Как вдохновить ребенка на учебу в школе: секреты мотивации

Работающие стратегии и рекомендации: как эффективно мотивировать, чтобы не навредить.
Ребёнок не хочет учиться
? Пройдите тест и получите PDF-карту с разбором вашего мышления, чувств и способностей к психологии
Пройти тест

Мотивация для детей – это залог успешного обучения. В век информационных технологий родители стремятся обеспечить детям качественное образование, а также сподвигнуть их на постоянное саморазвитие.

Эффективные способы мотивации способствует активному обучению, а также получению навыков, необходимых в будущем. О том, как стимулировать к обучению и как действовать, если ребенок не хочет учиться, читайте далее.

Почему ребенок не хочет учиться

Нежелание учиться – проблема, с которой часто сталкиваются родители и педагоги. За ней может скрываться ряд причин, требующих тщательного анализа и комплексного подхода к решению. Интерес к учебе снижается, если нет понимания материала, но есть негативный опыт взаимодействия с учителями или одноклассниками.

Недостаток увлеченности предметом или отсутствие практико-применимости знаний становятся причиной отторжения школьного процесса.

Важно вовремя выявлять и решать эти проблемы. Для этого требуется создать поддерживающую обстановку, чтобы помочь школьнику найти в уроках заинтересованность, а также почувствовать значимость.

Зачем нужна мотивация к учебе

Мотивация к обучению необходима для развития нужных качеств, которые пригодятся во взрослой жизни. Это стимул, который побуждает выполнять задания и изучать школьный материал. Кроме того, мотивация представляет собой важный фактор, определяющий отношение к получению знаний в будущем.

Поддерживая высокий уровень заинтересованности, мы стимулируем ребенка к активному участию в образовательном процессе, формируем его самодисциплину и ответственность за собственное образование.

Мотивированный ученик проявляет больше внимания к учебным предметам, глубже усваивает материал, легче преодолевает неудачи, воспринимая их как временные препятствия на пути к цели. Таким образом, создается основа для личностного роста. Определяются успехи в образовании и будущей карьере.

Типы учебной мотивации и какая из них лучше

Мотивированность – это двигатель, который стимулирует активное стремление к знаниям. Различают два основных типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. Оба они играют важную роль в достижении успеха в обучении и развитии личности.

Внешняя мотивированность основана на внешних факторах:

  • поощрение и похвала со стороны родителей или педагогов,
  • ожидание вознаграждения,
  • избегание наказания за плохие оценки.
Как вдохновить ребенка на учебу в школе: секреты мотивации
Положительная мотивация
Фото: Just dance / Сайт shutterstock.com

Такие методы бывают эффективными, но они редко поддерживают образовательный интерес на долгий срок. Чаще они подрывают внутренние мотивы, вызывают нежеланию ходить в школу, если стимул извне исчезнет.

Внутренние мотивы зависят от личных увлечений и ценностей. Они более действенны, поскольку не зависят от внешних изменчивых факторов. Ученик испытывает удовлетворение от процесса изучения новых предметов. При этом стремится к совершенствованию, получает удовольствие от достижения результата и преодоления трудностей.

Внутренние стимулы развивают самодисциплину, целеустремленность, а также уверенность в своих силах. Ребенок, мотивированный личной целью, может быть более находчивым в обучении, поскольку его движущий фактор исходит изнутри, а не зависит от внешних обстоятельств. Однако, внутренние мотивы, подкрепленные внешними, будут намного эффективнее.

Какие факторы влияют на мотивированность

Желание учиться зависит от факторов, которые влияют на вовлеченность в учебный процесс:

  • Личные интересы. В значительной мере определяют предметы и область знаний, которые вызывают у школьника наибольшую мотивированность. Если учебный материал полезный, он изучается углубленно.
  • Ощущение самоэффективности. Уверенность ребенка в своих способностях и убеждение в том, что он может успешно справиться с заданиями, существенно влияет на успехи в обучении.
  • Результаты и оценки. Положительные – укрепляют и поддерживают мотивацию, отрицательные – вызывают разочарование и нежелание продолжать образование.
  • Поддержка и поощрение. Родители, учителя и другие близкие взрослые могут подстегнуть познавательную деятельность и, наоборот, отбить желание учиться надолго или навсегда.
  • Методы обучения. Интерактивные игры, проекты, обсуждения и практические занятия привлекают внимание ученика и вовлекают в образовательный процесс.
  • Связь с реальной жизнью. Учебный материал, имеющий прямое отношение к реальным жизненным ситуациям и проблемам, может быть более увлекательным, демонстрирует важность изучаемых предметов и их применение в обычной жизни.
  • Организация учебной среды. Удобная и поддерживающая учебная среда, свободная от отвлекающих факторов и предоставляющая доступ к необходимым ресурсам и материалам, способствует концентрации внимания и поддержанию познавательного любопытства.
  • Способ восприятия информации. Одни ученики лучше воспринимают материал на слух, другим необходима визуализация. Эффективность обучения будет выше, если правильно выбрать метод представления знаний, учитывая индивидуальные особенности восприятия.
  • Заинтересованный педагог. Если уроки проходят в атмосфере увлекательного познания, а учитель поистине любит свой предмет, ученики посещают занятия с радостью и желанием узнать что-то новое.

«Учатся у тех, кого любят». Вольфганг Гёте, немецкий поэт и драматург.

Все эти факторы взаимодействуют друг с другом и в то же время могут в разной степени влиять на отношение к учебе.

fire

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

Трамплин для начинающих психологов: подборка экспертных материалов

Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.

Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!

material

Гайд по профессии Психолог-консультант

все, что необходимо знать о работе специалиста

material

Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»

ценности, ориентиры и установки консультанта

material

ТОП-15 ошибок начинающего психолога

не совершайте их никогда

material

Инструкция «Первая консультация с клиентом»

простые, рабочие и эффективные советы

material

Гайд «Этапы консультирования»

задачи, техники, типичные ошибки

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1329 раз

Как меняется мотивация в младшей и в старшей школах

В младших классах мотивация часто основана на внешних поощрениях, а в старших становится больше внутренней, опираясь на личные цели и амбиции.

Младшие классы

Школьники, только что севшие за парту, полны внутреннего стимула, желания учиться. Обычно младшеклассникам нравится ходить в школу, потому что начинается новый важный этап их взросления. Учитель для них – ключевая фигура, авторитет, одобрение которого очень значимо и ценно.

В младших классах ребята лучше вовлекаются в урок, когда обучение оформлено в виде игры. Игровой подход к учению более эффективен, так как малыши к нему привыкли. Позитивная обратная связь от учителей и родителей усиливает их мотивированность укрепляя уверенность в себе. Визуальные иллюстрации помогают лучше усваивать информацию, а индивидуализация обучения учитывает потребности и интересы каждого обучающегося.

Средняя школа

Переходный возраст часто сопровождается нежеланием учиться. Это связано с повышением эмоционального контакта со сверстниками, который поддерживает их автономию от взрослых. Учебная деятельность уходит на второй план, как наименее значимая. Гораздо важнее утвердиться в социальной группе ровесников, при этом чувствуя себя отдельной личностью, найти друзей-единомышленников.

Отторжение учебы усложняется повышением требований в среднем звене и гормональными изменениями. Несмотря на это подростки начинают осознавать свои цели, а также путь будущего развития, что сильно влияет на их успехи в постижении знаний. Появляется внутреннее чувство удовлетворения от достижений, которое становится важным стимулирующим мотивом. На него стоит делать упор родителям и педагогам, предоставлять больше самостоятельности в учебном процессе. В этом возрасте возникают мысли о будущем, что может стать движущим фактором к углубленному изучению отдельных дисциплин.

Старшие классы

Это период повышенного давления, связанного с экзаменами, выбором будущей профессии или социальными ожиданиями. Чтобы стимулирование имело эффект, нужно учитывать личные интересы и цели, которые определяют мотивацию в этом возрасте. Старшеклассники стремятся к самоопределению и самореализации в жизни. Предоставляя им возможность выбора, а также самостоятельного принятия решений, вы окажете им ощутимую поддержку.

Успех в обучении связан с желанием достичь значимых результатов в будущей профессии
Успех в обучении связан с желанием достичь значимых результатов в будущей профессии
Фото: Anton Vierietin / Сайт shutterstock.com

Родительские ошибки в мотивировании

Мотивация – это движущая сила, которая побуждает к учебе, творчеству, спорту и другим достижениям. Но как мотивировать ребенка учиться, не навредив его внутренним мотивам? Есть несколько предостережений родителям:

1
Сравнение с другими

Распространенная, но губительная ошибка. Сравнение с более успешными сверстниками подрывает веру в себя, рождает чувство неполноценности и зависимость от мнения окружающих, которое будет очень мешать в будущем.

2
Неискренняя похвала

Хвалить нужно за дело, а не за несуществующие достижения. Пустые комплименты обесценивают настоящие успехи, не мотивируют к наибольшим усилиям.

3
Материальные стимулы

Предложение подарков или денег за хорошие оценки или выполненные обязанности – это ложная мотивация. Она учит ценить не сам процесс обучения или достижения, а внешнюю награду. Уроки не должны стать средством для получения материальной выгоды, а восприниматься как часть личностного роста.

4
Гиперопека

Чрезмерное опекание и ограждение от трудностей мешают самостоятельному развитию. Школьник не учится справляться с препятствиями, теряет веру в свои силы. Исчезает стремление к достижениям.

5
Несоответствие целей

Взрослые часто ставят перед детьми задачи, которые не соответствуют их возрасту, интересам или потребностям.

6
Критика личности, а не поступков

Критика должна быть конструктивной и направлена на поступки, а не на личность. Первая способствует здоровому развитию и стремлению исправить ситуацию, а вторая вызывает протест или низкую самооценку.

7
Принижение способностей

Если ученику сказать, что он бестолковый и не способен к обучению, он поверит. Эти фразы утвердят в нем мысль, что у него все равно ничего не получится, поэтому стараться не стоит. Такое состояние называется “выученной беспомощностью”. Этот феномен, описанный еще в 1967 году американскими психологами, характеризуется пассивностью действий, неверием в собственные силы, уверенностью в невозможности изменить ситуацию к лучшему. Исправить эту ошибку в будущем не просто. Правильнее сказать, что осилить школьную программу способно большинство учеников, для этого не нужно быть гением или штудировать учебники сутки напролет. Немного терпения, усидчивости, и материал будет усвоен.

Ребенок хорошо улавливает фальшь и не станет ради нее напрягаться.

Чтобы повысить мотивированность, а не наоборот, навредить юному дарованию, избегайте порицания, сравнения, унижения или оскорбления. Используйте положительную мотивацию.

Недостижимые цели приведут к разочарованию, потере желания учиться или апатии.

Стоит внимательно отнестись к своей роли в формировании интереса к учебе
Стоит внимательно отнестись к своей роли в формировании интереса к учебе
Фото: fast-stock / Сайт shutterstock.com

Советы родителям по повышению мотивации детей к учебе

От родителей и педагогов во многом зависит образование школьника. Учителя своим примером способны привить любовь к предмету и стимулировать познавательную деятельность. Мама с папой же дома формируют отношение сына или дочери к получению знаний.

Рекомендации для родителей, как поднять интерес к учебе:

  • Поддержка интересов. Самый эффективный способ повысить мотивированность – это предоставить возможность заниматься тем, что на самом деле интересует школьника. Разнообразные увлекательные задания и проекты, связанные с его увлечениями, побуждают быть внимательным на занятиях и тщательнее готовиться к урокам.
  • Постановка целей. Помогите ученику поставить конкретные и достижимые цели. Разделите их на небольшие шаги и поощряйте прогресс. Это поможет им видеть свои успехи и стремиться к дальнейшим достижениям.
  • Поощрение усилий. Поддерживайте и поощряйте усилия, а не только результаты.
  • Развитие самодисциплины. Умение управлять своим временем и ресурсами помогает правильно распределять нагрузку и не отвлекаться от поставленной задачи.
  • Использование разных подходов к обучению. Варьируйте образовательные методы. Интерактивные занятия, игры, дискуссии и практические задания помогут сделать учебные дисциплины более увлекательными и мотивирующими.
  • Создание поддерживающей обучающей среды. Обеспечьте поддержку и позитивную обстановку в семье и в школе. Поддержка со стороны родителей, учителей и сверстников неоценимо важна в развитии мотивации.
  • Поддержка эмоционального благополучия. Неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, насмешки, буллинг, родительский сверхконтроль или неблагоприятная семейная обстановка вызывают отрицательные эмоции и повышенный стресс.
Позитивная обратная связь за старание укрепляет уверенность в себе
Позитивная обратная связь за старание укрепляет уверенность в себе
Фото: fizkes / Сайт shutterstock.com

Помогайте детям развивать навыки эмоционального регулирования, чтобы они могли эффективно управлять своими чувствами, а также реагировать на стресс более конструктивно. Это позволит справляться с трудностями в учебе, сохранять спокойствие, принимать обдуманные решения.

Ставьте достижимые цели. Воспользуйтесь техникой SMART, которая популярна в менеджменте и коучинге. Согласно этой технике поставленная цель должна быть:

  • конкретной (Specific),
  • измеримой (Measurable),
  • достижимой (Attainable),
  • актуальной (Relevant),
  • ограниченной во времени (Time-bound).

Использование метода SMART при обучении поможет школьникам лучше организовать свое время, быть более продуктивными в достижении учебных целей.

Мотивированность играет ключевую роль в образовании школьников, определяя их успехи и достижения. Разнообразные стратегии и подходы могут помочь стимулировать учеников, вдохновляя их на активное обучение или личностный рост.

Важно помнить о значимости положительной обратной связи, создании поддерживающей обучающей среды и развитии навыков эмоционального регулирования для максимальной эффективности мотивации школьников.

Рассказываем в tg-канале, как разобраться в себе и управлять своей жизнью осознанно!

Подписаться
1764176924.06