Методы поведенческой терапии используются психологами и психотерапевтами в работе с разными запросами. Сегодня в поле нашего зрения – АВА-терапия. Эта методика интересна тем, что ее считают эффективной для коррекции поведения при расстройствах аутического спектра (аутизме).
Цели и задачи ABA-терапии
ABA-терапия – популярный подход, обладающий высокой эффективностью при работе с пациентами с расстройством аутического спектра (РАС), задержкой в развитии и ограниченными возможностями. Сама аббревиатура ABA – это Applied Behavior Analysis или Прикладной анализ поведения.
Принципы прикладного поведенческого анализа базируются на том, что за каждым поведением следует соответствующая реакция. Она может усиливать или ослаблять разные модели поведения. На занятиях специалист по поведенческой коррекции поощряет ожидаемые действия и реакции, игнорируя негативные проявления. Программа поведенческой терапии составляется индивидуально. Для этого терапевт активно взаимодействует с родителями и ведет наблюдение за пациентом с диагнозом «РАС».
Методы ABA-терапии сочетают психотерапевтические и образовательные принципы, которые помогают изменить поведение ребенка с аутическим расстройством. Целью терапии будет развитие у него конкретных навыков коммуникации, стимулирование его к социализации, коррекция нежелательного поведения.
Еще один принцип АВА – в том, что обучение необходимым навыкам идет от простого к сложному. Для облегчения восприятия задания разбивают на отдельные блоки. Каждый из них посвящен одному навыку и выглядит так.
Стимул для ребенка: задание или запрос.
Реакция ребенка.
Поощрение или «наказание» со стороны терапевта, в зависимости от полученной поведенческой реакции.
В качестве поощрения могут использоваться похвала, улыбка, небольшое вознаграждение (игрушка или сладость). «Наказание» в этом случае – это отсутствие поощрения, неодобрение или игнорирование со стороны психолога. Оно не должно содержать ни малейших проявлений насилия. Поведенческое вмешательство в этом случае основано на следующей идее. Если ребенку нравится последствия его действий (то есть, реакции взрослого на определенное поведение), это стимулирует повторять его. Специалист использует систему подсказок, которые помогают легче осваивать навыки.
При успешном продвижении от простых навыков к сложным блоки постепенно объединяют. Это формирует желаемые модели поведения и позволяет ребенку решать все более сложные задачи.
Еще одна особенность метода прикладного поведенческого анализа – в том, что специалист не просто работает с ребенком, но также обучает его родителей. Если на начальных этапах малыш прорабатывает блоки с навыками только с терапевтом, то позже к этом могут также привлекаться родители и старшие члены семьи. Задача ABA-терапии – не изменить ребенка, а скорректировать его поведение путем коррекции окружающей среды.
Пример. Ребенок с РАС агрессивно реагирует на громкие звуки, шум в общественных местах. В процессе занятий специалист учит его сообщать о дискомфорте родителям или пользоваться специальными наушниками. В результате ребенок проявляет меньше агрессии, обучаясь конструктивным поведенческим реакциям на раздражители.
Елена Новоселова
Психолог, практический опыт 30+ лет
Трамплин для начинающих психологов: подборка экспертных материалов
Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.
Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!
Впрочем, коррекция поведения по ABA-методике будет эффективна не только при наличии диагностированных расстройств. Программы ABA-терапии могут использоваться в работе с детьми, не имеющими диагноза «аутизм», но при этом постоянно демонстрирующими нежелательное поведение.
Преимущества методики
При правильно построенной работе первые видимые результаты проявляются сравнительно быстро.
Ребенок учится самостоятельности, перенося полученные на занятиях навыки в реальную жизнь.
Индивидуальный подход. Программа занятий всегда составляется индивидуально.
Улучшаются мыслительные и другие когнитивные процессы.
Формируются навыки для нормальной социальной жизни, коммуникации.
Видимое улучшение речевых навыков у детей, имеющих нарушения развития речи разной природы.
Гибкость. Специалист может подстраивать работу под нужды и особенности каждого ребенка.
Родители активно вовлечены в работу по методу прикладного поведенческого анализа
Метод будет неэффективным, если малыш боится взаимодействовать с незнакомыми людьми.
Положительные изменения возможны только при правильно составленном плане. Необходимо правильно определить оптимальную длительность и интенсивность сеансов.
В случае с некоторыми детьми-аутистами терапевту сложно понять, какие виды награды использовать в качестве поощрения.
Результаты ABA-терапии
Методики ABA-терапии, основанные на прикладных поведенческих принципах, помогают добиться ощутимых результатов. Ребенок с расстройством аутического спектра лучше взаимодействует с окружающими, легче социализируется и адаптируется в коллективе, обучается навыкам, необходимым для дальнейшей самостоятельной жизни. Повышается способность к обучению.
При успешной работе по индивидуальной программе ABA-терапии ребенок достигает уровня развития интеллекта, характерного для детей его возраста. Важнейшим результатом работы по методике ABA-терапии будет коррекция отклонений поведения, свойственных пациентам с аутизмом.
Сколько времени занимает терапия
Эффективность методики зависит от того, насколько правильно был составлен план занятий. Если встречи с терапевтом проводятся редко или нерегулярно, эффективность будет минимальной.
Американский клинический психолог Оле Ивар Ловаас получил известность, благодаря исследованиям эффективности ABA-терапии в работе с детьми-аутистами. Согласно результатам аналитического исследования Ловааса 1987 года, занятия будут максимально эффективными, если им еженедельно уделяется 40 часов. Почти половина детей с РАС, занимавшихся с терапевтом по такой схеме, достигли нормального уровня интеллектуального развития и смогли поступить в обычную школу.
Такая частота сеансов – отнюдь не обязательное требование. Длительность обучения определяется специалистом. Определяя частоту и интенсивность занятий, ABA-специалист ориентируется на индивидуальные особенности ребенка, поставленные задачи, запросы. Родителям нужно быть готовым к тому, что ABA-терапия – это интенсивный метод коррекции поведения.
Как сделать занятия более эффективными
Важно, чтобы родители не пытались «исправить» ребенка. Даже самая интенсивная работа по методу прикладного анализа поведения не поможет понять, почему возникло расстройство аутического спектра. И, тем более, не сможет вылечить РАС, поскольку это невозможно. Неадекватные ожидания родителей от результатов работы могут усугубить уже имеющиеся проблемы.
При наличии показаний начинать регулярные занятия с АВА-специалистом лучше как можно раньше. В идеале – в 2.5-3 года (если у ребенка в этом возрасте уже имеются видимые признаки, требующие поведенческой коррекции).
В план работы (обычно 10-40 часов в неделю) должны входить не только занятия терапевта с ребенком, но и встречи с родителями. Родителям важно применять полученные знания и навыки. В частности, с ребенком нужно регулярно работать в разных социальных ситуациях. Это поможет закрепить навыки, полученные малышом в кабинете специалиста.
Специалисту нужно постоянно отмечать промежуточные результаты, фиксировать их. Иногда в процессе работы по плану его цели и задачи приходится актуализировать. ABA-терапия – живой динамический процесс, требующий постоянной актуализации, а также наблюдения за прогрессом.
Если процесс движется дольше и сложнее, чем ожидалось, специалисту и родителям стоит запастись терпением. Метод прикладного анализа поведения – это достаточно длительная работа.
Подведем итоги
АВА-терапия – это эффективный метод коррекции поведения у детей с расстройствами аутического спектра. Методика включает работу со специалистом по индивидуальному плану и требует активного вовлечения родителей. В числе плюсов метода прикладного анализа поведения – возможность сформировать и улучшить навыки поведения, социализации, самостоятельности, коммуникации.
Высокий процент детей, занимающихся с ABA-терапевтами по интенсивной и правильно составленной программе, достигают необходимого уровня развития интеллекта и поступают в обычные школы. Важное условие – непрерывность занятий с соблюдением правильно рассчитанной частоты и интенсивности.