в 11:00 МСК
Основная причина отказа – не слабость характера. Сказать твердое «нет» часто боятся даже сильные и решительные люди. Они отвечают согласием на просьбу только потому, что сами в подобной ситуации хотели бы услышать «да». Но уже согласившись, сознают, что ничего делать не будут. С обидой просивших они готовы смириться.
Нерешительные и слабые не только ставят себя на место других и соглашаются, но и занимаются чужими делами, забыв о своих, что негативно отражается на качестве жизни и вызывает проблемы в отношениях.
Есть и другие причины, почему люди забывают о своих интересах:
Люди, которые не способны сказать «нет», чувствуют себя униженными, «загнанными». Но согласие через силу оказывает негативное воздействие и на просящих. У сильных начинает формироваться убеждение, что им все должны; у слабых – зависимость. Неумение правильно отказать разрушает личности тех, кому приходится общаться.
Неумение произнести вовремя «нет» вызывает:
Каждое «да», сказанное через силу, вызывает внутреннее напряжение, которое может в любой момент спровоцировать срыв. Чаще всего он случается при общении с близкими, и от этого еще более обидно. Появляются недоверие к себе, ощущение, что больше себе не принадлежишь.
Следующий этап нарушения внутренней гармонии – ухудшение здоровья. Психосоматика чаще всего проявляется в нарушении дыхания, раздражении кожного покрова или боли в животе неустановленного характера. Из-за постоянной обиды на себя могут возникать панические атаки.
Если сотрудничество или общение интересуют, используют «мягкие» формы отказа. Например, можно попросить обратиться через какое-то время, изменить обращение, доработать проект, обговорить условия.
Для каждого случая – своя форма отказа:
Корректный, с перенаправлением к тому человеку, который обязательно поможет.
Дипломатичный, с предложением вместе искать решение проблемы.
Подруге, другу или близкому человеку – деликатный, с извинением и объяснением, почему нельзя рассчитывать на поддержку.
Вежливый, сочувствующий, с описанием альтернативного варианта.
Грамотный, для людей выше по социальному статусу или старше по возрасту. Четко сформулировать причину невозможности помочь или принять на себя предлагаемые обязанности.
Самое трудное – научиться говорить твердое «нет» или «не хочу».
Подходит для агрессивных и настойчивых просителей. Попытка смягчить отказ с помощью вопросов или фразой «сейчас не смогу» заставит человека обратиться повторно. Чем длиннее период общения, тем больше вероятность, что вас заставят «сломаться». Но если выбраны твердый тон и правильный подход, в будущем проситель не побеспокоит.
Деликатный ответ, когда дается согласие на помощь, но на своих условиях.
В этом случае лучше взять время, чтобы обдумать предложение:
Например, когда просят забрать из школы ребенка, сказать: «Только в оговоренные дни, и если он будет ждать».
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Таким способом пользуются неуверенные в себе люди, которые привыкли ставить себя на место других. Они склонны к внутреннему анализу, сомневаются в правильности решений и пытаются подстраховаться от необдуманных поступков. Стараются мягко отказать человеку, не обидев его, и предлагают ему альтернативу.
Возможные варианты:
Нужно посоветоваться.
Пока занят, но займусь позже, когда будет время.
Необходимо уточнить информацию.
Все варианты развития события должны быть точно оговорены. Тогда появится возможность сослаться на неблагоприятные обстоятельства.
Нежелание вступать в конфликт заставляет хитрить, говорить уклончиво. Это зарождает напрасные надежды или заставляет задуматься о неуважении. Подобное поведение может спровоцировать конфликтную ситуацию. Если необходимо объяснение, лучше дать понятный ответ, сославшись на собственные обстоятельства.
Если нет намерений удерживать около себя поклонника, необходимо настроиться на неприятные моменты. Высок риск столкнуться с оскорблениями.
Стоит избегать двусмысленностей, общаться культурно и красиво. Не следует уступать, постоянно извиняться, соглашаться на прощальный поцелуй или пробное свидание.
Корректные фразы:
Ты прекрасный человек, но не для меня.
У меня уже есть любимый, другие варианты не рассматриваю.
Нет желания узнавать тебя ближе.
При знакомстве через интернет можно просто заблокировать навязчивого партнера. В этом случае объяснений не требуется. Такое общение поверхностное и ни к чему не обязывающее.
Клише «остаться друзьями» дает надежду на второй шанс. Дружбу с девушкой мужчины часто рассматривают как основу для близости.
Аргументы против нужно сформулировать так, чтобы в первую очередь объяснить себе, почему заем невозможен:
Не располагаю свободной суммой.
Выплачиваю кредит (ипотеку, долги).
Откладываю деньги на крупную покупку.
Сам ищу, где занять.
Боюсь, что этот человек не вернет долг.
Близким или друзьям, если причина просьбы уважительная, можно предложить альтернативу. Например, порекомендовать банк с минимальными процентами, оказать необходимую помощь – подвезти, помочь продуктами, отдать остатки стройматериалов и т. д.
А можно прямо сказать, что вы против перевода близких отношений в товарно-денежные, т. к. материальная зависимость всегда приводит к охлаждению. Объяснений требует и ситуация, связанная с просрочкой прошлого займа.
Если предложение коллеги не вызвало интереса, можно использовать следующие способы:
Сначала поинтересоваться подробнее, в чем заключается помощь, а затем вежливо поблагодарить за возможность попробовать свои силы, обосновав, почему предложение вам не подходит.
Запросить информацию и взять время на обдумывание, сказав «спасибо».
Аргументированно объяснить, почему ответ «нет». С начальством нужно действовать более тактично. Нельзя поддаваться эмоциям, иначе придется уступить. Если просят задержаться на работе или срочно ехать в командировку, четко сформулировать, почему это невозможно, не пытаясь обмануть.
Возможные причины:
Уважительные | Возможная реакция руководителя |
Болезнь – детей или родителей | Недомогание. Возможный ответ: «продолжим после выздоровления». |
Некому забирать детей из сада или школы | Рассматривается как намек на повышение зарплаты на няню |
Незаконченный проект | Разрешается отложить |
Нет денег на поездку | Поиск другого человека или ускорение выплаты командировочных |
Давлению поддаваться нельзя. Но можно отложить согласие, назвав точные сроки. При незаконченных проектах стоит подать докладную – написать, с чем связана задержка.
Встречаются ситуации, когда соискатель блестяще прошел собеседование, но потом обнаружил, что условия ему не подходят. Не стоит прорываться на прием, чтобы объяснить своими словами работодателю, почему так произошло. Подобное поведение приведет к попаданию в черный список.
Идеальный способ отказаться от предложения – письменное обращение:
Поблагодарить за выбор вашей кандидатуры.
Четко объяснить причину.
Пожелать дальнейших успехов.
При личной встрече можно использовать одну из следующих фраз: «Оценив свои возможности, вынужден(а) отказаться. Не подходит предлагаемый график работы». Или: «Большое спасибо, но вакансия мне не подходит. Трезво оценив возможности, понял(а), что не соответствую указанным требованиям».
Лучше отрепетировать разговор дома, чтобы не демонстрировать ненужные эмоции и не поддаваться давлению.
Обоснованные причины отказа:
Нет средств на приобретение или оплату заказа.
Услуга не соответствует виду деятельности.
Клиент не соблюдает правила, ведет себя агрессивно, требует особых условий, например оформления кредита.
Недовольные потребители могут оставить негативные отзывы или распространять порочащую информацию, уйти к конкурентам или подать жалобу.
Чтобы подобного не произошло, необходимо демонстрировать дружелюбие, избегать конфликтов, поддерживать деловое общение. Причину, почему просьба невыполнима, следует объяснить. Желательно предложить альтернативный вариант, полностью удовлетворяющий покупателя. Например, дать визитку компании, специализирующейся в нужной сфере деятельности. Или прежде, чем пойти навстречу, посоветоваться с партнером (начальником, коллегами). Попросить перезвонить через 2 месяца.
Решительность и умение сказать вовремя «нет» сами по себе не появятся. Нужно учиться очерчивать личные границы независимо от статуса собеседника и родственных связей с ним. Достаточные причины отказа – внутренний дискомфорт и нежелание жертвовать силами и временем. А люди, которых это обижает, всегда найдутся. Менять себя в ущерб другим нецелесообразно. Сгладить негатив позволяют извинения, акцент на том, что просьба не нравится, не хватает времени.
Советы, как научиться говорить «нет», не испытывая вины:
Нужно смириться, что нравиться всем невозможно. Отказывать нормально. А понять, насколько правильно принято решение, подскажут внутренние ощущения. Когда, согласившись, испытываешь внутренний дискомфорт, значит, принято неправильное решение.
Нельзя при объяснениях улыбаться – нужно говорить уверенно и твердо. Если есть желание сохранить отношения, необходимо привести аргументы, почему невозможно пойти навстречу. Не стоит употреблять слова, которые указывают, как со стороны выглядит конечный результат: «провал», «заблуждение», «ошибка».
Нельзя ставить себя на место тех, кто просит о помощи. Но следует учитывать их чувства и разговаривать корректно. Желательно предложить альтернативу.
Если отказ нарушает права потребителей или закон, нужно соглашаться, даже когда выполнение обещания причиняет неудобство.
Ожидание и чувство, что от просящего ничего не зависит, приводят к нервным срывам и отторжению. Так можно потерять не только клиента или покупателя, но и друга. Чтобы сохранить хорошие отношения, важно избегать расплывчатых ответов.
Не стоит пугаться, комплексовать или расстраиваться, услышав «нет», или обижаться на человека. Это совсем не значит, что он относится к вам неуважительно или считает вас «плохим», «недостойным». Возможно, у него есть свои обстоятельства, просьба доставляет ему неудобства или предложение не подходит.
Желательно вызвать собеседника на диалог, чтобы понять причину отказа. Информация поможет правильно сформулировать просьбу или даст понимание, как можно получить положительный ответ.
Для каждой жизненной сферы – свое объяснение:
Всегда есть возможность исправить ситуацию, найти альтернативное решение или обратиться к другим людям. Главное – не терять уверенность в себе.