Эффект ореола: как наша предвзятость влияет на восприятие
Вы замечали, что люди с привлекательной внешностью чаще получают повышение или быстрее устраиваются на работу? Задумайтесь, как вы относитесь к новым товарам известного бренда: вероятнее всего, вы уже испытываете к нему доверие и готовы купить. Мы расскажем, что такое эффект ореола.
Что такое эффект ореола?
Эффект ореола — это когнитивная ошибка, при которой мнение об объекте основано на первом впечатлении. Это затрудняет объективную оценку.
Первый положительный опыт об одном качестве распространяется на личность в целом.
Например, мы можем поверить обаятельному мужчине, который окажется обманщиком, доверясь предубеждениям. Или приобрести товар только из-за бренда. Возникают искажения в нашем представлении об объекте.
Эффект ореола называют гало-эффект, так как термин «гало» (от англ. halo) — это сияние или ореол, который часто изображают вокруг головы святых на иконах и в искусстве.
«Мы склонны воспринимать один положительный аспект человека как знак всех его достоинств, и наоборот.»
Даниэль Канеман, психолог и нобелевский лауреат.
Почему возникает эффект ореола?
То, как мы воспринимаем людей при первой встрече, — это и есть гало-эффект. Давайте подробнее разберемся, в чем заключается эффект ореола?
Примерно 30% коры головного мозга занято обработкой зрительной информации. Нейроны, отвечающие за распознавание лиц, активируются за шестую долю секунды. За это время мы уже делаем выводы о человеке, не осознавая этого.
Причины гало-эффекта:
- 1
- Перегруженность информацией, поступающей к нам из разных источников
-
Мы просто не в силах обработать всю информацию, поэтому вычленяем самое главное.
- 2
- Дефицит времени
-
Получив первичную информацию, индивид принимает ее за истину, ведь для проверки нужны время и ресурсы. Неважно, увидел ли он положительные качества или отрицательные черты личности.
- 3
- Авторитетное мнение
-
При этом сам авторитет может не разбираться в теме, но доверие к самому человеку переходит и на объект его мнения.
Как эффект ореола проявляется в жизни?
Это явление часто проявляется неосознанно, особенно в повседневных ситуациях.
Эффект ореола — примеры мыслей и фраз:
- Она так красиво одета, наверное, у нее хорошая работа и она умная
- Она была вежлива со мной, значит, она точно хороший специалист
- Эта сумка дорогая, значит, она качественная
- Она опоздала на встречу, значит, она ненадежная
- Эта техника от известной компании, значит, она будет работать долго
Если при первой встрече мы видим, что человек в чем-то хорош, то мы замечаем привлекательность и в других его качествах. И наоборот, блондинку считают глупой, даже не поговорив с женщиной. Так создается отрицательный ореол, связанный со стереотипами в обществе. Как часто вы замечаете такие ярлыки вокруг?
Эффект ореола: примеры из повседневности
Психологический феномен ореола оказывает влияние на наши суждения.
Пример:
Юля, 27 лет, встретила обаятельного мужчину на первом свидании.
Его комплименты, галантность и доброжелательное поведение создали положительные характеристики личности. В ее голове он сразу стал милым и надежным.
Позже он начал проявлять контроль. Запрещал ей видеться с подругами, критиковал внешность и игнорировал ее мнение в общих вопросах. Однако Юля не могла увидеть реальную картину и отрицательные качества партнера. Она оправдывала его поведение, считая его временным.
Данные эффект сработал как фильтр социального восприятия. Девушка обращала внимание только на положительные проявления, игнорируя негативные сигналы токсичных отношений.
Пример эффекта ореола на работе:
Антон, 29 лет, пытается устроиться на работу.
Он 6 лет работает в своей области и выполняет сложные задачи. На собеседовании был и другой соискатель — уверенный и стильный кандидат с приятной внешностью.
На тестовом задании Антон показал себя более компетентно и справился быстрее.
Однако, руководитель принимает решение выбрать другого сотрудника, так как тот уже произвел на него позитивное первое впечатление. Сработало психологическое явление ореола: внешность и харизма затмили реальные навыки.
Такие ситуации происходят вокруг нас ежедневно. Это и называют эффектом гало.
Эффект ореола в социальных сетях
Мы, наблюдая за известными блогерами, начинаем считать их жизни идеальными. Это порождает чувство неполноценности и другие негативные последствия.
Пример:
Популярный блогер с тремя детьми показывает свою ежедневную идеальную рутину, создавая позитивное впечатление о своей жизни. Она успевает создать уют дома, приготовить несколько блюд, ухаживать за собой и активно играть с детьми. Появляется положительная оценка ее образа.
Девушка, видя идеальные картинки, неосознанно начинает сравнивать себя с блогером. Где-то она не успела убраться, на голове обычный хвостик и ноль макияжа, на активные игры с детьми не остается сил и времени. Появляется чувство стыда, вины и неполноценности из-за влияния эффекта.
В этой ситуации эффект ореола означает искаженное представление о реальных характеристиках и жизни инфлюенсера. Есть идеальная картинка в соцсетях, а есть реальная жизнь с разными ситуациями.
Эффект ореола в маркетинге и рекламе
Маркетинговые стратегии, где гало-эффект оказывает влияние на покупателей:
- 1
- Известный бренд выпускает одежду люксового сегмента и решает запустить продажу парфюма
-
Покупатели автоматически переносят положительную репутации бренда, доверяя новому товару зонтичного бренда. Если покупатель доверяет компании, скорее всего он будет покупать и её новые продукты, заранее ставя высокую оценку качеству и долговечности продукта.
- 2
- В рекламе часто используют эффект гало
-
Бренды приглашают привлекательных для аудитории знаменитостей для рекламы. Люди подсознательно приписывают продукту те же качества, что есть у известной личности, которая его рекламирует.
- 3
- В маркетинге брендов важна красивая упаковка
-
Мы часто думаем, что продукт лучше, если он хорошо упакован.
Маркетологи используют психологические приемы, описанные выше, чтобы увеличить продажи. Важно понять психологию рынка и то, как положительные и негативные впечатления влияют на решение потребителя.
Мы подготовили серию бесплатных уроков, чтобы помочь вам разобраться в механизмах влияния и научиться принимать осознанные решения. Переходите по ссылке, чтобы получить ценные знания для жизни и своей профессии.
Так вы научитесь избегать ловушки маркетинговых стратегий и будете управлять своим вниманием и выбором.
Как бороться с эффектом ореола?
Данный феномен иногда имеет положительные последствия и помогает в жизни. Например, когда мы не стоим часами в магазине, чтобы купить продукты. Мы просто берем известный нам бренд или красивую упаковку.
Однако, в решении сложных вопросов это явление приводит к негативным последствиям.
«Бороться с когнитивными искажениями можно только в случае, если человек знает об их существовании и умеет распознавать проявления этих искажений.»
Даниэль Канеман, психолог и нобелевский лауреат.
Осознанность и критическое мышление: как распознать влияние ореола
Важно развивать критическое мышление, задавать себе вопросы и искать дополнительные факты перед тем, как принять окончательное решение.
Когда вы принимаете решение, ориентируйтесь не только на первое впечатление. Обратите внимание на свои мысли и чувства, посмотрите на ситуацию с разных сторон, изучите положительные и отрицательные качества.
Техники оценки людей и явлений без предвзятости
Чтобы не ошибаться в суждениях, важно смотреть на людей и вещи с разных сторон, избегая когнитивные искажения. Учитывайте реальные факторы и не спешите с выводами. Так вы будете принимать более взвешенные решения.
Эффект ореола в психологии общения часто формирует наше мнение о людях, и это явление управляет нами.
Практические рекомендации, чтобы бороться с проявлениями эффекта гало:
- Создайте список факторов (например, навыки, опыт, личные качества) и оценивайте человека или явление по ним, а не по одному яркому качеству;
- Собирайте информацию из разных источников. Не основывайте свои суждения только на рекламе или мнении знакомых: при выборе сумки обратите внимание не только на бренд, а из какого материала она создана, насколько качественные швы и фурнитура, какие отзывы собрал товар;
- Спросите мнения других людей, чтобы увидеть ситуацию с разных сторон;
- Применяйте шкалу для оценки разных аспектов, чтобы избежать чрезмерных эмоций и поспешных выводов;
- Оценивайте действия человека, а не его внешность или первое впечатление. Поведение и конкретные действия чаще всего говорят больше;
- Оцените последствия своего выбора. Если ваше решение было принято под воздействием эффекта ореола, это приводит к нежелательным результатам;
- Будьте наблюдателем. Чтобы избавиться от гало-эффекта, посмотрите на ситуацию со стороны. Насколько обоснованы действия и мысли главного героя (вас)?
Например, представьте, что вы встретили нового коллегу, который сразу произвел положительное впечатление — он дружелюбный, может помочь всем. Применяя критическое мышление, вы начинаете замечать, что он часто опаздывает и не выполняет свою работу вовремя. Эффект ореола в общении с коллегой не будет влиять на ваше восприятие.
Понимая психологическую основу явления, вы можете быстрее научиться анализировать ситуацию более объективно.
Заключение
Эффект ореола в психологии — это явление, которое заставляет нас судить о людях или вещах, основываясь только на одном ярком впечатлении. Это приводит к неправильным выводам и предвзятости.
Важно осознавать, как этот психологический эффект влияет на нас, чтобы принимать более обоснованные решения. Если мы научимся смотреть на вещи с разных сторон и не полагаться только на первое впечатление, это поможет нам быть более объективными и избегать проявления данного феномена.
Проанализируйте, как ваш внешний вид, улыбка и манеры влияют на создание положительного мнения. И сделайте так, чтобы влияние ореола распространялось в вашу пользу.