в 11:00 МСК
Гештальт-терапия представляет собой направление в психотерапии, помогающее обрести либо вернуть контакт с собой. В основе лежит целостный подход к человеку, объединение эмоционального, телесного и интеллектуального начал.
Главная цель – осознание. Человек учится отделять себя от окружающих, понимать, чего хочет, выбирать то, что нужно лично ему.
Под циклом контакта понимают процесс удовлетворения потребностей, возникающих у индивида. Понятие было введено Полом Гудманом в его книге Self. В процессе из фона выделяется фигура, разрушающаяся, когда потребность удовлетворена.
Выделяют 4 главных этапа:
На этой стадии появляется телесное возбуждение. Пробуждаются интерес, желание, которые пока направлены на само ощущение. Человек хочет получить что-либо, в чем нуждается, либо избавиться от ненужного. Когда он понимает, в чем заключается потребность, этап завершается.
На этой стадии человек точно осознает, чего хочет. Возбуждение переводится во внешний план, на объект желания, который выступает теперь в роли фигуры.
Предпринимаются активные действия, помогающие удовлетворить потребность.
Контактирование представляет собой процесс, действие, но не статичное состояние. В этой фазе чаще всего возникают интенсивные эмоциональные реакции.
Стадия характеризуется удовлетворением желания. Человек добивается того, чего хотел. Для этой цели совершается в моменте «здесь и сейчас» действие, связывающее движение, эмоции и восприятие. Если полный контакт осуществляется, он обогащает индивида, позволяет пересмотреть отношение к себе и миру.
Поскольку желание удовлетворено, фигура разрушается. Теперь человек может осмыслить произошедшее, усвоить опыт. На этом этапе возникает чувство облегчения, удовлетворения.
Если добиться цели удалось лишь частично, могут появиться неприятные ощущения, например, фрустрация. Данная стадия способствует развитию личности.
На графике цикл опыта выглядит как направленная вверх парабола. Пик ее приходится на полный контакт, после чего вновь начинается спад. Рассмотреть подробнее можете на картинке-схеме.
Под прерыванием контакта в гештальт-психологии понимают нарушение естественного обмена с окружающей средой, при котором потребности не могут быть удовлетворены. При этом в опыте происходит фиксация дела, как незавершенного. Поскольку эмоции не были выражены, возникает напряжение.
Если прерывания становятся систематическими, входят в привычку, то граница контакта утрачивает функциональность. Одновременно сокращается и выбор способов реагирования, моделей поведения.
Выделяют несколько механизмов прерывания контакта.
При слиянии границы между людьми стираются. Утрачивается восприятие каждого как отдельной личности. Исчезает индивидуальность, индивид начинает воспринимать себя единым целым со своим окружением.
Слияние является нормой в младенческом периоде. Для взрослых людей зависимость от окружающих не является нормой. При здоровом слиянии сохраняется осознание себя отдельной личностью.
Цикл контакта прерывается на стадии преконтакта. Человек не способен понять, чего он хочет, не может выделить отдельное переживание. В речи заменяет «Я» на «Мы», копирует позу другого человека, стремится сокращать дистанцию.
Терапевт обучает человека осознавать границы (личные и чужие), проводит эксперименты с расстоянием, свободой движений, положений тела в пространстве.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Индивид принимает чужие мысли, идеи, принципы, не обдумывая, подходят ли они ему. Возникают убеждения, долженствования. Возникают затруднения с принятием или отвержением того, что предлагает внешняя среда.
Энергия тратится на удержание в собственной системе чужеродных элементов, что затрудняет развитие. Вместо того чтобы думать, чувствовать самостоятельно, человек старается жить по придуманному другими своду законов.
Прерывание цикла происходит на стадии преконтакта. Человек использует в речи слова «обязан», «должен», «всегда», «никогда». Стремится копировать поведение другого.
Терапевт во время сеансов обнаруживает важные для клиента лица, помогает заменить «должен» на «хочу». Для этого может осуществлять провокации с помощью жестов, мимики или положений тела в пространстве.
Человек приписывает личные переживания, желания, эмоции, мысли, чувства окружающим. С помощью этого механизма ребенок осваивает социальные роли, обучается взаимодействовать с миром.
Взрослые, склонные к проекциям, не принимают негативные черты характера или мысли в себе, приписывают их другим людям.
Прерывание происходит на стадии контактирования. В речи вместо слова «Я» применяются «Ты» или «Он». Взглядов в глаза клиент избегает. Характерны жесты, направленные на другого человека. Т
ерапевт помогает клиенту принять отвергаемые проявления, заменить местоимения 2 и 3-го лица на «Я». При этом клиент обучается ориентироваться во внешней среде, узнавая привычное для себя поведение.
При ретрофлексии человек делает в своем отношении то, что хотел бы сделать для других или получить от них. Настоящие потребности при этом удовлетворять себе не позволяет.
Возможна аутоагрессия (вплоть до тяжелых увечий), если возникает желание ударить кого-то.
Помощи человек предпочитает не просить, справляется с задачами сам. Часто развиваются соматические патологии. В крайней форме возможно самоубийство. Независимость становится предметом гордости.
Прерывание происходит на стадии контактирования. В речи клиент использует слово «себя» там, где хочет указать на другого человека. В теле много напряжения, направленных в свою сторону движений.
Телесного контакта с окружающими избегает. Близким людям почти не дает тепла, эмоциональной близости. Раздражение маскирует под видом скуки. Терапевт помогает заменить слово «себя» на указание другого человека. В работе может использовать метод усиления действий клиента.
Нарушается контакт со средой. Человек не позволяет эмоциям, мыслям, переживаниям проявиться. Реакции сдерживаются, индивид не может полностью отдаться происходящему, что снижает радость от события, вызывает ощущение незавершенности.
Функция ego гипертрофируется, что приводит к развитию нарциссических черт. Человек склонен принимать на себя ответственность, при этом ощущает себя полностью самодостаточным. Личные границы тщательно охраняет.
Прерывание происходит на этапе полного контакта. Клиент склонен придавать словам избыточную значимость. Движения тщательно контролирует, избегая спонтанных проявлений.
Терапевт обеспечивает ощущение безопасности. Использует открытые позы и контакт взглядов, чтобы обеспечить условия для спонтанных проявлений.