в 11:00 МСК
РРТ – это психотерапевтическая методика, в основе которой лежит позитивная концепция человеческой природы. Главная цель рассматриваемого направления заключается в том, чтобы помочь клиентам признать и усилить свои способности, навыки, реализовать потенциал.
Сначала РРТ называли дифференциационным анализом. Сейчас интегративный подход объединяет в себе системные, гуманистические, психодинамические элементы, а также когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).
Симптомы при данном подходе рассматриваются в качестве сигнала. Его организм подает человеку, чтобы тот заметил факторы, которые упускает. У неспособности достичь цели есть вторичная выгода, она и становится главной помехой. При этом купировать симптом препаратами не получается, лечение затягивается и не дает желаемых результатов, поскольку приемом лекарств причина не устраняется.
Работа ведется со способностями индивида, которые тот проявляет регулярно в жизни. Психолог помогает избавиться от стереотипов, вредящих моделей поведения, ошибок мышления. Человек не избавляется навсегда от проблем, а получает навык их решения максимальным количеством способов.
В процессе работы у клиента может создаваться ощущение легкости и спонтанности терапевтического процесса. Большую часть сеанса терапевт проводит с ним беседу, проявляет заинтересованность в его ценностях, привычных способах решения проблем, ресурсах, которые тот привык применять. Творческий поиск новых способов не вызывает дискомфорта.
Психотерапевт в своей работе должен придерживаться 5 главных принципов.
Предполагает, что терапевт помогает клиенту осознать смысл возникшего расстройства или цель конфликта. Проблему переосмысливают в позитивной манере. Например, бессонница нужна индивиду, чтобы не утрачивать бдительности, всегда быть готовым защищать себя и близких.
Принятие оптимистичного взгляда позволяет не только самому пациенту, но и его ближайшему окружению изменить отношение к происходящему, имеющимся симптомам.
Главная роль в терапии отводится клиенту. Терапевт лишь создает среду, в которой пациент сможет брать на себя ответственность и принимать решения.
Психотерапевт не использует сложных терминов в общении с пациентом. Если все же применяет таковые, то объясняет их значение, чтобы человек понимал. Сложные слова только путают пациента, создают ощущение, что работа будет трудной, долгой, внушают чувство беспомощности. Простая речь, наоборот, помогает осознать суть проблемы, быстрее прийти к изменению сложившейся ситуации, деструктивных паттернов поведения.
Терапевт не трактует поведение клиента по учебникам. Интерпретации делаются на основе личного опыта индивида. При этом обязательно учитываются культурные различия. Специалист концентрирует внимание на общих, сходных с пациентом чертах и качествах, хотя и принимает в расчет разницу восприятия, обусловленную условиями среды.
Главная задача терапии в том, чтобы пациент смог разрешить имеющийся у него конфликт. Чтобы изменить будущее к лучшему, предпринимать действия придется уже сейчас.
Носсрат Пезешкиан утверждал, что в основе психической патологии лежит внутренний конфликт. В РРТ выделяют 2 разновидности таковых.
Первая связана с ситуацией, происходящей в жизни пациента сейчас. Ожидания при этом расходятся с реальностью, что не представляется возможным решить.
Вторая проистекает из травм, полученных в прошлом. Это могут быть отдельные события или череда таковых. Человек не способен самостоятельно справиться с произошедшим.
Реакция может проявляться в 4 главных сферах. Неспособный справиться с внутренним конфликтом человек использует для бегства одну из обозначенных областей. Когда все 4 в балансе, индивида можно считать здоровым. При этом наблюдаются забота о физической оболочке, стремление к профессиональной реализации, общение с родственниками и друзьями, планирование будущего.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
Данная сфера концентрируется на восприятии тела. Травмирующие события могут приводить к развитию соматических реакций. У человека возникают заболевания на основе его идей. Иногда взаимосвязь прямая (например, если индивид полагает, что обязательно доедать всю еду в тарелке, то может страдать от ожирения). Чаще связи сложнее. Например, с помощью переедания человек может защищаться от неприятных чувств: страха, скуки, грусти.
К этой сфере относят и психосоматические заболевания. Если у человека развивается болезнь, слабо поддающаяся лечению традиционными методами, РРТ нередко помогает от нее избавиться.
Данная сфера отвечает за профессиональную реализацию, принятие решений, производительность. Реакция может проявляться в форме трудоголизма или, наоборот, в избегании работы, прокрастинации. Человек может бояться негативной оценки своей деятельности, ее результатов, постоянно испытывать усталость, становиться апатичным, неспособным сосредоточиться.
Данная сфера отвечает за способность к созданию и поддержанию отношений с другими людьми (в т.ч. романтических и интимных связей). Если реакция проявится в данной области, человек может резко стать конфликтным, придирчивым, склонным к ссорам с окружающими. Другое возможное проявление – избегание общения, изоляция.
Эта сфера отвечает за фантазию, интуицию. Перекос в ней может проявляться в виде попыток избегать проблемной ситуации, закрывать на нее глаза, игнорировать ее. Например, у человека развивается зависимость от алкоголя или наркотических веществ, поскольку в состоянии опьянения он поддерживает иллюзию, что неприятной ситуации не существует. Индивид может также увлечься эзотерическими учениями или религией.
В работе терапевт предоставляет пациенту и его родственникам информацию о болезни и методах работы, которые будут использоваться в отдельно взятом случае. Работа включает в себя 5 этапов.
Психотерапевт выясняет желания, проблемы, которые есть у его клиента. При этом он сохраняет эмоциональную отстраненность, остается в позиции стороннего наблюдателя. Одновременно психолог учит клиента дистанцироваться от ситуации, смотреть на нее со стороны. Для этого используются уточняющие, наводящие вопросы. Терапевт может в конце озвучить личную позицию, альтернативную точку зрения.
На данном этапе человек размышляет о важных событиях, случившихся с ним за последние 5–10 лет. В процессе он задействует когнитивные функции, переосмысливает многие ситуации, может иначе их интерпретировать. Терапевт помогает оценить, насколько конфликт проявляется в каждой из 4 главных сфер.
Достичь понимания удается с помощью вопросов. Проводится анализ истока конфликта.
На этой стадии внимание уделяют самопомощи, активации личных ресурсов индивида. Пациенту рекомендуют использовать для разрешения конфликтов успешный опыт прошлого. Терапевт просит клиента сосредоточиться на сильных сторонах, достоинствах, умениях, вспомнить близких, которые оказывают поддержку, помогают. Негативные аспекты ситуации при этом не обсуждаются, фокус с них переводится на позитивные. В процессе человек осознает, что способен справиться с трудностями.
На данном этапе в центре внимания оказываются когнитивные способности человека. Индивид получает возможность формулировать и выражать нерешенные конфликты, связанные с 4 измерениями жизни. Обучается открыто говорить о негативных переживаниях и возникающих симптомах. Терапевт учит клиента как можно точнее описывать каждый аспект ситуации. При этом индивида постоянно возвращают к его запросу, связанным с ним чувствам, не давая прокручивать в голове мысли о прошлом или страхи перед будущим.
Главная задача на этой стадии заключается в том, чтобы ориентировать пациента на будущее после решения возникших проблем. Терапевт задает клиенту уточняющие вопросы, выясняя, чем тот желает заняться, что реализовать. Цели связывают с ресурсами, способностями, сильными сторонами индивида.
В процессе терапии используются различные техники. Выбор зависит от особенностей ситуации, личности самого клиента, наличия или отсутствия у него каких-либо версий, предпринятых ранее попыток разобраться в конфликтной ситуации.
Психотерапевт предлагает придумать для возникшего конфликта имя или ярлык. Клиент при этом получает возможность посмотреть на ситуацию со стороны, оценить те ее аспекты, которые прежде упускал, не отмечал. Шуточные названия или юмор при этом не используются. Новое наименование не должно уменьшать важность проблемы для человека.
В этой ситуации терапевт предлагает клиенту найти альтернативное объяснение причины, по которой ситуация возникла. Может прямо оспаривать версии пациента и предлагать свои трактовки. Человек вступает в дискуссию, в процессе которой нередко приходит к неожиданным выводам, получает инсайты.
Терапевт просит пациента представить, что его проблема решилась. После этого выясняет, по каким признакам клиент мог бы понять, что это произошло. Воссоздается картина будущего, к которой человек стремится прийти. Техника покажет лучший эффект, если до того у пациента были размытые представления о том, чего он хочется добиться.
Терапевт просит клиента честно оценить его положение в моменте. Перечислить нужно как негативные аспекты, так и положительные. Упражнение помогает индивиду обнаружить ресурсы, которые он ранее не замечал, игнорировал. Например, у пациента могут быть знакомые, готовые посодействовать ему в этой ситуации. Или навык, дающий возможность увеличить доход и реализовать задуманное.
В процессе выполнения техники психотерапевт создает у пациента мотивацию на достижение цели.
Чтобы добиться этого, специалист уточняет, какие позитивные изменения произойдут в жизни индивида, когда тот добьется желаемого, справится со стоящими перед ним задачами.
В процессе терапевт выясняет, были ли в прошлом самого клиента или его знакомых ситуации, когда проблему удавалось решить. Например, знает ли он о людях, справившихся с заболеванием, диагностированным у него самого. Если ответ положительный, то начинается поиск действий, которые бы помогли добиться результата, разобраться с проблемой.
Целью этой техники становится обнаружение оригинальных решений. Психотерапевт предлагает пациенту отойти от привычной модели действий, вместо нее изобрести другой подход. В процессе появляются новые варианты действий, которые человек затем может применить на практике. Кроме того, клиент развивает креативность и затем может использовать ее в будущем в новых сложных ситуациях.
Дополнительно используются и иные методики:
Эта техника предполагает работу с людьми, которые попали к психотерапевту не по личному желанию, а были направлены третьими лицами. Клиента просят оценить того, кто инициировал работу с психологом, предположить, как этот человек представляет себе решение конфликта. Пока тот описывает мышление другого индивида, он осознает, обнаруживает новые способы реагирования.
Сначала клиент фокусируется на решении одной задачи. Затем полученный в процессе опыт распространяет на другие. Например, если сумел справиться с боязнью попросить о прибавке к зарплате с помощью смелости, то этот же ресурс может использовать и в новых возникающих ситуациях.
Сначала терапевт просит клиента оценить его состояние по 10-балльной шкале. Затем спрашивает, что могло бы улучшить его хотя бы на 1 балл. Человек, задумываясь над ответом, может осознать то, на что прежде не обращал внимания.
При использовании этой методики психотерапевт пытается убедить клиента отказаться от его идей. Например, говорит, что шансов на успех немного, потребуется приложить усилия, потратить деньги на реализацию проекта и т. д. Индивид при этом начинает спорить с терапевтом, отстаивать свою точку зрения. В процессе обнаруживает новые решения, вспоминает о тех ресурсах, которыми уже обладает.
В процессе клиенту предлагают сыграть роль эксперта. Ответственность за решение ложится на него. Добиться этого можно, например, спрашивая, что бы человек посоветовал делать другу или родственнику, если бы тот оказался в похожей ситуации.
Методика применяется с теми пациентами, которые полагают, что обнаружили все причины возникающих в их жизни конфликтов, затруднений. Терапевт не пытается оспорить точку зрения человека, вместо этого внимательно выслушивает его соображения. Затем фокус переводится на поиск решения. Например, специалист спрашивает, как может поступить клиент, если знает, что ситуация сложилась из-за полученной в прошлом психологической травмы.
Истории и аналогии помогают обозначить сильные черты характера клиента, найти имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
В процессе выясняется, какую роль в создании ситуации сыграли третьи лица. Эта техника помогает пациенту нормализовать отношения с другими людьми, восстановить социальные связи, избежать изоляции.
Применяется в рамках групповой терапии. Все участники группы дают обратную связь по ситуации пациента. Могут делиться личным практическим опытом или теоретическими соображениями, предположениями. Это помогает обнаружить новые способы действий, модели поведения, избавиться от деструктивных установок.
Даже краткосрочная терапия может привести к улучшению, избавлению от отдельных конфликтов, вызванных ими симптомов. Человек не только разбирается с ситуацией, но и приобретает новые навыки, которые может применять в будущем. При психических расстройствах показана средне- или долгосрочная терапия. Непродолжительное лечение не даст достигнуть облегчения надолго.
РРТ показывает высокую результативность при психозах, депрессивном состоянии, тревожном расстройстве, суицидальных фантазиях, ПРЛ (пограничное расстройство личности). Эффективность возрастает, если одновременно человек использует когнитивно-поведенческую терапию. В периоды кризисов (например, при переживании горя после смерти родственника) РРТ помогает слабо.