Онлайн-конференция для психологов и интересующихся
«Где потерялось счастье?»
16 ноября в 11:00 МСК
16 ноября
в 11:00 МСК
Участвовать

Определение детского психоанализа и что появляется на разных этапах его развития

Среди тех, кто основал детский психоанализ, выделяют дочь Зигмунда Фрейда, Анну, продолжившую дело отца. Упомянуть стоит и ряд других ученых, которые внесли немалый вклад в развитие направления: Сабину Шпильрейн, Карла Абрахама, Мелани Кляйн.
Детский психоанализ
🔥 Бесплатный курс из 4 видеоуроков: самое важное в нескучном формате о воспитании ребенка
Смотреть

Что такое детский психоанализ

Детский психоанализ представляет собой метод лечения психических расстройств. Работа проводится с бессознательными процессами, определяющими поведение человека.

В основе направления лежат идеи аналитической психотерапии.

Работа осуществляется с детьми, подростками, членами их семей. В процессе терапии ребенка и его родителей обучают понимать чувства, эмоции, контролировать их проявления. Члены семьи учатся искать конструктивные способы решения конфликтов.

Кто считается основателем детского психоанализа

Детский психоанализ развивался благодаря усилиям многих ученых.

Сабина Шпильрейн

Автор работы «Деструкция как причина становления». Эмпирически обосновала теорию комплексов Юнга, отличающуюся от классического психоанализа.

Первой четко сформулировала гипотезу, согласно которой человеческая психика не является целостной структурой, а объединяет многие относительно независимые. Она ввела понятие родовой души, которое стало прообразом концепции коллективного бессознательного.

Сабина Шпильрейн

Карл Абрахам

Психоаналитик, ученик Зигмунда Фрейда. Повлиял на появление теории объектных отношений, исследовал травматические неврозы, ранние стадии психосексуального развития. Изучал также психологию алкогольной зависимости, биполярное аффективное расстройство, депрессию и ряд иных патологий.

Карл Абрахам

Анна Фрейд

Разработала теории защитных механизмов. Исследовала «трудных» детей, в частности агрессивных и тревожных. Разработала концепцию, согласно которой агрессия изначально заложена в структуре личности.

В норме она должна перенаправляться от человека к внешнему миру. Анна Фрейд изучала и патологические проявления агрессии и детей. На основе исследований сделала вывод, что таковые возникают, если ребенок вырос в аномальных условиях (например, в концлагере или детском доме).

Анна Фрейд
fire
author

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

6 бесплатных способов глубже понять себя и окружающих

Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.

Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.

Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!

material

5 шагов к здоровой самооценке

чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой

material

Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи

найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее

material

Как найти себя и свое место в мире за 4 шага

авторский метод профориентирования

material

Время не лечит: как справиться с душевной болью

2 эффективных упражнения

material

Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах

взгляните на свою жизнь со стороны

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1289 раз

Мелани Кляйн

Разработала технику работы с детьми, использующуюся и в современном мире психологии. В качестве аналога свободных ассоциаций, применяющихся со взрослыми, стала использовать игровую деятельность.

Много внимания уделяла переносам, контрпереносам. Открыла значение расщепления сознания ребенка на состояния «плохой» и «хороший».

Мелани Кляйн

Другие ученые

Вклад внесли и другие ученые:

1
Шандор Ференци

Не считал важным для терапевтического процесса восстановление в памяти пациента травмирующих воспоминаний. Требовал от психоаналитиков больше тепла и участия проявлять к людям, с которыми те работают. Полагал, что индивид на уровне инстинктов желает вернуться в лоно матери.

2
Джон Боулби

Изучал теорию привязанности. Внес вклад в изменение подхода к воспитанию детей.

3
Маргарет Малер

Разработала теорию сепарации-индивидуализации.

4
Дональд Вудс Винникотт

Автор концепции внутренней реальности. Создатель арт-терапевтической методики «Игра в каракули».

Этапы детского психоанализа

Направление развивалось в 4 этапа.

Первый

Накопление эмпирических знаний происходило на первом этапе. Последователи и ученики Зигмунда Фрейда собирали и изучали различные факты. За основу брали жизни собственных детей, пациентов.

Второй

На этой стадии велись активные дискуссии о том, возможно ли работать с ребенком в психоаналитическом подходе. Согласовывали показания, противопоказания.

Детский психоанализ при этом воспринимали как дополнение ко взрослому. Результатом споров стало составление требований к психоаналитику, перечня правил (например, запрета на работу с собственными сыновьями и дочерями).

Третий

На данной стадии возникли первые площадки для проведения экспериментов, проверки теорий. Начали развиваться психоаналитические институты, где детям оказывали помощь, параллельно проводя за ними наблюдение. Обучение специалистов (теоретиков и практиков) при этом активно расширялось, распространялось по миру.

Обучение
Обучение профессионалов началось в третьем этапе развития детского психоанализа.
Бесплатный вводный курс
в профессию Детский психолог
Первый шаг для тех, кто хочет стабильную профессию в сложное время
  • 4 урока и практические упражнения, которые помогут в воспитании ребенка и улучшении ваших отношений
  • обратная связь - возможность задать вопрос профессиональному психологу
  • бонусы и подарки стоимостью 20 000₽, которые вы получите совершенно бесплатно
  • электронный сертификат в конце обучения

Четвертый

Исследование детской психопатологии появляется на 4-м этапе развития направления. Изучались также проблемы привязанности, сепарации, объектные отношения. Фокус исследователей сместился с инстинктивной жизни на отношения между близкими людьми.

Правила проведения детского психоанализа

Принципы работы с детьми те же, что и со взрослыми.

Главными условиями работы с несовершеннолетними считаются:

  • адаптация техник и методик к возрасту пациента;
  • терапевтический союз не только с ребенком, но и с его родителями или законными представителями;
  • обмен информацией между психоаналитиком и родителями.

Полезная литература

К изучению рекомендованы:

  1. «Детская психоаналитическая терапия в Великобритании». Автор Леонова Н. К.
  2. «Психоанализ раннего детского возраста». Автор Шпиц Р.
  3. «Психология «Я» и защитные механизмы». Автор Фрейд А.
  4. «Развитие одного ребенка. Воспитание детей и психоанализ». Автор Кляйн М.
  5. «Маленький петушатник. Психоанализ детской сексуальности». Автор Ференци Ш.
  6. «Постклассический психоанализ. Энциклопедия». Автор Лейбин В.
  7. «На стороне подростка». Автор Дольто Ф.

Перечень литературы в данной сфере ежегодно увеличивается.