в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листМежличностное общение таит в себе большой потенциал для конфликта. Каждый человек приносит с собой свои травмы, которые обычно неосознанно отражаются в том, как он общается. По этой причине может случиться так, что вербальные или невербальные сигналы будут неверно истолкованы другим человеком.
Психология разработала несколько моделей, помогающих распознать структуру личности и поведение человека. Одной из наиболее проверенных концепций является трансактный анализ.
Этот метод был внедрен Эриком Берном в середине 1950-х гг. Его предположения были основаны на результатах поведенческой, гуманистической и глубинной психологии, которые он объединил друг с другом.
Цель трансактного анализа – помочь людям задуматься о своем поведении и изменить его, когда это необходимо. Эго – это то, как мы воспринимаем мир и относимся к окружающим.
У нас есть внутреннее родительское состояние, которое ведет себя как родительские фигуры, воспринимаемые нами в детстве. Взрослое эго-состояние – это обрабатывающий и адаптивный центр нашего существа, который связан не с прошлым, а с настоящей реальностью. Существует также детское эго-состояние, которое воспроизводит переживания, которые у нас были в детстве.
Различают 3 понятия эго: родительское, детское и взрослое. Эго-состояния могут отражать, а могут и не отражать отношения, которые разыгрывают.
Например, на рабочем месте взрослый руководитель может взять на себя родительскую роль и дисциплинировать взрослого сотрудника, словно последнего ребенка.
Э. Берн описал, что поведение в состоянии детского эго либо более свободно, либо более уступчиво и адаптировано. Эти подразделения классифицируют модели поведения и способы мышления людей, которые могут быть функциональными и дисфункциональными.
«Универсального» эго-состояния не существует. Например, каждое детское состояние индивидуально для детского опыта, менталитета, интеллекта и семьи каждого человека.
Состояния эго могут быть смешаны: например, когда человек ошибочно принимает родительские правила и лозунги за взрослую реальность здесь и сейчас и когда убеждения принимаются за факты.
Или когда человек «знает», что все смеются над ним, потому что «они всегда смеялись». Это было бы примером детской контаминации, когда реальность здесь и сейчас накладывается на воспоминания об исторических событиях детства.
Каждый обмен словами, каким бы мимолетным он ни был, может быть подвергнут транзакционному анализу. Часто наблюдается расхождение между формулировками и невербальными сигналами.
Это означает, что основное фактическое утверждение (взрослое) может выглядеть покровительственным (родительским) или покорным (детским) через тон голоса или жесты.
Когда вы слишком остро эмоционально реагируете на некоторые заявления или поведение других людей и идете на поводу своих ощущений, часто это триггерные моменты, берущие начало в вашем детстве.
Если кто-то нажимает на эти триггерные точки, вы чувствуете себя невыносимо. Результатом являются яркие вспышки слез или гнева вашего обиженного внутреннего ребенка. В межличностном общении, особенно в профессиональной жизни, такие эмоциональные всплески крайне контрпродуктивны.
В большинстве случаев деструктивный подход к общению вызывает бессознательное сопротивление другого человека. Это означает, что ваш собеседник почти автоматически переходит в противоположное эго-состояние.
Если вы действуете в соответствии с родительским эго в роли старшего, вы пробудите в своем двойнике покорное или вызывающее детское эго. Если вы сами производите впечатление покорного ребенка, ваш собеседник почти бессознательно впадет в свое родительское эго.
Детское эго-состояние включает в себя поведение, мысли и чувства, воспроизводимые с детства. Модель эго-состояния позволяет проверять свое поведение, чувства и переживания, понимая связь с другими людьми.
Наши реакции и чувства на внешние события формируют ребенка. Это видящий, слышащий, чувствующий и эмоциональный массив данных внутри каждого из нас.
Внутреннее дитя ориентируется на правила родительского эго. В этом состоянии эго человек часто испытывает сильные, а иногда и подавляющие эмоции. Дети в первые годы жизни переживают различные травмы, которые формируют у них негативную самооценку.
Те, кто действует в рамках детского эго, часто кажутся менее уверенными в себе и вряд ли способны задуматься о своем поведении, которое часто является вызывающим или глупым.
Однако детское эго ни в коем случае не является исключительно негативным. Вы должны относиться к своему внутреннему ребенку с любовью и осознавать его положительные характеристики. Когда вы действуете в детском эго, вы более креативны и наделены воображением, чем в двух других состояниях.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Родительское эго-состояние возникает, когда голоса в вашей голове влияют на вас и принадлежат вашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам или учителям. Поведение этого эго-состояния – это скопированные у родителей или родительских фигур поведение, мысли и чувства.
Для ребенка родители являются первыми образцами для подражания. То, что они передают нам, формирует всю нашу дальнейшую жизнь.
Те, кто действует в рамках родительского эго, покровительствуют своему собеседнику, по-матерински советуют или делают ему выговор, как это было в беседе, например, со строгим отцом.
Часто представлены убеждения, что человек сформировался в первые 6 лет жизни. Однако внутренний родитель также выражает себя на невербальном уровне.
Наибольший потенциал для конфликта существует, когда 2 собеседника принимают конфигурацию «родитель – потомок». Если вы осознаете значение трансактного анализа и способны интерпретировать состояния своего эго, то можете добровольно переключиться на свое взрослое эго. Если занимаете взрослую позицию и солидарны со своим собеседником, он сделает это и по отношению к вам.
Общение требует взаимного уважения. Если вы чувствуете, что не принимаете человека, с которым разговариваете, и убеждены, что он бессовестный лицемер, мысленно крикните «Стоп!» и оставьте свое родительское эго.
Постоянно напоминайте себе, что относитесь к собеседнику с уважением. Собеседник, который чувствует, что его не воспринимают всерьез, никогда не сможет общаться с вами и будет проявлять бунтующий характер.
Если вы находитесь в своем детском эго, то будете чувствовать себя неуверенно и некомфортно во время общения. Здесь поможет только одно: сознательно идти наперекор своей неуверенности и показывать собеседнику, что он разговаривает со взрослым человеком. Преодолейте себя, выражайте свою точку зрения и не показывайте разочарования, если что-то пойдет не так, как вам хочется.
Эго-состояние взрослого – это прямые реакции на то, что происходит здесь и сейчас. Если вы чувствуете, что справились с ситуацией по-взрослому, используя свои мысли и чувства для проявления поведения в соответствии с настоящим моментом, тогда неуправляемый взрыв эмоций можно подавить.
Взрослое эго – это наша способность самостоятельно мыслить и действовать на основе полученных данных. Если мы хотим повлиять на кого-то, то должны сделать это через нашего взрослого.
Родитель – это наша усвоенная концепция жизни, Взрослый – наши мысли, а ребенок – наша прочувствованная концепция жизни.
Тот, кто общается в роли взрослого, может оценить масштабы своих действий. Пока кто-то пассивно переживает ситуацию в эго-родителя или внутреннего ребенка и ведет себя наивно, вы можете активно влиять на события с позиции взрослого. Принимаемые вами решения основаны на проверенных фактах из всех 3 состояний эго.
Действовать в соответствии с эго взрослого – желательная форма общения. Потенциал конфликта будет снижен, если собеседник чувствует, что вы относитесь к нему на равных. В межличностном общении эго взрослого характеризуется внимательностью и адаптивностью к собеседнику.
В основе теории Э. Берна лежит правило, согласно которому эффективные транзакции и коммуникации должны дополнять друг друга и для сбалансированной жизни нам нужны все наши 3 состояния.
Жизненный сценарий описывает ваш подсознательно предвзятый жизненный план. Он формируется в детстве и может быть как положительным, так и отрицательным. Если вы снова и снова оказываетесь в похожих ситуациях, это он.
Концепция «ребенок – родитель – взрослый» применяется к пациентам, которые испытывают трудности с принятием текущих решений или поддержанием отношений в результате поведения, которому научились в детстве и которое сформировало их внутреннего родителя.
Адаптивность помогает пациентам в любой ситуации: дает понимание, что с ними происходит и почему они приняли текущие состояния.
Трансактный анализ работает, фокусируясь на способности пациента мыслить самостоятельно после принятия нейтральной позиции в треугольнике Родительского, Взрослого и Детского эго. Так у человека формируется нейтральное мышление вместо состояний альтер-эго, которые были определены в детстве.
Применение концепции «ребенок – родитель – взрослый» – это необходимый инструмент, с помощью которого можно свободно формировать свою жизнь в соответствии с вашими пожеланиями.
Благодаря сознательному восприятию своих эмоций и потребностей развиваться позитивно, а также справляться с трудными ситуациями в разговоре и понимать причины поведения другой стороны. Трансактный анализ является языком внутри языка, языком истинного значения, чувств и мотивов.
Он способен помочь в любой ситуации, во-первых, благодаря возможности более четко понимать, что происходит. Во-вторых, благодаря этим знаниям мы даем себе возможность выбирать, какие эго-состояния принять, какие сигналы и куда посылать.
Отдельные концепции трансактного анализа можно рассматривать как своего рода компас. В зависимости от ситуации межличностного общения, в которой вы находитесь, использовать этот компас для правильной классификации своего собственного и поведения вашего партнера. Таким образом можно избежать конфликтов или разрешить их.
Э. Берн говорил, что каждый человек рождается со здоровым потенциалом. Психически больные люди долгое время считались неполноценными, однако теория утверждает, что даже они являются ценными личностями, просто им нужна помощь.
Болезнь могла быть вызвана, например, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, в результате которых вырос педант. С помощью трансактного метода каждый может научиться изменять вредные модели поведения.
Теория трансактного анализа подвергалась критике по следующим причинам:
Теория может вводить в заблуждение, позволяя людям верить, что легко помогать другим просто с помощью моделей трансактного анализа.
Предположение о том, что теория Э. Берна представляет собой детерминированную модель поведения человека, что люди подобны машинам.
Теории не хватает сложности в понимании взаимодействия между отдельными людьми и обществом в целом, а общество часто перекладывает ответственность на одну отдельную личность.
Теория «эго-состояний» используется, чтобы лучше понимать общение между людьми с разными эго-состояниями. Концепция нашла применение в области обслуживания клиентов и в сфере развития лидерских качеств. Однако следует изучить ее более тщательно, прежде чем применять массово.