в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листПсихологическая травма – это острая эмоциональная реакция на событие, которое воспринимается как объективно угрожающее и неконтролируемое. Она возникает, когда полученный стресс подрывает чувство безопасности, и человек испытывает сильный страх или беспомощность.
Психологическая травма нарушает естественное равновесие организма, оставляя его в состоянии нервного напряжения. Это мешает вести полноценную жизнь: человека преследуют неприятные воспоминания, негативные эмоции, необъяснимая тревога.
Считается, что дети обладают более устойчивой психикой по сравнению с взрослыми, т.к. не осознают полного смысла происходящих событий. Однако по статистике не менее 39% из них получают психологические травмы. Это приводит к негативным последствиям во взрослой жизни.
Переживание стрессовой ситуации становится причиной развития психопатологических состояний разной степени тяжести, к которым относятся:
Является ли событие травмирующим, определяют не объективные обстоятельства, а субъективные переживания. Иными словами, основной причиной психотравмы становятся эмоции, которые инициируют физиологические, когнитивные и поведенческие изменения.
Когда ребенок интерпретирует событие как опасное, он испытывает сильные негативные переживания. Они, в свою очередь, возбуждают нервную систему, вследствие чего происходят гормональные всплески.
Если эмоции продолжительны или слишком сильны, то чрезмерная активность эндокринной системы сопровождается патологическими изменениями в разных областях мозга.
В первую очередь происходит гиперстимуляция миндалевидного тела, это инициирует тревогу или агрессию. Затем повреждаются гиппокамп и префронтальная кора, обеспечивающие функции памяти и способности принимать эффективные решения соответственно. В целом изменяется активность и закономерности нейронных сетей мозга: их основной задачей становится обнаружение потенциальных угроз. Это сопряжено с предвзятостью мышления, когнитивными искажениями.
Специалисты выделяют несколько групп факторов, воздействие которых приводит к возникновению психотравмы. К ним относятся:
Страх гибели, неотвратимость катастрофы вызывают шок, который приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), сопровождающегося негативными воспоминаниями и эмоциями, подавленным состоянием. Однако такое расстройство легче поддается коррекции по сравнению с другими психотравмами.
К этой категории факторов относятся любые акты жестокого обращения, в т.ч. физического, сексуального и эмоционального. И хотя последнему из них принято придавать наименьшую значимость, оно сильнее разрушает психику. Это связано с тем, что эмоциональное насилие хуже поддается анализу и порождает множество более сложных психических реакций.
Отсутствие внимания, игнорирование потребностей ребенка – это одна из форм эмоционального насилия. В таком случае развивается ощущение брошенности, одиночества.
Если ребенок регулярно становится свидетелем неприятных ситуаций (домашних конфликтов или насилия), то его чувство безопасности разрушается. При этом негативный опыт может быть получен и в социуме. Например, психотравмирующими являются травля в школе, проявления дискриминации или расизма среди сверстников и пр.
В этом случае ребенок нередко оказывается изолированным от общения со сверстниками, не имеет возможности участвовать в активных играх, интенсивно познавать окружающий мир. Продолжительное неудовлетворение эмоциональных потребностей становится травмирующим опытом и приводит к нарушению эмоционального баланса.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
В зависимости от продолжительности психотравмирующего воздействия выделяют несколько разновидностей психотравм. К их основным типам относятся:
Проявляются вследствие однократных негативных или стрессовых событий, например, нападения собаки или акта сексуального насилия. Часто носят кратковременный характер, но иногда требуют продолжительной психокоррекции.
Возникают как реакция на событие, несущее угрозу жизни и не контролируемое ребенком. Ярким примером подобных ситуаций являются стихийные бедствия или аварии.
Становятся результатом продолжительного воздействия стрессовых событий, например, регулярных оскорблений со стороны сверстников, тяжелой болезни или постоянных конфликтов в семье. Такие травмы носят затяжной характер.
Детские травмы оказывают негативное воздействие на физическое, психическое, социальное и эмоциональное благополучие, становятся причиной психических проблем во взрослой жизни. Поэтому важно распознать их в течение нескольких недель после стрессового события, чтобы своевременно оказать ребенку помощь, минимизировать или предупредить долгосрочные последствия.
Основным признаком психотравмы становится неспособность управлять своими эмоциями. Ребенок часто скрывает или ограниченно выражает отношение к людям, происходящему вокруг. В некоторых случаях он излишне возбужден, проявляет агрессию, не способен ее перебороть.
Психологические симптомы психотравмы также включают:
Переживание травмирующего события сопровождается изменениями иммунитета, которые считаются частью адаптивных реакций организма. При сильном стрессе инициируются воспалительные процессы, что делает ребенка более восприимчивым к инфекциям.
Физиологические симптомы психотравмы также включают:
Любая психологическая травма запускает психический процесс, который всегда развивается по одному сценарию. Он включает 5 этапов:
Стрессовые ситуации часто связаны с потерями, например, со смертью близких людей, утратой здоровья или привычных представлений об окружающем мире. Это вызывает шок, и психика пытается защититься от негативных переживаний с помощью отрицания произошедшего события. Например, ребенок придумывает свое объяснение событию или временно вытесняет его из памяти.
Отрицание как защитный механизм требует больших затрат энергии. Поэтому через некоторое время приходит осознание произошедшего, возникает гнев. Ребенок стремится исправить ситуацию, громко заявляя о своих желаниях или требованиях, проявляя агрессию. В некоторых случаях он пытается повредить вещи.
Если не удалось решить проблему, то начинается стадия переговоров. Например, ребенок обещает родителям исправиться или что-то сделать в обмен на прощение.
Эта стадия начинается после безуспешных переговоров. В этом случае распространенной реакцией становится громкий плач или состояние подавленности.
Ребенок осознает, что произошло, и смиряется с последствиями. Постепенно душевное состояние и физическая активность малыша восстанавливаются.
Лучшим моментом для оказания психологической помощи является этап отрицания, пока психика защищена от негативных воспоминаний и переживаний.
Чтобы справиться с психотравмой и минимизировать ее последствия, в первую очередь следует создать атмосферу взаимопонимания внутри семьи. Родителям рекомендуется отказаться от авторитарных методов воспитания: поддерживать любые творческие начинания ребенка, участвовать в решении его проблем. В процессе терапии важно помочь ему побороть страхи.
Если взрослые не обладают навыками конструктивного общения, не способны восстановить сломанные отношения, им нужно обратиться за помощью к опытному психологу или психотерапевту.
При психотравме помощь специалиста становится определяющим фактором в восстановлении эмоционального баланса. В основе преодоления патологического состояния лежит выявление травмирующей эмоции и работа с ее компонентами: психическими, психофизиологическими, биохимическими реакциями. Тщательный анализ состояния ребенка позволит разобраться в том, как быстрее и эффективнее решить проблему.
Сегодня наиболее эффективными методами помощи ребенку признаны:
Ее концепция основана на убеждении в том, что любые психические проблемы спровоцированы приобретенными стереотипами мышления. В ходе психокоррекционной работы (обсуждения или игры) психолог выявляет ошибочные умозаключения ребенка, затем с помощью упражнений помогает ему сформировать рациональные мыслительные паттерны, устранить негативные автоматические реакции психики.
Поскольку не всегда ребенок способен объяснить свои чувства и проанализировать травмирующее событие, психолог проводит творческие сессии. В зависимости от возраста, увлечений пациента он предлагает ему лепить пластилиновые фигуры, раскрашивать контурные рисунки, составлять коллажи и пр. Задачами арт-терапии становятся расслабление психики ребенка, выражение и разрушение травмирующих эмоций через творческие задания.
Это метод, применяемый в рамках аналитической психологии, где ключевую роль играют архетипы – базовые мысленные образы. Ребенку предлагается игра с песком и фигурками (людей, животных, фантастических существ) – он должен создать из них композицию, отражающую его настроение. Затем специалист уточняет сюжет и ставит задачу изменить положение объектов так, чтобы решить какую-то проблему. Метод помогает травмированному ребенку расслабиться, избавиться от негативных переживаний, начать понимать способы решения проблемы.
Выбирая методы работы, психолог в первую очередь учитывает темперамент пациента и ведущие факторы окружающей среды.