в 11:00 МСК
5 шагов к здоровой самооценке
скачать бесплатно чек-листВыгоранием считается эмоциональное, физическое и умственное истощение. Это защитный психологический механизм, срабатывающий в ответ на внутренние или внешние раздражители. Выгорание становится продолжительным стрессом. Часто его называют синдромом профессионального или психического истощения.
Изучение эмоциональной опустошенности началось в 70-х гг. прошлого столетия в США.
Причиной проведения исследований стали многочисленные обращения руководителей организаций в Американскую службу психологической поддержки с жалобами на ухудшение продуктивности подчиненных.
В ходе проведения исследований психиатр Х. Дж. Фрейденберг и его коллеги вывели особую форму «стресса общения». Она получила название «выгорание» (по-английски burnout). Ранее это слово применялось в разговорном языке и указывало на наркозависимость человека.
Исследования показали, что больше других синдрому психического истощения подвержены педагоги в дошкольных учреждениях и школах. Советский психолог Н. А. Аминов установил, что выгоранием страдает большая часть учителей с опытом работы по специальности 15–20 лет. Специалисты с педагогическим стажем 35–40 лет подвержены патологии в 95% случаев.
Хандра и выгорание могут иметь похожие симптомы. И в первом, и во втором случае человек становится апатичным, находится в угнетенном состоянии.
Однако хандра считается сезонным явлением, ее связывают со сменой биологических ритмов. Хандра возникает быстро и длится недолго. В большинстве случаев человек не нуждается в помощи психологов или психиатров.
Выгорание развивается постепенно, в течение нескольких лет. При этом состоянии возможны проявления как апатии, так и агрессии, повышенной возбудимости.
Пассивность при эмоциональном опустошении чаще затрагивает только профессиональную сферу. При этом педагог продолжает получать удовлетворение от других видов активности. Апатичным в личной жизни учитель становится только на поздних стадиях патологии. Выгорание не исчезает самостоятельно.
В группе риска присутствуют:
Для замкнутого человека необходимость контактировать с аудиторией всегда становится стрессом.
Такие работники вынуждены совмещать трудовую деятельность с ведением домашнего хозяйства. Женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице, что снижает стимул расти профессионально.
Педагог вынужден подстраиваться под культурные и религиозные особенности учеников. Наличие языкового барьера также затрудняет коммуникацию.
Педагогу важно чувствовать поддержку сотрудников. Необходимость работать в атмосфере враждебности вызывает стресс.
Современный педагог должен оставаться «примером» для воспитанников даже во внерабочее время. Учитель может быть подвержен остракизму за выложенное в социальных сетях фото с обнаженным торсом (в купальнике), посещение стрип-клуба и т. д. Отказ от своих увлечений ради поддержания имиджа становится одной из причин развития синдрома психического истощения.
К личностным факторам относятся:
К выгоранию склонны трудоголики-перфекционисты. Полная погруженность в профессию и желание идеально выполнять свою работу быстро приводят к усталости.
Среди факторов этой группы:
Опустошение испытывают не только учителя с 20-летним опытом работы. Начиная трудовую деятельность, молодые педагоги ощущают разочарование из-за несбывшихся надежд, необходимости придерживаться плана, неудовлетворительного поведения школьников и т. д.
Корпоративные факторы:
За последние 10–15 лет нагрузка на школьных учителей увеличилась. Зарплаты при этом повысились незначительно, что снижает стимул качественно выполнять свою работу.
Мы все хотим жить счастливо, не терять внутреннюю опору и стать «лучшей версией себя». Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям.
Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья.
Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
авторский метод профориентирования
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
взгляните на свою жизнь со стороны
На эмоциональное перенапряжение указывают такие симптомы, как:
Возможно появление мигрени и болей в сердце, обострение хронических заболеваний. Люди, не склонные к агрессивности, могут стать пассивными, равнодушными.
При эмоциональном выгорании снижается интерес не только к профессиональной деятельности, но и к увлечениям. Педагог перестает обращать внимание на свой внешний вид, проявляет равнодушие к окружающему миру, жизни своих близких. Нередко снижается либидо.
Американские исследователи К. Маслач и С. Джексон выделяют 3 стадии эмоционального опустошения. На первом этапе педагог начинает ощущать усталость и беспомощность.
Во время занятий он перестает придерживаться плана, может неожиданно изменить тему урока, часто ошибается. Возникают сомнения относительно правильности выбора профессии.
На второй стадии синдрома наблюдается деперсонализация. Изменяются отношения с окружающими. Педагог становится нетерпеливым. Может возникнуть зависимость от другого человека.
В некоторых случаях воспитатель или учитель становится замкнутым, избегает социальных контактов. На этой же стадии появляются проблемы с физическим здоровьем.
Третий этап развития патологии отличает утрата интереса не только к профессии, но и к жизни. Педагог может полностью потерять аппетит. Он проявляет агрессию по отношению к школьникам (воспитанникам), их родителям, коллегам и своим родственникам. Возможны нервные срывы.
Диагностику проводят психолог и психиатр. Оценить состояние пациента можно при помощи опросника MBI-GS (Maslach Burnout Inventory-General Survey). А также применяются методы В. В. Бойко, Е. П. Ильина, Г. Айзека, Дж. Тейлора и некоторых других исследователей.
Пациенту предлагается список утверждений, например:
Если пациент согласился с 4–5 из приведенных утверждений, у него диагностируют синдром профессионального истощения.
Способы снижения эмоционального напряжения следует использовать в профилактических целях. Эти методы помогут на ранних стадиях выгорания.
Техниками саморегуляции необходимо владеть каждому педагогу.
Снизить напряжение вам помогут:
Это черты характера педагога, которые ценят дети. Самоирония поможет снизить важность проблемы, иначе посмотреть на нее.
Если педагог испытывает напряжение, он должен сесть на стул и попытаться ощутить слабость во всем теле. Выполнять эту технику незаметно для окружающих можно даже во время урока. На перемене следует выпить теплый напиток, который поможет расслабиться.
Почувствовав стресс, нужно сосредоточиться на каком-то предмете, например, на картине в классе, дереве перед окном и т. д.
Повторять позитивные установки учителю можно мысленно, если он находится в людном месте. Однако лучше проговаривать аффирмации вслух, оставшись наедине с собой.
Педагогу следует внимательно наблюдать за своими эмоциями, замечать, какие события и действия окружающих вызывают ту или иную реакцию. Такое поведение снижает вероятность потери контроля над собой.
Обратитесь за советом к более опытному коллеге. Через эмоциональное выгорание прошли многие педагоги. Если коллега сталкивался с аналогичной проблемой, он даст рекомендации. Получить совет можно на одном из учительских форумов. Коммуникация в интернете поможет сохранить анонимность и раскрепоститься.
Работа не должна быть поводом отказаться от общения с членами семьи. Близким людям необходимо посвящать не менее 1 дня в неделю. Например, в воскресенье можно пойти на прогулку в парк или в кинотеатр.
Неженатым и незамужним педагогам нужно чаще встречаться с друзьями.
Общаясь со знакомыми и близкими, старайтесь не говорить о работе. На вопрос «Как дела у нашего учителя (воспитателя)?» можно ответить «Спасибо, все нормально».
Креатив следует внести не только в преподавательскую деятельность, но и в личную жизнь. Можно предложить детям вместе сшить игрушки из старой одежды или подготовить квартиру к новогодним праздникам. Творческая активность помогает отвлечься от повседневной рутины.
Не делайте профессиональные задачи смыслом жизни. Круг общения не должен ограничиваться только педагогическим коллективом по месту работы. За пределами школы старайтесь больше контактировать с представителями других специальностей.
Желательно найти хобби, не связанное с профессиональной деятельностью. Например, учителю английского языка стоит записаться на курсы кройки и шитья.
Синдром психического истощения нередко возникает из-за отсутствия профессионального роста. Посещение тренингов и семинаров по повышению квалификации открывает для педагога новые перспективы, возможность перейти на лучшее место работы или получить повышение.
Для преодоления эмоционального выгорания педагогу рекомендуется:
Стоит временно отказаться от дополнительных рабочих часов и репетиторства.
Рекомендуется посещать кружки по интересам и больше общаться с единомышленниками. Если у педагога уже есть хобби, отказываться от него не следует.
Поездки в другие города и страны расширяют кругозор, помогают сменить обстановку.
Физическая нагрузка помогает поддерживать тело в хорошей форме и снимает мышечное напряжение. Кроме этого, стоит посещать бассейн и кабинет массажиста.
Перфекционист никогда не чувствует удовлетворения. Результатом постоянного недовольства и завышенных требований становится снижение самооценки.
Можно обратиться к духовным практикам. Для этого необязательно переходить из одного вероисповедания в другое. Например, утренняя или вечерняя медитация не противоречит христианскому учению.
Справиться с проблемой самостоятельно можно не всегда. При первых признаках эмоционального перенапряжения педагогу нужно обратиться за специализированной помощью.
На ранних стадиях расстройства можно записаться на прием к психологу. Цель сеансов – выявление причин выгорания для дальнейшего их устранения.
Психолог помогает педагогу изменить отношение к профессии, учит правильно распределять энергоресурсы и находить мотивацию для продолжения трудовой деятельности.
На третьем этапе выгорания учитель может быть направлен к психиатру. Специалист разрабатывает индивидуальную схему лечения с учетом симптоматики болезни. В большинстве случаев пациенту назначают стимуляторы, транквилизаторы и антидепрессанты.