в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листНеврозы – это проблема сразу детской психиатрии и педиатрии. Кроме психологических страданий ребенок испытывает и физические. Соматическая составляющая может быть настолько сильной, что у человека возникают тяжелые соматические патологии при нормальном органическом фоне.
На неврозы приходится до 45% от всех психических расстройств у детей. У мальчиков их диагностируют в 1,5 раза чаще, чем у девочек. В группе риска дошкольники и младшие школьники.
Выделяют несколько разновидностей невроза.
Неврастения возникает у робких, мнительных детей. Может развиться после продолжительных инфекционных патологий, из-за длительного стресса или чрезмерной нагрузки.
Ребенок становится тревожным, подверженным страхам и фобиям.
Появляются проблемы с засыпанием, сонливость в светлое время суток. Шум, яркий свет вызывают чрезмерную реакцию. Из соматических проявлений наблюдаются головные боли, расстройства стула, болезненность в области грудной клетки.
Тяжелая ситуация, при которой происходит бессознательное отчуждение некоторых психических процессов. Расстройства развиваются из-за острого стресса, психотравмирующей ситуации: смерти близких, автомобильной аварии, пережитого насилия (в т. ч. сексуального) и т. д. Проявляться проблема может по-разному: провалами в памяти, множественным расстройством личности, деперсонализацией.
Чаще всего отмечается у детей с повышенной моральной ответственностью. Больные педантичны, четко следуют личным принципам. Страдают от навязчивых переживаний, страхов и фобий, сами желают избавиться от данных ощущений. Например, могут бояться смерти или боевых действий.
Наблюдается обсессия: спазмы, навязчивые движения.
Ребенок регулярно совершает ритуальные действия, помогающие снизить уровень тревожности (например, грызет карандаш или постоянно моет ладони).
Чаще наблюдается у застенчивых детей, переживших стрессовую ситуацию или долгое время переутомлявшихся. Преобладает симптоматика тревожности. При обострении у ребенка отмечаются потливость, тошнота, рвота, головные боли, головокружения.
Появляется у детей, склонных к демонстративному поведению. У маленьких детей возникают акты непроизвольного мочеиспускания или дефекации. Если у ребенка уже сформировалась речь, он может отказываться поддерживать диалог, никак не реагировать даже на прямое обращение к нему.
Подростки устраивают истерики с выгибанием тела, театральным поведением и громкими рыданиями. Иногда развиваются истерическая слепота либо судороги.
Чаще всего возникает из-за продолжительного воздействия психотравмирующих факторов, связанных с семьей. Чаще диагностируется у подростков. Дети становятся замкнутыми, большую часть времени проводят в одиночестве.
Настроение постоянно подавленное, речь скудная, мимика выражена слабо. Возникают нарушения сна, аппетита, снижается уровень физической активности.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
К данной группе относят ряд неврозоподобных патологий, проявляющихся отдельными признаками. Например, у больного могут отмечаться тики.
Иногда ребенок утрачивает способность контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.
Может развиваться заикание, причиной которого становятся судороги мышц, участвующих в осуществлении речи.
Соматические проявления выражаются сильнее психологических. При исследованиях врачи не могут выявить проблем, нарушений или отклонений.
У ребенка часто возникают головные боли, ощущение сдавливания грудной клетки, расстройства стула, может появиться тремор конечностей или нервный тик. При этом психологические симптомы выражены слабо, а иногда – совсем отсутствуют.
Повлиять на развитие невроза может ряд факторов: отягощенный семейный анамнез, некоторые особенности психики, синдром хронической усталости, недостаток сна, чрезмерные умственные и физические нагрузки.
Риск развития неврозов у детей, растущих в неблагополучных семьях, возрастает. Если родители злоупотребляют алкоголем, принимают психоактивные вещества, постоянно ссорятся на глазах у ребенка, дерутся, маленький человек постоянно переживает стресс.
В неполной семье проблема часто возникает, если мама рано была вынуждена выйти на работу. Чаще неврозы диагностируют у детей, родители которых испытывали финансовые сложности.
Травмирующее событие может приводить к развитию невроза. Если ребенок попадал в аварию, пережил тяжелое заболевание, видел смерть другого человека, оказался в зоне боевых действий, стал жертвой либо свидетелем насилия, он получает эмоциональную травму. Самостоятельно ребенок не способен справиться с тяжелыми переживаниями, что приводит к негативным последствиям.
Постоянно повторяющиеся периоды стресса тоже способствуют развитию невроза. Возникать они могут по разным причинам: из-за деструктивного поведения родителей, подготовки к экзаменам или соревнованиям, появления сиблинга, переезда. Ресурсы организма истощаются. Развивается невроз.
При неврозах проявляется ряд психологических и соматических симптомов.
Ребенок постоянно тревожится, беспокоится, хотя прямой угрозы его жизни, здоровью или благополучию нет. Из-за тревоги снижается способность к концентрации внимания.
Успеваемость в школе падает. Дети младше 6 лет могут устраивать истерики, отказываться спать в комнате в одиночестве.
Если появляются ритуалы, помогающие успокоиться, они занимают много времени, что приводит к частым опозданиям. Попытки помешать ребенку совершить ритуал часто приводят к истерикам.
Из соматических симптомов наблюдается учащение ритма сердечных сокращений. У ребенка могут возникать болезненность в области груди, головокружение, головная боль, ощущение нехватки воздуха. Он жалуется на неприятные ощущения, но врачи не находят заболеваний, анализы остаются в норме.
Эмоциональное состояние детей при неврозе постоянно подавленное. Сниженное настроение сочетается с апатичностью. Большую часть времени ребенок стремится провести в одиночестве, избегает общения с родителями или со сверстниками.
Может большую часть времени спать, становиться капризным, плаксивым, пессимистичным. У подростков нередко возникает депрессия, которая становится причиной суицидальных мыслей и попыток.
Настроение становится нестабильным. Периоды радости резко и без видимой причины сменяются унынием, печалью, раздражением. Ребенок реагирует на те стимулы, которые раньше не вызывали эмоций. При этом ведет себя неадекватно.
Наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста, подростков. Ребенок кричит, плачет, может падать на пол и выгибать тело в нефизиологических позах, бить руками и ногами, а иногда и головой. Иногда дети рвут на себе волосы, царапают себя в процессе.
К возможным осложнениям относят:
Артем, 7 лет. После пережитой операции по удалению аппендикса стал мнительным и тревожным. Постоянно сообщает родителям о болях, странных ощущениях, ищет у себя симптомы заболеваний.
При этом врачи не находят каких-либо отклонений. Обеспокоенность Артема здоровьем мешает ему играть с другими детьми, проявлять активность: ребенок испытывает сильную тревогу, а если родители пытаются стимулировать контакт с другими людьми – впадает в истерику.
Для диагностики следует обратиться к психиатру. Врач проведет беседу с родителями и с ребенком, чтобы уточнить возникающие симптомы. Затем назначит дополнительные исследования: ЭКГ, ЭЭГ, РЭГ, МРТ, сомнографию. Чтобы исключить сопутствующие заболевания, ребенка направляют к неврологу, кардиологу, гастроэнтерологу.
Лечение включает применение медикаментов, психотерапию. Дополнительно – физиотерапию.
Врач может назначить транквилизаторы, седативные препараты, нейролептики, психостимуляторы, ноотропы, для восполнения дефицитов – подобрать комплекс витаминов.
Цель приема медикаментов заключается в устранении патологической симптоматики. Продолжительность курса, схему приема лекарств должен подбирать врач.
Психотерапия проводится в индивидуальной либо групповой форме. Методы зависят от возраста ребенка. С детьми помладше используют игровые техники, арт-терапию.
Для подростков чаще выбирают КПТ, гештальт или психодраму. Нередко назначают семейную терапию. В процессе родители учатся выстраивать контакт с ребенком и друг с другом. Работа проводится со всеми членами семьи, что позволяет избавиться от большей части внутренних конфликтов.
Физиотерапия помогает снизить дозировки лекарств до минимальных. Техники ЛФК направлены на расслабление или, наоборот, стимуляцию организма. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными средствами. Могут быть назначены хвойные ванны, массаж спины, шеи, конечностей.
Предотвратить развитие патологии проще, чем заниматься ее лечением.
Чтобы защитить ребенка или подростка от подобного нарушения, следует:
Это позволит снизить количество переживаний, а значит, к ребенку во время внутриутробного развития будет поступать меньше гормона стресса, кортизола.
Лучше, если один из родителей сам посвятит время развитию младенца. В этот период формируется психика, выстраивается эмоциональная связь между матерью и младенцем. Важна и роль отца. Задача родителей – обеспечить ребенку возможность развиваться, исследовать мир, проявлять активность.
Желательно заранее начать посещать с супругом психолога, чтобы разобраться с проблемами в отношениях. В присутствии ребенка ругаться нельзя. Это правило касается и новорожденных, и дошкольников, и подростков. Дети никогда не должны видеть и слышать ссор между родителями. Важно проявлять к ребенку любовь, заботу, внимание. Он должен понимать, что нужен и дорог родным.
Если ребенок пережил тяжелую или травмирующую ситуацию, в его поведении возникли негативные изменения, лучше сразу обратиться к психологу или психотерапевту.
Не пытайтесь вылечить ребенка самостоятельно, без врачей. Так вы можете навредить ему, усугубить ситуацию. Со своей стороны родители могут организовать детям сбалансированное питание, оптимальный режим.
Важно следить, чтобы ребенок не переутомлялся, отдыхал, высыпался.
Следует снизить количество стрессов, насколько это возможно. Дома старайтесь не ругаться. С ребенком общайтесь в спокойном тоне. Если у одного или обоих родителей диагностирован невроз, важно начать лечение.
Дети могут копировать поведение взрослых. Кроме того, тревожные отец и мать станут неосознанно транслировать установки и убеждения, провоцирующие появление аналогичной симптоматики у ребенка.