Амансио Ортега

Он не окончил среднюю школу, но сумел создать бизнес-империю и стать самым богатым человеком в Испании. Сейчас Амансио Ортеге 81 год, он по-прежнему живет на берегу Атлантики в родной Ла-Корунье, где больше 40 лет  назад открыл свой первый магазин. 

И хотя теперь он экс-председатель правления компании Inditex, для которой Zara — ведущая торговая сеть, он по-прежнему довольно часто обедает в столовой фабрики, которая находится неподалеку в Артейхо. Старожилы компании утверждают, что более всего Ортега трепетно относился к подбору кадров — не спешил брать на работу, а вот бездельников увольнял легко. Несмотря на размеры компании, Амансио Ортега до последнего времени контролировал максимум процессов — от поиска идей новых моделей до обучения продавцов-консультантов.

Собственная инновационная бизнес-схема

Цикл выпуска одежды — разработка дизайна, лекал, поиск, закупка и покраска тканей, моделирование, пошив, доставка в торговые точки — занимает в среднем восемь месяцев. В компании Zara этот процесс обычно происходит за две недели. Чтобы сократить время в 12 раз, Амансио Ортега сделал ставку на команду: в штате только дизайнеров примерно 400 человек (и главного нет, внутренняя иерархия очень условна), каждый из которых имеет право голоса. Но главное — основатель Zara сразу отказался от дешевой рабочей силы за рубежом. До сих пор 60% продукции производят в Испании, Португалии и Марокко. Это позволило не только сильно сократить расходы на логистику, но при необходимости очень быстро менять ассортимент — снимать с производства непопулярные модели, переделывать, дорабатывать и в сжатые выпускать новые. Ортега и его команда фактически совершили революцию в модном производстве. А новая бизнес-схема получила название «моментальная мода».

Высокий уровень посещаемости

В 90-х европейские журналисты обозначили привычку покупателей регулярно ходить в Zara как «Zara-манию». А в 2000-х посчитали, что, в то время как в другие магазины среднего ценового сегмента потенциальные покупатели заходят в среднем четыре раза в год, в Zara — около 17! Причина проста — регулярное и очень частое обновление товарного ряда.

Минимальные затраты на рекламу

В отличие от конкурентов в Zara с самого начала поставили на маркетинг, а не на рекламу. Главные люди в компании — это дизайнеры и аналитики. Собственно, каждый, кто работает в Zara, будь то дизайнер или продавец-консультант, имеет среди прочих функций эту — наблюдать и делать выводы. Любую вещь запускают в производство лишь после окончательной визы маркетолога, который обосновывает свой выбор результатами анализа рынка, что является еще одной причиной успеха бренда.

Постоянный анализ рынка

Мировые бизнес-аналитики утверждают, что H&M тратит 4% своей прибыли от продаж на рекламу, а у Inditex выделен бюджет только на маркетинг в социальных сетях. Раз в две недели на сайте Zara появляются фотографии новых коллекций, сделанные в Артейхо. Компания использует данные онлайн-продаж, чтобы понять, чего хотят покупатели, а также активно рассматривают все жалобы и предложения покупателей розницы — данные из магазинов регулярно поступают в главный офис Zara.

Демократичные цены

 

Модное пальто в сезон в магазинах стоит не больше 200 долларов. Однако если нетрудно найти магазины с подобной ценовой политикой, то ассортимент, который предлагает Zara, более чем актуален. Если помнить, что компания очень грамотно использует общие модные идеи, фактически списывая тенденции с мировых в прямом эфире, то выгода модниц очевидна. «То, что хорошо одеваться могли только богатые дамы, всегда казалось мне несправедливым», — говорил Ортега.

 

Всегда в тренде

Ортега никогда не скрывал, что модели его бренда похожи на дизайнерские. Когда у представителей компании появилась возможность, они стали ездить на модные показы по всему миру и фактически срисовывали модели. Компанию упрекали в плагиате не раз, но в Zara уверены, что «не копируют, а улавливают модные тенденции и используют общие идеи».

Клиентоориентированность

Zara функционирует по системе корпорации с прочными семейными устоями, поэтому рождает свою философию и следует ей. Каждый сотрудник магазина в любой точке мира знает наизусть и каждый день применяет на практике «Главные шесть». Так называется список фундаментальных правил общения с клиентом. Вот он:

  • всегда работайте с приятным выражением лица;
  • улыбайтесь за кассой;
  • держите в руках ручку;
  • менеджер должен быть более других заинтересован в клиентах;
  • примерочные — важная точка в процессе продаж;
  • во всем магазине важно проявлять терпение.

Самодостаточность

Zara — вертикально интегрированная сеть розничной торговли. То есть без привлечения сторонних компаний в рамках одного предприятия вещь проходит полный цикл — компания занимается дизайном, производством и реализацией собственной продукции.

Постоянный рост

«Даже когда я был никем и у меня практически ничего не было, я мечтал о развитии и росте. Мы никогда не почивали на лаврах и не выбирали легких путей. Оптимизм может быть очень негативной эмоцией. Нужно рисковать! Каждый день появляются новые идеи, и у нас нет никаких предустановленных планов. Рост — это механизм выживания. Без роста компания умирает», — уверен Ортега. Первая Zara открылась в 1975 году в Ла-Корунье, а в 1980-х точки сети были уже по всей Испании. В 1988 году он открыл первый магазин Zara в Португалии, в 1989-м — в Нью-Йорке, а в 1990-м — в Париже. В России первая Zara появилась в 2003 году. Сейчас более 2000 магазинов на всех континентах делают Zara одной из самых крупных розничных сетей по продаже одежды в мире.