в 11:00 МСК
Психику Фрейд делил на 3 части:
Психоаналитик называл эту часть «органом чувств для восприятия психических качеств». Сюда относят то, что человек активно осознает. Например, увиденные образы, услышанные мелодии.
На данном уровне информация может быть воспринята при сосредоточении внимания. Относится к пороговому восприятию. Сюда можно причислить, например, воспоминания. Человек не сосредоточен на них постоянно, но при желании легко сможет визуализировать.
Часть, сильнее прочих интересовавшая Фрейда. Сюда вмещаются природные потребности организма: сексуальная энергия, агрессия. К этой части относятся эмоциональные реакции, доставшиеся от далеких предков установки и убеждения.
Авторству ученого принадлежит разделение на 3 компонента:
Самая простая, примитивная часть. Расположена в бессознательном. Опирается на принцип удовольствия. К этому компоненту относятся влечения, стремление к жизни или смерти.
Эта часть развивается у ребенка позже. Опирается на реальность. Соотносит поведение с происходящим вокруг, выбирает способ удовлетворения потребностей, который не будет осуждаем социумом.
Появляется при достижении возраста 3–6 лет. К этой части относятся совесть, идеалы, ориентиры. Данная часть следит, чтобы не нарушались принятые в обществе нормы.
Поскольку Оно и Сверх-Я имеют противоположные функции, у человека возникают внутренние конфликты. Эго создает психологические защиты, чтобы скрыть их.
Но у детей есть риск застрять на некоторой стадии развития, поскольку их Я еще слишком слабо, не всегда способно справиться с конфликтами. Тогда происходит фиксация. Личность начинает развиваться неправильно.
Фрейд утверждал, что личностное развитие определяется движением либидо в организме. По мере взросления оно будет переходить с одной части тела на другую.
Данные стадии проходит каждый человек, к какому бы народу, культурному или социальному слою он ни принадлежал. Этапы развития имеют свои сроки. Задержка в любом из них влияет на характер человека, приводит к различным отклонениям.
На этом этапе ребенок получает удовольствие по большей части через рот. Одну из основных потребностей (получение пищи) малыш удовлетворяет посредством сосания материнской груди либо бутылочки с молоком.
Тем же способом дети пользуются для установления контакта с мамой, успокоения. Для младенца главный интерес сосредоточен на языке, губах, в ротовой полости. Здесь он чувствует удовольствие.
Сосание и глотание, согласно Фрейду, представляют собой упрощенный аналог будущего полового акта. Психоаналитик утверждал, что его остаточные проявления у многих людей можно заметить и во взрослом, даже пожилом возрасте.
К таковым он причислял курение, поцелуи, постоянную потребность что-либо жевать (причем, не всегда съедобное; человек может, например, грызть ногти).
Сначала человек получает удовольствие с помощью материнской груди либо бутылочки, пустышки. Но затем переключается на другие объекты. Например, дети могут сосать собственные пальцы, когда нуждаются в успокоении. Завершение грудного вскармливания становится для ребенка стрессом.
Особенно если произошло рано, резко, сопровождалось другими болезненными событиями (например, мама легла в больницу и отсутствовала). Чем сильнее было пережитое напряжение, тем больше либидо сосредоточится в области рта.
Фиксация приводит к инфантильности, зависимости от других людей. Человек постоянно ищет поддержки, одобрения, сомневается в собственных решениях. В своих неудачах склонен обвинять других, обстоятельства, но не себя. Он несколько пассивен, легко доверяет людям.
Младенец проходит также орально-агрессивную фазу. В этот период у него уже появились первые зубы. Малыш кусает, жует, когда мать отсутствует поблизости либо нет возможности получить желаемое (случается депривация).
Если фиксация произойдет в этот период, человек вырастет циничным, конфликтным, будет относиться потребительски к окружающим. Может проявлять жадность, часто браниться, злоупотреблять алкоголем или переедать.
В наше время, где каждый шаг на пути к здоровым отношениям может быть непредсказуемым, мы создали 7 гайдов, которые служат ориентирами на этом пути. В каждом гайде вы найдете техники, правила и рекомендации для раскрытия сексуальности и восстановления близости в паре.
Вдохновляйтесь, исследуйте, растите — все эти гайды доступны вам абсолютно бесплатно, потому что для нас важно помогать вам обрести осознанность в сфере сексуальных отношений.
Чек-лист: 15 вопросов к себе
понять свои желания и стать раскрепощеннее
15 причин сексуальных проблем в паре
и способы их решения на реальных примерах
Упражнения для женщин
правила и техники для возвращения сексуальной энергии
30 способов вернуть страсть в отношения
чек-лист для пар, которые давно вместе
Где мое либидо?
10 правил и техник для усиления сексуального влечения
10 первых шагов к раскрытию сексуальности
практический гид
Как улучшить интимную жизнь, используя знания сексологии
на основе реальных историй
Сексуальная энергия во время данной фазы фокусируется на мочеиспускании, дефекации. Дети начинают контролировать работу своих сфинктеров, обучаются самоконтролю, начинают пользоваться горшком. На данном этапе закладываются творческие способности.
Прохождение этого этапа зависит от того, как мать с отцом организуют обучение ребенка. Похвалы и поощрения за пользование горшком вызывают у него ощущение собственной важности, одаренности.
Если мама демонстрирует радость, увидев результат старания малыша, тот испытывает гордость. Он научился контролировать организм, справился с непростой задачей.
Избыточная строгость со стороны родителей спровоцирует фиксацию. Развиваться она будет по удерживающему типу. Ребенок стремится сдерживаться, избегать дефекации, что провоцирует развитие запоров. У повзрослевшего индивида развивается скупость. Человек упрям, не гибок, слишком пунктуален. Он не переносит неопределенности, беспорядка.
Другой вариант фиксации – выталкивающий. Возможен при слишком позднем приучении к горшку. Человек склонен к необдуманным тратам, живет не по средствам. Он тревожен, часто переживает. Импульсивен, не думает долго перед совершением поступка. Может даже в некоторой степени проявлять жестокость к себе или окружающим.
У детей этого возраста появляется первый интерес к противоположному полу. Их волнует также вопрос появления на свет. Ребенок начинает обращать внимание на собственные гениталии, отмечает, что у других людей они либо похожи, либо сильно отличаются. На этой же стадии развивается Эдипов комплекс.
Мальчик желает жениться на собственной матери, занять место отца. Но испытывает страх наказания от родителя, который старше и сильнее. У девочек аналогом является комплекс Электры.
К 6 годам, согласно концепции Фрейда, внутренний конфликт исчерпывается. Любовь к родителю противоположного пола вытесняется из детского сознания.
Мальчики вместо этого начинают ассоциировать себя с папой, а девочки – с мамой. Они начинают копировать поведение родителя своего пола даже в мелочах.
Например, используют в речи те же слова или стараются повторять жесты, мимику. Противоречивые переживания вытесняются, ребенок прекращает их осознавать.
Подражание матери или отцу способствует развитию «Сверх-Я». При этом формируются идеалы, совесть.
Если мама будет слишком опекать сына, демонстрировать чрезмерную любовь к нему, у мальчика появятся психологические проблемы. Он будет зависим от родительницы эмоционально, испытает сложности с сепарацией. Иногда повзрослевший мужчина не может встретить партнершу, так и не создает семью, остается жить с мамой.
Возможно и ненормальное поведение, девиации. Мальчик может стать гомосексуалистом, приобрести склонность к инцесту либо беспорядочным половым связям.
У девочек при фиксации на фаллической стадии проявляется стремление флиртовать с мужчинами, соблазнять их. Девушка стремится занимать доминирующую позицию в паре, часто вступает в беспорядочные половые связи.
Она напористая, самоуверенная. При частом сексе с разными мужчинами может страдать от неспособности достичь оргазма, сложностей с получением удовольствия от интимной близости.
В начальной школе половой интерес угасает. Дети заняты обучением, активно усваивают модель поведения, характерную для представителей их пола.
Кроме того, они устанавливают связи с людьми, не являющимися их родственниками: сверстниками, учителями. Догенитальная сексуальность направлена на весь мир, культурное наследие, а не на отдельный объект.
Источником удовольствия становятся достижения в разных сферах. Например, в учебе, спорте или хобби. При чрезмерной фиксации индивид становится честолюбивым.
Большое значение придает достижениям, стремится добиться успеха. Старается продвинуться по карьерной лестнице, при этом полагает, что цель оправдывает средства.
В период полового созревания человек ощущает усиление влечения, сексуального интереса. Концентрируется при этом на отдельных представителях противоположного пола.
В раннем подростковом возрасте люди проходят гомосексуальный период. Они отдают предпочтение обществу лиц того же пола. Возможны даже гомосексуальные игры. Но затем либидо вновь направляется на противоположный пол.
Бывшие эрогенные зоны объединяются. Человек стремится реализовать потребность в сексе, разрядке. Юноша или девушка получает первый опыт.
Возможны беспорядочные половые связи, мастурбация, петтинг. Но реализация желания может быть затруднена у подростков, что приводит к регрессиям, возврату к агрессии, гомосексуальным побуждениям или Эдипову комплексу.
По этой причине родителям и учителям не следует подавлять молодое поколение. Вместо этого стоит донести детям важную информацию о сексе и возможных последствиях.
В норме, согласно Фрейду, развитие происходит через сублимацию. Но если подросток вытесняет появляющиеся желания, возникает откат. Он может быть вызван различными причинами.
Например, подростку приходится подавлять усиливающееся влечение из-за принадлежности к религиозной общине или строгого семейного воспитания. В подобных ситуациях развиваются патологические характеры: нарциссизм или психический гомосексуализм.
Первый характеризуется направленностью влечения на себя. Внимание концентрируется на личных переживаниях, поступках. На первый план выходят самодовольство, самоудовлетворенность.
При психическом гомосексуализме половое влечение к своему полу отсутствует. Вместо этого человек строит жизнь, предпочитая проводить время в компаниях своего пола. Семья и романтические отношения становятся второстепенными. На первое место индивид ставит дружбу.
У генитальной стадии есть еще 1 важная функция. Во время ее прохождения подростки обретают независимость от отца и матери. Они взрослеют, превращаются в автономные личности. Человек находит партнера, при этом переживает Эдипов комплекс и включается во взаимоотношения с возлюбленным.
В психологии теории австрийского психоаналитика нередко критикуют. Их называют устаревшими и недостаточно проработанными. Некоторые авторы утверждают, что Фрейд начал работу, но не завершил, его учение имеет немало неточностей или даже грубых ошибок.
Критики указывают, что ученый чрезмерно много важности придавал сексуальной сфере как в человеческой психике, так и в жизни в целом.
Нередко люди просто не хотят признавать, что застряли на некоторой стадии развития, поскольку само осознание этого факта для них болезненно. Но сам психоаналитик говорил, что лишь разрушает существующие в обществе иллюзии, прерывает сон.
Оппоненты указывают и на то, что у взрослых людей Фрейд никаких фаз не выделял. Сам психоаналитик считал, что развитие происходит в детстве и затем останавливается. Но многие ученые не соглашаются с этой теорией. Они указывают, что психосексуальная сфера может развиваться, меняться и в более позднем возрасте.