в 11:00 МСК
Ребенок растет не только физически, но и интеллектуально. Развитие мыслительной функции у детей, при котором они осознают, понимают, изучают предметы, явления, называют кратко когнитивным (умственным).
Термин включает получение знаний, приобретение способностей и навыков, умение решать встающие перед человеком задачи.
До Пиаже существовали 2 главные теории. Первая основывалась на принципе биологического созревания. Главная роль отводилась природному компоненту развития. Вторая опиралась на научение, влияние внешней среды. Согласно ей, главным становился приобретенный компонент.
Сейчас ученые считают, что на умственное развитие влияет сразу ряд факторов:
Хотя уровень умственного развития человека зависит от многих вводных, сам процесс протекает одинаково у всех, проходит 4 стадии. Впервые эти этапы выделил Жан Пиаже.
Сделанные им открытия повлияли на развитие психологической теории. Озвученные ученым положения и сейчас изучаются по всему миру, хотя в них были внесены корректировки.
Жан Пиаже рассматривал развитие мышления главным процессом формирования личности ребенка. Детей он воспринимал активными участниками происходящего. Они любопытны, ставят эксперименты, с помощью которых познают мир. В процессе приобретают понимание различных явлений, мира в целом.
Согласно Жану Пиаже, главным показателем развития психики в онтогенезе является формирование, развитие интеллекта.
На основе проведенных экспериментов дети строят предположения, выдвигают гипотезы. Их ученый называл схемами. Эти концепции используются ребенком, чтобы систематизировать и осмыслить добытые сведения.
Ассимиляция – это усвоение информации, которая похожа на уже изученную или может быть с ней сравнена. Новые сведения добавляются в созданную раньше схему. Например, дети, прежде встречавшие только больших рыжих котов, маленького черного котенка отнесут к таким же животным.
Аккомодация – это корректировка созданной схемы после получения новых вводных данных. Полученная информация противоречит гипотезам, возникшим в прошлом.
Человеку приходится дополнять понимание. Например, собаку ребенок может назвать кошкой, поскольку знаком лишь с такими животными. Но после поправки со стороны родителей он создаст новую схему, уже для собак. Происходит своеобразная трансдукция.
Речь находится в прямой взаимосвязи с мышлением. При низком уровне ее развития человек не способен оперировать словами или более сложными структурами (например, целыми фразами). Происходит некоторое уравновешивание между умением говорить и познавательными процессами. Причем наблюдается оно в обе стороны.
Чем лучше развита речь, тем более сложные операции детям удается выполнять. И наоборот, ребенок, способный к решению непростых задач, будет хорошо разговаривать.
Исследователь выделял 4 стадии.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
У младенцев наблюдается связь между двигательной активностью и мышлением. Ребенок овладевает своим телом, учится управлять им. Совершает хватательные движения, держится за предметы, кидает их. При этом выясняет, как поведет себя объект в ответ на отдельные виды стимуляции.
Дети осознают, что являются самостоятельными субъектами. Они видят результат совершенных действий, после чего вскоре понимают, что делать, чтобы добиться нужного эффекта.
Главное открытие этой фазы заключается в том, что предмет продолжает существовать, даже если пропадет из поля зрения.
В 5–8 месяцев дети уже понимают, что спрятанные, например, под одеяло игрушки можно оттуда в любой момент вытащить. Но годовалые младенцы все же пытаются искать предметы там, где обнаруживали их в прошлый раз, а не там, куда на их глазах вещь переложили.
Спецификой этапа является боязнь незнакомцев. Ребенку не удается ассимилировать людей, которых он прежде не встречал, в существующие схемы, что вызывает беспокойство и страх.
Вторая стадия названа дооперационной, поскольку дети пока не способны размышлять логически. Разделение, объединение и прочие преобразования пока им недоступны.
Главным достижением становится освоение речи. После этого дошкольники начинают применять слова, чтобы обозначить предметы или их группы, идеи, образы.
Активируется воображение, появляются игры, в которых некоторому предмету отводится роль другого. Например, руки символизируют крылья птицы. Такая степень абстрагирования в ходе эволюции стала доступна только человеку, даже высшие приматы на это не способны.
По мнению Жана Пиаже, ребенок на второй стадии еще не умеет надолго сконцентрироваться на отдельной характеристике или аспекте. Кроме того, логика пока опирается на личный опыт, но не на правила либо законы.
Другой отличительный критерий – эгоцентризм. Примерно до 3 лет дети полагают, что мир представляет собой их продолжение. Те точки зрения, которые не совпадают с их личной, им принимать тяжело. Ребенок думает, что желания и предпочтения окружающих соответствуют его собственным.
Приблизительно между 3 и 5 годами приходит понимание, что другой человек может мыслить, чувствовать иначе. Происходит постепенный переход к третьей стадии. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения готовой системы знаний, в которой отражены важные связи.
Между 7 и 12 годами у детей формируется способность выполнять логические манипуляции. Они способны отобрать объекты по названному признаку (например, цвету либо форме), расставить по порядку (от большего к меньшему и наоборот).
Ребенок мысленно может воспроизвести последовательность действий. Если дошкольник найдет дорогу к дому бабушки по памяти, то не сможет объяснить другому человеку, как туда пройти. Младшие школьники уже способны подсказать, как добраться до нужного подъезда. У ребенка появляется внутренний план действий.
Школьник достигает понимания обратимости. Он осознает, что форму некоторых объектов можно поменять, а затем вернуть их в изначальный вид. И вещество от этого не изменится, сохранит все свойства, которыми обладало. То, в каком возрасте дети идут в школу, примерно совпадает с освоением первых логических манипуляций.
Четвертая стадия начинает формироваться после 12 лет. Дети приобретают те формы мышления, которые присущи взрослым. Происходит усложнение познавательной деятельности, совершенствуется способность логически размышлять. Подросток понимает абстрактные категории, гипотетические идеи.
Новые функции дают растущему человеку возможность решать задачи так же, как это делают взрослые.
Подросток пользуется дедукцией, на практике проверяет жизнеспособность выдвинутых гипотез. Формулируя ряд предположений, ребенок может поочередно провести тесты для каждого.
При этом он определяет, от чего зависит наступление некоторых условий. При этом логические заключения делает по каждой из выдвинутых гипотез, признавая их истинными либо ложными.
В подростковом возрасте возвращается эгоцентризм, который исчезает у дошкольников. Подростки вновь полагают, что окружающие разделяют их воззрения. Например, появление кожных высыпаний могут воспринимать как катастрофу, опасаться, что все увидят, откажутся от общения.
Отмечается максимализм. Например, даже небольшой внешний недостаток представляется угрозой для положения в обществе, существующих социальных связей. Маленький прыщик подросток может воспринимать как ужасный дефект.
Хотя изначально классификация была воспринята как революция в сфере изучения умственного развития детей, позже некоторые тезисы опровергли. Изначальную теорию доработали, усовершенствовали, внесли в нее новые положения.
Пиаже полагал, что ко взрослому возрасту мышление развивается максимально. По этой причине в его системе стадия формальных операций становится последней.
Более поздние исследования помогли доказать существование нейропластичности, свойства головного мозга, позволяющего и взрослым людям учиться, расширять кругозор. Чаще всего человек продолжает приобретать новые навыки до конца жизни.
Пиаже недооценивал детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, важные умения они приобретают раньше, чем указывал психолог.
Пиаже говорил о стадии формальных операций как о высшей степени развития. Но позже ученые выделили еще постформальный этап. Человек приобретает способность к контролю над личными эмоциональными переживаниями, вступая во взаимодействие с объектами внешней среды. На заряженные ситуации отвечает не импульсивно, повинуясь аффектам, но осознанно, проанализировав последствия своих поступков.
Существует несколько альтернативных версий. Из них ни одна не была принята в качестве единственно верной.
Умственное развитие рассматривается как процесс получения отдельных навыков по обработке поступающих сведений. Сторонники этой теории указывают, что стандартные задачи Пиаже не дают обособить указанные умения от критического, для выявления которого они и были разработаны.
При этом ученые не смогли прийти к единому мнению, является развитие процессом, проходящим через несколько последовательных этапов, или оно идет непрерывно.
Одни исследователи полагают, что резкие скачки отсутствуют. Процессы познания происходят плавно, постепенно. Другие считают, что стадии существуют, но лишь в отдельных сферах познания. Третьи утверждают, что плавное развитие предваряет резкие скачки.
Сторонники этой версии считают, что детские когнитивные процессы отличаются от взрослых лишь тем, что с возрастом увеличивается база знаний человека. При этом он не только фиксирует отдельные факты, но и понимает их организацию в обособленных областях.
Считается, что по мере взросления дети лучше начинают справляться с задачами Пиаже, потому что правильно понимают, о чем говорится в условиях.
Например, если дошкольник не знает, что главный критерий измерений – это масса, то может судить по внешнему виду. Но осознавая, что люди учитывают сначала вес, будет верно понимать, что количество некоторого вещества не поменялось, осталось прежним.
Многие знания, которые ребенку приходится усвоить, представляют собой условные понятия о реальности, принятые в отдельной культуре. Дети при этом заняты не поисками правдивых знаний об окружающем мире. Они стараются стать своими в социуме, получить признание группы.