в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листДетская психология – это научное направление, сфокусированное на исследованиях закономерностей формирования детской психики. Традиционно она охватывает несколько последовательных этапов развития ребенка: от младенчества до подросткового возраста.
Хотя этот раздел общей психологии изучается более полувека, ученые все еще спорят о том, что оказывает большее влияние на личность ребенка: ранний или поздний жизненный этап, генетика или воспитание.
Возникновению детской психологии как самостоятельного научного направления способствовали исследования Ч. Дарвина, создателя теории эволюции. В 1840 г. британский натуралист начал вести наблюдения за ростом и развитием своего новорожденного ребенка.
В рамках своей теории об изменчивости видов он хотел понять, как психические процессы влияют на приспосабливаемость человека к условиям внешней среды.
Исследования Ч. Дарвина заинтересовали немецкого физиолога В. Прейера, который в течение нескольких лет изучал характер развития сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых навыков детей раннего возраста. Результаты работы были описаны им в книге «Душа ребенка», изданной в 1882 г.
На рубеже XIX–XX вв. исследователи впервые начали применять экспериментальные методы изучения поведения детей, что ознаменовало новую веху в развитии научного направления.
Обнаруженные закономерности онтогенеза постепенно стали включать в педагогическую практику. В первой половине XX в. советскими и зарубежными учеными были описаны основные законы психического развития детей.
Исследователи в области психологии детского возраста изучают психологические особенности, закономерности онтогенеза (индивидуального развития человека) в рамках историко-культурной ситуации.
Поскольку любое научное исследование предполагает объективный анализ, то психическое развитие описывает через качественные изменения.
Например, ребенок в 8 месяцев только рассматривал пластмассовые кубики, а в 9 месяцев попытался построить из них простую конструкцию. Это означает, что структура его психических процессов изменилась: сформировались новые представления.
Цель детской психологии состоит в выявлении условий психического развития, а впоследствии их классификации по степени значимости.
В перечень задач научного направления входят:
Чтобы понять предпосылки и следствия поведения ребенка, психологи наблюдают, как он взаимодействует с родителями и окружающим миром. Однако существуют и иные методы исследований, включая опрос, эксперименты и оценку результатов труда.
На этапе становления научного направления как науки наблюдение стало основным методом исследований. Сегодня оно по-прежнему используется специалистами, позволяя подробно изучить психическое развитие ребенка в естественных жизненных условиях. Наблюдение помогает составить представление о характере и причинах протекающих психических процессов.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Этот метод позволяет узнать о представлениях ребенка: как он видит мир и относится к разным ситуациям. Но чтобы получить полезную информацию, важно задавать интересные вопросы, которые предполагают развернутые ответы.
Метод эксперимента помогает выявить ведущие реакции ребенка в разных ситуациях. С этой целью проводятся игры или ставятся несложные социальные задачи.
Оценить эмоциональное состояние и характер мышления можно, проанализировав детские поделки, аппликации или рисунки. Они выражают то, как ребенок воспринимает окружающий мир.
На практике тенденции детской психики принято рассматривать относительно разных возрастных этапов: от рождения до старшего подросткового возраста. При этом по мере их смены возникают кризисные состояния, которые тоже требуют внимания.
Младенчество – это решающий этап в развитии мозга и психических функций человека. Важно, чтобы в этот период родители установили тесную эмоциональную связь с ребенком.
Постоянное тактильное, голосовое и визуальное общение с младенцем способствует интенсивному построению нейронных путей мозга, определяющих формирование воспоминаний, первичных навыков обучения и логического мышления.
В первый год жизни закладываются основы когнитивных способностей: ребенок постепенно учится воспринимать и анализировать информацию, понимать окружающий мир, взаимодействовать с ним.
Сначала он проявляет лишь рефлексы, например сосательный, корневой, шаговый и пр. По мере накопления информации начинает различать объекты и их свойства, узнавать людей, проявлять эмоции, решать задачи. Постепенно у него формируются собственные желания и намерения.
В период раннего детства ребенок, осознавший свое «я», начинает проявлять независимость. Он стремится самостоятельно исследовать окружающий мир, а при попытках помешать ему отстаивает собственное мнение. В то же время он пытается имитировать сложное поведение взрослых.
Стремление к независимости способствует:
Задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить ребенку возможность проявлять инициативу, совершать и исправлять ошибки. Например, можно позволить ему выбрать меню на завтрак, самостоятельно убрать игрушки в комнате, кормить питомцев и пр.
Непрерывное исследование мира и самого себя приводит к тому, что примерно к 3 годам ребенок начинает следовать преимущественно собственным желаниям и отклонять просьбы окружающих людей.
Он становится упрямым, часто не хочет идти на компромиссы. Стремление отстоять собственные приоритеты нередко сопровождается громкими спорами, истериками.
Продолжительность кризиса 3 лет зависит от нескольких факторов, включая индивидуальные черты характера, воспитание и поведение взрослых. Если родители избегают гиперопеки и авторитарных методов общения, то ситуация нормализуется в течение года.
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно наращивает способности анализировать и понимать окружающий мир. Он переживает и учится преодолевать разные эмоциональные состояния, например эгоизм, гнев, гордыню и пр. Выстраивает систему ценностей, которой будет следовать всю жизнь.
На этом этапе взрослые должны помочь ребенку осознать явления, с которыми он сталкивается. В этом помогают сюжетно-ролевые игры.
В раннем школьном возрасте ребенок посвящает много времени познавательной деятельности. В это время формируются его теоретическое мышление и волевые качества. Ребенок остро нуждается в присутствии и моральной поддержке взрослого человека.
Когда ребенок начинает посещать школу, его привычное окружение меняется. Он сталкивается с необходимостью освоения социальных норм и принятия новых принципов оценивания. Часто психика начинает сопротивляться, что сопровождается изменениями в поведении: спонтанностью поступков, неприятием критики, упрямством.
В младшем подростковом возрасте продолжается обучение, но вместе с тем ребенок начинает активно осваивать навыки социального взаимодействия. Он конкурирует со своими сверстниками, пытается выстраивать эффективные взаимоотношения со взрослыми людьми.
Кризис 13 лет связан с началом гормональных изменений в организме и активной социализацией. Он проявляется в форме упрямства, непослушания, излишней эмоциональности.
Стремительная смена базовых мотивов и ценностей нередко приводит к патологическим реакциям – спонтанному поведению, агрессии, формированию пониженной самооценки.
Старший подростковый возраст – период выбора профессии. На этой стадии ребенок пересматривает собственную систему ценностей, пытается самоопределиться в личностном и профессиональном плане. Ему необходимо осознать свои сильные стороны и выбрать жизненные приоритеты.
Сегодня издано большое количество книг, посвященных разным аспектам психологии развития. Наиболее известными признаны работы отечественных исследователей начала XX в.: советского педагога и философа А.Н. Леонтьева, а также основателя кафедры психологии МГУ С.Л. Рубинштейна.
Это ученые, ставшие родоначальниками советской детской психологии и заложившие основы теоретических знаний об этапах психического развития ребенка. Они пришли к выводу, что в становлении личности наиболее важны видовой, индивидуальный и социальный опыт.
Не менее интересны работы Л.С. Выготского, посвященные вопросам возрастной психологии. Ученый подробно описал структуру, закономерности формирования психики на ранних этапах онтогенеза.
Существуют хорошие издания зарубежных авторов, среди которых наиболее известны публикации о законе генезиса, принадлежащие британскому натуралисту Ч. Дарвину – основоположнику научного направления.
Американский психолог Г. Холл подробно рассмотрел теорию рекапитуляции. А немецкий исследователь К. Бюлер создал свой метод анализа, выделив в качестве основных этапов развития психики инстинкты, освоение навыков и формирование интеллекта.
Изучить основные концепции психологии развития, а также получить навыки работы в этой области знаний можно, пройдя курс «Детский психолог-консультант» в онлайн-университете Telentsy. Продолжительность обучения составит 1,5 года, в течение которых студент освоит интересную и востребованную специальность.