Назад

Основы арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Арт-терапия – термин, предложенный британским художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Его используют для описания творческих упражнений, проводимых с целью психокоррекции детей и подростков. В буквальном смысле это лечение искусством. Развивающие игры и психоаналитические приемы, основанные на творчестве, решают внутренние конфликты, способствуют социализации. Арт-терапия для детей с ОВЗ входит в комплексное лечение при любых проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизм, нарушения речи, зрения и слуха, проблемы опорно-двигательного аппарата.
Арт терапия для детей с овз
За 1,5 года поможем вам стать успешным Детским психологом-консультантом
Подробнее

Теоретия социализации детей с ОВЗ

Ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) куда сложнее социализироваться, чем остальным детям.

Новые образовательные стандарты учитывают этот факт и требуют, чтобы их обучение давало 3 взаимосвязанных результата:

  • предметный (понимание полученных опыта и информации, их применение в дальнейшей деятельности);
  • метапредметный (способность получать межпредметные знания и выполнять действия, не связанные напрямую с полученной при обучении информацией);
  • личностный (умение решать практические задачи, устанавливать социальные отношения, испытывать мотивацию к дальнейшему познанию).

Личностный результат образования – это формирование жизненных компетенций.

Они также делятся на 3 категории:

  • когнитивные (усвоенные знания);
  • рефлексивные (превращение этих знаний в навыки);
  • деятельностные (умение применять навыки на практике).

Овладев жизненными компетенциями, ребенок получает представление о том, как устроен окружающий мир, и вырабатывает свою систему ценностей. В результате он учится создавать отношения с другими людьми и становится полноправным членом общества.

Особенности арт-терапии

Основная цель арт-терапии – нормализовать эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ.

Чтобы ее достичь, терапевт ставит перед собой 5 ключевых задач:

  • сформировать условия, в которых дети смогут четко проработать свои чувства (в т.ч. подавляемые);
  • научить передавать эмоции через творчество;
  • помочь найти выход как положительным, так и отрицательным чувствам;
  • обеспечить снятие эмоционального напряжения;
  • повысить качество отношений между детьми и родителями.

Конечная же задача арт-терапии – помочь в разрешении психологических конфликтов, установить у ребенка баланс между внешним и внутренним миром. Благодаря этим успехам и развивается способность к социализации.

Принципы работы с детьми с ОВЗ

Ввиду особенностей ребенка с ОВЗ выбранная программа арт-терапии должна соответствовать степени его интеллектуальных нарушений (если таковые есть).

Нужно подобрать комфортные для его психических и физических возможностей условия занятий. Перегрузки (и умственные, и эмоциональные) недопустимы, а труд должен рационально чередоваться с отдыхом.

При терапевтических занятиях имеют важность условия и принципы работы:

  • уважительное отношение и доброжелательность;
  • принятие ребенка таким, какой он есть;
  • одобрение его положительных качеств и достоинств;
  • система поощрений, цель которой – вызвать положительные эмоции;
  • активное включение ребенка в деятельность целого коллектива;
  • привитие норм поведения в обществе.

Наконец, терапевт должен помочь ребенку обрести навыки общения как с ровесниками, так и со взрослыми. Также стоит поделиться подходом к воспитанию и обучению с родителями ребенка, чтобы условия в центре проведения арт-терапии и дома совпадали.

Принципы работы с детьми с ОВЗ
К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Основные этапы арт-терапии

Чтобы лучше организовать и провести арт-терапевтический сеанс, стоит разделить его на 4 основных этапа:

1
Подготовительный
Сюда входят организационные процедуры – диагностика состояния ребенка, выявление подходящих методов терапии, знакомство и обсуждение будущих занятий с родителями, обустройство и презентация рабочего кабинета.
2
Коррекционный
На этом этапе формируются психотерапевтические отношения, цель которых – определить комфортные условия будущей работы и создать атмосферу психологической безопасности. Во время коррекционного этапа терапевт выявляет тревогу, сопротивление и другие факторы, мешающие самораскрытию ребенка.
3
Рабочий, или основной
Здесь проводится сама арт-терапия. В процессе специалист оценивает промежуточные результаты и, если нужно, корректирует программу для повышения эффективности и комфорта ребенка. При проявлении негативных эмоциональных и поведенческих реакций терапевт тоже вносит корректировки.
4
Завершающий
На данном этапе происходят оценка конечных результатов арт-терапии, закрепление полученного опыта, проработка чувств и эмоций. Важным моментом является формирование у ребенка механизма самоподдержки, чтобы он смог подвести личные итоги сеанса.

Иногда коррекционный и рабочий этапы объединяют. Формирование отношений между арт-терапевтом и ребенком происходит не перед занятиями, а уже в процессе. Но на общей структуре сеанса это почти не отражается.

Занятия
В процессе терапии укрепляется контакт с ребенком.

Техники арт-терапии для детей с ОВЗ

Разработано немало техник проведения арт-терапии. Но есть несколько самых популярных, по которым можно эффективно работать с большинством детей с ОВЗ, независимо от специфики проблемы.

Мандала

Это личностный автопортрет, рассказывающий об отношении ребенка к себе самому, окружающему миру и текущей ситуации.

Чаще всего упражнение дают в самом начале занятий с ребенком, ведь его результат влияет на организацию дальнейшей арт-терапии.

Порядок проведения:

  1. Предложить ребенку бумажный лист и карандаш. В более сложных авторских версиях могут использоваться наборы разноцветных карандашей или красок. Также можно заменить рисование лепкой из пластилина или глины.
  2. Попросить нарисовать мандалу (круг с произвольным изображением внутри).
  3. Спросить у ребенка, нравится ли ему собственный рисунок. При отрицательном ответе можно предложить нарисовать новую мандалу или даже уничтожить картинку (порвать, разрезать ножницами).
  4. Похвалить и поблагодарить ребенка за работу.

У совсем маленьких детей эта техника проводится в немного измененной форме. Им предлагают готовый круг и несколько безопасных красок, предоставляя полную свободу творчества в пределах круга.

Мандала
Рисунок мандалы дает понимание о проведении дальнейшей терапии.

Фототерапия

Методика фототерапии основана на работе с готовыми фотографиями. Это могут быть снимки самого ребенка и его близких или совершенно не связанные с ним кадры (животные, природа и т.п.).

Самые популярные формы фототерапии:

  • вербальное описание изображений (или рассказ о запечатленных событиях, если фотографии носят личный характер);
  • составление ассоциаций;
  • коллажирование;
  • создание собственных снимков.

Цель фототерапии – обнаружить психологические проблемы и пути к их решению. Активное обсуждение фотографий помогает преодолеть трудности в общении, стимулировать работу воображения, раскрыть творческий потенциал.

Фототерапия
Фототерапия помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал.

Мобильный фоторепортаж

Усложненная версия фототерапии, которая дает ребенку с ОВЗ возможность отреагировать на событие, пережить его повторно и найти в произошедшем новый смысл.

Чаще эту технику используют в работе с подростками.

Порядок действий:

  1. Предложить ребенку сделать серию фотографий на заданную тему (будь то день из жизни семьи, какой-либо праздник, прогулка, любое специфическое событие). Для репортажа можно использовать мобильный телефон.
  2. Распечатать снимки на цветном принтере.
  3. Попросить ребенка разместить их на ватмане в хронологическом порядке.
  4. Совместно придумать названия к каждому фото. В усложненном варианте упражнения – еще и нарисовать вокруг снимков уникальные рамки.
  5. Попросить презентовать репортаж, рассказав о содержании каждой фотографии.

Данная техника помогает снять психоэмоциональное напряжение, вызванное прошлыми или текущими событиями, а при групповой терапии развивает навыки общения.

Мобильный фоторепортаж
Мобильный фоторепортаж для работы с подростками.

Арт и фото

Это упражнение проводится вместе с родителями. Оно хорошо развивает у детей вариативность мышления, пробуждает интерес к себе, повышает самооценку и помогает принять отдельные черты личности (себя и родителей).

Проведение занятия:

  1. Попросить ребенка нарисовать на ватмане любимого персонажа или животное. Лицо или морда по размеру должны совпадать с лицом реального человека (для упрощения можно использовать заготовку из картона).
  2. Вырезать на месте лица персонажа овальное отверстие, в которое поместится голова человека.
  3. Предложить ребенку вставить лицо в отверстие. Сделать фотографию.
  4. Создать аналогичный снимок с лицом отца или матери.
  5. Обсудить обе фотографии вместе с ребенком и родителями. Попросить всех участников процесса поделиться впечатлениями.

Родители в ходе терапии смогут увидеть ребенка как личность со способностью к творчеству, самореализации и выражению эмоций. А тому в свою очередь полезно увидеть по-детски непосредственную сторону папы и мамы.

Арт и фото
Плодотворно проходят занятия совместно с родителями.
Бесплатный вводный курс
в профессию Детский психолог
Первый шаг для тех, кто хочет стабильную профессию в сложное время
  • 4 урока и практические упражнения, которые помогут в воспитании ребенка и улучшении ваших отношений
  • обратная связь - возможность задать вопрос профессиональному психологу
  • бонусы и подарки стоимостью 20 000₽, которые вы получите совершенно бесплатно
  • электронный сертификат в конце обучения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с условиями оферты и политики обработки персональных данных

МАК-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – арт-техника, основанная на проецировании. Терапевт показывает ребенку набор карт и предлагает рассказать об увиденном.

Изображения составлены так, чтобы у того была возможность присвоить каждой картинке собственные чувства и эмоции, спроецировать на нее свой внутренний мир.

Терапевт не оценивает проекции и не делает экспертных заключений о диагнозе. Карты выступают только источником информации о внутреннем состоянии. Ответы помогают составить впечатление о ребенке и лучше понять его состояние, что повышает эффективность дальнейшей терапии.

Метафорические ассоциативные карты
Использование метафорических ассоциативных карт обнажает внутренние проблемы.

Методические материалы по арт-терапии для родителей

Желающим лучше понять природу и принципы арт-терапии можно посоветовать почитать методическую литературу:

  • Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.
  • Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  • Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2006.
  • Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб., 2002.

Эти издания дают полную информацию о лечении искусством. Они полезны родителям детей с ОВЗ и как источник теоретических сведений, и как практическое руководство к действию.

Онлайн-обучение
гуманитарным
профессиям
Мы помогаем развивать талант, чтобы вы могли начать заниматься любимым делом и превратили свое увлечение в профессию. Вас ждут самые актуальные подходы к обучению и топ-преподаватели на каждой программе. Мы создаем современный университет, в котором интересно учиться, и заботимся о каждом студенте.
5
Факультетов
20
Образователь-
ных программ
70+
Выдающихся
преподавателей
13k
Любимых
студентов

Поможем в выборе!

Если у вас есть вопросы или вы не знаете что
выбрать, оставьте свой номер: мы позвоним, чтобы
ответить на все ваши вопросы

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с условиями оферты и политикой обработки персональных данных