Резонерство в психологии: признаки, типы и коррекция
- Резонерство – что это и почему важно это знать
- Психологическая природа резонерства: почему люди так мыслят
- Типы резонерства при различных состояниях
- Резонерство и психические расстройства: где проходит граница
- Как распознать резонерство: признаки и диагностика
- Можно ли исправить резонерство: подходы к коррекции
- Что важно запомнить о резонерстве
- Частые вопросы
Резонерство – что это и почему важно это знать
Представьте: вы спрашиваете человека, как прошел его день. Вместо простого «нормально» или краткого рассказа о событиях вы слышите пространные рассуждения о природе времени, цитаты классиков и философские размышления о смысле жизни. Собеседник увлеченно говорит, но к концу монолога вы понимаете – на вопрос он так и не ответил.
Это и есть резонерство. В психологии данный термин обозначает один из видов нарушения мышления, который характеризуется склонностью к бесплодному мудрствованию, пустым многословным рассуждениям без конкретных идей и целенаправленности. Резонерство встречается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей – в моменты неуверенности, желания произвести впечатление или в подростковом возрасте.
Когда Иван Петрович Павлов называл резонерство «словесной опухолью», он подчеркивал главное: речь разбухает от сложных оборотов, терминов и абстракций, но внутри – пустота. Резонер использует вычурные выражения, иностранные слова, научные понятия для объяснения простых вещей. При этом ему не важно, понял ли собеседник суть. Важен сам процесс мышления.
Классификация нарушений мышления, предложенная Блюмой Вульфовной Зейгарник, относит резонерство к категории нарушений мотивационно-личностного компонента – наряду с разноплановостью и разорванностью мышления. Это критически важный момент: резонерство – не дефект интеллекта, не нарушение логических операций. Это мотивационно-личностное нарушение, связанное с особенностями эмоциональной сферы и самовосприятия.
| Признак | Резонерство | Здоровое мышление |
|---|---|---|
| Цель высказывания | Процесс рассуждения важнее результата | Донести мысль, получить ответ, решить задачу |
| Конкретность | Абстрактные суждения без привязки к реальности | Опора на факты и конкретные обстоятельства |
| Многословие | Избыточное, не несущее смысловой нагрузки | Соразмерное задаче |
| Самокритичность | Снижена или отсутствует | Присутствует, человек контролирует речь |
| Эмоциональная окраска | Неуместный пафос, многозначительность | Соответствует ситуации |
Как выглядит резонерство в речи: конкретные примеры
Чтобы понять феномен глубже, полезно увидеть контраст. Возьмем простую пословицу «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Здоровый человек объяснит ее суть коротко: чтобы добиться результата, нужно приложить усилие. Просто, понятно, по существу.
А вот как может прозвучать объяснение человека с резонерством: «Рыбалка – это древнейшее занятие человечества, требующее знания водоемов, выбора правильных снастей. Необходимо учитывать время года, температуру воды, степень загрязнения пруда отходами ближайших предприятий. Кроме того, важно понимать биологические особенности различных видов рыб…» И так далее, пока собеседник не потеряет нить разговора.
Еще пример. На вопрос «Как прошел твой день?» резонер может ответить: «День не может пройти, ведь время неостановимо течет сквозь пальцы. Прошлое – удобный конструкт нашего сознания, и нет смысла его обсуждать, ведь ничего не изменишь. А в настоящем оценки не дашь. Как писал Есенин, „большое видится на расстоянии»».
Видите разницу? Резонер цепляется за слово, а не за смысл вопроса. Он уходит в абстракции, философствует там, где достаточно простого ответа. При этом тон высказывания часто неестественно торжественный, пафосный, будто речь идет о судьбах мироздания, а не о бытовой мелочи.
Резонерство у здоровых людей vs клиническое резонерство
Элементы резонерства встречаются в норме. Подростки, переживающие период самоопределения, нередко увлекаются сложными философскими вопросами, стремятся выразить себя через «умные» рассуждения. Это естественный этап взросления, когда желание казаться глубоким мыслителем опережает реальный опыт и знания.
Резонерство может проявляться у неуверенных в себе людей, которые пытаются компенсировать внутреннюю тревогу многословием и наукообразностью. Иногда человек осознанно прибегает к пустым рассуждениям – чтобы произвести впечатление, отвлечь от неудобной темы, заполнить паузу.
Чем же отличается «нормальное» резонерство от клинического? Степенью выраженности и устойчивостью. Исследования Татьяны Ильиничны Тепеницыной показали: у психически больных резонерство характеризуется значительным искажением мотивационного плана мыслительной деятельности и аффективной неадекватностью мотивации. Проще говоря, человек не контролирует этот процесс, не замечает неуместности своих высказываний и не может переключиться на конкретику даже при прямом указании.
У здоровых людей резонерство ситуативно. Оно возникает в эмоционально значимых обстоятельствах – на экзамене, в сложном разговоре, в момент стресса. И главное – человек способен осознать, что говорит не по делу, если ему на это указать.
Психологическая природа резонерства: почему люди так мыслят
Долгое время в клинической психиатрии резонерство рассматривалось как патология собственно мышления, то есть как нарушение интеллектуальных операций. Однако глубокие психологические исследования Т.И. Тепеницыной перевернули это представление.
Оказалось, что резонерство не связано с каким-либо определенным видом ошибок в осуществлении мыслительных операций. Люди с резонерством способны анализировать, сравнивать, обобщать – все базовые интеллектуальные функции у них сохранны. Проблема лежит глубже, в личностно-мотивационной сфере.
Что же происходит на психологическом уровне? Тепеницына выявила, что в основе резонерства лежит чрезмерная потребность в самовыражении и самоутверждении. Человеку необходимо заявить о себе, продемонстрировать свою значимость, интеллект, глубину. При этом реальные знания и способность к продуктивному мышлению могут быть недостаточными для реализации этой потребности.
Возникает парадокс: высокие притязания при ограниченных возможностях их удовлетворения. И психика находит выход – через форму, а не через содержание. Резонер украшает речь терминами, усложняет синтаксис, придает высказываниям пафос и многозначительность. Создается иллюзия глубины мысли.
| Критерий | Здоровая рефлексия | Резонерское мышление |
|---|---|---|
| Мотивация | Понять себя, решить проблему, обменяться мыслями | Самоутвердиться, произвести впечатление, продемонстрировать «ум» |
| Направленность | На содержание, на суть вопроса | На форму высказывания, на процесс |
| Критичность | Человек осознает границы своих знаний | Недостаточная самокритичность, переоценка собственных суждений |
| Результат | Выводы, решения, новое понимание | Бесплодные рассуждения, отсутствие конкретного результата |
| Связь с реальностью | Опора на факты, конкретные обстоятельства | Абстрактные построения, оторванные от ситуации |
Важную роль играет и аффективный компонент. Как отмечала Блюма Зейгарник, неадекватность и многоречивость больных выступают в тех случаях, когда имеет место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.
Аффективная захваченность и неадекватная мотивация
Аффективная захваченность – это состояние, когда эмоции управляют мышлением, а не наоборот. Человек настолько поглощен желанием самоутвердиться, что теряет способность объективно оценивать ситуацию и соразмерность своих высказываний.
Аффективность проявляется не только в содержании, но и в самой форме речи. Многозначительность интонаций, неуместный пафос, особая торжественность тона – все это выдает резонерство. Иногда именно интонация позволяет распознать резонерское высказывание: в письменной речи те же слова могут выглядеть вполне нейтрально, но произнесенные с особым «придыханием», они приобретают характерную резонерскую окраску.
Неадекватная мотивация выражается в том, что предмет обсуждения выбирается не по принципу важности или уместности, а по принципу «где могу развернуться». Резонер может проигнорировать действительно значимый вопрос, требующий конкретного ответа, и зато с упоением рассуждать о пустяке, который дает простор для абстрактных построений.
Характерна также склонность к сверхобобщениям. Любая мелочь становится поводом для глобальных выводов, философских сентенций, апелляций к вечным истинам. Купить хлеб – и тут же размышления о роли земледелия в истории человечества. Опоздать на встречу – и рассуждения о природе времени и относительности бытия.
Роль самооценки и самокритичности
Почему резонеры не замечают пустоты своих рассуждений? Ключевую роль играет снижение самокритичности. Человек искренне уверен, что говорит нечто важное и глубокое. Он не видит разрыва между формой (сложной, наукообразной) и содержанием (банальным или вовсе отсутствующим).
Самооценка при резонерстве часто завышена и при этом хрупка. Человек нуждается в постоянном подтверждении своей значимости, интеллектуальной состоятельности. Резонерские рассуждения становятся способом поддержания этой самооценки.
При этом критика воспринимается болезненно, как угроза самооценке. Попытки собеседника вернуть разговор в конкретное русло могут восприниматься как непонимание, неспособность оценить масштаб мысли. Формируется замкнутый круг: чем меньше окружающие поддерживают резонерские высказывания, тем сильнее потребность в самоутверждении, тем более вычурными и пафосными становятся рассуждения.
Типы резонерства при различных состояниях
Резонерство неоднородно. Оно проявляется по-разному в зависимости от того, какое состояние или заболевание лежит в его основе. Понимание этих различий важно для дифференциальной диагностики и выбора подходов к помощи.
| Тип резонерства | Основные характеристики | При каких состояниях наблюдается |
|---|---|---|
| Шизофреническое | Вычурность, метафизическая интоксикация, аутистическая позиция, особый пафос | Шизофрения, шизоидное расстройство личности |
| Эпилептическое | Морализаторство, нравоучения, компенсаторный характер, диалогичность | Эпилепсия |
| Органическое | Комментирующий характер, возникает при затруднениях, адресовано партнеру | Органические поражения головного мозга |
| При расстройствах личности | Без нарушения структуры мышления, часто компенсаторное | Истерическое, нарциссическое, шизоидное расстройство личности |
Шизофреническое (классическое) резонерство
Это наиболее яркий и характерный вариант резонерства, который часто описывается в учебниках по психопатологии. Для него типична аутистическая позиция – человек погружен в свой внутренний мир, оторван от реальности общения. Он не столько беседует с собеседником, сколько монологизирует, выстраивая сложные абстрактные конструкции.
Характерна вычурность формулировок. Например, на просьбу дать определение понятия «корова» больной может сказать: «Это предмет домашнего быта, предмет одушевленный, необходимый в практике роста и воспитания детей, а также и больных, вообще для обеспечения полноценного питания и помощи в состоянии здоровья». Или определить пальто как «предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний».
Часто наблюдается так называемая философская или метафизическая интоксикация – состояние, описанное немецким психиатром Теодором Циеном в 1924 году. Человек увлекается сложными философскими проблемами, мистикой, пытается найти ответы на самые глубокие вопросы бытия, не обладая для этого необходимыми знаниями и методологией. Пишет «научные трактаты» эстетической, философской и социальной направленности, несмотря на ограниченное образование.
Эльза Александровна Евлахова в 1936 году выделила три подтипа шизофренического резонерства. Вычурное резонерство характеризуется преобладанием аутистической позиции и особой личностной пропорцией: тонкость, гиперестетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. Манерно-резонерское мышление отличается преобладанием рассуждательства, переоценкой формальной стороны предмета обсуждения, малой содержательностью рассуждений, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. Педантичное резонерство проявляется достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора и иронии, при утере чувства такта, чрезмерной патетичностью при произнесении банальных суждений.
При выраженном психическом дефекте шизофреническое резонерство меняет характер. На первый план выступает не столько искажение, сколько обеднение и уплощение эмоциональной сферы. Резонерские рассуждения приобретают характер штампов-автоматизмов, утративших смысловую содержательную сторону.
Эпилептическое резонерство
Этот тип резонерства существенно отличается от шизофренического и по форме ближе к резонерству здоровых людей. Ключевое отличие – компенсаторный характер. Человек прибегает к пространным рассуждениям не из-за оторванности от реальности, а пытаясь компенсировать трудности в мыслительной деятельности, замедленность психических процессов.
Эпилептическое резонерство возникает в процессе диалога, оно всегда адресовано собеседнику. Характерна выраженная потребность говорить, делиться своими мыслями. При этом высказывания окрашены яркой аффективностью – человек говорит эмоционально, с особым чувством.
Типична особая лексика: морализаторство, нравоучения, назидательность. Больной эпилепсией может подолгу рассуждать о правильном поведении, о нравственности, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». При этом тон высказываний часто бывает категоричным, не допускающим возражений.
В отличие от шизофренического резонерства, здесь сохраняется стремление донести свою мысль до собеседника, убедить его в чем-то. Рассуждения не столь абстрактны и оторваны от реальности, хотя и избыточно детализированы.
Органическое резонерство
Наиболее сходно с резонерством у здоровых людей. Возникает при органических заболеваниях головного мозга – травмах, сосудистых поражениях, атрофических процессах.
Главная особенность – комментирующий характер. Человек как бы проговаривает вслух отдельные этапы выполняемой программы действий, планы, размышления. Это помогает ему структурировать деятельность, компенсировать трудности планирования и контроля.
Резонерство этого типа возникает в ситуации затруднений и всегда адресовано партнеру. Человек не погружен в свой внутренний мир, он пытается справиться с задачей и использует речь как вспомогательное средство.
Органическое резонерство может наблюдаться при поражении как правого полушария, так и передних отделов левого полушария головного мозга. Характерно, что в простых, привычных ситуациях резонерство может не проявляться, а возникает при столкновении с новыми или сложными задачами.
Резонерство при расстройствах личности
Этот вариант резонерства имеет принципиальное отличие: он не сочетается с нарушением структуры процесса мышления. Интеллектуальные операции сохранны, логика не нарушена. Резонерство здесь – исключительно личностный феномен.
Наиболее часто резонерство наблюдается при истерическом расстройстве личности. Здесь оно служит средством привлечения внимания, демонстрации своей значимости и уникальности. Речь может быть театральной, преувеличенно эмоциональной, полной драматизма по незначительным поводам.
При нарциссическом расстройстве личности резонерство связано с потребностью в восхищении и подтверждении собственной грандиозности. Человек выстраивает сложные рассуждения, чтобы продемонстрировать свой интеллект, эрудицию, глубину мышления.
При шизоидном расстройстве личности может наблюдаться склонность к абстрактным философским размышлениям, оторванным от практической жизни. Однако в отличие от шизофренического резонерства, здесь сохраняется способность при необходимости переключиться на конкретное мышление.
Резонерство и психические расстройства: где проходит граница
Вопрос о границе между нормой и патологией в случае резонерства особенно сложен. С одной стороны, элементы резонерского мышления встречаются у здоровых людей. С другой – выраженное резонерство является признаком психического расстройства мышления.
Резонерство может наблюдаться при различных психических заболеваниях: шизофрении, эпилепсии, аффективных расстройствах (особенно при маниакальном синдроме с речевым возбуждением – так называемой резонерской мании), органических заболеваниях головного мозга.
| Заболевание | Особенности резонерства | Сопутствующие симптомы |
|---|---|---|
| Шизофрения | Вычурность, метафизическая интоксикация, аутизм | Галлюцинации, бред, эмоциональное уплощение, разорванность мышления |
| Эпилепсия | Морализаторство, детализация, компенсаторность | Судорожные припадки, вязкость мышления, обстоятельность |
| Органические поражения мозга | Комментирующий характер, ситуативность | Когнитивные нарушения, расстройства памяти, внимания |
| Аффективные расстройства | Бесплодное мудрствование, речевое возбуждение | Повышенное настроение, ускорение ассоциативного процесса |
Где же проходит граница между нормой и патологией? Устойчивость: у здоровых людей резонерство ситуативно, возникает в определенных условиях, при психической патологии оно становится постоянной характеристикой мышления. Степень выраженности: в норме резонерские высказывания можно скорректировать указанием на их неуместность, при патологии человек не способен переключиться на конкретное мышление даже при прямой просьбе. Критичность: здоровый человек способен осознать, что говорит не по делу, если обратить его внимание, больной не замечает неадекватности своих рассуждений. Сочетание с другими симптомами: патологическое резонерство редко существует изолированно, обычно оно сопровождается другими нарушениями мышления, эмоциональными расстройствами, изменениями личности. Социальная дезадаптация: если резонерство мешает учебе, работе, общению, нарушает социальное функционирование – это признак патологии.
Резонерство как патология суждений
В клинической психиатрии резонерство рассматривается как один из видов патологии суждений – нарушений, при которых страдает не столько формальная логика, сколько содержательная сторона мышления и его мотивационная направленность.
Патология суждений проявляется в том, что человек теряет способность соотносить свои высказывания с реальностью, с конкретной ситуацией общения. Суждения становятся формальными, оторванными от практической жизни, не приводящими к познанию.
При резонерстве формальные мыслительные операции могут быть сохранными. Человек способен анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Но вся эта интеллектуальная работа направлена не на решение реальной задачи, а на процесс рассуждения как таковой. Мышление теряет свою основную функцию – познавательную и приобретает функцию самоутверждения.
Разноплановость и разорванность мышления: в чем отличие
В классификации Зейгарник резонерство относится к той же категории, что разноплановость и разорванность – к нарушениям мотивационно-личностного компонента мышления. Однако это разные феномены.
Разноплановость мышления проявляется в том, что человек при выполнении заданий руководствуется то адекватными, то неадекватными критериями. Например, при классификации предметов он может объединить в одну группу совершенно разнородные вещи на основании случайных, второстепенных признаков. В основе – неустойчивость мотивационной сферы, легкость актуализации «латентных» свойств предметов.
Разорванность мышления – это глубокое нарушение, при котором утрачиваются логические связи между понятиями. Речь становится грамматически правильной, но лишенной смысла. Предложения не связаны между собой по содержанию. Это качественно иной уровень расстройства мышления, характерный для тяжелых форм шизофрении.
Резонерство же характеризуется не нарушением логики и не хаотичностью мышления, а особой направленностью на процесс рассуждения, на форму, а не на содержание. Логические связи сохранны, но избыточны и не служат продуктивной цели.
Как распознать резонерство: признаки и диагностика
Распознать резонерство можно по характерным признакам, которые проявляются как в обычном общении, так и в специальном патопсихологическом обследовании.
Основные признаки резонерства: многословие без конкретики (человек говорит много, но по существу вопроса не отвечает), абстрактные суждения (преобладание общих рассуждений над конкретными фактами), неуместный пафос (торжественный, многозначительный тон при обсуждении простых вещей), философствование по пустякам (глобальные выводы из незначительных поводов), непонимание собеседника (неспособность или нежелание учитывать реакцию слушателя), отсутствие целенаправленности (рассуждения ради рассуждений, процесс важнее результата), использование неуместной терминологии (научные понятия, иностранные слова не к месту), снижение самокритичности (неспособность заметить пустоту своих высказываний).
Патопсихологический эксперимент
Специалисты-психологи используют специальные методики для выявления резонерства. Наиболее информативными являются задания, требующие словесных определений, формулировок, сравнения понятий.
Объяснение пословиц и поговорок – это классическая методика, в которой особенно ярко проявляется резонерство. Важна не только стандартная инструкция («Как вы понимаете смысл пословицы?»), но и изменение формулировки («Как вы относитесь к этой пословице?»). Второй вариант вопроса усиливает личностно-оценочную позицию испытуемого и провоцирует резонерские высказывания.
Например, пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает» человек с резонерством может объяснить так: «Яблоко, как и все в природе, подчиняется закону Ньютона о всемирном притяжении. Падение – это физический процесс, зависящий от массы тела и силы гравитации…»
Определение понятий: испытуемого просят дать определение простых предметов. Резонерское определение отличается витиеватостью, использованием неуместной терминологии, отрывом от конкретных свойств предмета. Сравнение понятий: предлагается сравнить пары предметов (например, птица и самолет, дерево и куст). При резонерстве человек может углубиться в пространные рассуждения о сущности полета или философии природы вместо простого указания сходств и различий. Классификация предметов: методика, в которой нужно разложить карточки с изображениями на группы. Резонер может сопровождать процесс пространными комментариями о значении каждого предмета, его роли в жизни человечества.
Количество резонерских суждений возрастает, когда акцентируется личностно-оценочная позиция испытуемого. Это важный диагностический прием.
Роль аффекта и интонации
Один из тонких, но очень важных моментов диагностики – учет эмоциональной окраски высказываний. Иногда только интонация позволяет расценить высказывание как резонерское.
Тепеницына отмечала: то, что описывается в учебниках по психопатологии, в письменной форме выглядит блекло, потому что теряется эмоциональность интонаций. При записи резонерское суждение может показаться просто многословным или несколько витиеватым. Но произнесенное с характерным пафосом, с многозначительными паузами, с особой «игрой» голоса, оно явно обнаруживает свою природу.
Поэтому письменная речь может не отражать резонерства в полной мере. Важно наблюдать живое общение, слышать, как человек говорит, а не только что он говорит.
Характерны особая важность во взгляде, жесты, как бы подчеркивающие значимость произносимого, театральность подачи материала. Все это – проявления аффективной составляющей резонерства, его личностно-мотивационной природы.
Можно ли исправить резонерство: подходы к коррекции
Специфического лечения резонерства как изолированного симптома не существует. Коррекция осуществляется параллельно лечению основного заболевания или работе с личностными особенностями.
Подходы к помощи зависят от того, что лежит в основе резонерства – психическое заболевание, органическое поражение мозга или личностные особенности.
| Тип резонерства | Методы коррекции | Специалисты |
|---|---|---|
| Шизофреническое | Медикаментозная терапия (нейролептики), поддерживающая психотерапия, социальная реабилитация | Психиатр, клинический психолог, социальный работник |
| Эпилептическое | Противосудорожные препараты, работа с импульсивностью и ригидностью мышления | Психиатр, невролог, нейропсихолог |
| Органическое | Лечение основного заболевания, нейропсихологическая реабилитация | Невролог, нейропсихолог, реабилитолог |
| При расстройствах личности | Долгосрочная психотерапия, работа с самооценкой и мотивацией | Психотерапевт, клинический психолог |
| В рамках нормы | Развитие осознанности и критического мышления, работа с самооценкой | Психолог-консультант, психотерапевт |
Психотерапия и работа над собой
При резонерстве, не связанном с тяжелой психической патологией, основным методом помощи становится психотерапия. Наиболее эффективны подходы, направленные на работу с личностно-мотивационной сферой.
Когнитивно-поведенческая терапия помогает осознать неадекватные паттерны мышления и научиться их корректировать. Человек учится замечать моменты, когда уходит в пустые рассуждения, и возвращаться к конкретике. Отрабатываются навыки структурированного мышления, формулирования четких мыслей.
Работа с самооценкой – критически важное направление. Если в основе резонерства лежит потребность в самоутверждении через демонстрацию «интеллекта», необходимо найти более адаптивные способы удовлетворения этой потребности. Формируется более реалистичная, устойчивая самооценка, не зависящая от постоянного подтверждения извне.
Развитие осознанности помогает научиться отслеживать свои мысли и речь в реальном времени. Практики майндфулнесс учат замечать момент, когда мышление уходит в абстракции, и мягко возвращать его к задаче.
Тренировка критического мышления включает упражнения на различение существенного и второстепенного, на формулирование конкретных выводов, на проверку суждений фактами. Человек учится задавать себе вопросы: «Что я хочу сказать?», «Отвечаю ли я на поставленный вопрос?», «Понятно ли то, что я говорю?»
Обратная связь от окружающих играет важную роль. В групповой психотерапии или при поддержке близких человек получает возможность услышать, как воспринимаются его высказывания со стороны. Это помогает развить способность смотреть на себя глазами других.
Медикаментозное лечение
Медикаментозная терапия назначается при резонерстве, связанном с психическими заболеваниями или органическими поражениями головного мозга.
При шизофрении основу лечения составляют нейролептики (антипсихотики). Они воздействуют на дофаминергическую систему мозга, уменьшая продуктивную симптоматику и частично корректируя нарушения мышления. Современные атипичные антипсихотики обладают более мягким действием и меньшим количеством побочных эффектов.
При эпилепсии применяются противосудорожные препараты, которые не только предупреждают приступы, но и положительно влияют на когнитивные функции и личностные изменения.
При органических поражениях мозга спектр используемых препаратов зависит от характера заболевания: это могут быть сосудистые средства, ноотропы, нейропротекторы.
При аффективных расстройствах с резонерской манией могут применяться нормотимики (стабилизаторы настроения) и при необходимости антипсихотики.
В некоторых случаях используются транквилизаторы для снижения тревоги и эмоциональной напряженности, которые могут усиливать резонерские проявления.
Медикаменты назначает только врач-психиатр или невролог после тщательного обследования. Самолечение недопустимо и опасно.
Что важно запомнить о резонерстве
Резонерство – это мотивационно-личностное, а не интеллектуальное нарушение. Человек с резонерством может обладать сохранным и даже высоким интеллектом. Проблема не в способности мыслить, а в направленности мышления.
Резонерство встречается как в норме, так и при патологии. Важно различать ситуативное резонерство здоровых людей и устойчивое резонерство при психических заболеваниях. Критерии различения: устойчивость, степень выраженности, критичность, наличие других симптомов.
В основе резонерства лежит чрезмерная потребность в самовыражении и самоутверждении при недостаточной способности удовлетворить эту потребность продуктивным способом. Форма подменяет содержание.
Резонерство проявляется пустым многословием с отсутствием конкретных идей и целенаправленности. Человеку важен процесс рассуждения, а не результат, не донесение мысли до собеседника.
Существуют различные типы резонерства: шизофреническое, эпилептическое, органическое, при расстройствах личности. Каждый имеет свои особенности и требует разных подходов к коррекции.
Резонерство требует профессиональной оценки. Только специалист – психиатр или клинический психолог – может определить, является ли резонерство признаком психического заболевания или вариантом нормы.
Коррекция возможна, но специфического лечения резонерства не существует. Помощь оказывается в рамках терапии основного заболевания или психотерапевтической работы с личностными особенностями.
Частые вопросы
Резонерство – это всегда признак психического заболевания?
Нет, элементы резонерства встречаются и у здоровых людей – у подростков в период становления личности, у неуверенных в себе людей, у тех, кто хочет произвести впечатление. Клиническое резонерство отличается степенью выраженности, устойчивостью проявлений, аффективной неадекватностью и отсутствием критичности. Если резонерские высказывания ситуативны и человек способен их скорректировать при указании – это вариант нормы.
Как отличить резонерство от просто многословности или любви к философии?
При резонерстве отсутствует конкретная цель и смысловая направленность, рассуждения бесплодны и не приводят к выводам. Философские размышления здорового человека структурированы, имеют логику и конечную мысль. Многословный человек может говорить много, но по существу, отвечая на вопросы. Резонер же уходит от ответа в абстрактные рассуждения, которые не связаны с темой разговора.
Какие болезни могут сопровождаться резонерством?
Резонерство наблюдается при шизофрении, эпилепсии, органических поражениях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, атрофические процессы), некоторых расстройствах личности (истерическое, нарциссическое, шизоидное), аффективных расстройствах (резонерская мания). Каждое заболевание характеризуется своим типом резонерства с особыми проявлениями.
Можно ли вылечить резонерство?
Специфического лечения резонерства не существует. Коррекция проводится в рамках терапии основного заболевания и включает как медикаментозное лечение (нейролептики при шизофрении, противосудорожные препараты при эпилепсии), так и психотерапию – работу с мотивацией, самооценкой, развитие навыков конкретного мышления и осознанности. При резонерстве в рамках нормы эффективна психотерапия без медикаментов.
Как проверяют наличие резонерства психологи?
Психологи используют патопсихологические методики: объяснение пословиц и поговорок, классификацию предметов, сравнение и определение понятий. Важный прием – изменение инструкции для усиления личностно-оценочной позиции пациента. Например, вместо «Как вы понимаете пословицу?» спрашивают «Как вы относитесь к этой пословице?». Это часто провоцирует резонерские суждения. Также учитывается интонация и эмоциональная окраска речи.
Чем эпилептическое резонерство отличается от шизофренического?
Эпилептическое резонерство носит компенсаторный характер, возникает в диалоге, сопровождается морализаторством и нравоучениями, имеет яркую аффективную окраску. Человек стремится донести мысль до собеседника. Шизофреническое резонерство более вычурное, философское, оторванное от реальности, с метафизической интоксикацией. Характерна аутистическая позиция – человек погружен в свой внутренний мир, ему не важно, понимает ли его собеседник.
Резонерство и обстоятельность мышления – это одно и то же?
Нет, это разные нарушения. При обстоятельности человек стремится максимально полно ответить на вопрос, застревает на деталях, но цель сохраняется – донести информацию. Он излишне детализирует, но не теряет смысловую нить. При резонерстве цель теряется, важен сам процесс рассуждения, а не ответ. Человек уходит в абстракции, философствует, а к концу может забыть, о чем вообще шла речь.
Может ли резонерство пройти само?
Если резонерство не связано с психическим заболеванием (например, подростковое резонерство или ситуативное у неуверенных в себе людей), то с возрастом, накоплением жизненного опыта и формированием зрелой личности оно может уменьшиться или исчезнуть. Клиническое резонерство, связанное с психическими заболеваниями или органическими поражениями мозга, требует профессиональной помощи и без лечения само не проходит.