в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листРасстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой комплекс неврологических нарушений, влияющий на поведение, общение, социализацию. Диагноз чаще всего ставят в 2–3 года, когда проявляются главные симптомы.
Понятие «аутизм» ввел в 1911 г. врач-психиатр из Швейцарии, Эйген Блейлер. Он использовал термин, чтобы описать возникающий при шизофрении симптом.
Значение, сохранившееся и сейчас, появилось позже, в 40-е гг. Психиатры Ганс Аспергер и Лео Каннер описали пациентов, испытывавших сложности с социальным взаимодействием, навязчиво стремившихся к постоянству, одержимых отдельными объектами.
В 1980 г. врачи пришли к выводу, что аутизм не отдельное расстройство, а спектр состояний, отличающихся сходной симптоматикой. Сколько живут при РАС, единого ответа нет. Человек может умереть молодым или пожилым. Само расстройство не влияет на продолжительность жизни.
РАС развивается по ряду причин. Мутации могут как передаваться генетически, так и развиваться спонтанно у плода во время внутриутробного развития.
Чаще всего проблема врожденная, но изредка бывает приобретенной. Расстройство возникает после отравления ртутью, солями тяжелых металлов, реже – из-за перенесенных в первые месяцы жизни инфекционных заболеваний.
Спровоцировать аутизм может синдром Мартина-Белл. Это генетическое нарушение в Х-хромосоме приводит к поведенческим нарушениям, умственной отсталости.
Патология, передающаяся генетически. Проявляется изменениями строения кожи, эпилептическими приступами, умственной отсталостью. Повышает риск развития некоторых разновидностей рака.
Редкая генетическая патология, связанная с хромосомными нарушениями. При заболевании отмечаются ожирение, умственная отсталость, недоразвитие стоп и кистей, нарушения формирования гениталий.
Прием женщиной некоторых противосудорожных препаратов провоцирует развитие расстройства. В частности, риск возрастает при использовании медикаментов на основе вальпроевой кислоты.
Если мать во время беременности переболела краснухой, у ребенка с большей вероятностью разовьется РАС.
Наличие родственников с аутизмом повышает вероятность его появления у детей.
Структурные нарушения головного мозга тоже способствуют развитию патологического состояния. Изменения выявляют в лобных долях, мозжечке, гипокампе, срединной височной доле.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет выявить функциональные нарушения головного мозга, в частности изменения, возникающие при нарушениях памяти.
К факторам риска относят:
Если в прошлом в семье уже родился ребенок с аутизмом, риск, что расстройство будет у других детей, на 18% выше, чем в среднем в популяции.
Если у матери диагностированы артериальная гипертензия или сахарный диабет (в т.ч. гестационный), была угроза прерывания беременности, преэклампсия или обильное маточное кровотечение перед родами либо после них, риск повышается. Дети с аутизмом часто рождаются преждевременно, находятся в тазовом предлежании.
У каждого следующего ребенка риски возрастают.
Дети с аутизмом чаще будут рождаться у матерей старше 35 и отцов старше 50 лет.
Виды РАС выделяют в зависимости от степени тяжести симптоматики, главного психопатологического симптома.
Самые тяжелые нарушения. Потребность контактировать с другими людьми полностью отсутствует. Человек не способен обслуживать себя самостоятельно. Основной психопатологический симптом у этой группы – отрешенность.
Главная цель лечения заключается в установлении контакта с родственниками. Кроме того, пациента обучают навыкам самообслуживания.
Важная характеристика – стремление к постоянству, стабильности. Даже небольшие изменения в привычном ритме жизни приводят к вспышкам ярости, агрессии, истерикам.
Оставаясь в привычной среде, ребенок открыт, повторяет слова и предложения за другими людьми, но при этом не осознает смысла произнесенного.
Главный психопатологический симптом – отвержение реальности.
При лечении врач стремится укрепить контакт пациента с близкими людьми, расширить количество используемых моделей поведения.
Дети из этой группы испытывают интерес к общению и желают добиться успеха. Одновременно отказываются рисковать, пробовать новое, непривычное.
На компромиссы идут тяжело. Чаще всего интерес у них вызывает 1 узкая сфера, которую хочется изучить как можно лучше. Благодаря этому можно получить статус интеллектуала, а иногда и гения.
Ведущим симптомом считается замещение нескольких сфер жизни одной узконаправленной деятельностью. Возможен интерес к опасным асоциальным опытам, впечатлениям. Представления о мире фрагментарны, во многом ошибочны.
При лечении врач обучает пациента диалогу, расширяет круг его представлений об окружающей среде, учит контактировать с социумом.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Нарушения выражены слабо. Ведущий симптом у представителей данной группы – ранимость. Дети идут на контакт с окружающими, способны анализировать происходящее.
При этом быстро устают, испытывают трудности с концентрацией внимания и следованием инструкциям. Окружающим кажутся рассеянными, стеснительными. При правильной помощи показывают лучшие результаты, чем дети из других групп.
Целью лечения становится развитие спонтанности, социальных навыков.
В норме ребенок развивается постепенно. Сначала у него появляются простые функции, которые затем заменяются более сложными. Например, вместо ползания дети осваивают ходьбу.
При аутизме развитие происходит неравномерно. Простые функции могут сосуществовать с более сложными. Так, ребенок может использовать в речи слова, но часть времени – агукать.
Стадии развития РАС изучены слабо. Особенности, симптомы могут сильно отличаться в зависимости от формы. Чаще всего у детей обнаруживаются патологические изменения в строении головного мозга.
Наблюдаются изменения в мозжечке – структуре, отвечающей за двигательную активность, влияющей на речь, внимание, эмоции. Повреждаться могут также ствол мозга, лобные части коры. Нарушения функциональные: например, неправильно работает дофаминовый обмен.
Первые признаки наблюдаются уже в 1-й год жизни. Дети с РАС поздно садятся, не откликаются на имя, не проявляют эмоций, контактируя с родителями. Игрушки их не интересуют. Возможна чувствительность к некоторым звукам. Резкая смена освещения вызывает напряжение, агрессию.
Дети могут быть пассивными, малоподвижными и вялыми либо гиперактивными. Степень опасности ситуации самостоятельно оценить не могут.
Даже если взрослый объяснит, почему делать чего-либо не стоит, ребенок может совершить поступок, ставящий его здоровье или жизнь под угрозу. Например, играть с зажигалками, выходить на проезжую часть или наступать на крышки люков.
Дети с аутизмом испытывают сниженную потребность в контактах с окружающими, а иногда и совсем не нуждаются в общении, могут вести себя неадекватно ситуации.
Если не заинтересованы в продолжении диалога, поддерживать его не станут. Часто ведут себя так, будто не слышат другого человека, даже если тот обращается к ним по имени, напрямую.
Прикосновений люди с РАС не любят, избегают. Если все же другой человек их коснется, сильно нервничают, могут устроить истерику. Особенно бурной реакция будет, если физический контакт инициирует незнакомец.
Некоторые люди с аутизмом совсем не говорят. Не используют они и письменную речь. При этом могут иметь навыки самообслуживания. У других речь упрощена или своеобразна, часть слов может быть выдумана.
Иногда говорят на придуманном языке. В других случаях происходит копирование чужих высказываний без понимания их смысла, которое может сохраняться и во взрослом возрасте. Лишь небольшой процент лиц с РАС не имеет проблем с речью.
Дети с аутизмом избегают взглядов в глаза. Если заставлять их смотреть на вас во время диалога, могут разозлиться, запаниковать или устроить истерику.
При разговоре трудно понять, слушает ли вас ребенок. Он может отворачиваться и никак не реагировать на сказанное. Внимание на собеседнике не фокусируется, отвлекается на посторонние предметы.
При аутизме человеку затруднительно определить, что чувствует другой человек. Непонимание чужого эмоционального состояния, настроения приводит к трудностям во взаимодействии с людьми.
Круг интересов ограничен. Даже при высоком интеллекте человек с аутизмом развивается в выбранной сфере, мало интересуясь остальным миром.
Совершение повторяющихся однообразных действий, ритуалов, движений помогает снизить напряжение, успокоиться. Ритуалы появляются в раннем детстве и могут сохраняться до самой смерти.
Юмор, сарказм или ирония ребенку непонятны. Сказанное воспринимается буквально или не понимается совсем. Анекдоты, розыгрыши не вызывают смеха. Сам обучиться шутить человек тоже не может.
Свободное время аутисты предпочитают проводить в одиночестве. В уединении им комфортнее, чем в обществе. С раннего возраста ребенок занимает себя самостоятельно, не требует участия взрослых в его играх.
Развлечения чаще всего однотипные (например, перемещение машинки вперед и назад). Необходимость долгое время оставаться в обществе быстро утомляет, провоцирует агрессию, истерики, неадекватное поведение.
При аутизме нарушается восприятие внешних стимулов из-за гиперактивности мозга. Человек не может сопоставлять и анализировать все, что увидел, услышал, ощутил.
Из-за этого на одни внешние стимулы реакция будет обостренной, а другие при этом могут игнорироваться. Это создает затруднения во взаимодействии с окружающими, заставляет придерживаться устоявшихся привычек, мешает обучению или адаптации к новым условиям.
Голос другого человека для больного аутизмом не будет отличаться от прочих звуков. Реакция на прикосновения непривычная. Даже надетая одежда может вызывать сильные эмоции.
Чем больше стимулов воздействуют на ребенка одновременно, тем сильнее раздражение. Возможны даже приступы паники. Чтобы успокоиться и ощутить себя в безопасности, человек начинает выполнять стереотипные, ритуальные движения, действия.
При аутизме нередко развиваются различные осложнения. Главная проблема – социальная дезадаптация. С раннего детства аутизм мешает человеку приспособиться к социальной жизни, наладить отношения с окружающими.
В будущем это мешает созданию дружеских отношений, взаимодействию с коллегами и начальством, построению семьи. В 80% случаев больные во взрослом возрасте продолжают проживать с родителями, а после их смерти попадают в психиатрические диспансеры.
Трудности возникают со своевременной диагностикой некоторых соматических патологий. Высокий болевой порог и нелюбовь к прикосновениям со стороны посторонних мешают обнаруживать лор-инфекции.
Позднее начало лечения приводит к развитию осложнений, например снижению остроты слуха. Сложности возникают и по той причине, что ребенок чаще всего не сообщает о возникающей боли, отказывается описывать симптомы врачу.
До 1/3 детей, у которых диагностировали аутизм, страдают одновременно от эпилепсии. Судорожные приступы могут возникать в детском или подростковом возрасте.
Когнитивные нарушения встречаются примерно у 50% людей с аутизмом. У некоторых они выражены слабо. Дети способны обучаться в обычных школах, хотя и могут сталкиваться с трудностями при освоении программы.
У других наблюдается тяжелая умственная отсталость, при которой человек утрачивает способность к самообслуживанию, пожизненно нуждается в присмотре и уходе.
Нарушения речи варьируются от своеобразия до полного отсутствия, отказа разговаривать. Это приводит к сложностям с обучением, устройством на работу.
Представляет собой расстройство моторной сферы. При диспраксии движения становятся неловкими, неточными. Появляются проблемы с координацией. Затруднения возникают при письме.
Ребенок не способен адекватно выражать эмоции, отличается отсутствием гибкости. Из-за этого даже небольшие изменения в привычном ритме жизни, несовпадение ожиданий с реальностью провоцируют излишне бурную реакцию. Дети с аутизмом могут кричать, устраивать истерики, проявлять агрессию в адрес окружающих, если чем-либо недовольны.
Иногда агрессия направляется не на другого человека, а на себя. Аутисты могут расчесывать до крови кожные покровы, биться головой об стену, вырывать себе волосы или иными способами причинять боль, вред собственному здоровью.
Могут развиваться депрессивные состояния. Человек страдает от постоянно сниженного настроения, утрачивает интерес к какой-либо деятельности, жизни. Нередко депрессия сопровождается причинением себе вреда и попытками совершить суицид.
Ребенок с аутизмом часто избирателен в пище, отказывается есть то, что ему не нравится. Незнакомые продукты пробовать отказывается. Нередко это приводит к недостаточности питания, дефицитам питательных веществ, развитию анорексии. При неспецифической булимии больной провоцирует рвоту не с целью похудеть, изменить объемы тела, а чтобы избавиться от непонравившейся пищи.
Нередко аутизм развивается одновременно с неврологическими или психическими расстройствами:
При данной патологии у человека чередуются депрессивные и маниакальные стадии. Первые характеризуются апатией, потерей интереса к жизни, сниженным настроением. Вторые – гиперактивностью, чрезмерной веселостью, демонстративностью поведения.
Чаще всего непроизвольно подергиваются мышцы лица, реже – шеи или конечностей.
Распознать расстройство можно по многочисленным двигательным тикам, стереотипности поведения. Больной издает своеобразные звуки (например, может подражать животным). Часто спонтанно выкрикивает нецензурные слова, выражения.
Развиваются двигательные нарушения. Человек принимает специфические позы, надолго замирает без движения в одном положении. Может совершать резкие, импульсивные взмахи руками. Часто проявляет агрессию в отношении себя.
Даже при наличии познаний в области психологии не пытайтесь самостоятельно поставить диагноз. Если возникли подозрения, что у ребенка РАС, обратитесь к врачу-психиатру.
Он осмотрит самого пациента, опросит вас о первых месяцах жизни ребенка, наблюдаемых симптомах, поинтересуется, как давно они появились. Будет выяснять семейный анамнез, особенности протекания беременности у матери.
Чтобы исключить вероятность других заболеваний, ребенка направляют к логопеду, офтальмологу, сурдологу, отоларингологу. Выписывают направление на ультразвуковое исследование головного мозга, Эхо-ЭГ, чтобы исключить вероятность опухолей.
Применяются вспомогательные методики:
Шкала наблюдения для диагностики симптоматики у представителей различных возрастных групп. Применима независимо от уровня развития, степени владения речью. Включает в себя 4 блока. Оцениваются речь, способность общаться, взаимодействовать с социумом, игровая деятельность.
Опросник для родителей. Состоит из 20 вопросов о симптомах, проявляющихся у ребенка.
Применяется для диагностики аутизма у взрослых. Включает в себя 50 вопросов.
Типичная симптоматика сходна с проявлениями некоторых других психопатологий. По этой причине в раннем возрасте трудно определить, аутизм у ребенка или иное расстройство. Расшифровкой результатов анализов, исследований, опросов должен заниматься врач.
Терапию следует начинать как можно скорее. Вылечиться полностью невозможно, но шансы на адаптацию в обществе, полноценную жизнь сохраняются.
Как лечить РАС, зависит от особенностей симптоматики, формы.
Терапия должна быть комплексной, включающей:
Стоит выбирать опытного специалиста, работающего с детьми с РАС. Чтобы помочь ребенку овладеть речью, придется помогать ему адаптироваться к незнакомым условиям, мотивировать к работе. Чтобы добиться лучшего эффекта, в процессе обучения стимулируют все органы чувств. Подключают к занятиям и других членов семьи: родителей, братьев, сестер.
Комплекс техник, корректирующих поведение. В процессе ребенок получает навыки самообслуживания, учится пребывать в социуме. Для обучения человека бытовым навыкам используется система поощрения. За выполненные задания ребенок получает угощение, похвалу или знаки отличия (жетоны, значки). Задания усложняются постепенно, когда дети осваивают более простые, начинают выполнять их без подсказок педагога.
Система обучения альтернативной коммуникации. На карточках изображают предметы либо действия. Ребенок может показать их взрослым, чтобы обозначить свои желания или потребности. Хотя устная речь при этом не используется, нередко она развивается у детей, занимавшихся по данной методике.
Широко применяется на территории России и стран СНГ. Терапия проводится через установление эмоционального контакта с ребенком. На следующих стадиях работают с преодолением страхов, контролем над гневом, обучают ребенка совершать поступки, ведущие его к цели.
Методика помогает упорядочить ощущения, полученные от движений, физических контактов с внешней средой (например, при прикосновениях). Ребенок выполняет специальные упражнения, благодаря которым его мозг лучше обрабатывает сенсорные стимулы. Это позволяет повысить обучаемость, улучшить поведение.
Чтобы избежать сенсорной перегрузки, используются «якоря». Они индивидуальны. В качестве них выбирается то, что человеку нравится делать.
Например, это могут быть прослушивание белого шума, рисование, лежание под плотным одеялом. Эти действия помогают успокоиться, избавиться от напряжения, почувствовать себя в безопасности.
Следует организовать четкий распорядок дня. Так ребенку станет спокойнее, меньше будет возникать тревоги, напряжения.