в 11:00 МСК
Человек – существо не просто социальное, а познающее, анализирующее и описывающее этот мир. Получая информацию извне, мы не только усваиваем её, а ещё и перерабатываем, запоминаем и потом используем, постоянно развиваясь. Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением того, как происходят все познавательные процессы у человека, – это когнитивная психология.
Когнитивная психология пытается понять и разобраться, как мы вообще думаем, и как обучаемся. Известная всем фраза «мыслю, следовательно, существую» на родном латинском звучит как cogito ergo sum, а сам термин «когнитивный» возник от глагола cognoscere – «познавать, узнавать», в узком смысле «исследовать».
Когнитивная психология кратко – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением и описанием всех познавательных процессов человека: мышления, речи, памяти, воображения и восприятия.
А вот как это направление определяет доктор психологических наук Владимир Спиридонов: «Этот раздел психологии занимается изучением поведения, которое управляется знаниями».
Направление привлекло внимание ученых относительно недавно. Когнитивная психология (КП), как область знаний, существует менее столетия. Она впервые оказалась в фокусе специалистов в середине XX века в США.
Впрочем, такой факт не удивителен. Ведь именно Америка первой начала разрабатывать прототипы современных компьютеров и вообще, заинтересовалась вычислительной техникой. Но как научить машину мыслить, не понимая, каким образом подобные процессы происходят в голове человека? Так сначала в США, а потом и повсеместно в мире, появилась практическая необходимость изучать их.
И опять же, нет ничего удивительного в том, что основа современной КП – это сравнение мозга человека с мощной вычислительной машиной. Ведь компьютер работает по алгоритму, который его создатели взяли из особенностей усвоения информации человеческой психикой.
Вот так психологи-когнитивисты описывают алгоритм усвоения любой новой информации нашим мозгом:
Любая компьютерная техника производит свои вычислительные и логические операции точно по такому же алгоритму: входной сигнал → анализ и обработка → реакция (ответ, выходной сигнал). Это основа основ в КП.
В центре внимания науки лежат все познавательные процессы, происходящие в психике человека. Безусловно, на эффективность познания и усвоения информации влияют ещё такие факторы, как эмоциональная реакция и творческий потенциал конкретного индивида. О них мы отдельно расскажем ниже.
Характеристики всех основных когнитивных процессов представлены в таблице ниже:
Процесс | Определение | Виды |
Мышление | Процесс познания мира, при котором человек устанавливает связи и фиксирует отношения между теми объектами, которые непосредственно познаёт. | — теоретическое (основа – теоретические знания); — понятийное (понятия о предметах и явлениях); — образное (образы предметов и явлений); — практическое (практические знания и представления); — наглядно-образное (картинки с запечатлёнными образами); — наглядно-действенное (действия, производимые перед субъектом); — креативное или творческое (новые образы на основе уже имеющихся). |
Речь | Процесс, благодаря которому люди общаются между собой, используя родной (или иностранный) язык. | — письменная (любые тексты и визуальные образы); — устная (произносимая вслух). |
Воображение | Форма работы человеческой психики, предполагающая создание новых образов и связей между ними на основе тех, которые уже закрепились ранее. | — воссоздающее (основа – ранее полученные и присвоенные образы); — творческое (создающее абсолютно новые образы). |
Память | Процесс запоминания, последующего сохранения и использования информации, которую человек получил ранее. | — произвольная – непроизвольная (первая требует усилия воли, вторая проявляется стихийно); — непосредственная – опосредованная (первая требует применения специальных техник для запоминания, вторая позволяет запомнить информация стихийно при непосредственном эмоциональном составляющем); — долговременная – кратковременная. |
Внимание | Психологический процесс, при котором человек направляет и сосредотачивает своё сознание строго на определённых объектах, отвлекаясь от иной окружающей информации. | — произвольное (требует от человека усилий для сосредоточения на определённой информации); — непроизвольное (возникает стихийно на основе личной заинтересованности субъекта познания). |
Восприятие | Процесс целостного психологического отражения в сознании человека тех или иных предметов или явлений, которые в данный момент воздействуют непосредственно на его органы чувств. | — зрительное (через зрение); — слуховое (через слух); — осязательное (через прикосновения). |
Ощущение | Процесс отражения только некоторых отдельных признаков или свойств того предмета или явления. которое в данный момент непосредственно воздействует на человеческие органы чувств. | — зрительное (источник формирования – глаза); — слуховое (уши); — осязательное (кожа); — обонятельное (нос); — вкусовое (рот). |
Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.
Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!
Гайд по профессии Психолог-консультант
все, что необходимо знать о работе специалиста
Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»
ценности, ориентиры и установки консультанта
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
не совершайте их никогда
Инструкция «Первая консультация с клиентом»
простые, рабочие и эффективные советы
Гайд «Этапы консультирования»
задачи, техники, типичные ошибки
В процессе исследования когнитивных процессов учёные установили, что непосредственное влияние на эффективность нашего познания оказывают эмоциональная реакция и собственный творческий потенциал отдельной личности. Этим исследованиям посвящены многие книги и монографии именитых психологов, ниже мы привели краткие выводы:
Эмоции, которые человек испытывает в момент познания новой информации, накладывают отпечаток на эту самую информацию. В дальнейшем человеку будет гораздо легче и быстрее вспомнить информацию, связав с ней определённую эмоцию. Особенно, если эта эмоция была яркой, неважно – негативной или позитивной.
Вывод: информация, приправленная эмоциональным составляющим, запоминается и усваивается эффективнее.
Если человек обладает способностью креативно мыслить, то и при усвоении новой информации он будет использовать собственные нестандартные методики запоминания и понимания. Например, какие-либо визуальные образы, имеющие значение только для него одного. Подобные приемы упрощают процесс познания, делая его эффективнее.
Вывод: креативность и нестандартность мышления, при познании новой информации, способствует ее лучшему усвоению.
Как считает современная когнитивная психология, творчество и познание тесно связаны друг с другом.
Когнитивная психология также является прикладной наукой, имеющей большую практическую ценность и актуальность в ежедневной жизни любого человека, занимающегося познанием. Рассмотрим, как она реализуется в человеческой деятельности.
Когнитивная психология изучает сам процесс познания человеком новой информации. Это значит, что она является по-настоящему универсальной отраслью знания. Ведь все люди так или иначе обучаются на протяжении всей жизни.
С помощью исследований, проводимых в области человеческой когнитивности, учёные не только получают новые знания и делают выводы об эффективных методиках обучения и образования, но и понимают, как исправлять существенные психологические проблемы.
Человеческий мозг устроен таким образом, что он не всегда верно или объективно обрабатывает полученную информацию. Подобные ошибки называются когнитивными искажениями. Эти явления встречаются довольно регулярно и со временем формируют у человека искаженное восприятие реальности.
Чтобы подобного не происходило, психологи изучают не только механизмы формирования когнитивных искажений, но и эффективные способы борьбы с ними. Специалисты учат людей сначала обнаруживать их, а затем распознавать, сопоставляя свои собственные предубеждения с объективной реальностью.
Критическое мышление – способность человека не просто усваивать новую информацию, но и анализировать её, сопоставлять с реальностью и адекватно оценивать. Когнитивисты учат не связывать новое знание с эмоциями, испытанными непосредственно перед их получением (или в процессе). Если индивид умеет правильно, рационально мыслить, он и мир оценивает адекватно, а не парадоксально.
Эмоции тесно связаны с эффективностью усвоения информации. Но они также влияют и на выводы, которые человек делает в момент, когда их испытывает. Такие выводы не всегда оказываются правильными. В этом контексте КП помогает формировать и развивать критическое мышление, выводящее из плена наших личностных заблуждений.
Когнитивные искажения влияют на формирование неправильных моделей поведения у человека, мешая адекватному восприятию окружающего мира и полноценной жизни. Исходя из этого, специалисты разработали два эффективных метода психотерапии: когнитивно-поведенческую и эмоционально-рациональную терапию.
Оба метода работают по своему уникальному принципу, но их цель одна и та же. Психолог выявляет иррациональные убеждения, которые препятствуют нормальной жизни в социуме (те самые когнитивные искажения), и помогает преодолеть их. Этот процесс основан на использовании логических аргументов и других терапевтических методов.
В настоящее время установлено, что когнитивная методика относится к наиболее результативным методам в практической психологии. Эта техника успешно применяется для лечения депрессий, стресса, различных комплексов, тревоги и прочих состояний.
Используя труды и достижения когнитивных психологов, человечество может научиться:
В настоящее время когнитивная психология оказывает существенное воздействие на множество аспектов жизни. С учетом стремительного прогресса в области искусственного интеллекта и разработки нейросетей, ее значимость и потребность только усиливаются.
Достижения в когнитивной психологии имеют прямое влияние на эволюцию современного общества, где информация выступает в роли основного ресурса. Благодаря интернету, который стал катализатором для ее прогресса, когнитивная психология продолжает активно развиваться и расширять свое влияние.