Онлайн-конференция для психологов и интересующихся
«Где потерялось счастье?»
16 ноября в 11:00 МСК
16 ноября
в 11:00 МСК
Участвовать

Как выжить на токсичной работе

Токсичный коллектив способен испортить карьеру и даже жизнь. Длительное нахождение в негативной обстановке может вызвать стресс, тревожность, депрессию и другие проблемы со здоровьем. Важно уметь распознавать токсичных коллег и знать, как с ними взаимодействовать.
Токсичный коллектив
🔥 Концентрат информации о профессии Психолог-консультант: бесплатный вводный курс из 4 уроков
Смотреть

Причины, по которым коллектив превращается в токсичный

Термин «токсичность», применяемый к общению и людям, возник недавно. В 2018 г. он стал словом года в Оксфордском словаре.

Единственно верной трактовки термина не существует, однако в психологии «токсичными» называют отношения или поступки людей, вызывающие дискомфорт.

Токсичный сотрудник – тот, кто отравляет здоровую атмосферу в команде, уничтожая желание трудиться. Причин, почему работник становится «ядовитым», может быть несколько.

Обида или зависть по отношению к начальнику, коллегам или подчиненным, вследствие чего человек чувствует себя лишним. Недовольство выражается в виде хамства, затаенной агрессии, неприятных шуток.

Обманутые ожидания насчет работы: недовольство новым местом, тоска по прежнему коллективу тоже способствуют появлению негатива. И, наконец, токсичность может быть продиктована особенностями характера: человеку может не хватать социальных навыков для приятного взаимодействия.

Среди других причин выделяют: слабый менеджмент, попытки привлечь внимание, культуру, поощряющую статусность, манипулирование и т.п.

Отдельно следует выделить отсутствие обратной связи. Иногда человек не подозревает, что его считают неприятным, и продолжает вести себя так, как ему привычно.

Токсичным коллектив становится, когда в нем появляется один (или больше) человек, вносящий разлад. Ситуация усугубляется, если он занимает руководящую должность – в его руках находятся необходимые для манипулирования инструменты, которыми он обязательно воспользуется. Отношения с коллегами или подчиненными он выстраивает с позиции «нравится – не нравится», исходя из личных мотивов и интересов.

Человек, вносящий разлад в коллектив
Человек, вносящий разлад в коллектив, является одной из главных причин формирования токсичной атмосферы
Фото: Just Life / Сайт shutterstock.com

Типы токсичных коллег и чем опасен каждый

Негатив бывает разным, как и люди, которые его транслируют. Можно выделить несколько типов токсичных коллег:

Саботажник. Человек, который выказывает вечное недовольство всем: зарплатой, условиями труда, решениями руководства и т. д. Кто бы что ни предложил – идея придется ему не по нраву. В результате атмосфера становится нездоровой, а другие сотрудники, выслушивая ежедневные стенания, начинают заражаться деструктивными мыслями.

Интриган. Представители этого типа чаще всего женщины, но встречаются и мужчины. Смысл их жизни – обсуждать сплетни, плести интриги и наблюдать за результатами своих стараний.

Большой босс. Человек, считающий себя лучше всех. Поучает, исправляет и встревает с непрошенными советами, ставя под сомнение профессионализм коллег.

Лентяй. Пассивный, безответственный, безынициативный – работы избегает, предпочитая заниматься чем угодно, кроме труда, чем вызывает возмущение других работников.

Страдалец. Вечная жертва, которая считает, что ей приходится тяжелее всех. Бесконечные жалобы и причитания создают пессимистичный настрой в коллективе.

Человек-зажигалка. Яркая и харизматичная личность, легко находит общий язык, любит веселье. Однако пользы от него не дождаться – работа превращается в праздное времяпрепровождение, сплетни и чаепития.

Просто мерзкий тип. Плохой человек, который сознательно причиняет вред без какой-либо причины и наслаждается этим.

Ответственный трудоголик. Стремится к постоянному контролю ради повышения собственной значимости, вследствие чего может звонить в нерабочее время или требовать работы на износ.

Блестящий скептик. Недоверчивый и подозрительный тип, чье любимое занятие – обесценивать и критиковать.

Очаровательный манипулятор. Не признает собственных неудач, использует жесткие шутки и колкости, предпочитая проходиться по слабым местам. На попытку привлечь к ответственности делает невинные глаза и отшучивается.

Игривый сопротивленец. Постоянно жалуется, просит помощи и перекладывает ответственность. Даже недолгий разговор с представителем этого типа снизит уровень энергии, приведет к усталости и нежеланию разговаривать.

Чрезмерный энтузиаст. Демонстрирует гипертрофированные позитивные эмоции – любую мелочь воспринимает как событие мирового масштаба. Досаждает остальным, вносит в коллектив суету и беспокойство.

Священная корова. Сотрудник, когда-то сделавший ценный вклад в компанию и пожинающий плоды. Руководителю не хватает духу расстаться с ним, потому за ветерана труда приходится трудиться остальным.

Творческий мечтатель. Нежный цветок, который витает в облаках и занимается самолюбованием, из-за чего не остается времени на работу. Вызывает у коллег раздражение из-за страха обидеть.

Серийный харассер. Делит коллектив на 2 части: коллеги и потенциальные жертвы. Не гнушается использовать пошлые шутки или открыто приставать.

Интриганки
Интриган подстрекает к сплетням, распространяет вредные и негативные комментарии о коллегах
Фото: Just Life / Сайт shutterstock.com
fire
author

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

6 бесплатных способов глубже понять себя и окружающих

Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.

Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.

Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!

material

5 шагов к здоровой самооценке

чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой

material

Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи

найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее

material

Как найти себя и свое место в мире за 4 шага

авторский метод профориентирования

material

Время не лечит: как справиться с душевной болью

2 эффективных упражнения

material

Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах

взгляните на свою жизнь со стороны

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1289 раз

Что не является нездоровым коллективом

Важно различать токсичность и собственную интерпретацию чужих поступков. У каждого работника есть не только свои права, но и обязанности – просьба начальства выполнять их без манипуляций не является токсичным поведением.

Для достижения хороших результатов многие руководители поощряют амбициозность сотрудников, высокие стандарты и здоровую конкуренцию. Бывают агрессивные, но справедливые лидеры, которые требовательны не только к себе, но и к другим. Конфликты и недопонимание возникают в любом коллективе. Другое дело, если они имеют постоянную основу и никак не решаются.

Последствия токсичной атмосферы на работе

Длительное нахождение в нездоровой обстановке ведет к нервному срыву, снижению самооценки, разочарованию в профессии. В худшем случае возможны проблемы со здоровьем: бессонница, депрессия, выгорание, потеря аппетита, в результате чего человек вынужден уйти на больничный.

Согласно результатам исследования группы «Ренессанс страхование» и сервиса «Зарплаты.ру», 52% россиян раз в жизни были вынуждены покинуть место работы из-за негативной атмосферы.

Токсичные работники демотивируют, вносят раздор в дружную атмосферу, критикуют неконструктивно и подрывают авторитет руководителя. Их действия вредят не только сотрудникам, но и всей компании в целом.

Как понять, что на работе токсичная атмосфера

Нездоровую атмосферу сложно не почувствовать, однако на первый взгляд все может выглядеть прекрасно: дружелюбные коллеги, улыбающийся начальник, высокие корпоративные ценности. Тем не менее человек ощущает себя не в своей тарелке, испытывает тревогу, не хочет идти в офис – все это указывает на ядовитость рабочей среды.

Признаки токсичного коллектива бывают явными и скрытыми. К первым относятся:

1

Агрессивное поведение, разговоры на повышенных тонах.

2

Угрозы, оскорбления, хамство.

3

Сплетни – коллег принято обсуждать за спиной.

4

Наличие изгоя, которого травят и высмеивают.

5

Использование сарказма во время совещаний, грубая критика предложенных идей.

6

Излишнее внимание к любым происшествиям в офисе, бурное обсуждение.

7

Частые болезни у коллег.

Изгой в токсичном коллективе
Токсичный коллектив часто характеризуется наличием изгоя, которого активно травят
Фото: Antonio Guillem / Сайт shutterstock.com

Скрытые признаки:

1

Восхваление компании через принижение сотрудников. Например, фраза «Вам повезло, что удалось устроиться к нам».

2

Утаивание информации, которая входит в зону ответственности работника.

3

Отсутствие обратной связи от начальства по поводу выполненной работы.

4

Большая текучка, открытое соперничество, интриги и слухи, которые способствуют нездоровой конкуренции.

5

Путаница в документах и проектах, некомпетентность, невыполнение поставленных планов и целей.

Как наладить своё душевное состояние
и начать зарабатывать с помощью психологии
Бесплатный вводный курс для лёгкого старта в профессии Психолог-консультант
о важном в нескучном формате
обратная связь
сертификат в конце обучения
бонусы до 25 000 ₽

Что делать, если вы находитесь в токсичном коллективе

«Гнилой» психологический климат способен ухудшить качество жизни. Когда работа превращается в выживание, страдает и сам сотрудник, и компания.

Чтобы не допустить негативных последствий, нужно знать, как вести себя среди сплетников, манипуляторов и завистников.

Как выжить в токсичном коллективе:

Дистанцируйтесь. Вместо того чтобы вникать в слухи и становиться участником драмы, следует заниматься исключительно собственными делами. Необходимо покинуть неформальные рабочие чаты, избегать обсуждений и сосредоточиться на выполнении обязанностей.

Найдите безопасное место. Укромный уголок, доступ в который нет у вредных коллег – комната отдыха, приемная, скамья у входа. Там можно перевести дух, если обстановка стала напряженной.

Заручитесь поддержкой единомышленников. Среди коллег следует отыскать 2 – 3 человек, с которыми приятно общаться. Наличие группы поддержки рядом поднимет настроение и укрепит боевой дух.

Переосмыслите потенциальную значимость катастрофы. Работа в негативной среде отрицательно влияет на самочувствие – человека посещают пессимистичные мысли, ему кажется, что выхода не существует. Важно осознать, что от потери рабочего места не случится ничего ужасного.

Отделите работу от остальной жизни. Нужно разграничить офисное и домашнее пространство. Личное время и территория должны оставаться неприкосновенными.

Увольняйтесь. Если работа делает вас несчастным, необходимо что-то менять. Сильный дискомфорт не нужно терпеть, иначе он приведет к чувству бессилия и обиды. Имея при себе «план побега», любой человек ощущает себя более уверенным и сильным.

Держите рабочее место в чистоте. Порядок на столе позитивно влияет на мысли и создает иллюзию контроля над царящим вокруг хаосом.

Защищайтесь улыбкой. Постоянная вежливость и любезный тон способны сбить с толку и загасить скандал в самом начале.

Увольнение из токсичного коллектива
Увольнение из токсичного коллектива — неизбежный шаг для сохранения своего здоровья и профессионального развития
Фото: Antonio Guillem / Сайт shutterstock.com

Токсичный коллектив считается главной причиной для увольнения: конфликтная обстановка, согласно исследованиям более чем 1,4 млн отзывов о работодателях, оказалась для сотрудников важнее зарплаты в 12,4 раза. Если негативные последствия нахождения в токсичном коллективе уже проявились, следует обратиться за профессиональной помощью.