в 11:00 МСК
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
скачать бесплатноВ психологическом консультировании транзактным анализом (ТА) называют подход, позволяющий провести диагностику, а затем кратко описать поведение индивида или группы людей.
Метод получил положительные отзывы и широкую популярность благодаря тому, что его сущность была изложена простым и доступным языком.
Система Берна применяется в том случае, когда человек сталкивается в жизни с одними и теми же трудностями. Автор методики уверен, что причиной повторяющихся проблем являются поведенческие паттерны, навязанные людям в детстве неправильным воспитанием. Научившись выявлять неправильные психологические реакции, можно получить больший контроль над своей жизнью.
Берн утверждает, что личность состоит из 3 компонентов: это Ребенок, Родитель и Взрослый. В процессе общения с разными людьми мы принимаем ту или иную модель поведения. Чтобы коммуникация была эффективной, позицию следует выбирать сознательно.
В зависимости от особенностей характера человека одно из эго-состояний может быть преобладающим. Например, вы всегда общаетесь с окружающими с позиции Взрослого. Однако страх быть наказанным иногда заставляет вас вести себя как Ребенок.
Ни одно из эго-состояний не следует рассматривать как правильное или неправильное. К проблеме приводит дисбаланс компонентов личности.
Когда дети наблюдают за отцом и матерью, бабушками и дедушками, воспитателями, у них формируется интроект – внутренний образ взрослого.
Он может быть 2 типов:
Это позиция Родителя, при которой человек играет роль доброго папы или любящей мамы. Он заботится не только о родственниках, но и о посторонних людях. Даже наказывая, Заботливый Родитель остается дипломатичным и не стремится проявлять жестокость.
Это модель критика, который запрещает, отдает приказания, порицает и высмеивает чужие ценности. Контролирующий Родитель доминирует в общении и любит наказывать «провинившихся».
Эго-состояние Ребенок – это эмоциональный опыт человека. Его получают еще в утробе, а затем от родителей или заменяющих их лиц.
Ребенок может быть:
Люди, находящиеся в этом состоянии, отличаются независимостью характера. Для них характерны творческое мышление и жизнерадостность. Свободный Ребенок может начать изучение иностранного языка или переехать на ПМЖ в другую страну просто потому, что ему это интересно. Главный недостаток такой модели – отсутствие чувства опасности.
Человек встает в данную позицию тогда, когда ощущает внутренний протест. Однако несогласие выражается «по-детски». Например, устав от постоянного давления со стороны строгих родителей, ребенок уходит из дома, делает себе татуировки, носит необычную одежду.
Модель формируется под влиянием требовательных взрослых. Человек отличается неконфликтностью. Он не имеет собственного мнения и готов выполнять любые поручения Контролирующего Родителя, боясь быть отвергнутым. При адаптивной позиции снижается самооценка. Человек испытывает подавленность, обиду, страх и другие отрицательные эмоции. Нередко Адаптивный Ребенок становится Бунтующим.
Находясь в состоянии Взрослого, человек наиболее адекватно воспринимает окружающий мир. Он не утратил эмоциональность Ребенка, но при этом принимает разумные решения. Эта поведенческая модель характерна для зрелой личности.
Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.
Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!
Гайд по профессии Психолог-консультант
все, что необходимо знать о работе специалиста
Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»
ценности, ориентиры и установки консультанта
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
не совершайте их никогда
Инструкция «Первая консультация с клиентом»
простые, рабочие и эффективные советы
Гайд «Этапы консультирования»
задачи, техники, типичные ошибки
Трансакции (транзакции) – это взаимодействия между людьми. Социальные контакты могут быть вербальными или невербальными. В основе каждой трансакции стимул и реакция. Например, первый собеседник спрашивает, второй отвечает.
Контакты подразделяют на следующие виды:
Это самый сложный тип общения. Он включает больше 1 эго-состояния на каждого участника транзакции. И стимул, и реакция на него содержат замаскированные сообщения.
Участники выбирают эго-состояние Родителя или Ребенка. Такое общение приводит к длительным конфликтам. Чтобы гармонизировать транзакцию, собеседники должны перейти в эго-состояние Взрослого.
При этом типе общения конфликты исключены. Оба участника принимают взрослую модель поведения. На стимул следует адекватная реакция, например: «Извините, как добраться до автобусной остановки?» – «Идите прямо, затем поверните за угол».
Вступая в коммуникационный акт, человек выбирает позицию, соответствующую его жизненному опыту, переживаниям детства. Наше эго-состояние может определять модель поведения собеседника.
Однако реакция участников коммуникации не всегда предсказуема. Например, первый собеседник придерживается позиции Взрослого, второй – Ребенка или Родителя.
Иногда человек намеренно не хочет переходить в другое состояние, чтобы не брать на себя ответственность, уйти от выполнения каких-либо обязанностей.
Чтобы понять, какая модель поведения для вас характерна, чаще наблюдайте за своими жестами и речью (в т. ч. внутренней). Четко увидеть свою позицию можно в ситуации, вызывающей эмоции.
Пример: в выходной день вам позвонил начальник и потребовал срочно выйти на работу. На реакцию Ребенка указывают внутренние реплики «Я его ненавижу!», «Почему я должен это делать?!». Позиция Родителя: «Я не имею права отказывать начальнику», «Я обязан!». Взрослый подумает: «Наверное, что-то случилось», «Возможно, для меня это даже выгодно».
В течение дня эго-состояние может меняться. Если перед звонком начальника вам испортили настроение, происходит контаминация «взрослого» эго-состояния. Вы начинаете вести себя как Ребенок.
Транзакционный анализ должен помочь человеку:
Скрипт-анализ общения по методу Берна можно применять при работе как с 1 пациентом, так и с группой лиц в образовательном учреждении, на производстве, в бизнес-сфере. Система помогает улучшить отношения семейных пар, родителей и детей.
На первом этапе работы психотерапевт и его клиент заключают контракт, по которому обязуются изменить жизнь пациента. Оба участника процесса берут на себя ответственность за достижение конечного результата.
Прежде чем переходить к терапии, консультант применяет способы выявления жизненной позиции клиента, среди которых:
Психотерапевт провоцирует пациента, указывая на его недостатки.
Помогает идентифицировать состояние, которое инициировало транзакцию.
Специалист обращается к «взрослому» компоненту личности с различными вопросами.
К методам транзакционной терапии относятся:
Пациент должен сформулировать убеждения, которых он придерживался раньше («Нормальных мужиков нет», «Все решают деньги и связи»). Стоит попробовать определить, каким образом возникли эти установки. Затем помочь клиенту войти в состояние Ребенка и изменить негативные убеждения на позитивные («Мужчины – восхитительные создания!», «Каждый может достичь поставленных целей»).
Метод используется для работы с сиротами или в тех случаях, когда отец и мать клиента были жестоки по отношению к нему. Термин означает создание нового Родителя внутри себя. Сначала позицию хорошего отца или любящей матери на себя берет консультант. Он создает безопасное пространство, в котором пациент может почувствовать себя Свободным Ребенком. Когда сформируется внутренний Родитель, человек начинает ощущать радость и поддержку.
Психологические игры – это способ взаимодействия между индивидуумами. При его использовании участники стараются скрыть истинные мотивы своих поступков, достичь цели обходными путями.
Берн классифицировал способы общения между людьми по количеству участников, инстинктивным влечениям, клиническим типам и т. д.
К популярным играм относятся:
Женщина сталкивает между собой своих поклонников, обещая отдаться победителю. Пока двое мужчин «дерутся», дама скрывается с третьим. Игра помогает женщине чувствовать себя востребованной.
Человек жалуется окружающим на отсутствие денег. Но когда появляется возможность устроиться на работу, он ее отвергает под различными предлогами. Возможная причина такого поведения – нежелание терять свободу.
Девушка демонстрирует свою сексуальность парню, которому она нравится. Когда мужчина пытается вступить в интимную близость, фригидная женщина его отталкивает. Она обвиняет поклонника в том, что ему нужен только секс. С помощью этой игры девушка получает внимание противоположного пола, чувствуя себя при этом «порядочной».
Супруг имеет тягу к спиртным напиткам или наркотикам. Он возвращается домой пьяным и избивает жену. Утром алкоголик раскаивается и обещает отказаться от вредной привычки. Жена делает вид, что верит. Через несколько дней ситуация повторяется. Муж испытывает удовольствие от своей безнаказанности и власти над женой. Его супруга тоже получает свою выгоду. Например, провинившийся дает ей деньги или покупает дорогие вещи.
Цель игры – спровоцировать кого-то на совершение ошибки. Человеком, чувствующим себя виноватым, легче управлять.
Каждая игра обладает качественными характеристиками:
Участники могут быть агрессивными, напряженными или полностью расслабленными.
Втягиваясь в игру, человек не всегда способен легко от нее отказаться.
Участники используют 1 или несколько видов материала.
Все игры имеют сценарий и ролевую структуру. Финал «пьесы» тоже известен заранее всем участвующим.
Поглаживания – это одобрение со стороны Взрослого или Родителя, в котором нуждается Ребенок. Оно может относиться одному из 3 типов:
Существуют условные и безусловные одобрения. В первом случае можно получить похвалу за какое-либо действие. Во втором человек получает одобрение за сам факт своего существования (от родителей, близких людей).
Встречаются негативные поглаживания – оскорбления, шлепки и т. д. Нередко такое поведение характерно для влюбленных, которые не решаются демонстрировать свое истинное отношение к предмету обожания.
Рэкетными называют чувства, замещающие аутентичные эмоции. К ним относят зависть, стыд, смущение, обиду и т. д. Эти переживания формируются в различных стрессовых ситуациях.
Рэкетные чувства характерны для «детского» эго-состояния. Они не способствуют решению проблем.
Пример: престарелая мать испытывает одиночество после ухода из дома взрослого сына. Она пытается привлечь его внимание мнимым ухудшением здоровья.
Постепенно женщина сама начинает верить в то, что тяжело больна. Если сын отказывает матери во внимании, ощущение одиночества сменяется обидой.
Жизненный сценарий относится к числу важных концепций ТА. Автор методики обозначает этим термином план, в соответствии с которым человек строит свои отношения с окружающим миром.
Сценарии формируются под влиянием тех или иных событий, произошедших в детстве. Ребенок делает выводы о себе, людях и вещах. На основании полученного опыта возникают драйверы – бессознательные внутренние импульсы, заставляющие действовать тем или иным образом.
Психотерапевтической методике посвящены книги:
«Я – о’кей, ты – о’кей» (Т. Э. Харрис)
«Техники транзактного анализа и психосинтеза» (И. Малкина-Пых)
«Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике» (Н. Васильев)
«Групповая психотерапия» (коллективная монография, написанная сотрудниками Института психиатрии и неврологии в Варшаве и клиники неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева)
Основоположник методики Э. Берн является автором книг «Трансакционный анализ и психотерапия», «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений».
Работать над собой желательно под руководством опытного специалиста. Книги позволяют только ознакомиться с системой Берна.