в 11:00 МСК
Суть синдрома заключается в психологической и эмоциональной травме, которой подвержены люди, отвергнутые обществом. Страдая комплексом брошенности, индивиды испытывают чувства отчаяния, беспомощности, недостойности и имеют трудности в установлении близких отношений. Они могут проявлять несвойственное им поведение, испытывать сложности в реализации собственных идей, оценке своих возможностей.
В 1958–1961 гг. в Цюрихском приюте проведены исследования синдрома у маленьких детей.
Комплекс брошенности проявлялся начальным привлечением внимания со стороны ребенка, плачем. Затем наблюдались проблемы с питанием, нарушения сна, повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
Если ситуация продолжалась и ребенок не получал достаточного внимания, то со временем у него развивался хронический синдром покинутости. Он становился пассивным, ограничивал свои потребности до минимума.
Травма покинутости возникает не только в неблагополучных, но и в благополучных семьях. Дети, сталкивающиеся с плохими условиями жизни или социальной изоляцией, могут чувствовать себя брошенными из-за недостаточной поддержки и внимания со стороны родителей, общества в целом.
Основные причины синдрома брошенности:
Фактическое отсутствие заботы, внимания. Например, из-за развода родителей, длительной разлуки с родными.
Эмоциональная недоступность родителей. Подразумеваются ситуации, когда отец и мать присутствуют физически рядом с ребенком, но не проявляют никакого интереса к его жизни.
Конфликты между родителями или насилие в семье. Неспособность взрослых разрешать споры создает атмосферу стресса, тревоги для ребенка, который чувствует себя незащищенным.
Отсутствие стабильной семейной среды. Например, при лишении родительских прав, когда детей отправляют в интернаты, а потом отдают из домов ребенка в чужие семьи.
Психологические проблемы. Папа, мама, страдающие от депрессии, алкогольной или наркотической зависимости, психических расстройств, не могут заботиться о ребенке.
Неспособность радовать подростка. Взрослые часто заняты собственными проблемами или не имеют достаточно ресурсов, чтобы проявлять эмоциональную поддержку, внимание и заботу.
Чрезмерный контроль со стороны родителей. Это создает у ребенка ощущение недостатка свободы, самостоятельности, что приводит к эмоциональной отчужденности и внутреннему конфликту.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Психологическая травма, связанная с ощущением брошенности, сказывается на поведении, эмоциональных реакциях детей. Проявления синдрома бывают выраженными или скрытыми, но всегда оказывают воздействие на психическое состояние ребенка.
Вариант проявления | Пример из жизни |
Изоляция, уединение | На улице, дома ребенок избегает контактов с семьей и сверстниками, проводя большую часть времени в одиночестве. Например, уединяясь в своей комнате или скрываясь от окружающих в укромных местах |
Агрессивное или деструктивное поведение | Подросток часто вступает в конфликты со сверстниками или даже с родителями, проявляя агрессию в словах, действиях, крича на других, повреждая предметы, мебель |
Стремление к одобрению, вниманию | Ребенок активно участвует в различных мероприятиях и деятельности, надеясь привлечь к себе внимание, получить одобрение. Например, старается выполнить задание лучше других или соревнуется за внимание взрослых |
Заниженная самооценка, чувство неполноценности | Подросток постоянно сомневается в своих способностях, чувствуя себя недостаточно полноценным. Избегает новых дел из-за страха провала, критики |
Замена взрослым | Ребенок ищет замену родителям в старших друзьях или учителях. Например, обращается за советом, утешением, поддержкой к постороннему человеку вместо отца, матери |
Самокритика | Недостаток самоуважения и негативные убеждения о себе приводят к самобичеванию как способу справиться с эмоциональной болью, стрессом, вызванными ощущением брошенности, отверженности |
Заброшенные дети могут прибегать к самоизоляции, пряча эмоции за воображаемой стеной, не делясь переживаниями с окружающими.
Исследование комплекса брошенного ребенка привлекло внимание многих психологов в разных странах.
Изучением проблемы занимались:
Отечественный специалист по психологии, психотерапии. Ее работы, такие как «Психотерапия детей», «Детская психология: учебник для вузов», затрагивают вопросы формирования личности в детском возрасте, включая проблемы эмоциональной травмы.
Английский психоаналитик и психолог, который в 1950–1960-е гг. разработал концепцию привязанности. Его работы, например «Потеря и горе» (Loss and Grief), «Безопасность и привязанность» (Attachment and Loss), внесли вклад в изучение эмоциональной связи между родителями и детьми, ее влияние на психологическое благополучие ребенка.
Российский психотерапевт и психоаналитик, автор трудов по проблемам детской и подростковой психотерапии. Его работа «Практика детской психотерапии» затрагивает тему влияния ранних отношений на психическое развитие ребенка.
Изучение комплекса брошенности является предметом исследований таких ученых, как Эрик Эриксон, Мэри Эйнсворт, Анна Фрейд и Мелани Кляйн. Они внесли вклад в понимание влияния детства на эмоциональное развитие личности.
На основе их работ можно выделить рекомендации для проработки синдрома брошенного ребенка:
Преодоление синдрома брошенного ребенка требует комплексного подхода, включающего психотерапию, развитие самосознания, социальных навыков, физическую активность и адаптацию к новым ситуациям. При поддержке и понимании со стороны близких дети могут преодолеть эмоциональные трудности, обрести внутреннюю уверенность в себе.