в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листДевиантное поведение подростков – это действия, которые отклоняются от общепринятых социальных норм, ожиданий. Это могут быть различные формы непослушания, антиобщественных поступков, нарушения законов или переход через моральные ценности. Девиантное поведение может включать в себя употребление наркотиков, распитие алкоголя, буллинг, вандализм, побег из дома и т. д.
Основные причины возникновения девиации следующие:
Развод родителей, насилие, абьюз, отсутствие должного внимания со стороны взрослых могут вызвать у подростка чувство беспомощности, ненависти к обществу.
Подросток может оказаться в ситуации, где ровесники подталкивают к совершению антиобщественных поступков.
Нищета, ограниченные возможности могут заставить подростка искать альтернативные и незаконные способы заработка.
Подросток с психическими расстройствами может испытывать сильные всплески эмоций или чувство отчуждения.
Все эти факторы могут сочетаться, накладываться друг на друга.
Семейное воспитание играет ключевую роль в формировании моральных и этических принципов. Если родители не обучают ребенка социальной ответственности, уважению к закону, правилам общества, это может способствовать асоциальности.
Влияние школы и общества тоже важно, т. к. недостаточное образование, негативное воздействие со стороны сверстников, отрицательные примеры из массовой культуры повышают риск возникновения девиации.
Подростки, которые не получают достаточной поддержки от родителей или окружающих, могут страдать от эмоциональной нестабильности. Это может привести к чувству беспомощности и стрессу, что может способствовать асоциальным реакциям.
Низкая самооценка делает подростков более уязвимыми перед давлением со стороны сверстников. Дети пытаются компенсировать это через асоциальное или агрессивное поведение.
Наследственные факторы и патологии ЦНС могут играть роль в формировании характера, склонностей, шаблонов поведения. Некоторые генетические состояния могут влиять на нейрохимические процессы в мозге, что приводит к эмоциональным и поведенческим проблемам, включая асоциальность.
Например, синдром FX связан с умственной отсталостью. Люди с этой патологией могут испытывать сложности в общении, адаптации к социальным нормам и правилам.
Культовые персонажи в кино, музыке и других произведениях могут иметь негативные черты характера.
Подростки нередко пытаются имитировать таких героев, что может привести к антисоциальному поведению.
СМИ создают стандарты красоты, богатства, успеха, что может вызывать чувство несостоятельности, испуг за будущее у подростков. Иногда это подталкивает к асоциальным методам достижения навязанных норм.
Существует несколько форм проблемного поведения подростков.
Психотерапевты чаще всего выделяют следующие его разновидности:
Ребенок совершает действия, нарушающие закон и порядок. Это могут быть акты вандализма, кражи и т. д.
Такое поведение связывают с отсутствием социальных контактов, участия в общественной жизни. Дети могут становиться замкнутыми, избегать окружающих.
Сюда входят физические и вербальные враждебные действия, направленные на других. Это может проявляться как буллинг, драки или угрозы.
Ребенок может демонстрировать признаки депрессии, озвучивать мысли о самоубийстве или даже попытаться его совершить.
Этот тип поведения связан с зависимостью от вредных привычек: употребления наркотиков, алкоголя, игромании и т. д. Уход от реальности может привести к социальной изоляции.
Подросток проявляет негативные черты характера, что приводит к конфликтам с окружающими, нарушению социальных норм.
Ребенок безразличен к чувствам и правам других людей. Подросток с психопатическим поведением может проявлять жестокость, манипулировать окружающими.
В зависимости от причины и типа девиантного поведения специалисты подбирают схему коррекции. Например, подросткам, склонным к суициду, назначают когнитивно-поведенческую терапию, учат их управлять стрессом, повышать самооценку, при необходимости рекомендуют прием антидепрессантов.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Девиантное поведение выражается в игнорировании или нарушении общественных норм и правил.
У подростков часто наблюдаются следующие признаки:
Ребенок уходит от общения, участия в групповых активностях, даже если это социально ожидается, поощряется.
Наблюдается склонность к дракам, причинению вреда другим детям, конфликтам.
Ребенок думает только о себе, своих интересах, игнорируя потребности и чувства других.
Подросток легко нарушает данные им обещания, уклоняется от выполнения своих обязанностей.
Ребенок ведет себя навязчиво, дает неуместные комментарии, критикует чужую внешность. Он может нарушать физические границы другого человека.
Ребенок совершает опасные действия, игнорируя возможные последствия.
Девиация может проявляться через отсутствие авторитета. У подростка нет ни примера для подражания, ни сдерживающих факторов. Часто асоциальные дети обладают низкой эмпатией, не ощущают сожаления, если причиняют вред окружающим.
Подросток может вести себя по-детски, уклоняться от обязанностей, не ухаживать за собой и т. д. Инфантильность может служить способом защиты от страхов, связанных с переходом во взрослую жизнь.
Низкий уровень ответственности может быть связан с недостаточным воспитанием или отсутствием образца желаемого поведения в семье. Подобная реакция иногда возникает из-за психологических проблем. Например, из-за низкого уровня мотивации, плохой самооценки или депрессии.
У ребенка нет интереса к учебе, он конфликтует с окружающими, ведет себя агрессивно. Подросток не участвует в социальных активностях: он избегает спортивных игр, не посещает кино с ровесниками, отказывается от школьных экскурсий и т. д.
Среди возможных причин такого поведения выделяют интроверсию, социофобию, низкую самооценку, негативный опыт в прошлом, проблемы в семье.
Антиобщественное поведение может вызывать стресс у ребенка. Физиологически это проявляется увеличением уровня стрессовых гормонов, что может провоцировать раздражительность, чувство тревожности и напряжения.
Если подросток не получает лечения, возрастает риск развития сердечно-сосудистых патологий. Иногда наблюдаются проблемы с аппетитом, сном, частые инфекции, боли в мышцах.
При отклоняющемся поведении дети не проявляют сострадания. Они равнодушны к чужой боли. Подростки систематически нарушают социальные нормы: совершают кражи, дерутся, конфликтуют.
Если ребенок не получает помощи со стороны родителей и общества, он может дойти до уголовной ответственности или совершения суицида.
Совершение противоправных действий может привести к уголовной ответственности. Это негативно сказывается на будущем подростка: появляются проблемы с образованием, трудоустройством, статусом гражданства. В результате асоциальность усиливается.
Ребенок, склонный к девиантному поведению, может полностью изолироваться от общества или даже совершить самоубийство. Отчуждение от социума, пережитый негативный опыт вызывают отчаяние и депрессию.
Для постановки диагноза специалист беседует с ребенком, его родителями, учителями, чтобы оценить эмоциональное состояние и поведение подростка.
Существуют различные анкеты, психологические тесты, которые помогают выявить отклонения.
В некоторых случаях неприемлемое поведение может быть связано с медицинскими проблемами, поэтому может быть назначено обследование для исключения физиологических причин. Дополнительно специалист изучает историю развития и жизни ребенка, чтобы установить, что повлияло на формирование его характера.
Чтобы помочь ребенку, родителям следует прислушаться к следующим советам:
Будьте последовательны в их соблюдении, обсудите последствия их нарушения.
Постарайтесь завести доверительный диалог с подростком. Выслушайте его мнение и чувства, даже если они кажутся вам неправильными или непонятными.
Это поможет ребенку сориентироваться, укрепит его уверенность и мотивацию.
Попытайтесь почувствовать, понять эмоции своего ребенка. Эмпатия поможет вам лучше осознавать его переживания, поможет укрепить ваши отношения.
Покажите интерес к учебе, увлечениям, друзьям вашего ребенка.
Изменения в поведении требуют времени.
Если негативное поведение ребенка становится большой проблемой, обратитесь за помощью к психотерапевту или психологу.
Основные методы лечения проблемного поведения среди детей – психотерапия и фармакотерапия.
В схему лечения включают когнитивно-поведенческую терапию. КПТ помогает осознать и изменить негативные мысли, поведенческие шаблоны.
Хороший результат дает индивидуальная и семейная терапия. Поддержка, консультации специалистов могут помочь подросткам и их семьям наладить общение с окружающими, научиться решать конфликты.
Тренинги по развитию социальных навыков позволяют подросткам лучше адаптироваться в обществе, устанавливать здоровые отношения.
Если проблемное поведение подростка связано с психическими расстройствами, ему назначат прием лекарств. В сочетании с психотерапией используют антидепрессанты, стабилизаторы настроения, антипсихотические препараты.
Важно создать условия для здорового, гармоничного развития детей. Это включает в себя доступ к образованию и дополнительным занятиям, изучение культурных норм.
Родители, педагоги должны уделять внимание прививанию моральных ценностей, развитию эмпатии, социальной адаптации.
Необходимо предупреждать подростков о вреде алкоголя и наркотиков, обучать детей выстраиванию здоровых отношений без насилия.