Кто такой организационный психолог и чем он занимается в компании

Происхождение и история направления
Направление возникло на основе общей и социальной психологии. Единое определение понятия до сих пор отсутствует.
Что это такое
Организационной психологией называют ответвление, изучающее воздействие организационных переменных на отдельно взятого сотрудника. Одновременно исследуют и то, как поведение данного человека влияет на всю систему в целом и отдельные ее составляющие.
А. Фэрнем предлагает понимать под организационной психологией изучение набора, отбора и выстраивания людьми социальных связей внутри организации, формального и неформального деления структуры на группы, отделы и команды, особенностей возникновения и поведения лидеров.
Истоки организационной психологии
Основоположником дисциплины стал Ф. У. Тейлор. Свои представления он описал в труде «Принципы научного управления», который был издан в 1911 г.
Ученый продемонстрировал важность человеческого фактора для результативности предприятия. Идеи развивал Г. Гант. Он предложил внести корректировки в систему оплаты труда, изображать графически задания, которые требуется выполнить.
В своих трудах он показал, как результативность предприятия может вырасти с помощью исследования человеческого поведения в трудовой деятельности. Самостоятельной областью направление признали лишь в 1960-х гг. на территории США и Европейских государств.
Этапы становления методики
Выделяют 3 основных стадии:
- 1
- Первая (1960-е гг. – середина 1980-х гг.)
- Формируются первые, обобщенные представления о науке, предмете ее изучения, стоящих перед ней задачах. Происходит отделение от смежных областей: психологии труда, эргономики, прикладной психофизиологии и пр. Внимание больше уделяли тому, как мотивировать сотрудников. Были разработаны первые тесты для оценки работников.
- 2
- Вторая (середина 1980-х гг. – начало 1990-х гг)
- Начинается активный методологический поиск, разработка парадигм, подходов и концепций для изучения человеческого поведения в организации. Упор делали на предприятия, производившие необходимые социуму продукты. Возникли первые модели, демонстрирующие системность взаимодействия сотрудников фирм.
- 3
- Современный (с 1990-х гг.)
- Теоретические разработки начали активно внедрять на практике. Фокус внимания сместился на изучение принятия организационных решений, внутреннюю культуру и направления развития компании, групповую работу. Внедряются технологии анализа компетенций, личностных характеристик и аттестации сотрудников, составление программ обучения, тренингов для повышения результативности.
Формы организации психологической помощи в компании
Организовать психологическую помощь в компании можно разными способами. Выбор зависит от особенностей ситуации.
Диагностические меры
Диагностика включает в себя работу на уровне:
- 1
- Отдельных лиц
- Устанавливаются личные и профессиональные характеристики персонала.
- 2
- Групп
- Оценивается ролевая структура.
- 3
- Всей фирмы
- С помощью специальных методик определяется внутренняя культура.
Через обучение и развитие
Осуществляется коучинг или менторство с отдельными сотрудниками. Могут проводиться групповые тренинги. А также используются стратегические игры, в которых участвует вся организация.

Сопровождение
Отдельных личностей обучают осуществлять управленческую деятельность. Работу чаще проводят с лидерами групп, отделений или команд. Кроме того, моделируют командную работу. Применяются методики организационного консультирования.
В каких организациях нужен психолог
Психолог требуется в фирмах, где много сотрудников. Например, в банках, на промышленных или торговых предприятиях. Помогая решать внутренние проблемы, конфликтные ситуации, психолог повышает прибыльность компании, помогает отстроиться от конкурентов.
В фирмах поменьше специалист тоже нужен. Он поможет развить компанию, создать постоянный штат сотрудников, повысить доходы, выйти на новый уровень.
Кто такой организационный психолог
Организационный психолог – это специалист, осуществляющий психологическое консультирование начальства и работников. Он помогает сделать работу фирмы более результативной. Должность все чаще появляется на больших предприятиях.
Внутренний или внешний
Внутренним называют штатного психолога компании. Чаще такую должность вводят в крупных фирмах. Внешний – приходящий специалист, услугами которого пользуются периодически.
Чаще он требуется в небольших компаниях, когда возникает необходимость в решении отдельных организационных вопросов с точки зрения психологии.

Функции и задачи специалиста
Организационный психолог решает ряд задач:
- 1
- Занимается подбором персонала
- Разрабатывает тесты и опросники, лично общается с претендентами на рабочее место. Выявляет личные и профессиональные характеристики человека, в частности, понимает, насколько тот устойчив к стрессам.
- 2
- Мотивирует, помогает личностному развитию сотрудников
- Психолог контролирует психоэмоциональное состояние лиц, работающих на предприятии. Учит эффективно общаться, находить решения в конфликтных ситуациях.
- 3
- Вносит вклад в ведение переговоров
- В ситуациях, когда представители компании сначала получают консультацию психолога, чаще удается достичь необходимых договоренностей, лучших условий.
- 4
- Создает стратегии для рекламы компании
- Учет психологических потребностей потенциальных клиентов помогает эффективнее создавать стратегии продвижения, привлекать больше покупателей или пользователей.
Кому подойдет данная профессия
Профессия подойдет лицам, которые занимаются управлением персоналом, человеческим ресурсом либо желают освоить эту сферу. Кроме того, специалист, желающий иметь свободный график, интересующийся психологией, готовый работать с большими группами, исследовать особенности трудовой деятельности, повышать мотивацию сотрудников, может стать приходящим консультантом.