личные негативные переживания.
Важно, чтобы ребенок полноценно проживал все возникающие у него чувства. Но родители нередко препятствуют естественному процессу. Вместо того чтобы поддержать дочь или сына, они запрещают, например, плакать или злиться.
Из-за подобного обесценивания дети начинают стыдиться себя. Психологи указывают, что это может негативно повлиять на дальнейшую жизнь, спровоцировать невроз.
На этом этапе у человека активно развивается эмпатия. Ребенок учится ставить себя на место другого, оценивает чужие поступки, отмечает ошибки. Школьная программа помогает воспитать в детях доброту и сострадание.
Общение с ровесниками и преподавателями позволяет научиться эффективной коммуникации. При этом дети приобретают самостоятельность, постепенно отдаляясь от родителей.
В подростковом возрасте человек сталкивается с бурей чувств, эмоций. Не всегда он способен обуздать поднимающиеся переживания. Подросток считает себя исключительным, противопоставляется обществу. Это приводит к конфликтам как с ровесниками, так и с людьми постарше.
Юноше или девушке непросто понять, что с ним происходит.
Реакции нестабильны, настроение может резко измениться в ответ даже на слабый стимул. Родителям важно отказаться от тирании и подавления. При этом детям требуется чуткое руководство, чтобы обучиться самоконтролю.
Используются различные упражнения, игры для развития ЭИ:
Ребенку нужно показать, как безопасно для окружающих проявлять агрессию. Заведите специальную подушку. Разрешите сыну или дочери ее бить, пинать, кричать на нее, когда малыш испытывает негативные эмоции. Объясните, что, избивая подушку, он избавляется от гнева. Но поступать аналогичным способом с людьми нельзя.
Помогает отследить положительные эмоции. Записывайте победы, достижения, успехи ребенка. Перечисляйте самые яркие положительные моменты за сутки.
Вы показываете эмоцию, используя только мимику, жесты. Ребенок угадывает. Потом меняйтесь ролями. Можно устраивать не только парную, но и командную игру.
Ваша задача – назвать то, что хотите увидеть. Ребенок должен без слов показать загаданную эмоцию. Он может использовать мимику, жесты, но при этом молчать.
Нарисуйте на листках бумаги лица с разным выражением. Одни должны улыбаться, другие – сердиться, третьи – плакать. Спрашивайте ребенка, какое настроение у него сейчас. После этого малышу следует выбрать подходящий вариант. Постепенно усложняйте задачу. Описывайте ситуации, спрашивайте, что могут испытывать персонажи.
Разыграйте с ребенком простой сюжет, где он будет показывать другого человека. Затем обсудите, какие чувства мог испытывать персонаж, какими способами справлялся бы с негативом.
Подойдите к окну и попросите ребенка визуализировать, что облака – это его мысли и чувства. Затем поинтересуйтесь, что мальчик или девочка видит на небе, какие переживания испытывает в связи с этим.
Регулярно общайтесь с ребенком. Это важно вне зависимости от возраста. Даже когда подросток начинает отвергать родителей, он все еще нуждается в их помощи и поддержке.
Развивайте свой ЭИ. Лучший способ научить чему-либо ребенка – это личный пример. Дети копируют поведение родителей, их действия, даже отдельные фразы.
Смотрите вместе фильмы, читайте книги. Обсуждайте поступки героев. Интересуйтесь, как бы ребенок повел себя в аналогичной ситуации, что бы предпринял. Предлагайте свои версии, пытайтесь продумать последствия разных моделей поведения.
Избегайте обесценивания детских переживаний. Это разрушит доверие, испортит отношения. Покажите, что принимаете сына или дочь со всеми его эмоциями, любите его, когда он ведет себя плохо, расстроен, злится.
Если запрещаете что-либо, приводите разумные доводы. Часто этого хватает, чтобы дети поняли, что правила нужны и важны, помогают, а не ограничивают.
Будьте честны с детьми. Признавайте собственные слабые стороны. Не пытайтесь оградить ребенка от всех сложностей или убедить, что каждый человек хороший.
Честно говорите, что иногда люди поступают плохо, могут быть опасны. Поэтому важно тщательно выбирать друзей, иметь четкие ценностные ориентиры.
Изучите одноименную книгу Дэниела Гоулмана. Это классический труд, в котором исследуется само понятие, его роль в жизни отдельных людей и общества в целом.
Детскому ЭИ посвящена работа Мауро Джорджи. Эта книга больше ориентирована на педагогов, но и родителям будет полезна.
Поможет подобрать методики для развития эмпатии и навыков самоконтроля у детей разного возраста. А также можно ознакомиться с «Искусством самопознания» Гари Ван Вармдама. В книге перечислены практические приемы для развития ЭИ.