в 11:00 МСК
Чтобы не навредить собственным детям, необходимо проанализировать, какие черты характера в них нужно развивать, а какие прорабатывать, постепенно вытесняя. Если самостоятельно это сделать не получается, желательно обратиться к психологу.
К этой группе можно отнести:
Уже с 3–4 лет ребенок может анализировать свои поступки и умеет сопереживать окружающим.
Как отрицательные черты характера выделяют:
Психологи объясняют, что дети с высокой чувствительностью обращают внимание на мелочи, автоматически фиксируют нюансы общения, поэтому понимают, как взрослые относятся друг к другу. Для них важнее эмоции, чем внешние проявления, поэтому родители могут чувствовать себя некомфортно, из-за чего срываться.
Подобное поведение наносит развивающейся личности травму и может сломать ее. Поэтому, увидев признаки высокочувствительности, необходимо разработать тактику поведения.
Страх вызывают:
Интуитивные способности быстро развиваются из-за повышенной внимательности к деталям, ускользающим от других. ВЧЛ воспринимают эмоциональные нюансы и намеки, которые остальные могут не заметить.
Это помогает им лучше понимать окружающих и ситуации, быстрее реагировать на изменения среды. Повзрослев и разобравшись в себе, они могут использовать свою интуицию, чтобы принимать лучшие решения и избегать возможных проблем.
Высокочувствительный ребенок с тревогой воспринимает все новое.
Эмоциональную нестабильность могут вызывать:
У личностей с гиперболизированным восприятием действительности больше выражена эмоциональная привязанность к окружающим. Они испытывают страх перед будущим. Родители должны помочь им адаптироваться ко всему новому.
Высокочувствительные дети хотят понять, как устроен мир вокруг них, с 2–3 лет уже пытаются анализировать свои эмоции. Из-за повышенной восприимчивости чувствуют малейшие изменения, вызывающие у них тревогу. А чтобы понять, что происходит, задают вопросы.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Реакция на боль зависит от различных факторов.
К ним относятся:
Но есть еще одна важная составляющая – эмоциональная сфера. Чем выше восприимчивость, тем ниже болевой порог. Дети, которые быстро поддаются тревожности, чувствуют неприятные ощущения из-за малейших негативных влияний (например, не очень мягкой ткани, смены температуры воды и т. д.)
Шумные забавы вызывают сильные эмоции, что приводит к развитию дискомфорта. Высокочувствительные дети инстинктивно избегают шума и повышенной активности.
К тому же им доставляет удовольствие проявлять креативность, включать воображение. Поэтому они выбирают рисование, конструирование, лепку и другие занятия, в которых могут проявить свои творческие способности.
Очень часто дети с повышенной чувствительностью замыкаются в себе. Это вызвано неприятием со стороны окружающих. Их называют капризными, избалованными, советуя родителям проверить на аутизм.
Из-за подобного отношения проявляется агрессивность, которая маскирует внутреннюю неуверенность. Тревогу близких вызывают следующие черты.
Родителей может пугать, что ребенок замечает все:
Поскольку в раннем возрасте держать в себе эмоции невозможно, то все, что вызывает вопросы, озвучивается. Это может спровоцировать ссоры в семье или конфликты с окружающими.
Чтобы помочь систематизировать поступающую информацию, желательно все изменения объяснять. Разговаривать как с равным, не делать скидку на возраст.
Например, одеваясь на корпоратив, объяснить, зачем мама красится более ярко. А меняя духи – почему старый запах надоел. Нельзя подавлять чувства, заставлять молчать, закрываться в себе. Чем ближе эмоциональная привязанность к родителям, тем комфортнее будет ощущать себя ребенок.
Возбуждение у ребенка с ВЧ распространяется на все сферы – эмоциональную, познавательную, физическую. Вызвать неадекватное беспокойное поведение могут активные игры, громкая музыка, новые впечатления, полученная интересная информация. Перевозбуждение проявляется как отказ от еды, расстройство сна, повышенная подвижность рук.
Чтобы успокоить высокочувствительного ребенка, можно воспользоваться одним из следующих советов:
Истерики и повышенная плаксивость – это реакция на ограничения.
Некоторые проявления могут пугать:
Физическое наказание или попытка подавить проявление только ухудшат ситуацию, могут спровоцировать скрытую агрессию или дать толчок к развитию замкнутости.
Если у ребенка повышенная чувствительность, не нужно «включать игнор». Достаточно объяснить, почему нужно делать то, что требуют родители на данном этапе. Разговор в спокойном тоне поможет переключить эмоции и сформировать навыки правильного поведения.
Психолог Элейн Эйрон объясняет подобное качество у детей с ВЧ тем, что они рано начинают понимать, что в незнакомых обстоятельствах нужно менять манеру поведения, а как, еще не осознают.
То есть они стремятся к приключениям, но стараются «подстелить соломку». Подобное вызывает недоумение у родителей. Например, когда предлагают покататься на карусели, а ребенок отказывается.
Неприятие и раздражение вызывают:
С одной стороны, это хорошо. При переходе через дорогу такие дети обязательно посмотрят налево и направо, не будут лазить по деревьям, если есть риск, что ветка сломается, пробовать наркотики.
Но с другой – если не расширять границы, то познавать окружающий мир невозможно.
Чтобы создать ребенку комфортную обстановку, нужно разговаривать с ним, разделять ежедневные трудности, приводить примеры, помогая ему знакомиться с новыми возможностями.
А чтобы снизить порог возбуждения, стараться уменьшить выбор. Например, ограничить количество новых игрушек, вводить в меню новые вкусы по одному. Заранее рассказывать о поездках и визитах, чтобы дать возможность внутренне подготовиться.
Нужно сразу понять, что переделывать ребенка не нужно. Он здоровый, у него нет психологических отклонений. Но у него иное восприятие окружающего мира, и ему нужно помочь адаптироваться, чтобы не подвергать насмешкам окружающих.
Если научить его контролировать эмоции, перестать стесняться себя, он сможет легко входить в разные группы социума. А пока ребенок подрастает и осознает, чем он отличается от своего окружения, постараться создать ему спокойную обстановку.
Нельзя общаться с ВЧД с иронией, позволять себе насмешки. Повышенная восприимчивость к мнению взрослых выращивает внутренние комплексы, заставляет стыдиться себя. В дальнейшем ребенок будет занимать позицию жертвы.
Нужно быть готовым всегда выслушать, объяснить, как можно воспринимать ситуации с другой стороны. Нельзя обесценивать переживания, усугубляя страдания. Если поступок неправильный, желательно объяснить почему и как его можно исправить.
Нельзя заставлять стыдиться своих потребностей. Например: «Все укрываются подобным одеялом, а ты не можешь». Или пытаться подавить чувствительность, специально причиняя дискомфорт, чаще заставляя присутствовать на многолюдных мероприятиях, потому что там «веселятся все».
Нужно учиться прислушиваться к просьбам ребенка, помогая ему раскрываться. Человек, который стыдится своего поведения, становится пассивным и начинает остро ощущать собственную беспомощность.
Помогая ребенку, открывая ему «большой мир», никогда нельзя концентрировать внимание на опасениях. Наоборот, дать возможность узнать самому, что новое интереснее и не опаснее старого. Сделать это легко – в первое время разделять с ним все, что кажется испытанием.
А для облегчения адаптации следует ограничить выбор. Такой подход поможет быстрее принять решение. Например, сразу сказать: пойдем в парк, но, если устанешь, сразу вернемся.
Приступы непослушания у ВЧД указывают на повышенную требовательность родителей и ошибки в воспитании. Приучая такого ребенка управлять эмоциями, нужно научиться сдерживаться самому.
Разговаривая с ним, необходимо:
Хорошее поведение всегда следует поощрять. Подобное отношение поможет сформировать нужные навыки и ускорит социальную адаптацию.
Когда ребенку исполнится 6–7 лет, уже можно обсудить особенности темпераментов, объяснить их отличия. Рассказать, что все люди разные, и он, такой эмоциональный, не один. Поэтому не следует считать себя хуже или лучше других. Слово «чувствительность» лучше не употреблять.
Воспитывая ВЧР, необходимо осознавать его особенности, предугадывать реакции в некомфортных ситуациях.
Также следует понимать, что у него должно быть больше времени на восстановление, ему нужно давать расслабиться в тишине и одиночестве.