Онлайн-конференция для психологов и интересующихся
«Где потерялось счастье?»
16 ноября в 11:00 МСК
16 ноября
в 11:00 МСК
Участвовать

Главные этические принципы в работе психолога

Этический кодекс психолога – это набор принципов и стандартов, разработанных профессиональными ассоциациями и организациями, которые регулируют деятельность психологов. Определяет нормы поведения, требования к компетентности специалистов и неприкосновенности личной жизни клиентов.
Этический кодекс психолога
🔥 Концентрат информации о профессии Психолог-консультант: бесплатный вводный курс из 4 уроков
Смотреть

Суть этического кодекса психолога

В РФ отсутствует универсальный этический кодекс, однако большинство практикующих психологов ориентируются на стандарты, предложенные Российским психологическим обществом (РПО) в 2012 г. Они представляют собой набор правил, определяющих нормы поведения и профессиональной практики в области психологии.

Информация, которая содержится в кодексе, основана на аналогичных документах, разработанных в США, Испании, Германии, но дополнена положениями с учетом системы образования РФ.

Кроме того, для каждой организации существуют собственные этические правила. Например, педагогические психологи внимание уделяют процедурам диагностики детей. Поэтому кодекс устанавливает требования для получения письменного согласия от родителей перед сеансом с ребенком.

Подчеркивается, что интересы несовершеннолетнего имеют приоритет перед целями учебного заведения. Педагогический психолог должен действовать автономно, защищая права детей.

Основные этические принципы и правила работы психолога

В работе психолога ключевую роль играют этические принципы. Они определяют отношение специалиста к клиентам, коллегам и обществу.

Принцип уважения

Психолог должен проявлять уважение ко всем клиентам независимо от их возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религиозных убеждений или социального статуса.

Это выражается в принятии пациента таким, какой он есть, и в поощрении его самовыражения, самоопределения, нравственных принципов.

ПринципОписание
Признание равенстваПсихолог относится к каждому клиенту как к равному партнеру в процессе консультирования, не умаляя его статуса или самооценки
Принятие безусловностиЭксперт принимает человека без суждений и предвзятости. Это подразумевает готовность слушать и понимать клиента, даже если его взгляды или поведение вызывают непонимание

Психолог должен поощрять клиента к самопониманию и самоопределению, помогая ему выражать чувства, мысли и желания в открытой и поддерживающей атмосфере.

Принцип конфиденциальности

Принцип конфиденциальности подразумевает, что клинический психолог:

  • обязан хранить в тайне информацию, полученную от пациента в ходе консультации, включая личные сведения, историю заболеваний, содержание бесед;
  • не имеет права разглашать данные или сведения о клиенте без его согласия, за исключением случаев, когда это необходимо для предотвращения угрозы жизни, безопасности самого человека или других лиц;
  • должен принимать меры для безопасности хранения и передачи конфиденциальной информации, используя соответствующие технические и организационные меры защиты.

Нарушение принципа конфиденциальности влечет последствия, включая потерю доверия клиента, ущерб для репутации психолога и даже юридическую ответственность.

Сеанс у клинического  психолога - это конфиденциальность
Клинический психолог обязательно должен соблюдать конфиденциальность
Фото: yuttana Contributor Studio / Сайт shutterstock.com

Принцип ответственности

Принцип ответственности заключается в том, что специалист обязан:

  • обдумывать возможные последствия своих действий и решений для клиента, группы людей и общества;
  • работать в соответствии с нормами и стандартами практики, придерживаясь профессиональной этики;
  • прилагать усилия для защиты интересов клиента, предоставляя ему эффективную помощь;
  • честно и открыто информировать пациента о возможных рисках и ограничениях работы, помогая ему принимать информированные решения относительно лечения или консультирования;
  • анализировать работу, признавать ошибки и стремиться к постоянному совершенствованию навыков, знаний.
fire
author

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

Трамплин для начинающих психологов: подборка экспертных материалов

Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.

Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!

material

Гайд по профессии Психолог-консультант

все, что необходимо знать о работе специалиста

material

Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»

ценности, ориентиры и установки консультанта

material

ТОП-15 ошибок начинающего психолога

не совершайте их никогда

material

Инструкция «Первая консультация с клиентом»

простые, рабочие и эффективные советы

material

Гайд «Этапы консультирования»

задачи, техники, типичные ошибки

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1289 раз

Принцип честности

Этот принцип предполагает искреннее и правдивое взаимодействие психолога с клиентом, отсутствие манипуляций, обмана или скрытых мотивов.

Специалист обязан:

1

Общаться с клиентом прямо, не скрывая от него важной информации или мотиваций. Стремиться к честной и открытой коммуникации, давая четкое представление о целях, методах и ожиданиях.

2

Поддерживать клиента исключительно на основе его потребностей и интересов, не допуская вмешательства собственных убеждений. Быть честным в рекомендациях и советах, предоставляя пациенту объективную информацию и помогая ему принимать осознанные решения, выступая в роли своеобразного педагога.

3

Признавать профессиональные и личные ограничения, не претендуя на знание или компетенцию в областях, в которых не хватает достаточного опыта или образования. Нельзя рекомендовать что-то, если у него нет уверенности в эффективности метода.

4

Придерживаться высоких стандартов этики и профессиональной ответственности, не делать и не допускать неприемлемых действий или нарушений прав, интересов клиента.

Честность и открытость на сеансе психолога
Честность и открытость должны присутствовать в работе с пациентом
Фото: fizkes / Сайт shutterstock.com

Принцип компетентности

Принцип компетентности состоит в том, что врач должен:

1

Иметь образование в области психологии или родственных дисциплин, лицензию или сертификат для занятия деятельностью.

2

Стремиться к постоянному совершенствованию знаний, навыков, участвуя в семинарах, конференциях и других формах обучения. Обучение и развитие можно рассматривать как ценный подарок для психолога и его клиентов, открывающий новые перспективы и возможности для роста, развития личности.

3

Применять знания, навыки в соответствии с принципами этической практики, избегая некомпетентных или непрофессиональных действий.

Принцип компетентности служит гарантией того, что психологическая практика соответствует моральным, этическим стандартам.

Совершенствование навыков психолога
Психолог должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки
Фото: SmartPhotoLab / Сайт shutterstock.com

Обсуждение условий сотрудничества

При этической работе важно установление четких и взаимопонятных условий сотрудничества. Это помогает создать прозрачную и доверительную атмосферу, способствующую эффективному проведению консультаций и достижению поставленных целей.

Что обязан сделать психолог:

  • обсудить с клиентом его цели и ожидания от консультаций, чтобы обеспечить адекватность, эффективность проводимых мероприятий;
  • определить четкие рамки сотрудничества, включая частоту и продолжительность сессий, условия отмены или изменения встреч;
  • описать тому политику конфиденциальности, включая обязанность сохранять тайну и случаи, когда разглашение информации считается оправданным или необходимым;
  • объяснить пациенту методики, подходы и техники работы, а также принципы, на которых они основаны;
  • ясно описать условия оплаты услуг, включая стоимость сессий, способы расчета, возможные скидки или программы льгот.

Клиенту следует быть в курсе прав и обязанностей в рамках сотрудничества, а также понимать, какие функции выполняет психолог.

Важной считается психодиагностика. Это процесс оценки и измерения психологических характеристик и состояний личности.

Она представляет собой систематический подход к сбору, анализу и интерпретации информации об особенностях индивида с целью определения его способностей, навыков, выявления возможных проблем или расстройств.

Процесс психодиагностики включает различные методы и инструменты, такие как тестирование, опросы, интервью, наблюдение. В зависимости от целей и задач исследования, психолог использует как стандартизированные тесты и методики, так и индивидуальные подходы.

Основные цели психодиагностики:

1

Определение психологических особенностей личности: интеллекта, характера, эмоционального статуса и мотивации.

2

Выявление специфических проблем или расстройств: депрессии, тревожности, нарушений поведения.

3

Планирование программ лечения, коррекции или развития на основе выявленных особенностей и проблем.

4

Оценка эффективности проводимых психологических вмешательств и программ.

Психодиагностика личности
Предварительно проводится психодиагностика личности
Фото: New Africa / Сайт shutterstock.com
Как наладить своё душевное состояние
и начать зарабатывать с помощью психологии
Бесплатный вводный курс для лёгкого старта в профессии Психолог-консультант
о важном в нескучном формате
обратная связь
сертификат в конце обучения
бонусы до 25 000 ₽

Как работает кодекс Российского психологического общества, и ответственность за его нарушение

Кодекс этической деятельности психологов, утвержденный Российским психологическим обществом (РПО), содержит основные принципы и нормы, которыми должны руководствоваться специалисты.

В нем содержатся обязанности врачей перед клиентами, коллегами, установлены правила взаимодействия в процессе консультаций и исследований.

Ответственность за несоблюдение кодекса различается, что зависит от характера нарушения, его последствий.

Допустимые санкции включают:

1

Дисциплинарные меры со стороны профессионального объединения. Например, выговор, временное приостановление членства или исключение из объединения.

2

Гражданско-правовую ответственность за свои действия в случае причинения вреда клиенту или другим лицам в результате нарушения этических норм или профессиональных стандартов.

3

Административную ответственность в соответствии с законодательством России.

4

Уголовную ответственность при несоблюдении законов, Конституции РФ, в т.ч. нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Эти меры направлены на защиту интересов клиентов и общества, поддержание доверия к профессии. Соблюдение этических норм и принципов является обязанностью специалиста перед обществом, служит основой его работы с клиентами.