



в 11:00 МСК
как найти смысл
и собрать себя заново



Взаимоотношения людей могут быть очень напряженными. Зачастую возникают конфликты разной степени остроты. Столкновение интересов — распространенная ситуация. Каждый из нас неоднократно втягивался в конфликт или инициировал его сам в семье или на работе. Это неотъемлемая часть социальной жизни.
Несмотря на это, многие люди опасаются вступать в конфликты. Кажется, что разногласия и ссоры ощутимо снижают качество жизни. В этой статье мы рассмотрим причины конфликтов в отношениях и способы их разрешения.
Конфликт — это противоборство разных мнений, интересов, стремлений двух или более сторон.
Конфликты случаются из-за полярности мнений, из-за столкновения интересов и потребностей партнеров. Почвой для разногласий могут выступать личностные черты характера. Например, человек с трудом выстраивает коммуникацию с окружающими людьми.
Есть даже популярное выражение «не сошлись характерами». Случайно брошенная фраза может послужить триггером для взрыва эмоций такой силы, что противостояние может длиться годами. Именно так Фредерик Перлз даже развил собственное направление в психотерапии — гештальт-терапию. Его сильно ранили слова его кумира Зигмунда Фрейда при личной встрече: «А когда вы уезжаете?». Один короткий вопрос отвернул человека от психоанализа, побудив разработать собственный подход в терапии.
Конфликты могут быть как позитивными, так и негативными, в зависимости от того, какие задачи были поставлены перед сторонами.
Конфликты являются нормальной частью коммуникации! Главное — каким образом он разрешается.
Необходимо обсудить проблему, выслушать друг друга и попытаться понять точку зрения партнера. Важно помнить, что каждый человек имеет право на свое мнение и свои чувства.
Договорившись, партнеры могут прийти к решению, которое устроит обоих. Компромисс может быть достигнут путем уступки или изменения своих взглядов на проблему.
Они могут помочь найти новые пути для налаживания коммуникации и научить партнеров лучше понимать друг друга.
Представьте такую ситуацию на работе.
Вам с коллегой поручили большой проект. Это шанс проявить себя, вы возлагали большие надежды на результат. Все спланировали, разделили задачи, вы активно включились в работу и вложили много сил. Но накануне дедлайна коллега сообщил, что не выполнил свой объем работы. Проект не готов, вы измотаны, времени на доработку нет.
Какие чувства вас обуревают? Возможно, гнев, обида, разочарование?
Хочется сорваться и высказать напарнику все претензии. Но всплеск эмоций только усугубит ситуацию. Лучше сделать паузу, выдохнуть и спокойно донести, что с вами происходит. Это поможет сохранить отношения и найти решение.
Как это сделать?
Одним из способов эффективного общения является использование Я-сообщений. С помощью таких фраз можно выразить эмоции относительно проблемы или высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. Более привычные нам в обычной жизни Ты-сообщения дают оценку личности собеседника и его действий, что вызывает раздражение.
Давайте сравним фразы, которые могут прозвучать в ситуации, которую мы описали выше:
Согласитесь, эти два высказывания вызывают диаметрально разные чувства у собеседника.
Использование Я-высказываний не означает, что нужно отказываться от выражения своих чувств и мыслей. Напротив, важно уметь выражать свои чувства и мысли, но делать это в такой форме, чтобы избежать непонимания и конфликтов.
Кроме того, использование Я-сообщений может помочь установить более глубокие отношения с другими людьми. Когда мы умеем выражать свои мысли и чувства в конструктивной форме, мы становимся более понятными для других людей и можем лучше понимать их.
Использование Я-конструкций позволяет избежать многих конфликтов в общении. Люди, которые умеют выражать свои мысли и чувства в форме Я- сообщений, не вызывают негативных эмоций у окружающих. Напротив, такие навыки общения помогают установить более конструктивный диалог и найти решение проблемы.
Для корректного применения Я-сообщений следует обращать внимание на тон голоса, не озвучивать свои гипотезы и не обвинять партнера. «Я думаю, ты специально так сделала!» — это неудачный пример Я-сообщения, с помощью которого можно добиться доверительного контакта.
Пример Я-сообщения может выглядеть следующим образом: «Я чувствую себя обиженным, когда ты не отвечаешь на мои сообщения вовремя». Это сообщение выражает точку зрения говорящего на ситуацию и его чувства.
Ты-сообщение | Я-сообщение |
---|---|
«Ты опять не помыл посуду за собой, сложно одну тарелку за собой помыть! Я только закончила и опять мыть?!» | «Я злюсь, потому что я только что все убрала и снова придется мыть. А я устала и хочу отдохнуть» |
«Ты вечно так делаешь!» | «Мне становится обидно, когда такое происходит. Я чувствую, что я не важен для тебя» |
«Ты постоянно меня перебиваешь!» | «Я чувствую себя потерянным, и мне сложно удержать мысль, когда меня перебивают» |
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Дайте человеку понять, что вы чувствуете в данный момент. «Я расстроена, потому что…», «Я так злюсь из-за того, что…».
Будьте честны и беспристрастны. Не оценивайте личность оппонента. Только опишите ситуацию, которая стала причиной разногласий.
«Когда так происходит, я чувствую себя покинутым».
«Я была бы спокойнее, если бы мне не приходилось делать это одной».
Частое заблуждение:
Начав свою фразу с Я-сообщения, многие продолжают ее с указанием недостатков собеседника. Попробуйте заменить:
«Я очень расстраиваюсь, когда ты меня перебиваешь»
⬇️
«Я очень расстраиваюсь, когда меня перебивают».
Во втором случае звучит только оценка ситуации, но не личности оппонента.
Однако важно помнить, что использование только Я- или Ты- сообщений может привести к конфликтам. Важно уметь использовать оба типа сообщений в зависимости от ситуации и настроения собеседника.
Также важно понимать, что конфликты могут возникать не только в общении с другими людьми, но и внутри себя. В таких случаях использование Я-сообщений и помогает понять свои эмоции и чувства, а также выразить их конструктивно.
Конфликт с самим собой — это внутреннее напряжение, которое может возникнуть у человека в результате столкновения противоречивых желаний, убеждений или ценностей. Это состояние может проявляться в виде чувства беспокойства, тревоги, депрессии, а также в форме различных поведенческих проявлений, таких как раздражительность, агрессивность, замкнутость и т.д.
Конфликт с самим собой может иметь различные причины, например, несоответствие между желаемым и действительным, недостаточная самооценка, неопределенность в выборе жизненного пути, отсутствие поддержки со стороны близких людей и т.д. Он может возникать как у взрослых людей, так и у детей.
Одним из наиболее распространенных проявлений конфликта с самим собой является внутренний диалог, когда человек постоянно спорит сам с собой, не может принять решение, сомневается в правильности своих действий. Это может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе, становится нерешительным и неспособным принимать важные решения.
Поэтому особенно важно использовать Я-высказывания и в общении с собой. Какими словами вы бы озвучили свое отношение к ситуации, если бы обращались к своему ребенку или человеку, который чрезвычайно вам дорог? именно так стройте диалог с самим собой. Я-сообщения будут весьма кстати в этом случае.
Например, если вы чувствуете гнев на себя за то, что не выполнили какое-то задание вовремя, то можете использовать Я-сообщение: «Я злюсь на себя за то, что не выполнил задание вовремя». Это поможет вам понять свои чувства и найти решение проблемы.
Такой подход к общению с собой нередко оказывает терапевтическое действие.
Таким образом, использование Я-сообщений является важным навыком в общении. Но важно помнить, что каждый человек уникален и может использовать эти сообщения по-своему. Главное — быть честным и открытым в общении, чтобы достичь взаимопонимания и уважения друг к другу.