в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листПровокация с точки зрения психологии – это какое-либо действие, которое нацелено на вызов эмоциональной реакции у другого человека. Данный прием используют для извлечения выгоды, изучения чужого поведения и способности контролировать свои эмоции.
Иногда с помощью провокации люди пытаются инициировать откровенное обсуждение.
Провокация является разновидностью манипуляций, имеет свои отличительные черты.
Среди них можно выделить следующие:
Манипуляции в большинстве случаев направлены на изменение мнения или поведения другого человека ради скрытого мотива. Цель провокации – вызвать реакцию, поставить кого-либо в слабую позицию или спровоцировать открытый разговор на неудобную тему.
Манипуляция часто связана с обманом, хитрыми уловками, максимально незаметным оказанием давления на другого человека. Провокация более открыта, честна. Она может включать в себя использование откровенных вопросов или заявлений.
Манипуляция чаще всего приводит к нежелательным результатам для второй стороны. Человек подвергается унижениям, его самооценка понижается, он оказывается под частичным контролем своего собеседника. Провокация может привести к различным реакциям, включая обсуждение существующих проблем. Она не всегда направлена на причинение вреда.
Манипуляция – более скрытый прием, нацеленный на получение какого-либо результата. Провокация более открытая, ее задача – вызвать реакцию, иногда даже принести пользу. Однако в большинстве случаев есть более здоровые альтернативные линии поведения.
В число признаков провокации входят:
Провокатору нужна реакция. По этой причине он будет совершать такие действия, которые привлекут внимание других людей. Он может использовать необычные, обидные или неоднозначные слова, а также делать что-то, что не нравится окружающим.
Собеседник всем своим поведением дает понять, что ждет от других каких-либо действий. Если провокатор не получает результата, он может стать более напористым или даже агрессивным.
Люди склонны неосознанно провоцировать других, когда испытывают гнев, обиду, раздражение или душевную боль. Также манипуляция может быть направлена на вызов сильных эмоций у собеседника.
Оппонент может намеренно преувеличивать что-либо или высказывать противоположные мнения, чтобы добиться реакции и узнать, что думают другие.
Даже если провокатор аккуратно подбирает слова, в лучшем случае они вызывают негативные ассоциации, желание уйти либо ответить.
Провокатор готов перейти через нравственные и моральные рамки, чтобы проверить чужую реакцию. Это часто вызывает раздражение, ощущение нарушения личных границ.
Важно учитывать, что провокации могут отличаться по характеру. Нередко они включают в себя оскорбления, насмешки или угрозы.
Сравнительно часто провокаторы встречаются на политических мероприятиях. Они используют манипулятивные приемы для разжигания конфликтов, привлечения внимания, улучшения собственных позиций. Провокаторы нередко проникают на мероприятия, связанные с социальными движениями, чтобы дискредитировать участников последних.
Бытовые провокаторы чаще всего встречаются в интернете.
Это связано со следующими причинами:
В интернете можно спрятаться за любой маской. Это позволяет провокаторам действовать скрытно, избегать физических угроз. Некоторым людям комфортнее совершать неприглядные действия, прикрываясь никнеймом. Они не ощущают чувство вины, т. к. не ассоциируют содеянное с собой.
В интернете несложно найти жертву: достаточно зайти в популярную тему и написать что-нибудь провокационное. С большой долей вероятности кто-то из участников диалога не сдержится и ответит. В интернете проще провоцировать целые группы людей.
Существуют специальные порталы, предназначенные для обмена мнениями. Здесь провокатору проще всего найти собеседника.
Интернет – удобная площадка для распространения дезинформации или искажения фактов. Любители разжигания конфликтов нередко пользуются этим и наблюдают за происходящим.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Существуют несколько основных типов провокаторов. Важно уметь отличать одних манипуляторов от других, чтобы правильно реагировать на их действия.
У стратега всегда есть цель. Отчасти он похож на классического манипулятора: планирует, выстраивает связи и может добиваться нужного ему результата разными методами.
Макиавеллистам нравится, когда люди вокруг них конфликтуют. Они могут разбивать коллектив с какой-то целью или потехи ради. Макиавеллисты влюблены в себя. Часто в них прослеживаются нарциссические черты, они высокомерны и обладают завышенной самооценкой.
Вампиры чувствуют себя хорошо, когда вытягивают негативные эмоции из людей. Они могут жаловаться, вести себя пессимистично, проявлять садистические наклонности.
Сплетник предпочитает концентрировать внимание на стороннем негативе. Такие люди любят смотреть скандальные шоу, с удовольствием обсуждают соседей и звезд. Это позволяет им легче переживать собственные неудачи.
Борцы за справедливость могут руководствоваться благими намерениями, но ведут себя неприятно и раздражают окружающих. Они громко обвиняют других там, где стоило бы промолчать, зацикливаются на конфликтах, обладают негибким характером.
Троллями называют энергетических вампиров, обитающих преимущественно в интернете. Отчасти они также напоминают макиавеллистов: они разжигают конфликты или просто стараются зацепить других за болевые точки.
Среди общих рекомендаций выделяют следующие:
Провокатор хочет вызвать у вас реакцию. Просто не давайте ему получить желаемое недопустимым для вас образом.
Провокатор может быстро потерять интерес, если не получит желаемого.
Если вы все же продолжаете общаться с провокатором, уточните, что он хочет от вас услышать или каких действий ожидает. Это может помочь выявить истинный мотив собеседника, а в некоторых случаях – выведет на конструктивный диалог.
Женщины-провокаторы чаще всего пытаются добиться эмоциональной реакции со стороны окружающих. По этой причине важно не вступать в конфронтацию. Задавайте уточняющие вопросы, старайтесь сохранять спокойствие, максимально корректно и точно выражайте свои чувства и мнение.
Мужчина-провокатор может добиваться в т. ч. физического столкновения. Если ситуация становится угрожающей, лучше дистанцироваться от агрессора. В некоторых случаях целесообразно обращение к правоохранительным органам или сотрудникам охраны.
Конструктивное общение с провокатором возможно, но только при наличии обоюдного желания. Важно не играть на чужом поле и не поддаваться на манипуляции, если вам это неприятно.
Продемонстрируйте человеку, что вы будете выполнять его просьбы лишь в том случае, если они будут сформулированы корректно. В то же время показывайте, что вы уважаете собеседника и его точку зрения.
Если речь идет о близких людях, можно попытаться напрямую поговорить с ними. Иногда человек провоцирует не специально, а из-за невозможности выразить свое мнение открыто.
Мягко сообщите, что вам неприятно. Уточните, почему человек так себя поступает. Подчеркивайте, что вы хотите найти общий язык и сделать общение комфортным для всех сторон.
Лучший способ дать отпор манипулятору – дистанцироваться от него. Если это невозможно, сохраняйте спокойствие и задавайте прямые уточняющие вопросы. Чаще всего это вызывает у манипуляторов растерянность. Настойчиво расставляйте личные границы и не бойтесь сказать «нет», если вам что-то не нравится.
Оставаться спокойным рядом с манипулятором может быть непросто. Чтобы избежать срывов, важно проработать свои слабые стороны. Необходимо своевременно распознавать провокаторов рядом с собой и уметь давать им отпор.
Чтобы перестать реагировать на провокаторов, найдите «бреши» в своем характере и принципах. Возможно, вам придется поработать над самооценкой или эмоциональной устойчивостью. Если вы не можете обнаружить слабые стороны, поговорите об этом с друзьями или членами семьи.
Следите за поведением других людей и объективно оценивайте происходящее. Важно научиться прислушиваться к внутреннему голосу: если при общении с человеком вы ощущаете дискомфорт, скорее всего, причина все же есть. Постарайтесь найти ее.
Проследите за тем, как ведет себя провокатор и какие приемы использует. Тогда вы сможете понять, зачем он делает это. Когда вы осознаете мотив, вам будет проще не поддаваться на провокации.
Если у вас есть возможность уйти или проигнорировать провокатора – сделайте это. В противном случае не давайте собеседнику занять сильную позицию в диалоге. В зависимости от мотивов оппонента расставьте личные границы, задавайте прямые вопросы или даже обсудите ситуацию.
Чтобы лучше понимать, когда вас провоцируют, важно рассмотреть несколько классических вариантов манипуляций.
Провокатор вступает в изначально мирный диалог с подстрекательскими, оскорбительными или агрессивными комментариями. Он может как спровоцировать конфликт между другими людьми и наблюдать за происходящим, так и напрямую общаться с собеседниками.
Провокатор постоянно говорит о своих мнимых или существующих достижениях, преувеличивает их, чтобы создать позитивное впечатление о себе и занять сильную позицию. Например, такой человек на встрече с друзьями может непрерывно хвалить себя и игнорировать успехи других.
Провокатор непринужденно просит вас сделать что-либо, даже если это неуместно или слишком сложно, невежливо расспрашивает вас о слишком личных вещах. Таким образом человек пытается понять, насколько далеко он может зайти в общении с вами.
Провокатор настаивает, чтобы вы отчитывались за каждое свое действие или решение, даже если это выглядит неуместно или странно. Например, ваш коллега может настойчиво выяснять подробности вашей личной жизни и спрашивать, почему вы поступаете так, а не иначе.
Человек всячески демонстрирует или говорит, что вы не сможете с чем-то справиться, ожидая, что вы захотите доказать обратное. Чаще всего так поступают люди, которые не хотят напрямую просить о помощи.
Фрэнк Фарелли разработал нестандартную психологическую методику – провокационную терапию. Она называется так, поскольку в ходе сеанса специалист использует необычные манипулятивные приемы, чтобы помочь собеседнику выйти за привычные рамки стандартного мышления.
Благодаря грамотным провокациям клиентам удается по-новому взглянуть на свои проблемы, стать более честными с собой, обнаружить корни своих комплексов.
Суть метода заключается в:
Это делается для расслабления клиента, создания необычной атмосферы, вызова эмоционального отклика и разрушения привычных паттернов мышления.
Нетрадиционный подход и переход личных границ помогают лучше раскрывать эмоциональные проблемы.
В процессе специалист ведет себя более неформально, благодаря чему собеседник более склонен говорить о личном.
В ходе общения клиент может увидеть вещи с новой, более конструктивной стороны.
Основная особенность метода заключается в активном взаимодействии с человеком через нестандартные приемы. Психолог использует игры слов, сарказм, иронию, иногда – даже агрессию, если понимает, что благодаря этому клиент лучше проработает проблему.
Например, в самом начале приема специалист может заявить, что не хочет вам помогать, чтобы увидеть вашу реакцию и понять, с каким человеком ему предстоит работать. Ответ хорошо продемонстрирует, как вы общаетесь с людьми, действуете в непривычных условиях и решаете проблемы.
Несмотря на провокационный характер метода, психотерапевт стремится создать доверительные отношения с клиентом. Специалист следит за тем, чтобы уровень дискомфорта не был слишком высоким. Это необходимо для того, чтобы клиент открыто говорил о своих проблемах.
Важно учитывать, что методика Фрэнка Фарелли, как и любая другая, подходит не всем. Ее не применяют без согласия самого клиента. В любой момент человек может прервать сеанс или открыто заявить, что ему дискомфортно, расставив личные границы.