в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листПсихологическое направление, возникшее в результате стремления объяснить мыслительную деятельность, восприятие, получило название «гештальт-психология». Она изучает предрасположенность психики к преобразованию опыта в понимание.
Суть направления состоит в отрицании принципа расчленения сознания, характерного для структурной психологии. Целое принято считать большим, чем общность отдельных его элементов.
Сначала предметом исследования психологов-гештальтистов было феноменальное поле. Но по мере развития направления тематика быстро расширялась.
В сферу изучения попали:
Как и другие направления, гештальтпсихология имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам относят попытку вывести общий объяснительный принцип, применимый сразу для каждой сферы жизни. Но ее же причисляют и к недостаткам подхода.
Произнося слово «гештальт», человек не объясняет чего-то точного, отдельного. Сейчас направление можно отнести скорее к историческим, поскольку в чистом виде оно почти прекратило существование.
Направление возникло в 1920 г. Его основоположником, создателем считается Макс Вертгеймер, но предпосылки появились еще раньше – в работах Кристиана фон Эренфельса. Работу ученого продолжили Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффка.
Основатели развивали направление сначала на территории Германии в ответ на разработанную Вильгельмом Вундтом программу. Но вскоре школа нашла сторонников и в США.
Зарождение гештальт-психологии тесно связано с экспериментом «фи-феномен». С помощью тахиостоскопа и стробоскопа исследователь рассматривал у участников 2 прямые линии, которым передавал разные скорости.
В ходе проведенного опыта М. Вертгеймер установил, что:
Полученные выводы, теория восприятия в 1912 г. были изложены в труде исследователя. Другие ученые заинтересовались экспериментом, после чего у гештальт-психологии появились многие последователи.
В числе главных представителей можно назвать К. Коффку. Психолог исследовал становление детской психики, выявил ряд закономерностей.
Согласно разработанной им концепции, младенцы имеют набор частичных образов мира, при этом не слишком логичных. Из этого был сделан вывод, что восприятие во многом зависит от соотношения фигуры и фона, на котором та располагается. Позже К. Коффкой был сформулирован закон трансдукции. Если кратко, дети воспринимают не цвета, а сочетания таковых.
Психологи-гештальтисты используют следующие термины:
Единица сознания, целостная образная структура. Получает специфические черты, отличающие ее от общности отдельно взятых компонентов.
Сознание, которое понимается исходя из принципа целостности.
Представляет собой наблюдение за содержанием личного восприятия с последующим описанием.
Главный психический процесс, на основе которого можно судить об уровне развития личности.
Под таковым понимают процесс решения задач, для которого необходимо структурировать поле.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Выделяют несколько основных положений:
Индивид представляет первые в качестве замкнутого целого. Фон воспринимается иначе, видится чем-то тянущимся непрерывно на заднем плане.
Реакция становится ответом не на отдельно взятый раздражитель, а на комбинацию нескольких разных. Если элементы обладают сходными характеристиками, их можно сгруппировать по отдельному признаку.
Из всех доступных альтернатив человек будет отдавать предпочтение самой простой фигуре.
Находящиеся рядом во времени или пространстве элементы психика склонна объединять в единое целое. Если объекты похожи друг на друга по отдельным признакам, их проще собрать в группу.
Любая система стремится к стабильности, постоянству.
Когда индивид сталкивается с явлением или объектом, которые не может понять, психика стремится трансформировать увиденное так, чтобы сделать доступным пониманию. Из-за этого иногда люди даже видят то, что на деле не существует.
Целостность восприятия и упорядоченность возникают благодаря ряду принципов:
Расположенные рядом элементы воспринимаются вместе.
Все похожие по цвету, форме, размеру или другой категории элементы человек стремится объединить в группу, воспринимать вместе, наделять общей судьбой.
Восприятие имеет склонность к упрощению.
Фигура приобретает форму.
Стимулы, которые близки во времени и пространстве, часто воспринимаются вместе. Если отдельное событие предопределяет другое, то человек, столкнувшись с первым, ожидает и наступление второго.
Описанные принципы формируют восприятие в той же степени, как научение или полученный в прошлом опыт.
Из техник в гештальт-терапии чаще всего применяют игры.
Популярность приобрели следующие три:
Если гештальт не был закрыт, он потребует завершения. Этого и добиваются в процессе игры.
Участник идет по кругу, обращаясь к вымышленным персонажам, задавая им тревожащие вопросы. Можно поинтересоваться, как его оценивают, озвучить, что он сам чувствует к другим членам придуманной группы и к каждому из них отдельно.
2 стула размещают друг против друга. На один садится сам пациент, второй оставляет для воображаемого собеседника. В групповой терапии на него может садиться другой участник группы, а в индивидуальной – терапевт. Человек садится сначала на один стул, затем на другой, проигрывая при этом внутренний диалог. В процессе он отождествляет себя с разными частями личности.
Применяются разные упражнения, например:
Закройте глаза, сконцентрируйтесь на ощущениях в теле. Если нужно, измените позу. Откройте глаза и расслабьте. При этом не шевелитесь, оставайтесь сосредоточенными на физических ощущениях. Дайте телу расслабиться. Ощутите себя здесь и теперь.
Расположитесь с партнером друг напротив друга. Закройте глаза. Займите не причиняющие дискомфорта позы, расслабьтесь. Ощутите гармонию и умиротворение. Откройте глаза, начните диалог с партнером с помощью взглядов. Использовать язык жестов или слова при этом нельзя. Думайте в процессе не о себе, а о человеке напротив.
Гештальт-картинками называют изображения-перевертыши. Рассматривая их, можно увидеть несколько разных рисунков. Ответьте, какие эмоции испытываете, глядя на изображение, что заметили первым. Детям дошкольного возраста такие картинки показывать не рекомендуется. Они провоцируют развитие психических расстройств.
В норме цикл гештальта состоит из 4 этапов. Сначала у индивида возникает потребность, например, в еде. Затем он ищет возможность удовлетворить ее. Например, готовит еду или заказывает блюдо с помощью сервиса доставки. Потом удовлетворяет потребность и выходит из контакта.
Но в жизни внешние и внутренние факторы могут мешать достижению желаемого. Цикл при этом остается незавершенным.
Он может доставлять дискомфорт, вызывать неприятные чувства и мысли несколько лет, а иногда до конца жизни. При этом исполнение других желаний тоже будет откладываться, затягиваться.
Чтобы избавиться от дискомфорта, душевных страданий, гештальт нужно завершить. Но не всегда это просто. Психика защищает человека от неприятных чувств и эмоций, из-за чего иногда затруднительно осознать, чего индивид хочет на деле.
Обнаружить подавленные потребности поможет работа с психологом, рефлексия, или самоанализ. Когда поймете, что нужно сделать, совершите действие, ведущее к закрытию цикла.