в 11:00 МСК
Термин «токсичность», применяемый к общению и людям, возник недавно. В 2018 г. он стал словом года в Оксфордском словаре.
Единственно верной трактовки термина не существует, однако в психологии «токсичными» называют отношения или поступки людей, вызывающие дискомфорт.
Токсичный сотрудник – тот, кто отравляет здоровую атмосферу в команде, уничтожая желание трудиться. Причин, почему работник становится «ядовитым», может быть несколько.
Обида или зависть по отношению к начальнику, коллегам или подчиненным, вследствие чего человек чувствует себя лишним. Недовольство выражается в виде хамства, затаенной агрессии, неприятных шуток.
Обманутые ожидания насчет работы: недовольство новым местом, тоска по прежнему коллективу тоже способствуют появлению негатива. И, наконец, токсичность может быть продиктована особенностями характера: человеку может не хватать социальных навыков для приятного взаимодействия.
Среди других причин выделяют: слабый менеджмент, попытки привлечь внимание, культуру, поощряющую статусность, манипулирование и т.п.
Отдельно следует выделить отсутствие обратной связи. Иногда человек не подозревает, что его считают неприятным, и продолжает вести себя так, как ему привычно.
Токсичным коллектив становится, когда в нем появляется один (или больше) человек, вносящий разлад. Ситуация усугубляется, если он занимает руководящую должность – в его руках находятся необходимые для манипулирования инструменты, которыми он обязательно воспользуется. Отношения с коллегами или подчиненными он выстраивает с позиции «нравится – не нравится», исходя из личных мотивов и интересов.
Негатив бывает разным, как и люди, которые его транслируют. Можно выделить несколько типов токсичных коллег:
Саботажник. Человек, который выказывает вечное недовольство всем: зарплатой, условиями труда, решениями руководства и т. д. Кто бы что ни предложил – идея придется ему не по нраву. В результате атмосфера становится нездоровой, а другие сотрудники, выслушивая ежедневные стенания, начинают заражаться деструктивными мыслями.
Интриган. Представители этого типа чаще всего женщины, но встречаются и мужчины. Смысл их жизни – обсуждать сплетни, плести интриги и наблюдать за результатами своих стараний.
Большой босс. Человек, считающий себя лучше всех. Поучает, исправляет и встревает с непрошенными советами, ставя под сомнение профессионализм коллег.
Лентяй. Пассивный, безответственный, безынициативный – работы избегает, предпочитая заниматься чем угодно, кроме труда, чем вызывает возмущение других работников.
Страдалец. Вечная жертва, которая считает, что ей приходится тяжелее всех. Бесконечные жалобы и причитания создают пессимистичный настрой в коллективе.
Человек-зажигалка. Яркая и харизматичная личность, легко находит общий язык, любит веселье. Однако пользы от него не дождаться – работа превращается в праздное времяпрепровождение, сплетни и чаепития.
Просто мерзкий тип. Плохой человек, который сознательно причиняет вред без какой-либо причины и наслаждается этим.
Ответственный трудоголик. Стремится к постоянному контролю ради повышения собственной значимости, вследствие чего может звонить в нерабочее время или требовать работы на износ.
Блестящий скептик. Недоверчивый и подозрительный тип, чье любимое занятие – обесценивать и критиковать.
Очаровательный манипулятор. Не признает собственных неудач, использует жесткие шутки и колкости, предпочитая проходиться по слабым местам. На попытку привлечь к ответственности делает невинные глаза и отшучивается.
Игривый сопротивленец. Постоянно жалуется, просит помощи и перекладывает ответственность. Даже недолгий разговор с представителем этого типа снизит уровень энергии, приведет к усталости и нежеланию разговаривать.
Чрезмерный энтузиаст. Демонстрирует гипертрофированные позитивные эмоции – любую мелочь воспринимает как событие мирового масштаба. Досаждает остальным, вносит в коллектив суету и беспокойство.
Священная корова. Сотрудник, когда-то сделавший ценный вклад в компанию и пожинающий плоды. Руководителю не хватает духу расстаться с ним, потому за ветерана труда приходится трудиться остальным.
Творческий мечтатель. Нежный цветок, который витает в облаках и занимается самолюбованием, из-за чего не остается времени на работу. Вызывает у коллег раздражение из-за страха обидеть.
Серийный харассер. Делит коллектив на 2 части: коллеги и потенциальные жертвы. Не гнушается использовать пошлые шутки или открыто приставать.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Важно различать токсичность и собственную интерпретацию чужих поступков. У каждого работника есть не только свои права, но и обязанности – просьба начальства выполнять их без манипуляций не является токсичным поведением.
Для достижения хороших результатов многие руководители поощряют амбициозность сотрудников, высокие стандарты и здоровую конкуренцию. Бывают агрессивные, но справедливые лидеры, которые требовательны не только к себе, но и к другим. Конфликты и недопонимание возникают в любом коллективе. Другое дело, если они имеют постоянную основу и никак не решаются.
Длительное нахождение в нездоровой обстановке ведет к нервному срыву, снижению самооценки, разочарованию в профессии. В худшем случае возможны проблемы со здоровьем: бессонница, депрессия, выгорание, потеря аппетита, в результате чего человек вынужден уйти на больничный.
Согласно результатам исследования группы «Ренессанс страхование» и сервиса «Зарплаты.ру», 52% россиян раз в жизни были вынуждены покинуть место работы из-за негативной атмосферы.
Токсичные работники демотивируют, вносят раздор в дружную атмосферу, критикуют неконструктивно и подрывают авторитет руководителя. Их действия вредят не только сотрудникам, но и всей компании в целом.
Нездоровую атмосферу сложно не почувствовать, однако на первый взгляд все может выглядеть прекрасно: дружелюбные коллеги, улыбающийся начальник, высокие корпоративные ценности. Тем не менее человек ощущает себя не в своей тарелке, испытывает тревогу, не хочет идти в офис – все это указывает на ядовитость рабочей среды.
Признаки токсичного коллектива бывают явными и скрытыми. К первым относятся:
Агрессивное поведение, разговоры на повышенных тонах.
Угрозы, оскорбления, хамство.
Сплетни – коллег принято обсуждать за спиной.
Наличие изгоя, которого травят и высмеивают.
Использование сарказма во время совещаний, грубая критика предложенных идей.
Излишнее внимание к любым происшествиям в офисе, бурное обсуждение.
Частые болезни у коллег.
Скрытые признаки:
Восхваление компании через принижение сотрудников. Например, фраза «Вам повезло, что удалось устроиться к нам».
Утаивание информации, которая входит в зону ответственности работника.
Отсутствие обратной связи от начальства по поводу выполненной работы.
Большая текучка, открытое соперничество, интриги и слухи, которые способствуют нездоровой конкуренции.
Путаница в документах и проектах, некомпетентность, невыполнение поставленных планов и целей.
«Гнилой» психологический климат способен ухудшить качество жизни. Когда работа превращается в выживание, страдает и сам сотрудник, и компания.
Чтобы не допустить негативных последствий, нужно знать, как вести себя среди сплетников, манипуляторов и завистников.
Как выжить в токсичном коллективе:
Дистанцируйтесь. Вместо того чтобы вникать в слухи и становиться участником драмы, следует заниматься исключительно собственными делами. Необходимо покинуть неформальные рабочие чаты, избегать обсуждений и сосредоточиться на выполнении обязанностей.
Найдите безопасное место. Укромный уголок, доступ в который нет у вредных коллег – комната отдыха, приемная, скамья у входа. Там можно перевести дух, если обстановка стала напряженной.
Заручитесь поддержкой единомышленников. Среди коллег следует отыскать 2 – 3 человек, с которыми приятно общаться. Наличие группы поддержки рядом поднимет настроение и укрепит боевой дух.
Переосмыслите потенциальную значимость катастрофы. Работа в негативной среде отрицательно влияет на самочувствие – человека посещают пессимистичные мысли, ему кажется, что выхода не существует. Важно осознать, что от потери рабочего места не случится ничего ужасного.
Отделите работу от остальной жизни. Нужно разграничить офисное и домашнее пространство. Личное время и территория должны оставаться неприкосновенными.
Увольняйтесь. Если работа делает вас несчастным, необходимо что-то менять. Сильный дискомфорт не нужно терпеть, иначе он приведет к чувству бессилия и обиды. Имея при себе «план побега», любой человек ощущает себя более уверенным и сильным.
Держите рабочее место в чистоте. Порядок на столе позитивно влияет на мысли и создает иллюзию контроля над царящим вокруг хаосом.
Защищайтесь улыбкой. Постоянная вежливость и любезный тон способны сбить с толку и загасить скандал в самом начале.
Токсичный коллектив считается главной причиной для увольнения: конфликтная обстановка, согласно исследованиям более чем 1,4 млн отзывов о работодателях, оказалась для сотрудников важнее зарплаты в 12,4 раза. Если негативные последствия нахождения в токсичном коллективе уже проявились, следует обратиться за профессиональной помощью.