Назад

Виды детской арт-терапии и ее использование в обучении

Арт-терапия для детей полезна для общего развития и коррекции поведения, которые связаны с заболеваниями и состояниями, развивающимися на фоне психологических проблем. Она позволяет выразить свои мысли и переживания с помощью творчества, справиться с трудностями, расслабиться и избавиться от стресса. На занятиях учат контролировать поведение, коммуницировать и помогать друг другу. Ребенок становится более общительным, что позитивно сказывается на состоянии здоровья.
Арт терапия для детей
с 19 по 29 февраля
Неделя открытых дверей в Talentsy
Познакомьтесь с преподавателями, примерьте будущую профессию и получите грант на обучение
Подробнее

Что такое арт-терапия

Термин «арт-терапия» используется для характеристики одной из форм терапевтического воздействия, во время которого для улучшения психического здоровья, качества жизни и повышения самооценки людей вовлекают в творческий процесс.

Во время занятий пациенты прорабатывают психологические проблемы, отвлекаются от них, находят решения, иногда нетривиальные. Для каждого возраста положены свои задачи.

Отличия от художественного творчества

Разница между творчеством и терапевтическим воздействием:

  1. Цель – не создание уникального произведения, а помощь в решении проблем в психологической и эмоциональной сферах.
  2. Во время работы психолог отслеживает, как арт-терапия влияет на состояние человека. Возможна коррекция задачи.
  3. Склонность к творчеству и талант значения не имеют. Человек выражает свои чувства в произведении, результат – с точки зрения художественной оценки – не важен. Значение придают внутренним изменениям.

Самое важное отличие: во время творчества человек совершенствует свои навыки, на занятиях – решает психологические проблемы.

Какие задачи решает арт-терапия

Занятия помогают определить, с чем связана психологическая проблема ребенка. При опросе психологи не всегда могут выявить причины изменения в поведении.

Но в процессе творчества скрыть эмоции не получается. По анализу поделок специалисту легче определить сферу для коррекции.

Психотерапевтическая методика с помощью искусства решает следующие задачи:

  1. Помогает «выплеснуть» переживания.
  2. Улучшает синхронизацию полушарий головного мозга.
  3. Корректирует поведение, избавляет от страхов и устраняет комплексы, выделяет сильные и слабые стороны.
  4. Повышает самооценку пациента, развивает его.
  5. При работе с трудными подростками снижает агрессию и нормализует эмоциональный фон. К тому же ребенок может почувствовать тягу к творчеству и в дальнейшем реализовать эстетические потребности.

Ребенок становится более открытым, легче выходит на контакт. Сначала у него устанавливается связь с психологом, затем – восстанавливаются доверительные отношения с родителями. Когда дети начинают свободно общаться с посторонними, задача арт-терапии может считаться выполненной.

Если проблемы невыраженные, с маленьким пациентом можно заниматься дома. Но лучше, чтобы вид арт-терапии, при котором поставленные задачи решатся быстрее, выбирал специалист.

Разновидности арт-терапии

Классическая школа для решения психологических проблем у детей и коррекции поведения использует такие техники для работы:

  • рисование;
  • живопись;
  • графику;
  • лепку;
  • фотографию.

То есть визуальные виды творчества. Занятия проводят в группе или индивидуально.

Но для детей часто выбирают и другие виды творческого развития: оригами, придумывание сказок, маско-, цвето-, игротерапию, театральное искусство.

Польза арт-терапии для детей

Основное достоинство методики – эффективность применения, независимо от темперамента и характера пациентов. Повышение самооценки успокаивает гиперактивных и раскрывает замкнутых.

Во время групповых занятий дети учатся взаимодействовать и поддерживать друг друга. Сближение снимает стресс, уменьшает тревожность.

Дополнительные преимущества арт-терапии для дошкольников:

  • развивает память;
  • расширяет словарный запас;
  • улучшает мелкую моторику;
  • помогает побороть свои страхи.

Например, при лечении страха темноты ребенка просят вылепить или изобразить на рисунке чудовище, которого он боится. Затем дополняют фигуру деталями, превращающими его в забавный персонаж.

Виды детской арт-терапии и ее использование в обучении
Занятия арт-терапией развивает мелкую моторику у детей.

Материалы для детской арт-терапии

Ограничений по используемым материалам нет.

Чаще всего дошкольникам на занятиях по изотерапии предлагают:

1
Самозатвердевающую глину, позволяющую создать трехмерные фигуры
При лепке дети используют дополнительные приспособления, создают нужный рельеф пальцами.
2
Краски
Акварель для совсем маленьких, требующую минимальных временных затрат, и гуашь, активизирующую фантазию. При разведении гуаши можно легко менять насыщенность цвета, выражая эмоции.
3
Пастель
Пастель различных видов, улучшающую точность движения.
4
Фломастеры
Ими создают свободные образы, совершенствуют навыки рисования.
5
Карандаши
Карандаши – простые и цветные. Позволяют создать точные образы, развивают руки, особенно при штриховке.
6
Бумагу
Бумагу – белую для рисования, цветную – для аппликаций.

Используются также кинетический песок, пластик и другие материалы, например ткани и нитки.

Примеры игр и упражнения

Для каждой проблемы разработаны специальные методики и упражнения. Чтобы решить поставленные задачи, материалы во время занятий могут менять.

Песочная

Наибольший эффект метод показал при работе с детьми дошкольного возраста. С его помощью снимают переживания у пациентов, которые еще не умеют выражать, что их беспокоит, словами.

Ребенку предлагают обыграть различные ситуации с помощью игрушек в песочнице. Ему рекомендуют выбрать на роль мамы и папы какие-либо фигурки, прорабатывают с их помощью различные ситуации.

Занятия для дошкольников:

  • пересыпать песок;
  • создать песчаную бурю;
  • назвать пальчик, который спрятался в песок;
  • выдувать каналы на поверхности песка с помощью трубочки.

Рисование песком помогает выразить свои чувства.

Библиотерапия

Практика используется для детей, которые уже умеют читать, и подростков. Специалист выявляет проблемы по выбору текстов, или по эмоциям, которые возникают при озвучивании предложенного материала.

Техники и упражнения:

  1. Чтение вслух в группе и обсуждение. Если специалист предлагает пьесу, то ее читают по ролям.
  2. Отождествление себя с каким-либо героем произведения. Пациенту предлагают выбрать его самостоятельно, а затем проанализировать поступки. Затем его просят объяснить, почему он считает, что нужно было изменить ситуацию. Занятие помогает сформировать новые модели поведения.
  3. Пересказ и анализ ситуаций – при работе в группе.
  4. Обсуждение с психологом полученной информации. У каждого человека одно и то же произведение вызывает разные чувства и эмоции.
  5. Обыгрывание ситуации. Пациенты примеряют на себя разные роли в течение одного занятия. Это учит понимать других людей.
  6. Подготовка иллюстраций. Рисунки нужны, чтобы специалист мог поставить точный диагноз и определить круг проблем, которые необходимо проработать.

Самое сложное упражнение – сочинить свой текст, описав тревожащие моменты.

Танцевальная

Эта методика улучшает координацию, избавляет от напряжения мышц, учит выражать эмоции через тело.

Педагог включает различные мелодии, а занимающиеся должны показать, как они их ощущают.

С помощью танца можно изобразить что угодно:

  • течение воды;
  • покой;
  • встречу с ветром;
  • ураган.

Детям дают какие-либо предметы, с которыми они должны придумать движения, соответствующие типу музыки.

Польза арт-терапии для детей
Танцевальная арт-терапия раскрепощает сознание человека.

Музыкальная

Упражнения для детей:

  1. Показать, какие эмоции подходят к музыкальным отрывкам разных темпов. Для этого детям раздают нарисованные лица – улыбающиеся, плачущие, грустные и т. д.
  2. Придумать свои мотивы для героев знакомых сказок (например, для «Теремка»).
  3. Под музыку создать образ животного.

Подростки и взрослые во время занятий учатся владеть своим телом, устранять мышечные зажимы. Им предлагают дышать под музыку, исполнять мелодии, выражать эмоции напевами без слов.

Составление коллажей

Дошкольники работают с цветной бумагой. Им предлагают создать картины и рассказать, что они хотели показать.

Этот метод терапии наиболее эффективен при работе с подростками. По заданию они должны составить композицию на заданную тему, вырезав материалы из газет, журналов и плакатов. Им разрешается дорисовывать недостающее фломастерами или карандашами. По окончании работы коллаж необходимо презентовать.

Возможные темы:

  • я в глазах родителей;
  • как я себя вижу;
  • я идеальный.

По представленным образцам психолог получает дополнительные материалы и может эффективнее помочь подросткам, которым необходима помощь.

Составление коллажей
Составленный коллаж требует дальнейшего его озвучивания.

Изотерапия

К этому виду относятся все методики, где работают с изображениями и фигурами, – рисование, лепка, графика.

Детям предлагают нарисовать или слепить то, с чем связаны приятные и неприятные ощущения, изобразить страхи, показать, как они видят семью.

Для подростков выбирают более сложные задания. Например, зафиксировать свои чувства с помощью рисунка. Если они неприятные – помогают избавиться от них.

Цветотерапия

Взрослым предлагают самим выразить ощущения с помощью цветов, выбрав приятные и неприятные.

Научить детей дошкольного возраста выражать эмоции помогает работа с тканями, цветным дождиком, переливающимися мыльными пузырями.

Упражнения:

  1. Рассмотреть мир через «покрывало феи» (прозрачную разноцветную ткань) и рассказать, как он изменился.
  2. Показать свое восприятие цветов. Дети бегают под разноцветным дождиком, показывая движениями, холодный он или теплый.
  3. «Радужная страна». Педагог расстилает разные ткани, и дети помещают в них игрушки. При «расселении» нужно придумать историю, почему каждому персонажу нужен выбранный цвет.

Игра «Зажги радугу» улучшает коммуникативные способности, обучает взаимодействию. Дети выкладывают различными предметами цвета, помогая друг другу.

Цветотерапия
Цветотерапия раскрывает восприятие цвета человеком.

Отличие арт-терапии для подростков

Подростки на занятиях тоже раскрываются, прорабатывая психологические проблемы. Реализация себя в творчестве помогает им выразить эмоции и развить (или открыть) в себе творческие таланты.

С помощью арт-терапии легче преодолеть трудности.

В отличие от детей, подростки стараются заниматься тем, что у них получается, и придирчиво оценивают результат. Они учатся самовыражаться, правильно оценивать свои потребности и эмоции. Достойный результат повышает не только самооценку, но и авторитет в глазах сверстников.

Задачи арт-терапии для подростков:

  • укрепление физического и психоэмоционального здоровья;
  • формирование позитивной концепции своего «я»;
  • коррекция и развитие навыков коммуникации;
  • раскрытие внутренних ресурсов и творческих способностей;
  • освоение методов психологической защиты.

Набор материалов для подростков более широкий. Им можно использовать для творчества нитки, ткани, проволоку, скрепки, пуговицы; попробовать себя в техноарте, создавать топиарные фигуры; рисовать масляными красками, углем, лепить из природной глины.

Проработка страхов у детей через арт-терапию

Для замещения ужасных образов при занятиях с дошкольниками используют методы изотерапии.

В зависимости от вида страха ребенку предлагают нарисовать пугающий сюжет или образ, мнимое чудовище различными материалами:

  • песком;
  • пальчиковыми красками на клеенке или бумаге;
  • зубной пастой на стекле;
  • цветным воском на воздушном шаре.

Выбор зависит от того, каким образом предполагается избавиться от ужаса. Например, при варианте с шаром – отпустить, на стекле пастой – смыть.

Проработка страхов у детей
Арт-терапия помогает избавиться от страхов.
Бесплатный вводный курс
в профессию Детский психолог
Первый шаг для тех, кто хочет стабильную профессию в сложное время
  • 4 урока и практические упражнения, которые помогут в воспитании ребенка и улучшении ваших отношений
  • обратная связь - возможность задать вопрос профессиональному психологу
  • бонусы и подарки стоимостью 20 000₽, которые вы получите совершенно бесплатно
  • электронный сертификат в конце обучения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с условиями оферты и политики обработки персональных данных

Работа со страхами

Самые популярные упражнения для работы со страхом:

1
С воздушным шаром
Его надувают, представляя, что кошмар сидит внутри. Затем постепенно выпускают воздух, показывая, как напряжение уходит; или оставляют на неделю в кабинете психолога – при посещении ребенок видит, как он сдувается сам, а значит, страх исчезает. Детям 5–6 лет предлагают нарисовать картинку и уничтожить кошмар, лопнув шар.
2
С рисунками
Если детский ужас принял форму пугающей фигуры (например, волка), ребенка просят изобразить ее на клеенке или стекле, пририсовать ей смешную деталь и смыть.

Суть занятий заключается в том, что взрослый осознает, чего он боится. Детские же страхи эфемерны. А когда они визуализируются, таинственность теряется. Конкретизация образов восстанавливает эмоциональную стабильность.

Снятие тревоги

Этот метод чаще применяется для подростков. Подбирая упражнения, психологи используют опросники.

Примерные вопросы:

  • когда появляется беспокойство;
  • в каких ситуациях;
  • что раздражает – хмурые лица, нежелание общаться и т. д.;
  • вызывают ли зависть поступки приятелей;
  • довольны ли собой и т. д.

Затем пациентов приглашают на индивидуальные или групповые занятия.

Им предлагают упражнения различных видов:

1
Знакомство и комплименты
Охарактеризовать друг друга, назвав лучшие черты.
2
Лепку
Вылепить произвольную фигурку из глины и раскрасить ее под настроение. Объяснить причину выбора такого персонажа.
3
«Человек-проволока»
Сжатая пружина отражает состояние ожидания агрессии и опасности. Расслабляя ее, расслабляется и подросток. Как опасный предмет трансформируется в предмет искусства, так снижается и тревожность.

Для преодоления тревожности дошкольникам дают неожиданные материалы для создания рисунков – гель для бритья или пену, соль.

Одно из упражнений для снятия тревожности: ребенок рисует пеной на листе, выдавливая ее в произвольном количестве. Если что-то в изображении показалось настораживающим, его тут же корректируют, добавляя или снимая липкую массу. При удовлетворительном результате его предлагают разрисовать яркими красками.

При психологических проблемах, связанных с нарушением работы нервной системы, арт-терапия не может быть единственным методом коррекции.

Но при комплексном лечении она ускоряет решение проблем, укрепляет личную идентичность и помогает повысить самооценку, избавиться от тревожности и восстановить эмоциональную стабильность.

Онлайн-обучение
гуманитарным
профессиям
Мы помогаем развивать талант, чтобы вы могли начать заниматься любимым делом и превратили свое увлечение в профессию. Вас ждут самые актуальные подходы к обучению и топ-преподаватели на каждой программе. Мы создаем современный университет, в котором интересно учиться, и заботимся о каждом студенте.
5
Факультетов
20
Образователь-
ных программ
70+
Выдающихся
преподавателей
13k
Любимых
студентов

Поможем в выборе!

Если у вас есть вопросы или вы не знаете что
выбрать, оставьте свой номер: мы позвоним, чтобы
ответить на все ваши вопросы

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с условиями оферты и политикой обработки персональных данных