в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листПодростковая депрессия – состояние, которое может возникать у детей в возрасте от 11 до 17 лет и проявляться в виде снижения самооценки, появления грусти, ухудшения настроения, утраты интереса к жизни.
Подобные изменения приводят к проблемам в жизни (ухудшению успеваемости, возникновению конфликтов со сверстниками, родителями и т. д.).
Детская депрессия, по сравнению со взрослой, имеет свои особенности:
Возникают частые проявления гнева, раздражительности. У взрослых при депрессии в большинстве случаев наблюдаются глубокое уныние, нервное истощение и бездействие.
У взрослых нежелательное состояние может быть вызвано потерей работы, финансовыми трудностями, разрывом любовных отношений.
На смену замкнутости и инертности может резко прийти повышенная хаотичная активность.
Они даже не признают наличия проблемы. Взрослые же часто сами обращаются за помощью.
Показатель распространенности подростковых депрессивных состояний зависит от страны. В разных государствах он колеблется от 5% до 38%.
Причем девочки чаще мальчиков сталкиваются с нежелательным состоянием.
Депрессия, согласно статистике, занимает высокие позиции в списке причин заболеваемости и инвалидности детей:
Подростковой депрессии свойственен ряд симптомов. Однако в большинстве случаев близкие люди и учителя не обращают внимания на наблюдающиеся признаки, т. к. считают изменения в поведении детей простой ленью или проявлением неуважения к старшим.
Подавленное или угнетенное состояние – это один из основных симптомов депрессии у подростков и детей. Ребенок может выглядеть грустным, безразличным к окружающему миру, медлительным в своих реакциях. У него снижается мотивация, пропадает интерес к увлечениям. Ребенок перестает испытывать удовольствие от того, что раньше ему нравилось.
Раздражительность у детей в период депрессии проявляется в виде повышенной чувствительности к критике и обидам. Наблюдаются кратковременные вспышки гнева, более частое и острое реагирование на будничные ситуации.
Подростки, страдающие от депрессии, могут испытывать беспомощность, отчаяние. Такие ощущения способны привести к самоубийству. В большинстве случаев дети не говорят кому-либо о своих планах.
На наличие суицидальных мыслей может указывать поведение. Дети перестают интересоваться настоящим и заботиться о своем будущем. Они начинают избегать родственников и друзей, уходят в себя.
В период депрессии подростки сталкиваются с тревожностью. Это эмоциональное состояние, которому свойственны такие проявления, как беспокойство, напряженность, боязнь чего-либо.
Тревожность возникает в ответ на реальные или воображаемые опасности, угрозы.
Тревожность может быть преходящей или продолжительной, умеренной или интенсивной. Она может проявляться физически (чувством давления в груди, учащением пульса, потливостью) и психологически (резкими изменениями настроения, неспособностью сосредоточиться, беспокойными мыслями).
В период депрессии подростки остро реагируют на возникающие в жизни ситуации. Дети могут винить себя за то, что поступили неправильно, не решились на нужные действия в ответственный момент и т. д.
Самокритика и самобичевание оказывают негативное влияние на эмоциональное и психическое состояние. Из-за повышенного чувства вины подростки сталкиваются с сильным стрессом, отчаянием, начинают сомневаться в собственной ценности.
У подростков во время депрессии ухудшается внимание. Они не могут сконцентрироваться. Их мысли перескакивают с одной темы на другую. А также дети начинают чаще отвлекаться.
Снижение концентрации внимания приводит к ухудшению отметок в школе. Возникают сложности при выполнении домашних заданий. Некоторые дети пытаются сосредотачиваться, прикладывают больше усилий, но в итоге все равно ничего не получается. Это ведет к раздражительности.
У детей при депрессии наблюдаются забывчивость, трудности с запоминанием и обработкой информации. Эти нарушения проявляются как в школе, так и в обыденной жизни, усложняя выполнение различных дел, решение задач, составление планов на будущее.
Одной из причин, почему депрессия может вызывать такие нежелательные изменения, является нарушение химического баланса в головном мозге
На память и концентрацию внимания влияет серотонин. Во время депрессии уровень этого химического вещества снижается. Это приводит к ухудшению когнитивных функций.
По мере ухудшения внимания и снижения интереса к происходящим событиям дети все больше начинают мечтать. Из-за депрессии могут возникать соматические (телесные) симптомы – общее недомогание, ухудшение аппетита, расстройство пищеварения, нарушение сна (сонливость или бессонница).
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Депрессию вызывают разные причины, начиная от воздействия окружающих людей и заканчивая самокритикой. Иногда нежелательное состояние провоцируют имеющиеся заболевания, сезонные и погодные изменения.
Отсутствие социального благополучия является одной из основных причин подростковой депрессии. Факторы, которые влияют на детей:
Отсутствие поддержки, конфликты, развод родителей вызывают чувство неуверенности, одиночества, приводят к снижению самооценки.
Проблемы, связанные с общением с одноклассниками, учебой, отношением учителей к подросткам, вызывают конфликты и депрессию.
Неприятие со стороны сверстников, насмешки приводят к ощущению одиночества, усилению негативных мыслей.
Между родственниками в семье и друзьями бывает очень сильная эмоциональная связь. Когда ребенок теряет какого-то близкого человека, он сталкивается со стрессом, чувством отчаяния.
У некоторых подростков возникает чувство вины. Они начинают думать о том, что не были достаточно хорошими для того человека, которого потеряли, не смогли ему помочь, хотя был шанс. Подобные мысли вызывают депрессивные симптомы.
Высокая учебная нагрузка может приводить к стрессу, тревоге и утомлению, которые способны потенциально увеличить риск развития депрессии у подростков.
А также на эмоциональное состояние негативно влияют следующие факторы:
Подростковую депрессию способны провоцировать различные комплексы.
Некоторые из них:
Дети могут думать, что они глупы, не имеют важных навыков и из-за этого не могут соперничать со своими сверстниками в различных сферах жизни, таких как учеба, спорт, творчество.
Многие дети в подростковом возрасте испытывают неудовлетворенность своим внешним видом. Кто-то беспокоится по поводу высыпаний, возникающих на коже, кому-то не нравятся собственные черты лица, разрез глаз и т. д. Несоответствие идеалам красоты вызывает переживания, чувство стыда.
Некоторые дети не умеют завязывать новые знакомства, заводить друзей, не знают, о чем говорить со сверстниками. Такой комплекс приводит к тому, что подростки уходят в себя и много времени проводят в одиночестве.
Если подросток мучается из-за переживаний, пребывает в плохом настроении, то вполне возможно, причина кроется в наследственности. Исследования, которые проводились учеными неоднократно, показали, что депрессивные симптомы могут передаваться от одного поколения к другому. Один из экспериментов длился с 1982 по 2015 гг.
В нем приняли участие 62 семьи. Было обнаружено, что дети, родители которых страдали от депрессии, были предрасположены к этому состоянию. Лица, у которых мамы и папы не имели каких-либо проблем с психическим здоровьем, в 2 раза реже сталкивались с депрессией.
Депрессию могут спровоцировать пищевые привычки, вредные продукты и напитки, неправильный режим бодрствования и сна, недостаточная физическая активность.
Неправильный образ жизни препятствует сбалансированному обмену веществ.
В итоге развиваются окислительные и воспалительные процессы в организме, возникают сбои в функционировании гормональной системы. Эти изменения негативно отражаются на самочувствии, эмоциональном состоянии.
В некоторых случаях подростковая депрессия бывает связана с использованием интернета и социальных сетей. В виртуальном пространстве дети становятся жертвами мошенников, сталкиваются с агрессией, кибербуллингом.
Все дети уникальны, и депрессия у них может проявляться в индивидуальной форме. В связи с этим психологи выделяют несколько видов нежелательных подростковых состояний.
Меланхолическое состояние – тип депрессии, который характеризуется глубокой грустью, отсутствием энергии и интереса к жизни. Помимо этих симптомов, у подростков наблюдаются нейровегетативные изменения: потеря веса, нарушение сна, психомоторная заторможенность, ранние утренние пробуждения.
Анксиозной депрессии свойственно преобладание страхов, тревоги. Возникает постоянное беспокойство по поводу своего будущего, собственного здоровья, взаимоотношений с друзьями, родственниками, одноклассниками. Подростки могут бояться того, что никогда не достигнут желаемого, получат травму или заболеют, будут несчастны, останутся в одиночестве.
В некоторых научных публикациях встречается термин «биомедицинская подростковая депрессия». Под ним подразумевается психическое заболевание, которое можно вылечить только фармацевтическими препаратами.
Биполярное расстройство проявляется в позднем подростковом возрасте. Этому состоянию присущи депрессивные и маниакальные эпизоды. Человек может чувствовать себя грустным, подавленным, встревоженным, никчемным.
Через некоторое время настроение резко меняется. Начинается маниакальный эпизод, для которого характерны ощущение приподнятого настроения или крайней раздражительности, скачущие мысли. Подросток в этот момент может почувствовать себя чрезвычайно могущественным, талантливым, важным.
При неоказании нужной психологической помощи и отсутствии лечения депрессивное расстройство может прогрессировать.
Стадии болезни:
Ребенок ведет себя как всегда. Родители могут заметить мимолетную грусть, узнать о фантазиях и грезах наяву.
Во время общения с кем-либо подросток ведет себя чрезвычайно эмоционально. Он выглядит беспокойным, подавленным. У него теряется аппетит, ухудшается сон.
Это самая опасная стадия. Ребенка посещают суицидальные мысли, волнуют темы, касающиеся болезней, смерти.
В первое время могут наблюдаться 2–3 симптома депрессии. Образ жизни меняется, но при этом эмоциональное состояние не сказывается на выполнении дел, заданий.
При ухудшении жизненных обстоятельств число симптомов увеличивается. Подросток сталкивается с трудностями в поддержании привычной для него деятельности. В крайне тяжелых случаях к симптомам депрессии добавляются галлюцинации, бред, заторможенность, ступор.
Ребенка можно вывести из депрессивного состояния даже на последней стадии. Скорость выздоровления зависит от многих факторов (причин, вызвавших проблему, продолжительности прогрессирования расстройства, тяжести симптомов, своевременности обращения за помощью).
При отсутствии лечения эмоциональное состояние ухудшается. Дети убегают из дома, начинают употреблять запрещенные вещества для снятия напряжения.
Иногда подростки, ощущая боль и страдания, пытаются выйти из депрессии. Однако этими «выходами» становятся противоправные, аморальные действия.
Мальчики начинают лгать, воровать, драться. Девочки вступают в интимные отношения. В итоге облегчение наступает лишь на время. После совершения неправильных поступков подростки чувствуют себя еще хуже. Некоторые решаются на самый страшный «выход» – самоубийство.
Родителям рекомендуется записать ребенка на прием к детскому психологу, если подавленное состояние наблюдается более 2 недель.
Незамедлительно обращаться за помощью к специалисту нужно в случаях, когда подросток озвучивает суицидальные мысли, начинает злоупотреблять алкоголем, запрещенными веществами, ведет себя крайне агрессивно, совершает противоправные действия. Врач подскажет, что делать родителям и как подготовить ребенка к дальнейшему лечению.
Родители и учителя могут заподозрить наличие депрессии у ребенка по наблюдающимся симптомам. Точную диагностику способны провести психолог, психиатр или психотерапевт. Чтобы распознать проблему, специалист применяет опросники, проводит интервью.
На начальной стадии достаточно работы с психологом или посещения психологической группы. В тяжелых случаях назначаются лекарства, комбинированное лечение – фармакотерапия и психотерапия.
Под медикаментозным лечением подразумевается применение антидепрессантов. Врач, учитывая особенности пациента, подбирает препарат, определяет подходящую дозировку. Фармакотерапия проводится под контролем специалиста, т. к. некоторые средства могут вызывать опасные побочные явления, усиливать суицидальные мысли.
Психотерапия – эффективный метод лечения депрессивных расстройств у подростков. Он может включать в себя:
Предполагает решение проблем путем воздействия на неверно сформированные привычки.
Подразумевает преодоление и изменение мыслей, убеждений и связанного с ними поведения.
Фокусируется на прошлых травмах и конфликтах, которые могут лежать в основе текущих проблем.
В борьбе с детской депрессией многое зависит от родителей. Взрослые могут самостоятельно поспособствовать улучшению настроения ребенка, создать благоприятную среду, где он будет чувствовать себя комфортно и безопасно и т. д.
Родительская поддержка является критически важной для детей, столкнувшихся с депрессивным состоянием. Психологи советуют взрослым проявлять интерес к проблемам подростков.
Рекомендуется больше времени проводить с детьми, спрашивать о том, что происходит в их жизни, какие чувства они испытывают. Родительское желание поддержать и помочь в трудную минуту может способствовать уменьшению страха у подростков, исчезновению чувства одиночества.
Когда несовершеннолетний демонстрирует злобу, он пытается таким способом справиться с чувством бессилия и потери контроля. В такой ситуации важна поддержка взрослых. Окружающим не стоит ругать или стыдить подростка. Психологи советуют предоставить ребенку время и пространство для успокоения.
Во время депрессии ребенку необходима эмоциональная поддержка и профессиональная помощь. Какие-либо наказания в этот период бессмысленны и даже опасны. С их помощью можно лишь выразить негатив в адрес провинившегося, но разобраться с истинной проблемой таким способом невозможно.
Родителям стоит найти золотую середину между контролированием каждого шага ребенка и здоровой заботой. Гиперопека опасна, т. к. подавляет волю, инициативу и свободу ребенка, тем самым предрасполагая к развитию депрессивного расстройства.
Нельзя настаивать на том, чтобы ребенок что-то сделал против своей воли. Принуждение только усиливает ощущение бессилия и отвращения к жизни.
Родителям стоит больше времени проводить с ребенком, страдающим депрессией. При совместных занятиях, прогулках укрепляется эмоциональная связь, улучшаются взаимоотношения.
Уважение к выбору подростка – очень важный нюанс. Ребенок в возрасте 12–16 лет пытается определить свои личные предпочтения и ценности, ищет себя, строит планы относительно своей будущей жизни. Поддерживая его в этом, родители помогают развивать в себе самостоятельную и уверенную личность.
Помощь и поддержка со стороны родителей являются крайне важными при депрессии у ребенка. Взрослые могут позаботиться в трудные минуты, защитить от нападок обидчиков, сыграть ключевую роль в поиске профессиональной помощи.
Когда подросток страдает от депрессии, ему может быть трудно находиться в обществе других людей. Предоставление личного пространства в такой ситуации – эффективный способ помощи, т. к. у ребенка появляется возможность отдохнуть и восстановиться в тихой и спокойной атмосфере.
Возникновения депрессивных расстройств можно избежать. Для этого регулярно общайтесь с подростком. Спрашивайте, что больше всего запомнилось в течение дня, что огорчило. Пытайтесь понять его чувства, обиды, оказывайте поддержку.
Следите за режимом дня подростка. Убедитесь в том, что он достаточно отдыхает, не имеет проблем со сном. Поощряйте физическую активность. Научно доказано, что движение уменьшает уровень стресса и улучшает общее настроение.
Обсуждайте вместе с ребенком психологические проблемы других людей (при чтении новостей, просмотре фильмов). Избегайте негативных оценок и осуждения.
Если возникла неприятная ситуация, спросите, как можно помочь. А также научите ребенка стратегии управления стрессом. Порекомендуйте такие методы, как глубокое дыхание, медитация, йога. При необходимости покажите ресурсы психологической самопомощи (книги, сайты).