в 11:00 МСК
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
скачать бесплатноОбращаясь к психологу-консультанту, мы редко задумываемся о том, какие техники и приемы использует специалист, чтобы помочь клиенту в поиске себя или решении проблемы. Кажется, что психолог просто задает вопросы, что-то резюмирует и, о, ужас, как в школе, дает домашнее задание. Но на практике, все намного сложнее.
В этой статье предлагаем копнуть глубже и разобраться, какие инструменты применяют психологи во время консультирования, в чем их отличия и особенности.
Хотите научиться помогать людям, стать востребованным хорошо оплачиваемым специалистом и заниматься любимым делом? Приходите на бесплатный вводный курс «Психолог-консультант». Вас ждет 4 вводных урока по 1, 5 часа, топовые преподаватели отрасли, много дополнительных материалов и возможность определиться, подходит ли вам профессия психолога.
Если говорить простым языком, то психологическое консультирование — это разновидность психологической помощи. Сюда входит целый спектр профессиональных практик — от индивидуальных до групповых консультаций, от разовых до долгосрочных.
Основное направление психологического консультирования — помощь клинически здоровому человеку справиться с возникшими сложностями, пережить утрату, преодолеть апатию, найти выход из непростой ситуации.
В основе методики лежит взаимодействие консультационного вида. Это оптимальный формат, когда клиенту нужна помощь в ситуациях межличностного характера — трудностях в коммуникации с окружающими, принятии важных решений, неудовлетворенности жизнью.
В контексте этого главной задачей психологического консультирования является помощь клиенту в поиске своего пути и оптимального для него способа решения проблемы, что позволило бы ему двигаться к намеченной цели.
При правильном подходе в результате человек сможет делать осознанный выбор и овладеет новыми образцами поведения.
Главная цель психологического консультирования — оказание психологической поддержки клиентам. Ключевое условие — осознанный выбор решения клиентом. Также важно отметить, что для психологического консультирования необходимо убедиться, что человек не имеет психических расстройств и не нуждается в помощи психиатра.
Результатом психологического консультирования будет то, что человек сделает осознанный выбор определенной тактики поведения, примет свои личные решения и выработает новые привычки поведения. Задача специалиста заключается в создании оптимальных условий для того, чтобы клиент принял волевое решение
В зависимости от возраста, рода деятельности, проблемы, с которой обращается клиент, формата консультации, выделяют несколько видов психологического консультирования:
Большинство людей, обращающихся к психологам, нуждаются как раз в личной консультации. Индивидуальное консультирование эффективно при межличностных проблемах, поведенческих особенностях, которые нуждаются в коррекции, комплексах по поводу внешности, интимных проблемах.
Такой формат психологического консультирования может быть направлен на решение проблем с развитием и воспитанием детей. Также востребовано психолого-педагогическое консультирование, задача которого — повышение педагогической квалификации взрослых и помощь с выбором образования детей.
Это консультирование семейных пар, а также других членов семьи. Между супругами может возникать много проблем, связанных не только с воспитанием детей, но и с отношениями с родными, финансовыми проблемами, интимной сферой.
Достаточно большая подгруппа консультирования, связанная с разными сферами деятельности. Деловое консультирование проводят для раскрытия навыков, повышения производительности в компании, выбора профессии. Также популярно психологическое консультирование менеджеров и руководителей бизнеса по вопросам профессионально-личностного развития.
Такой формат консультирования предполагает работу в группе из нескольких человек с похожими проблемами. При групповой работе у всех участников появляется возможность раскрыть свои социальные навыки, исследовать свой способ взаимоотношения с людьми, научиться взаимопониманию и сотрудничеству.
Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.
Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!
Гайд по профессии Психолог-консультант
все, что необходимо знать о работе специалиста
Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»
ценности, ориентиры и установки консультанта
ТОП-15 ошибок начинающего психолога
не совершайте их никогда
Инструкция «Первая консультация с клиентом»
простые, рабочие и эффективные советы
Гайд «Этапы консультирования»
задачи, техники, типичные ошибки
На консультации специалист может использовать различные техники консультирования, например:
Рассмотрим особенности некоторых техник в контексте индивидуального и группового консультирования.
Пока клиент рассказывает о проблеме, которая его беспокоит, психолог внимательно слушает, но дает обратную связь в виде таких комментариев, как: «Понимаю, это непростая ситуация». Также психолог может направлять ход разговора, задавая наводящие вопросы или прося уточнить какие-то детали.
При таком формате клиенту предлагается выбрать из нескольких вариантов. По сути, это наводящие вопросы, позволяющие лучше разобраться в чувствах. Специалист предлагает несколько вариантов, допустим: «То, что случилось, вас сильно разозлило или вы испугались?».
Консультант внимательно выслушивает клиента, давая минимум обратной связи, например, кивок головой. Основной инструмент здесь — паузы, которые побуждают переосмыслить сказанное и продолжить разговор.
Предположим, консультант заметил, что говоря о какой-то ситуации, клиент особенно хмурится и выглядит сильно напряженным. Он может спросить: «Я обратил внимание, вы сильно хмуритесь, говоря об этом. Вас это злит?».
Используя такую технику, консультант может обобщить, повторить или перефразировать слова, сказанные клиентом, чтобы убедиться, что он все верно понял, а клиенту дав, в свою очередь, возможность почувствовать, что его услышали. Можно сказать: «Правильно ли я понял, что…».
Консультант зеркалит чувства клиента, помогая ему вернуть опору и стабилизировать свое состояние. Например, если психолог может поделиться своими наблюдениями и предложить выпустить злость, к примеру, через крик.
В ходе консультации психолог может резюмировать определенные этапы. Например: «Итак, мы обсудили такой-то вопрос, и пришли к такому-то выводу».
В психологическом консультировании важно идти за клиентом, опираясь на его реакции. Исходя из этого специалист выбирает, какие техники оптимально использовать в текущей ситуации
Во время проведения групповых консультаций психолог использует все те же базовые техники, что и при индивидуальных. Но здесь добавляется несколько уникальных приемов, которые идеально подходят для группового формата, в том числе для консультирования семейных пар или родителей с детьми. Рассмотрим некоторые из них:
Психолог задает открытые вопросы, ответы на которые должны помочь всесторонне рассмотреть проблему. Спрашивается мнение у всех участников группы, чтобы у каждого была возможность высказаться и объяснить свое отношение к ситуации. Если речь идет о консультировании пар или членов семьи, такой подход помогает понять то, как каждый из участников конфликта видит другого.
Примеры вопросов:
Благодаря тому, что участники группы слышат ответы друг друга, им легче прийти к взаимопониманию.
Психолог предлагает участникам группы по очереди высказаться на беспокоящую всех тему. Важное правило: никто не перебивает, не критикует и не комментирует высказывания других. Обсуждение начинается только после того, как все высказались.
Консультант предлагает разыграть ситуацию, например, супругам поменяться ролями. Муж должен копировать мимику, положение тела, манеру говорить своей жены, жена — соответственно его манеру говорить, поведение. После этого психолог предлагает высказаться, как супруги ощущают себя, побывав на месте другого. Такая техника может быть эффективной, если партнерам сложно понять чувства другого.
Здесь мы рассмотрели всего лишь несколько базовых техник. На самом деле, их намного больше, в том числе авторские, которые разрабатывают опытные психологи с многолетним стажем консультирования. На факультете психологии вы сможете учиться у лучших в своем деле — практикующих психологов, которые поделятся своими наработками и будут сопровождать вас в качестве менторов на каждом этапе обучения.
Мы обсудили базовые техники психологического консультирования, особенности индивидуальных и групповых консультаций. Осталось ответить на самый главный вопрос — с какими запросами можно обращаться к психологу-консультанту?
Психологическое консультирование может быть эффективным инструментом для решения многих проблем, например:
Обращаться за помощью к психологу можно не только в сложных ситуациях, но и тогда, когда есть желание улучшить свою жизнь, например, стать более эффективным или найти работу мечты, изменить стиль общения с окружающими, чтобы ощущать себя комфортнее, научиться самостоятельно справляться со стрессом и повысить самооценку.
Профессиональный психолог-консультант может помочь клиенту наработать навыки гармоничной жизни с самим собой и окружающими. Психолог не дает советы, он подсвечивает сильные стороны и внутренние опоры клиента, что дает мотивацию для личностного роста, развития духовной зрелости и полной самостоятельности в поиске оптимальных решений.