Онлайн-конференция для психологов и интересующихся
«Где потерялось счастье?»
16 ноября в 11:00 МСК
16 ноября
в 11:00 МСК
Участвовать

Что такое аутизм простыми словами и можно ли вылечить РАС

Аутизм – это неврологическое нарушение развития с многочисленными симптомами, которое проявляется в детском возрасте. У человека затруднен контакт с другими людьми, наблюдаются проблемы в общении, что приводит к дефициту взаимодействия с социумом.
Аутист
🔥 Концентрат информации о профессии Психолог-консультант: бесплатный вводный курс из 4 уроков
Смотреть

Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой комплекс неврологических нарушений, влияющий на поведение, общение, социализацию. Диагноз чаще всего ставят в 2–3 года, когда проявляются главные симптомы.

Понятие «аутизм» ввел в 1911 г. врач-психиатр из Швейцарии, Эйген Блейлер. Он использовал термин, чтобы описать возникающий при шизофрении симптом.

Значение, сохранившееся и сейчас, появилось позже, в 40-е гг. Психиатры Ганс Аспергер и Лео Каннер описали пациентов, испытывавших сложности с социальным взаимодействием, навязчиво стремившихся к постоянству, одержимых отдельными объектами.

В 1980 г. врачи пришли к выводу, что аутизм не отдельное расстройство, а спектр состояний, отличающихся сходной симптоматикой. Сколько живут при РАС, единого ответа нет. Человек может умереть молодым или пожилым. Само расстройство не влияет на продолжительность жизни.

Причины возникновения РАС

РАС развивается по ряду причин. Мутации могут как передаваться генетически, так и развиваться спонтанно у плода во время внутриутробного развития.

Чаще всего проблема врожденная, но изредка бывает приобретенной. Расстройство возникает после отравления ртутью, солями тяжелых металлов, реже – из-за перенесенных в первые месяцы жизни инфекционных заболеваний.

Генетическое нарушение в X-хромосоме

Спровоцировать аутизм может синдром Мартина-Белл. Это генетическое нарушение в Х-хромосоме приводит к поведенческим нарушениям, умственной отсталости.

Туберозный склероз

Патология, передающаяся генетически. Проявляется изменениями строения кожи, эпилептическими приступами, умственной отсталостью. Повышает риск развития некоторых разновидностей рака.

Синдром Прадера

Редкая генетическая патология, связанная с хромосомными нарушениями. При заболевании отмечаются ожирение, умственная отсталость, недоразвитие стоп и кистей, нарушения формирования гениталий.

Воздействие токсических веществ

Прием женщиной некоторых противосудорожных препаратов провоцирует развитие расстройства. В частности, риск возрастает при использовании медикаментов на основе вальпроевой кислоты.

Мальчик
При приеме в период беременности токсичных веществ происходит их воздействие на плод.

Факторы окружающей среды

Если мать во время беременности переболела краснухой, у ребенка с большей вероятностью разовьется РАС.

Наличие родственников с аутизмом повышает вероятность его появления у детей.

Структурные нарушения головного мозга тоже способствуют развитию патологического состояния. Изменения выявляют в лобных долях, мозжечке, гипокампе, срединной височной доле.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет выявить функциональные нарушения головного мозга, в частности изменения, возникающие при нарушениях памяти.

Кто в зоне риска

К факторам риска относят:

1
Отягощенный семейный анамнез

Если в прошлом в семье уже родился ребенок с аутизмом, риск, что расстройство будет у других детей, на 18% выше, чем в среднем в популяции.

2
Акушерские осложнения

Если у матери диагностированы артериальная гипертензия или сахарный диабет (в т.ч. гестационный), была угроза прерывания беременности, преэклампсия или обильное маточное кровотечение перед родами либо после них, риск повышается. Дети с аутизмом часто рождаются преждевременно, находятся в тазовом предлежании.

3
Роды от 4 раз и более

У каждого следующего ребенка риски возрастают.

4
Поздний возраст родителей

Дети с аутизмом чаще будут рождаться у матерей старше 35 и отцов старше 50 лет.

Кто в зоне риска
Осложнения во время родов могут вызвать заболевание.

Классификация расстройства

Виды РАС выделяют в зависимости от степени тяжести симптоматики, главного психопатологического симптома.

Первая группа

Самые тяжелые нарушения. Потребность контактировать с другими людьми полностью отсутствует. Человек не способен обслуживать себя самостоятельно. Основной психопатологический симптом у этой группы – отрешенность.

Главная цель лечения заключается в установлении контакта с родственниками. Кроме того, пациента обучают навыкам самообслуживания.

Вторая группа

Важная характеристика – стремление к постоянству, стабильности. Даже небольшие изменения в привычном ритме жизни приводят к вспышкам ярости, агрессии, истерикам.

Оставаясь в привычной среде, ребенок открыт, повторяет слова и предложения за другими людьми, но при этом не осознает смысла произнесенного.

Главный психопатологический симптом – отвержение реальности.

При лечении врач стремится укрепить контакт пациента с близкими людьми, расширить количество используемых моделей поведения.

Третья группа

Дети из этой группы испытывают интерес к общению и желают добиться успеха. Одновременно отказываются рисковать, пробовать новое, непривычное.

На компромиссы идут тяжело. Чаще всего интерес у них вызывает 1 узкая сфера, которую хочется изучить как можно лучше. Благодаря этому можно получить статус интеллектуала, а иногда и гения.

Ведущим симптомом считается замещение нескольких сфер жизни одной узконаправленной деятельностью. Возможен интерес к опасным асоциальным опытам, впечатлениям. Представления о мире фрагментарны, во многом ошибочны.

При лечении врач обучает пациента диалогу, расширяет круг его представлений об окружающей среде, учит контактировать с социумом.

Третья группа
Дети из третьей группы классификации заболевания склонны к общению. 
fire
author

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

6 бесплатных способов глубже понять себя и окружающих

Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.

Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.

Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!

material

5 шагов к здоровой самооценке

чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой

material

Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи

найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее

material

Как найти себя и свое место в мире за 4 шага

авторский метод профориентирования

material

Время не лечит: как справиться с душевной болью

2 эффективных упражнения

material

Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах

взгляните на свою жизнь со стороны

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1285 раз

Четвертая группа

Нарушения выражены слабо. Ведущий симптом у представителей данной группы – ранимость. Дети идут на контакт с окружающими, способны анализировать происходящее.

При этом быстро устают, испытывают трудности с концентрацией внимания и следованием инструкциям. Окружающим кажутся рассеянными, стеснительными. При правильной помощи показывают лучшие результаты, чем дети из других групп.

Целью лечения становится развитие спонтанности, социальных навыков.

Развитие заболевания

В норме ребенок развивается постепенно. Сначала у него появляются простые функции, которые затем заменяются более сложными. Например, вместо ползания дети осваивают ходьбу.

При аутизме развитие происходит неравномерно. Простые функции могут сосуществовать с более сложными. Так, ребенок может использовать в речи слова, но часть времени – агукать.

Стадии развития РАС изучены слабо. Особенности, симптомы могут сильно отличаться в зависимости от формы. Чаще всего у детей обнаруживаются патологические изменения в строении головного мозга.

Наблюдаются изменения в мозжечке – структуре, отвечающей за двигательную активность, влияющей на речь, внимание, эмоции. Повреждаться могут также ствол мозга, лобные части коры. Нарушения функциональные: например, неправильно работает дофаминовый обмен.

Развитие
Стадии аутизма до конца не изучены.

Признаки аутизма

Первые признаки наблюдаются уже в 1-й год жизни. Дети с РАС поздно садятся, не откликаются на имя, не проявляют эмоций, контактируя с родителями. Игрушки их не интересуют. Возможна чувствительность к некоторым звукам. Резкая смена освещения вызывает напряжение, агрессию.

Дети могут быть пассивными, малоподвижными и вялыми либо гиперактивными. Степень опасности ситуации самостоятельно оценить не могут.

Даже если взрослый объяснит, почему делать чего-либо не стоит, ребенок может совершить поступок, ставящий его здоровье или жизнь под угрозу. Например, играть с зажигалками, выходить на проезжую часть или наступать на крышки люков.

Отсутствие социальных навыков

Дети с аутизмом испытывают сниженную потребность в контактах с окружающими, а иногда и совсем не нуждаются в общении, могут вести себя неадекватно ситуации.

Если не заинтересованы в продолжении диалога, поддерживать его не станут. Часто ведут себя так, будто не слышат другого человека, даже если тот обращается к ним по имени, напрямую.

Прикосновений люди с РАС не любят, избегают. Если все же другой человек их коснется, сильно нервничают, могут устроить истерику. Особенно бурной реакция будет, если физический контакт инициирует незнакомец.

Признаки аутизма
Некоторые признаки аутизма.

Полное отсутствие или ухудшение навыка речи

Некоторые люди с аутизмом совсем не говорят. Не используют они и письменную речь. При этом могут иметь навыки самообслуживания. У других речь упрощена или своеобразна, часть слов может быть выдумана.

Иногда говорят на придуманном языке. В других случаях происходит копирование чужих высказываний без понимания их смысла, которое может сохраняться и во взрослом возрасте. Лишь небольшой процент лиц с РАС не имеет проблем с речью.

Избегание зрительного контакта

Дети с аутизмом избегают взглядов в глаза. Если заставлять их смотреть на вас во время диалога, могут разозлиться, запаниковать или устроить истерику.

При разговоре трудно понять, слушает ли вас ребенок. Он может отворачиваться и никак не реагировать на сказанное. Внимание на собеседнике не фокусируется, отвлекается на посторонние предметы.

Сложности с различением эмоций

При аутизме человеку затруднительно определить, что чувствует другой человек. Непонимание чужого эмоционального состояния, настроения приводит к трудностям во взаимодействии с людьми.

Узкий круг интересов

Круг интересов ограничен. Даже при высоком интеллекте человек с аутизмом развивается в выбранной сфере, мало интересуясь остальным миром.

Повторение одних и тех же действий

Совершение повторяющихся однообразных действий, ритуалов, движений помогает снизить напряжение, успокоиться. Ритуалы появляются в раннем детстве и могут сохраняться до самой смерти.

Непонимание юмора или сарказма

Юмор, сарказм или ирония ребенку непонятны. Сказанное воспринимается буквально или не понимается совсем. Анекдоты, розыгрыши не вызывают смеха. Сам обучиться шутить человек тоже не может.

Любовь к одиночеству

Свободное время аутисты предпочитают проводить в одиночестве. В уединении им комфортнее, чем в обществе. С раннего возраста ребенок занимает себя самостоятельно, не требует участия взрослых в его играх.

Развлечения чаще всего однотипные (например, перемещение машинки вперед и назад). Необходимость долгое время оставаться в обществе быстро утомляет, провоцирует агрессию, истерики, неадекватное поведение.

Любовь к одиночеству
Аутисты чувствуют себя спокойно в одиночестве.

Как ощущает себя человек с расстройством аутистического спектра

При аутизме нарушается восприятие внешних стимулов из-за гиперактивности мозга. Человек не может сопоставлять и анализировать все, что увидел, услышал, ощутил.

Из-за этого на одни внешние стимулы реакция будет обостренной, а другие при этом могут игнорироваться. Это создает затруднения во взаимодействии с окружающими, заставляет придерживаться устоявшихся привычек, мешает обучению или адаптации к новым условиям.

Голос другого человека для больного аутизмом не будет отличаться от прочих звуков. Реакция на прикосновения непривычная. Даже надетая одежда может вызывать сильные эмоции.

Чем больше стимулов воздействуют на ребенка одновременно, тем сильнее раздражение. Возможны даже приступы паники. Чтобы успокоиться и ощутить себя в безопасности, человек начинает выполнять стереотипные, ритуальные движения, действия.

Возможные осложнения заболевания

При аутизме нередко развиваются различные осложнения. Главная проблема – социальная дезадаптация. С раннего детства аутизм мешает человеку приспособиться к социальной жизни, наладить отношения с окружающими.

В будущем это мешает созданию дружеских отношений, взаимодействию с коллегами и начальством, построению семьи. В 80% случаев больные во взрослом возрасте продолжают проживать с родителями, а после их смерти попадают в психиатрические диспансеры.

Трудности возникают со своевременной диагностикой некоторых соматических патологий. Высокий болевой порог и нелюбовь к прикосновениям со стороны посторонних мешают обнаруживать лор-инфекции.

Позднее начало лечения приводит к развитию осложнений, например снижению остроты слуха. Сложности возникают и по той причине, что ребенок чаще всего не сообщает о возникающей боли, отказывается описывать симптомы врачу.

До 1/3 детей, у которых диагностировали аутизм, страдают одновременно от эпилепсии. Судорожные приступы могут возникать в детском или подростковом возрасте.

Умственная отсталость

Когнитивные нарушения встречаются примерно у 50% людей с аутизмом. У некоторых они выражены слабо. Дети способны обучаться в обычных школах, хотя и могут сталкиваться с трудностями при освоении программы.

У других наблюдается тяжелая умственная отсталость, при которой человек утрачивает способность к самообслуживанию, пожизненно нуждается в присмотре и уходе.

Нарушение речи

Нарушения речи варьируются от своеобразия до полного отсутствия, отказа разговаривать. Это приводит к сложностям с обучением, устройством на работу.

Нарушение речи
Нарушение речи — один из вариантов ухудшения состояния.

Диспраксия

Представляет собой расстройство моторной сферы. При диспраксии движения становятся неловкими, неточными. Появляются проблемы с координацией. Затруднения возникают при письме.

Проявления агрессии

Ребенок не способен адекватно выражать эмоции, отличается отсутствием гибкости. Из-за этого даже небольшие изменения в привычном ритме жизни, несовпадение ожиданий с реальностью провоцируют излишне бурную реакцию. Дети с аутизмом могут кричать, устраивать истерики, проявлять агрессию в адрес окружающих, если чем-либо недовольны.

Аутоагрессия

Иногда агрессия направляется не на другого человека, а на себя. Аутисты могут расчесывать до крови кожные покровы, биться головой об стену, вырывать себе волосы или иными способами причинять боль, вред собственному здоровью.

Депрессия

Могут развиваться депрессивные состояния. Человек страдает от постоянно сниженного настроения, утрачивает интерес к какой-либо деятельности, жизни. Нередко депрессия сопровождается причинением себе вреда и попытками совершить суицид.

Булимия или анорексия

Ребенок с аутизмом часто избирателен в пище, отказывается есть то, что ему не нравится. Незнакомые продукты пробовать отказывается. Нередко это приводит к недостаточности питания, дефицитам питательных веществ, развитию анорексии. При неспецифической булимии больной провоцирует рвоту не с целью похудеть, изменить объемы тела, а чтобы избавиться от непонравившейся пищи.

Булимия
Аутисты часто отказываются от незнакомой еды.

Сочетание аутизма с неврологической симптоматикой и психопатией

Нередко аутизм развивается одновременно с неврологическими или психическими расстройствами:

1
Биполярным аффективным расстройством

При данной патологии у человека чередуются депрессивные и маниакальные стадии. Первые характеризуются апатией, потерей интереса к жизни, сниженным настроением. Вторые – гиперактивностью, чрезмерной веселостью, демонстративностью поведения.

2
Нервными тиками

Чаще всего непроизвольно подергиваются мышцы лица, реже – шеи или конечностей.

3
Синдромом Туретта

Распознать расстройство можно по многочисленным двигательным тикам, стереотипности поведения. Больной издает своеобразные звуки (например, может подражать животным). Часто спонтанно выкрикивает нецензурные слова, выражения.

4
Кататонией

Развиваются двигательные нарушения. Человек принимает специфические позы, надолго замирает без движения в одном положении. Может совершать резкие, импульсивные взмахи руками. Часто проявляет агрессию в отношении себя.

Как наладить своё душевное состояние
и начать зарабатывать с помощью психологии
Бесплатный вводный курс для лёгкого старта в профессии Психолог-консультант
о важном в нескучном формате
обратная связь
сертификат в конце обучения
бонусы до 25 000 ₽

Диагностика РАС

Даже при наличии познаний в области психологии не пытайтесь самостоятельно поставить диагноз. Если возникли подозрения, что у ребенка РАС, обратитесь к врачу-психиатру.

Он осмотрит самого пациента, опросит вас о первых месяцах жизни ребенка, наблюдаемых симптомах, поинтересуется, как давно они появились. Будет выяснять семейный анамнез, особенности протекания беременности у матери.

Чтобы исключить вероятность других заболеваний, ребенка направляют к логопеду, офтальмологу, сурдологу, отоларингологу. Выписывают направление на ультразвуковое исследование головного мозга, Эхо-ЭГ, чтобы исключить вероятность опухолей.

Применяются вспомогательные методики:

1
ADOS

Шкала наблюдения для диагностики симптоматики у представителей различных возрастных групп. Применима независимо от уровня развития, степени владения речью. Включает в себя 4 блока. Оцениваются речь, способность общаться, взаимодействовать с социумом, игровая деятельность.

2
M-CHAT

Опросник для родителей. Состоит из 20 вопросов о симптомах, проявляющихся у ребенка.

3
Тест AQ

Применяется для диагностики аутизма у взрослых. Включает в себя 50 вопросов.

Типичная симптоматика сходна с проявлениями некоторых других психопатологий. По этой причине в раннем возрасте трудно определить, аутизм у ребенка или иное расстройство. Расшифровкой результатов анализов, исследований, опросов должен заниматься врач.

Что такое аутизм простыми словами и можно ли вылечить РАС
При первых признаках болезни обратитесь к врачу-психиатру

Лечение аутизма

Терапию следует начинать как можно скорее. Вылечиться полностью невозможно, но шансы на адаптацию в обществе, полноценную жизнь сохраняются.

Как лечить РАС, зависит от особенностей симптоматики, формы.

Терапия должна быть комплексной, включающей:

1
Занятия с логопедом

Стоит выбирать опытного специалиста, работающего с детьми с РАС. Чтобы помочь ребенку овладеть речью, придется помогать ему адаптироваться к незнакомым условиям, мотивировать к работе. Чтобы добиться лучшего эффекта, в процессе обучения стимулируют все органы чувств. Подключают к занятиям и других членов семьи: родителей, братьев, сестер.

2
АВА-терапию

Комплекс техник, корректирующих поведение. В процессе ребенок получает навыки самообслуживания, учится пребывать в социуме. Для обучения человека бытовым навыкам используется система поощрения. За выполненные задания ребенок получает угощение, похвалу или знаки отличия (жетоны, значки). Задания усложняются постепенно, когда дети осваивают более простые, начинают выполнять их без подсказок педагога.

3
PECS

Система обучения альтернативной коммуникации. На карточках изображают предметы либо действия. Ребенок может показать их взрослым, чтобы обозначить свои желания или потребности. Хотя устная речь при этом не используется, нередко она развивается у детей, занимавшихся по данной методике.

4
Эмоционально-уровневый подход

Широко применяется на территории России и стран СНГ. Терапия проводится через установление эмоционального контакта с ребенком. На следующих стадиях работают с преодолением страхов, контролем над гневом, обучают ребенка совершать поступки, ведущие его к цели.

5
Сенсорную интеграцию

Методика помогает упорядочить ощущения, полученные от движений, физических контактов с внешней средой (например, при прикосновениях). Ребенок выполняет специальные упражнения, благодаря которым его мозг лучше обрабатывает сенсорные стимулы. Это позволяет повысить обучаемость, улучшить поведение.

Профилактические рекомендации при наличии расстройства

Чтобы избежать сенсорной перегрузки, используются «якоря». Они индивидуальны. В качестве них выбирается то, что человеку нравится делать.

Например, это могут быть прослушивание белого шума, рисование, лежание под плотным одеялом. Эти действия помогают успокоиться, избавиться от напряжения, почувствовать себя в безопасности.

Следует организовать четкий распорядок дня. Так ребенку станет спокойнее, меньше будет возникать тревоги, напряжения.