5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листМотивацией называют систему мотивов (внутренних и внешних), под влиянием которых индивид выбирает некоторую линию поведения. Предлагается несколько определений термина, понятия:
Осознанное стремление к достижению поставленной цели. Может компенсироваться материальными либо духовными ценностями.
Стремление достичь результата. Психофизиологический процесс, управляющий чувствами, действиями, поведением индивида.
Способность, желание удовлетворить возникающие потребности (материальные, духовные, биологические). Стремление к улучшению результата.
Существуют 4 главные классификации: базовые группы, способы достижения цели, причины появления и направленность на достижение результата. Первая указывает на первичное желание, заставляющее человека действовать. Вторая – на выбор средств, которыми индивид пользуется. Третья – на причину, по которой стремление возникло. Четвертая – на результат, которого человек ожидает.
По базовой группе в психологии выделяют:
Желание обладать благами, деньгами, дорогими вещами.
Стремление к продвижению по карьерной лестнице или получению бонусов от руководителя (например, поощрения, премии).
К этой группе относят желание сменить работу, начать или завершить романтические отношения.
Человек хочет достичь внутренней гармонии, изучить нечто неизведанное.
По способу достижения цели выделяют:
По источнику мотивов выделяют:
По результатам действий выделяют:
По устойчивости выделяют:
Выделить можно и второстепенные разновидности:
Человек действует, чтобы получить статус, влияние, завоевать уважение со стороны других людей.
Стремление походить на другого, например, копирование его стиля одежды, покупка похожей машины, старания изменить фигуру и т. д.
Сам процесс деятельности становится побуждением к ее продолжению.
Человек действует, чтобы получить за это блага, бонусы, награду.
Действия совершаются ради контроля над другими людьми, управления ими.
Индивид устремлен к развитию собственной личности, совершенствованию. Затем он может реализоваться, использовать приобретенный потенциал.
Желание совершенствоваться, улучшать результаты, развивать навыки и умения.
К действию побуждают обязательства перед другими людьми.
Индивид налаживает связи, контакты с социумом, чтобы в будущем продолжить общаться.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Сначала потребность появляется. Человек решает, как может ее удовлетворить, оценивает доступные ему способы. При этом определяет точную цель. Дальше совершает действие. Когда завершает его, то либо получает то, чего хотел, либо не достигает результата, не воплощает задуманное. В первом случае мотивация продолжать действие угасает. Например, человек прекращает есть, когда ощущает сытость.
Содержательные теории анализируют факторы, воздействующие на мотивацию. В центре их внимания человеческие потребности. Фокус на том, чтобы определить, что изнутри заставляет индивида действовать.
Автор этой теории — американский психолог Абрахам Маслоу. Он полагал, что индивид постоянно испытывает какую-либо потребность. Все нужды людей можно распределить по группам, которые расположены иерархически. Действуют люди, чтобы удовлетворить некую потребность. Когда им это удается, мотивация продолжать ту же деятельность пропадает. Место удовлетворенной потребности при этом занимает новая. При этом они не обязательно возникают поочередно, чаще личность стремится к удовлетворению сразу нескольких.
Те потребности, что лежат в основании пирамиды, — главные. Их люди стараются закрывать в первую очередь. Только после этого могут ощущать мотивацию к удовлетворению расположенных выше. При этом до уровня самореализации, по мнению самого Маслоу, доходит не более 2% населения.
Согласно концепции Клейтона Пола Альдерфера, все потребности можно отнести к одной из 3 групп:
Существования. Обеспечивают выживание. Сюда относят безопасность, физиологические потребности (голод, желание пить, сон).
Связи. Нужда в социальных контактах. В эту группу можно вписать желание начать романтические отношения, обрести дружескую компанию. Сюда же автор вписывал признание и самоутверждение.
Роста. На пирамиде Маслоу соответствуют самовыражению.
Альдерфер полагал, что движение от одних потребностей к другим возможно не только снизу вверх, но и в противоположном направлении. Второй вариант указывает на фрустрацию, неспособность получить желаемое. Например, если добиться самовыражения, самореализации не выходит, человек концентрируется на выстраивании связей с окружением, социумом.
Автор этих теоретических положений, Дэвид МакКлелланд, исследовал и описал потребности достижения, соучастия, власти. Их люди приобретают в течение жизни. Если отдельные нужды сильно выражены, проявлены, они могут влиять на поведение, поступки человека.
Понимание преобладающих мотиваций поможет осознать мотивы собственных или чужих действий. Это знание позволит улучшить отношения с другими людьми, проще договариваться, достичь гармонии с собой.
Фредерик Герцберг изучал, как на человека влияют материальные и нематериальные мотивационные факторы. Первые связаны с самовыражением, внутренними потребностями и окружающей средой. Например, это высокая зарплата, премии, статус в коллективе. Вторые – с характером и особенностями тех действий, которые человек должен совершить. Это успех, достижения, признание со стороны общества.
Эта теория помогает работодателю выстроить отношения с сотрудниками, мотивировать подчиненных. При отсутствии материальных факторов человек будет негативно относиться к работе. При этом нематериальные часто лучше мотивируют людей стараться, действовать.
В основе этих теорий лежит анализ того, как человек распределяет усилия на пути к цели. Изучается и выбор моделей поведения.
Виктор Врум утверждал, что человек всегда выбирает из 2 и более моделей поведения. В зависимости от того, что индивид предпочтет, будут меняться его действия. Мотивация при этом зависит не только от наличия потребности, но и от того, сколько усилий человек готов приложить для ее удовлетворения.
Согласно этой психологической теории, на качество жизни напрямую влияют поставленные человеком цели. Важно, чтобы:
С точки зрения американского психолога, люди оценивают приложенные усилия и полученное вознаграждение субъективно. Если вклад индивида будет соответствовать полученной награде, КПД приблизится к оптимальному.
Эта модель включает элементы теорий Врума и Адамса. Ученые выделяют 5 переменных:
Человек приложит больше усилий, если уверен в том, что достигнет результата, при этом высоко оценивает потенциальную награду. С помощью вознаграждения за старания при этом закроет личные потребности.
Человек в фирме играет не только роль исполнителя. Одновременно он интересуется организацией своей работы, условиями труда, личной производительностью. То есть сотрудник стремится участвовать в различных процессах, которые связаны с его работой, но не считаются его непосредственной задачей. Если предоставить ему такую возможность, сможете повысить производительность, поможете человеку раскрыть потенциал.
В основе этих теорий лежат образы работника. Авторы описывают его специфические потребности, мотивы.
Теория базируется на 2 предпосылках: авторитарной (Х) и демократической (Y) теориях управления.
Согласно первой, сотрудники ленивы, стремятся избегать активности. Важно постоянно их контролировать, чтобы работали. Потребуется и привлекательная система поощрений, которая простимулирует людей брать ответственность, проявляться, активничать.
Вторая теория, наоборот, утверждает, что сотрудник изначально амбициозен и желает достигать высот в карьере. Человек сам активничает, проявляет инициативу ради морального удовлетворения. Важно показать подчиненным, что у них есть пространство для творчества. Тогда они сами охотнее станут трудиться.
Главным в этой теории стал принцип коллективизма. Организация выступает в роли большой семьи. При этом считается, что большая часть работников хочет трудиться в коллективе, ожидает, что начальник о них позаботится. Надо добиться веры в общие цели, чтобы повысить производительность людей.
Мотивация может слабеть, если долго не удается приблизиться к цели. Человек перестает понимать, зачем старается, не видит смысла продолжать работу.
Слабеет и желание достигать целей, навязанных извне. Поставленные задачи должны сочетаться с личной системой ценностей. Или мозг не будет понимать, зачем расходовать силы на то, что вам не так уж нужно, неинтересно.
Причиной нежелания идти к цели бывают усталость, ухудшение здоровья (в т. ч. психического). На первый план выходят физиологические потребности, обеспечивающие выживание с точки зрения биологии.
Чтобы поддерживать мотивацию, изучите биографии известных личностей. Их успехи, достижения вдохновляют на действия, развитие. Кроме того, в книгах обнаруживаются и практические советы, техники и методы, которые помогли знаменитости.
Практикуйте визуализацию. Не просто думайте о том, как достигаете цели, но старайтесь прочувствовать эмоции, которые будете испытывать. Например, радость от получения новой машины, гордость после избавления от вредной привычки.
Используйте аффирмации. Составлять их лучше самостоятельно, под личные ситуации. Надо поверить в ту фразу, которую проговариваете. Самовнушение помогает в качестве вспомогательного средства при регулярном повторении. Вы начнете воспринимать себя более дисциплинированным, целеустремленным человеком, реже будете терять мотивацию.
Найдите дополнительные стимулы к достижению желаемого. Например, поспорьте с друзьями на деньги или публично объявите о своей цели в социальных сетях. Вам будет сложнее отказаться от задуманного, ведь придется расстаться с деньгами или публично сознаться в провале.
Ставьте одновременно не больше 1 цели. В противном случае высок риск устать, отказаться от задуманного, так и не приблизившись к результату.
Если замотивировать нужно других людей, потребуются иные методы. Например, персонал начинает лучше работать, если пообещать за это денежное вознаграждение. Учащиеся активнее выполняют задания, когда существует система поощрения, например, уменьшение количества вопросов на экзамене для поднимавших руку, отвечавших во время каждой пары.