в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листПериод перехода от детства к взрослости считается крайне сложным.
Подростковый возраст с физиологической точки зрения считается этапом полового созревания.
Наблюдаются становление личности, стремление к самостоятельности, формирование критического мышления, активное освоение правил и норм поведения в обществе, первичная профессиональная ориентация, а также определение базовых жизненных позиций. В изменяющемся мировоззрении ребенка снижаются роль и авторитет родителей.
Продолжительность подросткового периода во многом зависит от этнической принадлежности, культурных и индивидуальных особенностей. Всемирная организация здравоохранения выделяет границы с 10 до 19 лет.
При этом некоторые исследователи отмечают, что окончательное формирование психики и когнитивных функций завершается только к 23 годам.
Процесс взросления условно разделяют на 3 этапа. Для каждого из них характерны определенные черты.
Данный этап взросления продолжается с 10 до 14 лет. У девочек он начинается немного раньше (в 6-м классе), в то время как у мальчиков на год–полтора позже, что приводит к ухудшению успеваемости в учебе. Это важно учитывать родителям и педагогам, т. к. высокие требования к успеваемости повышают нагрузку.
Психология подростка во многом еще детская, но при этом в организме происходят стремительные физиологические изменения.
В это время наступает половое созревание с усиленной выработкой гормонов. Настроение часто меняется.
Он начинается в 14 лет и заканчивается в 16 – 17 лет. На протяжении среднего подросткового периода завершаются половое созревание и гормональная перестройка организма.
В это время формируются сексуальность и интерес к противоположному полу. Как девушки, так и юноши характеризуются импульсивностью и лабильностью.
Из-за этого подростки нередко сталкиваются с трудностями в социальной жизни. Часто они категоричны в суждениях и убеждениях, плохо понимают последствия своих решений и поступков.
На первый план выступают эмоциональные переживания. Наблюдается формирование понятия о личном пространстве, резко проявляется реакция протеста и отказа.
Подростки обнаруживают в себе физические недостатки или несовершенства, что ведет к развитию комплексов. В это время свою актуальность для девушек и юношей в большей степени утрачивает мнение родителей и педагогов, т. к. происходят активное формирование личности, становление собственного критического мышления.
Этот период приходится на 17 – 18 лет, но в зависимости от условий, в которых живет девушка или юноша, может продолжаться до 23 лет.
В это время все физиологические процессы взросления уже завершены, произошла стабилизация гормонального фона, поэтому эмоциональное состояние становится менее лабильным.
Подросток уже знает, чего хочет, и может спокойно изъяснять свою позицию. Наблюдается формирование профессиональных предпочтений. Часто у юношей и девушек в этом возрасте появляется первый опыт рабочей деятельности, романтических и сексуальных отношений.
Взросление для девушек и юношей является сильнейшим стрессом. Они стремительно меняются внешне, растут личностно. Этот период создает большие нагрузки не только на тело, но и на психику будущего взрослого.
Часто окружающие родители и педагоги не успевают адаптировать его к изменениям, что приводит к быстрой потере авторитета взрослых, игнорированию их пожеланий и наставлений, частым конфликтам.
Подросток остается наедине со своими эмоциональными переживаниями и проблемами.
Понимание психологических особенностей позволяет родителям не потерять связь с детьми в этот сложный период. Часто непонимание взрослых вызывают отдельные реакции, характерные для подростков. Они часто и становятся причиной конфликтов в семье.
Ниже представлены наиболее отличительные поведенческие особенности и черты:
Юноша или девушка резко меняет свои предпочтения. Стандартные формы поведения отходят на второй план. Подросток может отказываться от прежних контактов, выполнения необходимых задач по учебе и от помощи в домашних делах родителям. Часто в резкой форме эта реакция проявляется при слишком резких переменах в жизни. Это могут быть переезд, смена места учебы и т.д.
Подросток стремится компенсировать свои неудачи в одной сфере повышенной деятельностью в другой. Часто это становится причиной конфликтного поведения с одноклассниками. Подросток стремится хулиганскими выходками и грубостью приобрести авторитет.
Проявляется в стремлении подражать постороннему человеку или знаменитости. Из-за этого подростки часто вешают на стенах портреты певцов, спортсменов и т. д.
Характеризуется отрывом от семьи и стремлением к неформальным группам. Формируются стабильные социальные связи. При этом в новой компании у подростка нередко появляется склонность к жестокости, агрессивному поведению. Взаимоотношения в группе могут становиться причиной замкнутости и тревожности.
Это достаточно острое проявление желания стать независимым от родителей во всех сферах жизни.
Часто подростки демонстративно делают противоположное тому, что от них требуют. Такое поведение нередко обусловлено желанием выделиться и отстоять личные границы.
Проявляется чрезвычайным стремлением к спорту, участию в самодеятельности, азартным играм и т. д.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
В этот период как юноши, так и девушки стремительно растут. Кроме неочевидных всплесков гормонов, проявляющихся чаще проблемами с кожей и колебаниями самочувствия, происходят радикальные физические изменения, и настолько стремительно, что это становится стрессом для всех систем организма.
У подростков женского пола в период полового созревания наблюдаются:
У подростков мужского пола стремительное нарастание физиологических изменений начинается примерно на 1 год позже, чем у девочек.
Для этого периода характерны:
Взрослеющие девушки и юноши учатся жить в обществе и взаимодействовать с другими его членами. Однако процессы формирования психоэмоциональной и волевой сфер, гормональные и физиологические изменения оказывают влияние на социальное поведение. Специалисты выделяют ряд особенностей подросткового периода, которые важно учитывать окружающим.
Это самый важный аспект психологического формирования. Подросток активно ищет себя, у него происходит становление личностных ценностей и убеждений, мировоззрения. Девушки и юноши исследуют свои потенциальные роли в обществе и экспериментируют.
У подростка формируются свое собственное мнение на происшествия и действия окружающих, своя самооценка. Стремительно развиваются социальные и коммуникативные навыки. Появляются первые признаки эмпатии и стремление к отстаиванию своей позиции.
Девушки и юноши остро реагируют на мнение окружающих. Если подросток находится в компании сверстников, имеющих уже сформированные стремления, хорошие отношения с родителями, период становления взрослым для него проходит легче.
При этом из-за склонности к экспериментам высока вероятность попадания девушки или юноши в плохую компанию и приобретения навыков асоциального поведения.
Становление гормонального фона часто приводит к резким переменам в общем самочувствии. Резкие скачки настроения грозят конфликтами с окружающими. Кроме того, подростки более тяжело переносят стресс и любые изменения в жизни.
Часто нагрузки из-за быстрого роста и формирования гормонального фона, активные поиски себя приводят к перегрузке нервной системы подростка. Это повышает риск развития депрессии и тревожных расстройств.
Часто даже хорошие родители, всегда находившиеся в тесном контакте со своими детьми, теряются и не знают, как вести себя с ребенком, у которого начался период полового созревания. Следует рассмотреть наиболее распространенные поведенческие проблемы, характерные для подростков.
Часто с начала полового созревания юноши и девушки полностью погружаются в свои переживания. Текущие задания и обязанности становятся малозначительными для них. Отрешенность, отсутствие стремлений и интересов нередко носят кратковременный характер.
Подобное поведение во многом продиктовано стремлением забыть о своих переживаниях и насущных проблемах. Зависимость от гаджетов у подростков формируется достаточно быстро, т. к. игры выступают в качестве антидепрессантов. Чтобы справиться с таким пристрастием, важно вовлечь взрослеющего подростка в дела из реального мира.
Часто в подростковом возрасте люди первый раз пробуют спиртные напитки и табачные изделия. Если у них есть постоянный доступ к ним, высока вероятность формирования зависимости.
Тяга к запрещенным веществам нередко возникает под влиянием сверстников. Формирование наркотической зависимости часто является результатом желания попробовать что-то новое, свойственное подросткам.
Подобная проблема чаще наблюдается у девочек, но может встречаться и у юношей. Нередко стремление к похудению обусловлено желанием походить на кумира.
Разные тренды сильно влияют на поведение подростка. Часто в соцсетях можно встретить опасные для здоровья советы и рекомендации, поэтому родителям важно ненавязчиво контролировать их активность в интернете.
Юноши и девушки в возрасте 12–17 лет чаще всего впервые сталкиваются с влечением к лицам противоположного пола. Первые попытки построения отношений считаются нормальными.
Подросток только учится определять привлекательных для себя партнеров. Кроме того, у него происходит формирование оценки собственной сексуальности. Возможен первый опыт «взрослых» отношений.
При недостатке сексуального воспитания и базовых знаний о средствах защиты и контрацепции возможно наступление беременности. Это становится дополнительным стрессом для организма молодой девушки.
Обучение – крайне важный аспект нормального формирования мировоззрения детей. Подростки в школе получают первые базовые навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. С начала полового созревания мысли об учебе отходят на второй план.
В подростковой среде контакты между членами группы почти всегда носят достаточно бурный характер. При этом часто случаются конфликты, друзья становятся врагами, и наоборот. Смена ролей происходит стремительно.
Взрослеющие дети нередко находят себе подработки. Это важный аспект формирования тяги к рабочей деятельности и заработку собственных средств. Кроме того, проявляется стремление к той или иной профессии. Подросток достаточно кратко и неполно, но может определить, чем хочет заниматься в жизни.
Педагогический коллектив окружает детей с раннего возраста. Поддержка и понимание со стороны учителей, а также их поощрение помогают подросткам преодолеть возникающие проблемы.
Подростки относятся к любой проблеме достаточно остро. Для них не слишком явная вовлеченность в нее родственников равносильна предательству, что становится поводом для конфликта.
Родителям важно крайне чутко реагировать на любые изменения в жизни своего ребенка и не откладывать их обсуждение на будущее.
Для снижения риска появления подростковых проблем необходимо направить усилия на:
Если время упущено и связь с подростком потеряна, лучше сразу обратиться к специалисту. Психолог поможет наладить контакт и вернуть взаимопонимание. Особенно это важно, если подросток уже проявляет признаки асоциального поведения.