Виды памяти в психологии: классификация и применение

Память – не единое хранилище, а сложная система процессов. В психологии выделяют виды памяти по длительности (сенсорная, кратковременная, долговременная), по характеру материала (двигательная, образная, эмоциональная), по степени осознанности и способу запоминания. Понимание своего профиля памяти помогает эффективнее учиться, работать и развиваться.
Виды памяти в психологии: классификация и применение
Читайте в статье
Пройдите тест и получите PDF-карту с разбором вашего мышления, чувств и способностей к психологии
Пройти тест

Что такое память в психологии и зачем ее изучать

Представьте на минуту, что проснулись утром и не помните, кто вы. Не узнаете родных. Не знаете, как чистить зубы или завязывать шнурки. Пугающая картина, не правда ли? Именно память делает нас теми, кто мы есть.

Память – это не просто хранилище прошлых событий, а сложный психический процесс, который формирует личность, связывает прошлое с настоящим и обеспечивает способность обучаться. Благодаря памяти мы можем применять опыт для решения новых задач, выстраивать отношения с людьми, развивать профессиональные навыки.

Понимание того, как работают разные виды памяти, дает огромные практические преимущества. Студент, знающий о механизмах кратковременной памяти, будет структурировать учебный материал иначе. Преподаватель, осознающий роль эмоциональной памяти, сделает занятия более запоминающимися. Руководитель, понимающий принципы запоминания, организует рабочие процессы эффективнее.

Обратите внимание: забывание – это не поломка памяти, а ее нормальная функция. Мозг постоянно фильтрует информацию, освобождая ресурсы для новых задач. Если бы мы помнили каждую деталь каждого дня, это парализовало бы способность мыслить и принимать решения.

Клиентка психолога жаловалась на «ужасную память» – забывала, куда положила ключи, что хотела купить в магазине. Однако детально воспроизводила диалоги с коллегами недельной давности. Проблема оказалась не в памяти как таковой, а в распределении внимания. Разобравшись в видах памяти и способах запоминания, она научилась использовать свои сильные стороны (хорошую слуховую и эмоциональную память) для компенсации рассеянности.

Как психологи классифицируют память: основные критерии

Память человека – не монолитная структура, а сложная система взаимосвязанных процессов. Чтобы понять, как она работает, психологи классифицируют ее по нескольким ключевым критериям:

  • По длительности хранения информации – сенсорная (ультракратковременная), кратковременная, оперативная, долговременная;
  • По характеру запоминаемого материала – двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая;
  • По степени осознанности (произвольности) – произвольная и непроизвольная;
  • По способу запоминания – механическая и смысловая;
  • По модальности (сенсорному каналу) – зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая.

Эти критерии не исключают друг друга. Например, вы можете произвольно (с усилием воли) запоминать визуальный образ с помощью смысловых связей, чтобы сохранить его в долговременной памяти.

Критерий классификации Виды памяти Пример
Длительность хранения Кратковременная Запомнили телефонный номер, чтобы тут же набрать
Характер материала Двигательная Навык езды на велосипеде
Степень осознанности Непроизвольная Запомнили мелодию из рекламы, не пытаясь
Способ запоминания Смысловая Связали новый термин с уже известными понятиями

Виды памяти по длительности хранения информации

Информация проходит через несколько «этажей» памяти, прежде чем закрепиться надолго или исчезнуть. Каждый из этих уровней имеет свои характеристики, объем и длительность сохранения материала.

Сенсорная (ультракратковременная) память

Это первичная регистрация сигналов от органов чувств – своеобразный буфер между восприятием объекта и его осознанием. Сенсорная память хранит информацию доли секунды (0,1–0,5 сек для зрительных образов, до 2 секунд для звуковых).

Именно благодаря сенсорной памяти мы видим плавное движение в кино, хотя это всего лишь череда статичных кадров. Каждый кадр остается в иконической (зрительной) памяти достаточно долго, чтобы «наложиться» на следующий, создавая иллюзию движения.

Кратковременная память

После того как информация привлекла внимание, она попадает в кратковременную память – своеобразный «рабочий стол» сознания. Здесь данные хранятся 20–30 секунд, если их активно не повторять.

Объем кратковременной памяти ограничен знаменитым числом психолога Джорджа Миллера – 7±2 элемента. Именно поэтому телефонные номера традиционно разбивают на группы: легче запомнить 8-916-123-45-67, чем 89161234567.

Правило 7±2: наша способность сохранять информацию во временном хранилище ограничена. Но есть хитрость – группировка (chunking). Последовательность ФСБКГБМИДМЧС сложно запомнить. Но если разбить на группы ФСБ КГБ МИД МЧС, задача становится легче, потому что мозг кодирует уже не 12 букв, а 4 осмысленных блока.

Механизм кратковременной памяти основан на циркуляции нервных импульсов в замкнутых цепях нейронов. Пока информация «крутится» в этих цепях – она доступна. Как только циркуляция прекращается (вас отвлекли, вы переключили внимание) – информация теряется, если не успела перейти в долговременное хранилище.

Оперативная память

Оперативная память – это «активная» часть кратковременной, используемая для текущих задач. Она обеспечивает запоминание промежуточных результатов в процессе деятельности.

Когда вы решаете математический пример в уме, держите в голове несколько чисел одновременно или следите за логикой сложного предложения – работает оперативная память. После завершения задачи эта информация может благополучно забыться.

Долговременная память

Долговременная память – это главное хранилище нашего опыта, знаний и навыков. Объем долговременной памяти практически неограничен, а длительность сохранения может измеряться десятилетиями.

Механизмы долговременной памяти принципиально отличаются от кратковременной. Здесь происходят структурные изменения в нейронах: образуются новые синаптические связи, усиливаются существующие. Этот процесс называется консолидацией памяти.

Долговременная память неоднородна. Декларативная (эксплицитная) память – то, что можно осознанно вспомнить и выразить словами. Эпизодическая память хранит воспоминания о личных событиях, привязанных ко времени и месту (первый день в школе, вчерашний ужин). Семантическая память содержит общие знания о мире, не связанные с конкретным опытом (Москва – столица России, вода замерзает при 0°C).

Процедурная (имплицитная) память – знание «как делать», навыки и умения, которые воспроизводятся автоматически, без сознательного контроля (езда на велосипеде, печать на клавиатуре, плавание).

Тип памяти Объем Длительность Механизм
Сенсорная Большой 0,1–2 сек Первичная обработка сигнала
Кратковременная 7±2 элемента 20–30 сек Циркуляция импульсов
Долговременная Практически неограниченный Годы, десятилетия Структурные изменения синапсов
Тест на самооценку: что вы увидели в первую очередь?

Виды памяти по характеру запоминаемого материала

Мозг кодирует разные типы информации по-разному. Движения запоминаются иначе, чем слова, а эмоции – иначе, чем логические построения.

Двигательная (моторная) память

Двигательная память обеспечивает сохранение и воспроизведение двигательных навыков и моторных программ. Это основа любой физической активности – от письма до танцев, от игры на музыкальных инструментах до вождения автомобиля.

Формирование двигательных навыков требует многократного повторения, но зато они отличаются удивительной устойчивостью. Научившись плавать или кататься на велосипеде в детстве, человек сохраняет этот навык десятилетиями, даже без практики. Телу достаточно короткой «разминки», чтобы вспомнить паттерн движений.

Образная память

Образная память позволяет сохранять и воспроизводить зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные, обонятельные образы. У большинства людей доминирует зрительная (визуальная) составляющая – мы хорошо запоминаем лица, места, визуальные детали.

Воспроизведением зрительных образов мы занимаемся постоянно: представляем маршрут до работы, вспоминаем, как выглядит нужный документ, узнаем знакомого в толпе. Люди с хорошей образной памятью легко ориентируются в пространстве, успешны в визуальных профессиях (дизайн, архитектура, фотография).

Существует редкая разновидность образной памяти – эйдетическая, или «фотографическая». Люди с таким типом памяти могут с точностью воспроизводить мельчайшие детали увиденного. Это свойство чаще встречается у детей и редко сохраняется во взрослом возрасте.

Эмоциональная память

Эмоциональная память сохраняет чувства и эмоциональные состояния, связанные с конкретными событиями. Это мощный механизм, который во многом определяет наши предпочтения, страхи, симпатии.

Все мы помним не столько сухие факты из детства, сколько ощущения: тепло бабушкиных рук, страх перед первым днем в школе, радость от подарка на день рождения. Эмоционально окрашенные события запоминаются ярче и дольше.

Этот механизм имеет важное значение для выживания: опыт, связанный с опасностью или удовольствием, должен запоминаться особенно хорошо. К сожалению, этот же механизм лежит в основе психологических травм и фобий.

Эмоциональная память – самая сильная из всех. События, окрашенные яркими переживаниями – радостью, страхом, удивлением, – врезаются в память намного глубже нейтральных. Это эволюционный механизм: мозг запоминает важное – опасное или приятное – чтобы использовать опыт в будущем. Именно поэтому обучение через эмоциональное вовлечение намного эффективнее скучной зубрежки.

Словесно-логическая память

Словесно-логическая память отвечает за запоминание мыслей, понятий, текстов, формул, правил. Это основа для усвоения сложных материалов, абстрактного мышления и интеллектуальной деятельности.

В отличие от механического запоминания слов, словесно-логическая память работает с содержанием, смыслом. Студент, который понял суть теоремы, легко воспроизведет ее своими словами. Тот, кто зазубрил формулировку механически, споткнется на первом же уточняющем вопросе.

Виды памяти по степени осознанности: произвольная и непроизвольная

Мы запоминаем информацию двумя принципиально разными способами: осознанно прилагая усилия либо автоматически, без специального намерения.

Произвольное запоминание и произвольное воспроизведение

Произвольное запоминание – это целенаправленный процесс, требующий волевых усилий. Мы сознательно хотим что-то запомнить и предпринимаем для этого действия: повторяем, выделяем главное, ищем связи с уже известным.

Произвольное запоминание требует внимания, концентрации и часто – применения специальных техник (мнемоник, структурирования, осмысления). Это основа целенаправленного обучения.

Непроизвольное запоминание

Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без специальной установки. Вы не планировали запоминать номер маршрутки, по которой ездите на работу, но он «сам» отложился в памяти. Мелодия из рекламы, лица коллег, запах кофе в любимой кофейне – все это примеры непроизвольного запоминания.

Факторы, влияющие на эффективность непроизвольного запоминания: новизна информации, эмоциональная окраска, личная значимость, яркость, контрастность, повторяемость (многократное столкновение с информацией).

Парадокс: непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного, если правильно организовать среду. Ребенок, который каждый день видит на стене алфавит, выучит буквы быстрее, чем тот, которого усаживают за парту и заставляют их зубрить. Эмоции, интерес, включенность в деятельность создают условия для мощного непроизвольного запоминания.

Виды памяти по способу запоминания

Существует два принципиально разных подхода к запоминанию: механический (зубрежка, многократное повторение без осмысления) и смысловой (через понимание и установление связей).

Критерий Механическая память Смысловая память
Основа Многократное повторение Понимание и установление связей
Скорость Медленная Быстрая (при хорошей базе знаний)
Прочность Низкая, быстро забывается Высокая, сохраняется долго
Применимость Номера, пароли, бессмысленные последовательности Сложный материал, требующий понимания

Для прочного усвоения сложных материалов механического запоминания недостаточно. Нужны смысловые связи. Студент, который понял принцип работы сердечно-сосудистой системы, легко ответит на вопросы о кровообращении. Тот, кто вызубрил определения, не сможет применить знания в нестандартной ситуации.

Специальные виды памяти: топографическая и эйдетическая

Эйдетическая память

Эйдетическая память – способность удерживать и воспроизводить исключительно яркие, детализированные образы. Это явление часто называют «фотографической памятью», хотя термин не совсем точен.

Люди с эйдетической памятью могут «видеть» страницу текста перед глазами спустя время после прочтения, воспроизводить картины в мельчайших деталях. Такая способность встречается редко и чаще у детей.

Топографическая (пространственная) память

Топографическая память отвечает за запоминание пространственных характеристик среды, расположения объектов, маршрутов. Это древняя и очень мощная способность, критически важная для выживания.

Большинство людей легко вспоминают дорогу до дома, расположение комнат в знакомом помещении, ориентируются в районе, где живут. Пространственная память позволяет создавать внутренние «карты местности».

На основе мощи топографической памяти построен древний метод запоминания – «дворцы памяти» (метод Цицерона). Суть метода: мысленно размещаете запоминаемую информацию в знакомом пространстве (комнаты дома, маршрут на работу). Чтобы вспомнить – мысленно «прогуливаетесь» по этому маршруту, «собирая» информацию.

Процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание

Память – это не статичное хранилище, а динамическая система процессов запоминания, сохранения материала, воспроизведения и забывания. Все четыре процесса тесно связаны и обеспечивают работу памяти как целостной системы.

Запоминание

Запоминание – это кодирование информации, перевод ее в форму, пригодную для хранения. Факторы, влияющие на успешность запоминания: внимание, интерес, эмоциональная окраска, повторение, осмысление, связь с уже известным.

Хранение и сохранение материала

Хранение – процесс удержания закодированной информации в течение времени. Длительность сохранения информации зависит от типа памяти: секунды для сенсорной, минуты для кратковременной, годы для долговременной.

В долговременной памяти происходит консолидация – постепенное укрепление следов памяти за счет структурных изменений в нейронах. Этот процесс требует времени (часы, дни) и активно протекает во время сна.

Воспроизведение

Воспроизведение – процесс извлечения информации из памяти. Оно может быть произвольным – когда мы сознательно пытаемся что-то вспомнить, или непроизвольным – когда воспоминание всплывает само.

Важную роль в воспроизведении играют подсказки и контекст. Информация, которую не удается вспомнить «в лоб», легко всплывает при наличии правильного «ключа» – ассоциации, обстановки, в которой происходило запоминание.

Забывание

Забывание – естественный процесс ослабления или утраты следов памяти. Это не поломка, а необходимая функция, которая освобождает ресурсы мозга для новой информации.

Факторы, ускоряющие забывание: отсутствие повторения, интерференция (наложение новой информации на старую), отсутствие эмоциональной или смысловой значимости, недостаток сна, стресс.

fire

Елена Новоселова

Психолог, практический опыт 30+ лет

Трамплин для начинающих психологов: подборка экспертных материалов

Чтобы изменить свою жизнь не нужно ждать понедельника, правильного момента или «волшебного пинка». Перестаньте откладывать и начните действовать, чтобы создать свое идеальное будущее.

Мы подготовили подборку полезных документов, с помощью которых вы погрузитесь в удивительный мир психологии и сделаете шаг навстречу новой высокооплачиваемой профессии. И да, это абсолютно бесплатно!

material

Гайд по профессии Психолог-консультант

все, что необходимо знать о работе специалиста

material

Чек-лист «5 главных принципов работы психолога»

ценности, ориентиры и установки консультанта

material

ТОП-15 ошибок начинающего психолога

не совершайте их никогда

material

Инструкция «Первая консультация с клиентом»

простые, рабочие и эффективные советы

material

Гайд «Этапы консультирования»

задачи, техники, типичные ошибки

Скачать подборку бесплатно

2,8 мБ

Подборка скачана: 1449 раз

Как работает память: от нейронов до сознания

Память – это сложный психический и когнитивный процесс, который реализуется на разных уровнях организации мозга: от отдельных молекул до работы целых нейронных сетей.

На клеточном уровне память связана с изменениями в синапсах – местах контакта нейронов. Когда мы запоминаем что-то, меняется эффективность передачи сигнала между нейронами. Этот процесс называется синаптической пластичностью.

Ключевую роль в формировании новых воспоминаний играет гиппокамп – структура в глубине височных долей мозга. Гиппокамп связывает разрозненную информацию в целостный эпизод и «маркирует» его для долговременного хранения.

Однако сама долговременная память распределена по всей коре больших полушарий. Воспоминание о яблоке хранится не в одной точке, а в виде паттерна активности множества нейронов: зрительная кора хранит образ яблока, обонятельная – его запах, моторная – ощущение от откусывания.

Консолидация памяти – перевод информации из кратковременной в долговременную – требует синтеза новых белков в нейронах. Этот процесс энергозатратен и происходит преимущественно во время сна. Именно поэтому полноценный сон критически важен для обучения.

Особенности развития памяти и индивидуальные различия

Память у разных людей работает по-разному. У одних лучше развита зрительная память – они мыслят образами. Другие легче воспринимают информацию на слух. Третьи лучше запоминают через движение и практику.

Эти индивидуальные различия связаны с врожденными особенностями нервной системы, доминирующим типом восприятия (визуал, аудиал, кинестетик), опытом и тренировкой, профессиональной деятельностью, возрастными изменениями.

Память развивается в онтогенезе. У младенцев доминирует двигательная и эмоциональная память. К 3–4 годам активно формируется образная память. В школьном возрасте на первый план выходит словесно-логическая память.

С возрастом процессы запоминания могут замедляться, особенно страдает кратковременная память и скорость воспроизведения. Однако долговременная семантическая память (знания) может оставаться стабильной до глубокой старости.

Важно: память можно тренировать в любом возрасте. Нейропластичность – способность мозга формировать новые связи – сохраняется на протяжении всей жизни. Регулярные интеллектуальные нагрузки, изучение нового, физическая активность поддерживают память в хорошей форме.

Как улучшить память: практические рекомендации

Память, как и мышцы, можно тренировать. Существуют научно обоснованные способы улучшить разные типы памяти и общую эффективность запоминания.

10 способов улучшить память:

  1. Используйте интервальные повторения. Повторяйте материал через увеличивающиеся промежутки времени (через час, день, неделю, месяц).
  2. Создавайте смысловые связи. Связывайте новую информацию с уже известной. Чем больше ассоциаций – тем прочнее запоминание.
  3. Группируйте информацию. Разбивайте большие массивы на блоки по 3–4 элемента.
  4. Используйте мнемотехники. Метод мест, акронимы, рифмы, визуализация помогают запомнить сложную информацию.
  5. Высыпайтесь. Сон критически важен для консолидации памяти.
  6. Занимайтесь физической активностью. Аэробные упражнения улучшают кровоснабжение мозга и стимулируют рост новых нейронов в гиппокампе.
  7. Тренируйте внимание. Невнимательность – главная причина «плохой памяти». Концентрируйтесь на том, что хотите запомнить.
  8. Используйте разные модальности. Читайте вслух, записывайте, рисуйте схемы. Чем больше каналов восприятия задействовано – тем лучше.
  9. Обучайте других. Объяснение материала – мощный инструмент для его закрепления.
  10. Поддерживайте здоровье мозга. Сбалансированное питание, достаточное количество воды, контроль стресса, отказ от вредных привычек.
Тип памяти Методы улучшения
Зрительная Визуализация, схемы, карты памяти
Слуховая Проговаривание вслух, аудиозаписи, рифмизация
Двигательная Практика, повторение движений, записывание от руки
Смысловая Анализ, выделение главного, создание структуры материала
Как превратить интерес к психологии в профессию
с доходом от 100 000 руб в месяц
Бесплатный вводный курс для тех, кто хочет освоить психологию с нуля
5 видео-уроков: пошаговый путь в профессии
Диагностика способностей к психологии
Профессиональная карьерная консультация
Грант на обучение в Talentsy

Нарушения памяти: когда стоит обратиться к специалисту

Незначительные провалы в памяти – нормальное явление, особенно в условиях стресса, недосыпа или информационной перегрузки. Однако существуют нарушения, требующие внимания специалистов.

Основные типы нарушений памяти (амнезий): гипомнезия – ослабление памяти (может возникать с возрастом или как следствие заболеваний), гипермнезия – аномальное обострение памяти (встречается редко, часто на фоне психических расстройств), парамнезии – искажения памяти, ложные воспоминания, смещение во времени реальных событий.

Когда стоит обратиться к специалисту: прогрессирующее ухудшение памяти, мешающее повседневной жизни; невозможность вспомнить недавние события при сохранности воспоминаний из прошлого; дезориентация во времени и пространстве; трудности с узнаванием знакомых людей или мест; резкое ухудшение памяти после травмы, инфекции, стресса; возникновение ложных воспоминаний.
Важно: эта статья носит просветительский характер и не заменяет консультацию специалиста. При серьезных нарушениях памяти, особенно связанных с травмой, кризисными состояниями или резким ухудшением, необходима очная диагностика у невролога, психиатра или нейропсихолога.

Память в профессиональной деятельности психолога

Знание о видах памяти и механизмах ее работы – фундаментальная часть профессиональной компетентности психолога. Эти знания применяются в различных областях психологической практики.

В консультировании понимание того, как формируются и хранятся воспоминания, помогает работать с травматическим опытом, корректировать дисфункциональные паттерны поведения, усиливать позитивный опыт клиента. В образовательной психологии знание о типах памяти позволяет разрабатывать эффективные методики обучения, учитывающие индивидуальные особенности учащихся. В нейропсихологии специалисты диагностируют и корректируют нарушения памяти после травм, инсультов, при нейродегенеративных заболеваниях.

В работе с клиентами психологи постоянно опираются на понимание механизмов памяти. Когда человек говорит «у меня плохая память», это почти всегда не про память вообще, а про конкретный ее тип или ситуацию. Понимание индивидуального профиля памяти позволяет находить эффективные компенсаторные стратегии.

Подводим итоги: зачем знать свой тип памяти

Память – это не одна способность, а сложная система процессов запоминания, хранения материала и воспроизведения. У каждого человека свой уникальный «профиль памяти»: у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то – слуховая, кто-то легко запоминает через эмоции, а кто-то – через практику.

Понимание своих особенностей – это ключ к эффективному обучению, работе, саморазвитию. Зная, какой тип памяти у вас доминирует, вы можете выбирать оптимальные способы запоминания, компенсировать слабые стороны, тренировать конкретные виды памяти, организовывать информацию так, чтобы она лучше усваивалась, избегать перегрузки кратковременной памяти.

Память – тренируема. Даже если кажется, что вы «ничего не помните», скорее всего, дело в неправильном подходе к запоминанию или в том, что вы пытаетесь использовать не свой ведущий канал.

Частые вопросы

Сколько видов памяти существует в психологии?

Единой классификации нет, поскольку память классифицируют по разным критериям. По длительности хранения выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную. По характеру материала – двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую. По произвольности – произвольную и непроизвольную. По способу кодирования – механическую и смысловую. В зависимости от критерия психологи выделяют от 3 до 10+ типов памяти.

Чем кратковременная память отличается от долговременной?

Кратковременная память хранит информацию 20–30 секунд, ее объем ограничен (7±2 элемента). Долговременная память имеет практически неограниченный объем и длительность сохранения (от дней до всей жизни). Механизмы тоже разные: кратковременная основана на циркуляции нервных импульсов, долговременная – на структурных изменениях в синапсах. Для перехода информации из кратковременной в долговременную нужны повторение, осмысление или сильные эмоции.

Что такое оперативная память и чем она отличается от кратковременной?

Оперативная память – это «рабочая» часть кратковременной памяти, используемая для манипулирования информацией в процессе решения текущих задач. Она обеспечивает временное хранение данных, необходимых для выполнения конкретной деятельности. После выполнения задачи информация из оперативной памяти может забываться. Это переходный вид между кратковременной и долговременной памятью.

Какой вид памяти развит лучше всего у человека?

Это индивидуально и зависит от врожденных особенностей, опыта, профессии. У одних людей лучше развита зрительная (образная) память – они мыслят картинками. У других – слуховая, они легко запоминают на слух. У третьих – двигательная, они лучше усваивают через практику. Понимание своего ведущего типа памяти помогает выбирать эффективные стратегии обучения.

Можно ли улучшить память и как это сделать?

Да, память можно и нужно тренировать. Эффективные способы: интервальные повторения (повторение материала через увеличивающиеся промежутки времени), создание смысловых связей, группировка информации, мнемотехники, достаточный сон (критически важен для консолидации памяти), физическая активность, тренировка внимания. Мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни.

Почему мы забываем информацию?

Забывание – это нормальный и необходимый процесс, который освобождает ресурсы мозга для новых задач. Основные причины: отсутствие повторения (информация, которую не используют, стирается), интерференция (новая информация накладывается на старую), отсутствие эмоциональной или смысловой значимости, недостаток сна, стресс, возрастные изменения. Максимальная потеря происходит в первые часы и дни после запоминания.

Что такое эйдетическая память?

Эйдетическая память – это редкая способность удерживать и воспроизводить исключительно детализированные, яркие зрительные образы (часто называют «фотографической памятью»). Люди с эйдетизмом могут «видеть» страницу текста перед глазами после прочтения, воспроизводить картины в мельчайших деталях. Такая способность чаще встречается у детей, у взрослых – крайне редко.

Как связаны эмоции и память?

Эмоционально окрашенные события запоминаются лучше, ярче и дольше, чем нейтральные. Это эволюционный механизм: мозг запоминает важные (радостные или опасные) ситуации, чтобы использовать опыт в будущем. Эмоциональная память формируется при участии лимбической системы и обеспечивает прочное закрепление значимых событий. Именно поэтому обучение через эмоциональное вовлечение намного эффективнее сухой зубрежки.

Рассказываем в tg-канале, как разобраться в себе и управлять своей жизнью осознанно!

Подписаться
master-class Тест
27 декабря, нет
Пройти тест бесплатно
1766745882.195