в 11:00 МСК
Уровень развития личности отражает то, как человек адаптируется к реальности.
Выделяют 3 уровня организации личности:
Перечисленные виды не расцениваются как психологические заболевания. Это индивидуальная реакция психики на внешние факторы. При помощи психолога их влияние можно свести к минимуму.
Уровни развития закладываются еще в раннем детстве – до 5–6 лет, когда происходят первые этапы сепарации. Ребенок начинает воспринимать себя отдельной личностью со своими желаниями.
При определении уровня организации личности психологи обращают внимание на:
Историческое развитие в психоанализе
Изначально было принято делить людей только на здоровых и больных.
Впервые обратил внимание на различные уровни развития личности Зигмунд Фрейд в своей теории драйвов. Только он сопоставлял результат, основываясь на теории о либидо.
Изначально было принято делить людей только на здоровых и больных.
Впервые обратил внимание на различные уровни развития личности Зигмунд Фрейд в своей теории драйвов. Только он сопоставлял результат, основываясь на теории о либидо.
Пограничный уровень личности выделили только в середине XX в., но догадки о существовании промежуточного этапа между невротическим уровнем и психотическим существовали долгое время.
Американский психолог Мак-Вильямс рассматривала уровни личности, добавляя к ним 4-й – нормальный.
Отто Кернберг – современный американский психоаналитик. С 1997 по 2001 г. он возглавлял Международную психоаналитическую ассоциацию. В сферу интересов ученого входят вопросы нарциссизма и деструктивности. Он является крупнейшим экспертом в сфере ПРЛ (пограничного расстройства личности).
Кернберг объединил 2 теории: влечений и объектных отношений, которые до этого рассматривались только параллельно. По мнению психоаналитика, центральная роль в развитии и структуре личности принадлежит аффектам. Как и Фрейд, он считал, что психику человека определяют 2 основных фактора: агрессия и либидо.
Невротический из всех уровней развития личности – самый распространенный. При этом человек прекрасно осознает, кто он и чего хочет, но часто поддается внутренним конфликтам.
Невротик – это самостоятельная личность. Он сепарировался от родителей, не избегает проблем, а решает их. У него отсутствует страх быть покинутым.
При этом из-за внутренней борьбы проявляются такие негативные черты:
В современной психологии часто описывают такое явление, как неудовлетворение своего внутреннего ребенка. Человек с невротическим уровнем развития берет пример у родителей и ставит в рамки уже самого себя.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Невротическое поведение закладывается в позднем детском возрасте – от 3 до 6 лет, когда родители начинают чрезмерно давить на ребенка. Если до этого все было хорошо, то теперь взрослые пытаются изменить его черты характера или навязать свои ожидания, которые противоречат желаниям формирующейся личности. Часто такие дети растут в ограничениях.
Невротику нужно разбираться с психологом в вопросах детских травм и отношений с родителями, осознать, что именно привело к внутреннему конфликту, а в дальнейшем его проработать. Это необходимо для снятия зажимов психики.
Пограничные люди чувствуют себя неполноценными. Их эмоции быстро сменяются на противоположные: любовь – ненависть, радость – тоска. К другим людям они относятся так же: то обожествляют, то резко начинают обесценивать.
Особенно сильно черты пограничного уровня развития проявляются в стрессовых ситуациях, т. к. человек с трудом понимает испытываемые им эмоции.
Не стоит путать этот уровень организации с пограничным расстройством личности.
Признаками пограничного расстройства личности являются:
Частая проблема пограничных людей – любовные отношения. Это происходит из-за одновременного желания сблизиться с человеком и страха слияния с ним. При этом пограничники склонны к зависимостям, они могут прощать людям плохие поступки, чтобы те оставались с ними.
В детстве у таких людей родители были с быстро меняющимися эмоциями: сначала чрезмерно опекали, а потом наказывали. Впоследствии пограничным личностям с трудом дается сепарация от них.
Также на формирование пограничной организации личности влияет нехватка психологического пространства у ребенка. Например, одну комнату он делил с братьями или сестрами.
Сейчас лучшим способом коррекции пограничного уровня развития является ДПТ (диалектическая поведенческая терапия). Ее главной особенностью считается баланс между принятием клиента и желанием ему помочь. ДПТ не ищет виновного в проблеме, не осуждает за проступки.
Терапия просто мотивирует клиента и учит его справляться с эмоциями.
Пограничникам хорошо помогают поддерживающие беседы. Таких людей нужно обучать базовым навыкам коммуникации и только потом при необходимости анализировать их детство и искать в нем проблемы.
Психотический уровень организации отличается тем, что у человека размыты грани между реальностью и фантазиями. Его психологическое развитие соответствует детскому возрасту.
Особенность этого уровня в том, что человеку нравится больше находиться в своих мыслях, чем в реальном мире. Такие люди могут верить, что они обладают магическими способностями.
Часто этот тип организации личности переходит в биполярное расстройство, шизофрению или параноидальное состояние.
Психотическому типу свойственны такие черты:
Период образования психологической травмы – до 1,5 лет. В этом возрасте дети сильнее всего нуждаются в матери, она ассоциируется у них с безопасностью.
Если же ребенок долго остается один, его потребности не удовлетворяются, нет ощущения защиты, то таким образом формируется психотическая организация личности.
Психотикам требуется помощь и наблюдение у психиатра, а также медикаментозное лечение. Порой необходима госпитализация в стационар.